Конспект урока "Работа над концертным исполнением пьес"
Конспект открытого занятия по фортепиано с учащейся 7-го класса .
ТЕМА: «Подготовка к концертному исполнению пьес»
Оформление помещения - два фортепиано, стулья, подставки.
Цель урока: работа над пьесами «Ноктюрн» Д. Фильда, «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева.
Развитие образного музыкального мышления ребенка через исполнение разнохарактерных пьес, развития умения концентрироваться, перестраиваться, развития эмоциональной выносливости и выносливости внимания для исполнения нескольких пьес по порядку на конкурсе, работа над совершенствованием исполнительского мастерства; освоение приёмов, которые обеспечат стабильную и качественную игру в быстром темпе; умение перестраиваться, играть подряд пьесы разного характера, умения углубляться в детали при работе над небольшими отрывками и абстрагироваться при исполнении целиком.
Задачи:
Обучающие: связать имеющиеся представления о музыкальных стилях, романтизме и неоклассицизме, с индивидуальными стилями композиторов и особенностями конкретно исполняемых произведений. Развивать стремление, умение видеть за каждой музыкальной фразой чувство или образ, развивать способность понимать музыкальный язык и выполнять различные музыкальные и технические задачи (различные штрихи, фразировку, дифференцированные планы фактуры и т.д.), исходя из первичного представления об образе, который должен получиться.
Развивающие: развивать способность свободно музицировать и самовыражаться, раскрываться эмоционально при игре кантилены, развивать технические возможности учащейся: умение играть в быстром темпе, эффективно распределять отдых и напряжение, играть свободной рукой, развивать координацию при выполнении разных штрихов одновременно правой и левой руками, тактильную память при игре скачков, умение играть различные виды staccato и legato, делать фразировку разными руками в разное время; умение разграничивать мелодию и аккомпанемент; умение думать одновременно о нескольких задачах, умение думать вперед, т.е. развитие внимания, умение чувствовать форму, мыслить большими отрывками, умения самой выбирать стратегию для решения технических и художественных задач и ставить эти задачи. Развивать способность видеть чувства и образы за музыкальными мотивами и понимать драматургию произведения, развивать умение эмоционально играть, умение общаться со зрителем и выражать себя через музыку. Развивать выносливость, исполнять подряд всю программу.
Воспитательные: воспитывать художественный вкус, эстетическое чувство; умение понимать композитора, способность видеть художественный образ, воспитывать потребность искать красивый звук, сбалансированное звучания фактуры; воспитывать целеустремленность, внимательность, трудолюбие, активность, дисциплинированность. Воспитывать любовь к тонкому исполнению и детализации.
Предполагаемый результат занятия:
После окончания занятия обучающаяся будет:
ЗНАТЬ: что образ первичен, видение образа делает исполнение выразительным и осмысленным; знать, что нужно образ ярко и эмоционально преподносить; знать о новых приемах игры и способах достижения желаемого результата.
УМЕТЬ: исполнять пьесы более органично, эмоционально, стабильно, успевать выполнить в пьесе больше задач, перестраиваться.
Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.
Форма организации учебного занятия: индивидуальное занятие.
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
• словесный метод (рассказ, объяснение, беседа);
• наглядный метод (показ);
• практический метод (выполнение работы).
Материально-техническое обеспечение учебного занятия:
• фортепиано;
• ноты;
Структура занятия:
I.Организационный этап (15 минут). Исследование, изучение эмоционального состояния ребенка на текущий момент. Внесение корректив.
Разыгрывание.
Педагог предлагает разыграться, работая над этюдом №5 К. Черни op.299.
Сначала ученица целиком играет 5 этюд и сама оценивает, над чем нужно работать. В этом этюде сначала требуется умение ровно играть поднимающиеся гаммообразные пассажи в объеме октавы, выравнивать каждую гамму, представляя, как будто удлиняется первый звук, и из этих первых звуков в свою очередь складывается мелодия, которую слушатель, собственно, и должен уловить, то есть умение среди обилия нот увидеть крупные «детали» и их организацию. При игре мы видим стандартные проблемы: подкладывание первого пальца, быстрый перенос руки, сохранение разворота руки. Нужно следить за целостностью мелодии. Чтобы пальцы работали независимо.
Наташе предлагается играть отдельно правую, то есть играющую мелодию, руку, делая смысловые акценты на первые звуки в гаммах, мысленно пропевая эти первые звуки, пока играется весь пассаж, отдельно сыграть «метамелодию», которая получилась, чтобы слышать ее внутренним слухом и интуитивно хотеть воспроизвести. В разложенных аккордах на staccato в левой руке была поставлена задача слушать бас и цепко играть аккорд. Также для исполнения этюда были поставлены художественные задачи: увидеть в равномерном циклическом движении какой-то образ, прялку или мельницу, или журчащий ручеек и играть, представляя этот образ.
Организационный этап достаточно длительный, но после него руки хорошо разыгрываются, добиться в дальнейшем хорошего звука проще, чем если будешь работать сразу непосредственно над пьесой.
II. Этап повторения и проверка домашнего задания.
1.Начинаем работу над пьесой Д. Фильда - «Ноктюрн» (15 минут).
Педагог просит исполнить пьесу целиком, оценивает ее состояние.
Технически пьеса практически выучена, но играется недостаточно выразительно, довольно однообразно. Педагог просит играть отдельно руками. В левой мягко выделяя бас и очень тихо и плавно соединяя звуки в последующей фигурации, трудность здесь представляют скачки и смена направления движения, что провоцирует появление нежелательных акцентов.
В пьесе требуется сильно разделить по громкости и силе прикосновения игру в правой и левой. Чтобы мелодия «парила», левую следует играть значительно тише правой, причем при одновременном звучании следует добиваться, что бы звуки левой руки «обволакивали» звучание правой, этого следует добиваться в медленном темпе. Также, анализируя мелодию, мы с ребенком сравниваем фразы и ищем отличия и их смысл, например, первая фраза заканчивается на пятой ступени, а вторая-на первой. Из этого следует, что первая фраза имеет вопросительную интонацию, движении не останавливается, мысль не закончена, а вторая фраза-небольшое заключение.
Таким образом, педагог добивается более длинной фразировки в исполнении ученицы.
Внимание также было уделено второй части ноктюрна, где появляется импровизационное вариантное начало, ведь даже одну мысль человек не может думать полностью одинаково в разные моменты времени. Здесь трудность доставляют сложные ритмические рисунки, в которых одновременно сочетаются дуоли и триоли, либо триоли и квартоли, что еще более сложно, эти отрывки не получаются при самостоятельных занятиях, на каждом уроке мы их учим, сначала проследив, где какая рука вступает по времени, а потом, стараясь прослушать по очереди в каждой руке ее мелодический рисунок.
Педагог спрашивая ученицу о стиле «романтизм» и его чертах. Вспоминаем, что романтизм направлен к внутреннему миру человека, его чувствам, для него характерно обращение к фантастическим образам, действие часто происходит в далеких экзотических странах, в музыке большое распространение получает жанр миниатюры. В частности, жанр «ноктюрн», ночная песня, был придуман самим Джоном Фильдом, автором этого ноктюрна, а в дальнейшем популяризован Фридериком Шопеном. Делаем выводы, какие черты романтизма в исполняемом ноктюрне: воспевание красоты ночной природы, обращение ко внутреннему миру человека, созерцающему природу, отождествление необъятности ночного неба и души человека и т.д.
2.Работа над пьесой С.Прокофьева - «Шествие кузнечиков» из «Детской музыки» (15 минут).
Когда играешь эту пьесу, нужно чувствовать сказочный колорит и характерность. Ведь такое шествие может быть либо в сказке, либо в фантазии ребенка, может быть, сам Прокофьев в детстве представлял это шествие летом в «Сонцовке». Для музыки Прокофьева характерны непривычные для классического уха терпкие острые созвучия, часто в ней используются юмористические приемы, ведь проводится аналогия между шествием кузнечиков и шествием людей, и кузнечики кажутся милыми и забавными, и кузнечики копируют людей, также как дети копируют взрослых, чувствуя себя важными, они кажутся милыми со стороны. В музыке здесь мы говорим о звукоизобразительности. В мелодии пунктирный ритм и порывистые скачки изображают прыжки кузнечиков, когда играешь эту пьесу, нужно внутренним зрением увидеть этот прыжок и подготовку к нему на физиологическом уровне почувствовать его. Очень важно не делать лишних акцентов в первой фразе. В средней части тема «прыжков» развивается, мелодия в правой руке имеет большой диапазон, на ее фоне размашистая левая постоянно совершает скачки от баса к аккорду. Это место доставляет известную техническую трудность, в работе над ним педагог просил ученицу играть отдельно руками с закрытыми глазами, развивая тактильную память. При игре двумя руками следует эффективно распределять внимание, а также руководствоваться тактильной памятью.
Конечно, для такой игры нужен опыт, который мы и приобретаем на наших уроках.
В конце урока педагог просит ученицу еще раз сыграть пьесу целиком и оценить, что получилось, что не получилось.
3. Заключение:
В наших пьесах уже многие поставленные задачи получаются, поэтому наступает момент, когда мы больше говорим не о технике, а об образе, потому что именно образ рождает художественное произведение. С помощью образов композитор выражает свои чувства и общается со слушателями. Думать об образе очень интересно, потому что, когда ты понял, о чем произведение, ты начинаешь играть осмысленно, и произведение начинает звучать как бы отдельно от исполнителя, слушатель в таком случае «верит» тебе. Это называется «уровень произнесения авторского текста». Хочется верить, что у нас он будет постепенно расти.