Урок «Организация работы над осмыслением нравоучительного сюжета художественного произведения на примере сказки-пьесы С.Я. Маршака»
Колосова Ольга Валерьевна
Чтение и развитие речи 6 класс
Тема урока: Обобщение по теме «С. Маршак «12 месяцев»»
Цель: Создание условий для обобщения и систематизации знаний по теме: «С.Я. Маршак «12 месяцев»
Задачи:
Учить детей давать характеристику героям сказки. Организовать работу над осмыслением нравоучительного сюжета (чему учит сказка). Отрабатывать навыки выразительного чтения.
Корригировать и развивать мышление на основе работы с текстом, с помощью упражнений в анализе и синтезе, сравнении и противопоставлении.
Воспитывать искренность, доброту, вежливость, трудолюбие, готовность прийти на помощь.
Урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование: Корзина, подснежники, ноутбук, проектор, карточки с названием качеств личности, посох, презентация powerpoint, интерактивная доска.
Организационный момент (организация начала урока). Цель: Организовать класс на работу.
|
||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
Выполнение инструкции учителя Желающий ученик называет первый месяц и последующий, после чего садится. И так до последнего ученика.
Ответы учащихся.
|
Инструкция учителя - Начнем наш урок с игры, которая называется «Снежный ком». - Первый человек называет первый месяц в году. Второй называет первый месяц и последующий, третий называет первый, второй и последующий месяц. И так до последнего человека. Вы должны быть внимательны и показать, какая хорошая у вас память. Учитель называет первый месяц. Коррекционное упражнение «Месяцы рассыпались» - Работаем в группах. Перед вами названия месяцев. Расположите их в правильном порядке. - Ребята, скажите, где мы в последнее время чаще всего встречали названия месяцев? |
Первыми отвечают более слабые учащиеся. Слайд 1
Слайд 2
|
Постановка цели и задач урока Цель: Учить детей планировать свою деятельность. |
||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
|
Упражнение «Ассоциации» Показ - В каком произведении встречается этот предмет? - Для чего использовалась корзина в сказке? - Вот и мы сегодня будем собирать в корзинки подснежники. Только собрать их будет так же нелегко, как и падчерице в сказке. Я буду раздавать их только за правильные ответы, за активность на уроке. Коррекционное упражнение «Имя писателя» - Перед вами имена, отчества и фамилии. Выберите те, которые принадлежат писателю, который написал сказку «Двенадцать месяцев» Коррекционное упражнение «Портрет писателя» Найдите портрет писателя, произведение которого мы прочитали к уроку. Назовите остальных писателей. Слово учителя - Самуил Яковлевич Маршак считал, что книга учит нас жить, и очень хотел, чтобы дети любили читать книги. Добрую сказку помню я с детства, Хочу, чтобы сказку запомнил и ты. Пусть подкрадётся к самому сердцу И зародится зерно доброты. - Эти строки были посвящены вам и другим ребятам . Писатель был очень горд, что современные дети тоже читают его произведения. - Сегодня на уроке мы вспомним содержание сказки-пьесы, дадим характеристику главным героиням, выясним, чему учит нас сказка Маршака. |
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6 |
Обобщение и систематизация учебного материала Цели: Обобщить и систематизировать, закрепить и расширить знания по сказке-пьесе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Способствовать обогащению словарного запаса учащихся, развивать память, мышление, внимание. Прививать интерес к чтению, воспитывать доброе отношение к людям. |
||
Речевая разминка. Цель: Отработать четкость произношения, работать над интонационным строем речи. Дама сдавала в багаж: |
||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
Ученики внимательно слушают и следят.
Ученики читают стихотворение в полголоса. Ученики читают стихотворение вслух в хором. Желающие ученики читают отрывок.
Дети совместно с педагогом проговаривают отрывок с вопросительной интонацией с ударением на слово «дама». Дети совместно с педагогом проговаривают отрывок с утвердительной интонацией с ударением на слово «дама». Учащиеся с помощью инструкции учителя проговаривают предложение с вопросительной и утвердительной интонацией.
Один ученик произносит отрывок с вопросительной интонацией с ударением на слове «сдавала».
Другой ученик произносит отрывок с утвердительной интонацией с ударением на слове «сдавала».
Один ученик произносит отрывок с вопросительной интонацией с ударением на слове «в багаж».
Другой ученик произносит отрывок с утвердительной интонацией с ударением на слове «в багаж».
Ответы учащихся. |
Инструкции учителя - Самуил Яковлевич написал много произведений для детей. - Перед вами отрывок из стихотворения «Багаж». Прослушайте его.
- Прочитайте его самостоятельно в полголоса. - Прочитаем стихотворение вслух хором. - Кто желает прочитать отрывок выразительно?
Игра «Вопрос – ответ» - А теперь произнесем отрывок с вопросительной интонацией с ударением на выделенное слово. Показ учителя -Послушайте, как это делаю я. - Теперь произнесем отрывок с утвердительной интонацией с ударением на выделенное слово. Показ учителя
- Попробуйте самостоятельно в парах.
- А теперь делаем акцент на слове «сдавала».
- Потренируйтесь в парах.
-Произнесите отрывок с вопросительной интонацией с ударением на слово « багаж» и прочитайте отрывок утвердительно с ударением на слово « багаж»
Игра «Самый быстрый» - Прочитайте отрывок, как скороговорку.
- Итак, это был отрывок из стихотворения С. Маршака «Багаж». А мы продолжаем работу над сказкой-пьесой, которая называется как? Ребята, почему это непросто сказка, сказка-пьеса? |
Отрывок помещен на доску. Слайд 7
Слайд 8 Дама сдавала в багаж?
Дама сдавала в багаж!
Слайд 9 Дама сдавала в багаж?
Дама сдавала в багаж!
Слайд 10 Дама сдавала в багаж?
Дама сдавала в багаж!
Слайд 11
|
На доске даны слова, записанные в два столбика, нужно к каждому слову подобрать правильное значение.
Желающий ученик на доске располагает предложенные учителем иллюстрации по порядку.
Распределяют роли и читают по ролям.
Учащиеся заполняют таблицу прилагательными. Называют лишнее прилагательное, объясняют, почему это прилагательное лишнее.
Называют качества, полученные из прилагательных.
Ответы учащихся.
|
- Откройте учебники на с.118
2. Словарная работа Ребята, давайте вспомним значение слов, которые мы узнали, читая сказку: мачеха не сердись падчерица поваленное дерево не гневайся большая толстая палка с наконечником посох неродная дочь валежник неродная мать
3. Коррекционное упражнение «Картинная последовательность» - Перед вами иллюстрации из сказки. Расположите их в правильной последовательности.
4. Чтение по ролям - Найдите в тексте отрывок наиболее подходящий к первой иллюстрации. Читаем по ролям.
5. Коррекционное упражнение «Характеристика героинь»
- Перед вами таблица и набор прилагательных. Для левого столбика таблицы выберите прилагательные, характеризующие падчерицу, для правого – прилагательные, характеризующие дочку. - Какое прилагательное лишнее? Почему? - Пользуясь прилагательными, назовите качества, которыми обладала падчерица. Приветливая – приветливость Добрая – доброта… И т.д. - Как вы думаете, надеялись ли мачеха и её дочь, что падчерица вернётся домой с подснежниками? Докажите. |
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
На доске вывешиваются слова
|
Физкультминутка "Мы повесим шарики" Цель: Снять усталость и напряжение. - Ребята, накануне какого праздника произошли события сказки? - А перед новым годом принято наряжать ёлку. Давайте нарядим её. |
||
Желающий ученик зачитывает отрывок с описанием зимнего леса.
Ответы учащихся
Слушают отрывок муз.произведения
Называют цвета красок, которыми бы нарисовали картину зимнего леса.
Ребята, готовившие чтение наизусть, выходят к доске, декламируют стихи, передавая посох. Остальные узнают месяцы по словам.
Распределяют слова персонажей и читают по ролям.
Ответы детей
Вставляют пропущенные слова в пословицы. Зачитывают.
|
6. Выборочное чтение – На с. 122 найдите описание зимнего леса, того самого, куда послали злая мачеха и капризная её дочка падчерицу. - Какие чувства вы испытали, читая отрывок? – Ребята, автор с помощью слов показал нам лес, помог прочувствовать всю безысходность ситуации. А какие виды искусства еще могут передать настроение, описать природу? (музыка, изобразительное искусство) – Предлагаю прослушать отрывок из музыкально произведения Антонио Вивальди «Времена года. Зима» – Помогает музыка более явно представить холодный лес? – Представьте, что вы художники. Какие бы краски вы использовали для рисования этого зимнего, ночного леса?
7. Чтение наизусть – Ребята, которым было задано на дом: выучить отрывки наизусть, выходят к доске, рассказывают. Остальные должны узнать месяцы по их словам.
8. Выборочное чтение по ролям - Найдите в тексте на с. 128: - Почему январь и другие месяцы помогли падчерице? - Нашли? А давайте сначала посмотрим отрывок из мультфильма, понаблюдаем за интонациями героев и постараемся воспроизвести их при чтении. - Как вы думаете: если бы падчерица была другой – грубой, злой, неприветливой - помогли бы ей месяцы?
9. (резервное задание) Работа с пословицами
Январь – году начало, зиме середина. Февраль силён метелью, март капелью. Март с водой, апрель с травой. - Всем известно, что русский народ очень мудрый: Всё видит, всё примечает и сочиняет пословицы. В этих коротких изречениях приметы месяцев. Впишите названия месяцев и прочитайте получившиеся пословицы. |
с.122
аудиофрагмент
Посох
с. 128
Видеофрагмент
карточки |
Подведение итогов и оценка знаний учащихся. Цели: Подвести итог урока и оценить учащихся. Учить детей анализировать свою деятельность. |
||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
Ответы учащихся
Дети прикрепляют подснежник напротив соответствующего, по их мнению качества.
|
- Итак, с какой сказкой Маршака познакомились? - Кто главная героиня сказки? - Какими качествами обладала падчерица?
Коррекционное упражнение «Самооценка» - Скажите, пожалуйста, а какими из этих качеств обладаете вы? - Подумайте, какие из этих качеств вам еще необходимо развивать? Прикрепите подснежник напротив этого качества. - Посчитайте, сколько подснежников вам удалось собрать? - А давайте-ка поместим их вот в эту большую корзину. Посмотрите, как много подснежников мы насобирали.
- Это говорит о том, что вы все очень активно участвовали в работе урока, правильно отвечали на вопросы, читали без ошибок. Молодцы! Оценивание |
Слайд 15
На доске
Отмечаю ребят, собравших наибольшее количество подснежников. |
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель: Сообщить и разъяснить домашнее задание. |
||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
|
Инструкция учителя.
- Ребята, мы прочитали сказку в сокращении. Вы можете прочитать ее полностью. Для этого нужно взять книгу в библиотеке.
- Я очень довольна вашей работой! Спасибо за урок!
|
Показ книг
|