12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга151
Россия
3

Урок «Организация работы над осмыслением нравоучительного сюжета художественного произведения на примере сказки-пьесы С.Я. Маршака»

Колосова Ольга Валерьевна

Чтение и развитие речи 6 класс

Тема урока: Обобщение по теме «С. Маршак «12 месяцев»»

Цель: Создание условий для обобщения и систематизации знаний по теме: «С.Я. Маршак «12 месяцев»

Задачи:

Учить детей давать характеристику героям сказки. Организовать работу над осмыслением нравоучительного сюжета (чему учит сказка). Отрабатывать навыки выразительного чтения.

Корригировать и развивать мышление на основе работы с текстом, с помощью упражнений в анализе и синтезе, сравнении и противопоставлении.

Воспитывать искренность, доброту, вежливость, трудолюбие, готовность прийти на помощь.


 

Урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование: Корзина, подснежники, ноутбук, проектор, карточки с названием качеств личности, посох, презентация powerpoint, интерактивная доска.

 

Организационный момент (организация начала урока).

Цель: Организовать класс на работу.

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Выполнение инструкции учителя

Желающий ученик называет первый месяц и последующий, после чего садится. И так до последнего ученика.

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

Инструкция учителя

- Начнем наш урок с игры, которая называется «Снежный ком».

- Первый человек называет первый месяц в году. Второй называет первый месяц и последующий, третий называет первый, второй и последующий месяц. И так до последнего человека. Вы должны быть внимательны и показать, какая хорошая у вас память.

Учитель называет первый месяц.

Коррекционное упражнение «Месяцы рассыпались»

- Работаем в группах. Перед вами названия месяцев. Расположите их в правильном порядке.

- Ребята, скажите, где мы в последнее время чаще всего встречали названия месяцев?

 

Первыми отвечают более слабые учащиеся.

Слайд 1

 

 

 

 

Слайд 2

 

Постановка цели и задач урока

Цель: Учить детей планировать свою деятельность.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 

Упражнение «Ассоциации»

Показ

- В каком произведении встречается этот предмет?

- Для чего использовалась корзина в сказке?

- Вот и мы сегодня будем собирать в корзинки подснежники. Только собрать их будет так же нелегко, как и падчерице в сказке. Я буду раздавать их только за правильные ответы, за активность на уроке.

Коррекционное упражнение «Имя писателя»

- Перед вами имена, отчества и фамилии. Выберите те, которые принадлежат писателю, который написал сказку «Двенадцать месяцев»

Коррекционное упражнение «Портрет писателя»

Найдите портрет писателя, произведение которого мы прочитали к уроку. Назовите остальных писателей.

Слово учителя

- Самуил Яковлевич Маршак считал, что книга учит нас жить, и очень хотел, чтобы дети любили читать книги.

Добрую сказку помню я с детства,

Хочу, чтобы сказку запомнил и ты.

Пусть подкрадётся к самому сердцу

И зародится зерно доброты.

- Эти строки были посвящены вам и другим ребятам . Писатель был очень горд, что современные дети тоже читают его произведения.

- Сегодня на уроке мы вспомним содержание сказки-пьесы, дадим характеристику главным героиням, выясним, чему учит нас сказка Маршака.

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

Слайд 6

Обобщение и систематизация учебного материала

Цели: Обобщить и систематизировать, закрепить и расширить знания по сказке-пьесе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Способствовать обогащению словарного запаса учащихся, развивать память, мышление, внимание. Прививать интерес к чтению, воспитывать доброе отношение к людям.

Речевая разминка.

Цель: Отработать четкость произношения, работать над интонационным строем речи.

Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 

 

 

Ученики внимательно слушают и следят.

 

Ученики читают стихотворение в полголоса.

Ученики читают стихотворение вслух в хором.

Желающие ученики читают отрывок.

 

Дети совместно с педагогом проговаривают отрывок с вопросительной интонацией с ударением на слово «дама».

Дети совместно с педагогом проговаривают отрывок с утвердительной интонацией с ударением на слово «дама».

Учащиеся с помощью инструкции учителя проговаривают предложение с вопросительной и утвердительной интонацией.

 

Один ученик произносит отрывок с вопросительной интонацией с ударением на слове «сдавала».

 

Другой ученик произносит отрывок с утвердительной интонацией с ударением на слове «сдавала».

 

Один ученик произносит отрывок с вопросительной интонацией с ударением на слове «в багаж».

 

Другой ученик произносит отрывок с утвердительной интонацией с ударением на слове «в багаж».

 

 

Ответы учащихся.

Инструкции учителя

- Самуил Яковлевич написал много произведений для детей.

- Перед вами отрывок из стихотворения «Багаж». Прослушайте его.

 

- Прочитайте его самостоятельно в полголоса.

- Прочитаем стихотворение вслух хором.

- Кто желает прочитать отрывок выразительно?

 

Игра «Вопрос – ответ»

- А теперь произнесем отрывок с вопросительной интонацией с ударением на выделенное слово.

Показ учителя

-Послушайте, как это делаю я.

- Теперь произнесем отрывок с утвердительной интонацией с ударением на выделенное слово.

Показ учителя

 

 

 

 

- Попробуйте самостоятельно в парах.

 

- А теперь делаем акцент на слове «сдавала».

 

- Потренируйтесь в парах.

 

 

-Произнесите отрывок с вопросительной интонацией с ударением на слово « багаж» и прочитайте отрывок утвердительно с ударением на слово « багаж»

 

 

 

 

Игра «Самый быстрый»

- Прочитайте отрывок, как скороговорку.

 

- Итак, это был отрывок из стихотворения С. Маршака «Багаж».

А мы продолжаем работу над сказкой-пьесой, которая называется как? Ребята, почему это непросто сказка, сказка-пьеса?

 

Отрывок помещен на доску. Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

Дама сдавала в багаж?

 

 

Дама сдавала в багаж!

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

Дама сдавала в багаж?

 

Дама сдавала в багаж!

 

 

Слайд 10

Дама сдавала в багаж?

 

Дама сдавала в багаж!

 

 

Слайд 11

 

 

 

 

На доске даны слова, записанные в два столбика, нужно к каждому слову подобрать правильное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Желающий ученик на доске располагает предложенные учителем иллюстрации по порядку.

 

Распределяют роли и читают по ролям.

 

 

 

 

 

Учащиеся заполняют таблицу прилагательными.

Называют лишнее прилагательное, объясняют, почему это прилагательное лишнее.

 

 

 

Называют качества, полученные из прилагательных.

 

Ответы учащихся.

 

 

- Откройте учебники на с.118

 

2. Словарная работа

Ребята, давайте вспомним значение слов, которые мы узнали, читая сказку:

мачеха не сердись

падчерица поваленное дерево

не гневайся большая толстая палка с наконечником

посох неродная дочь

валежник неродная мать

 

3. Коррекционное упражнение «Картинная последовательность»

- Перед вами иллюстрации из сказки. Расположите их в правильной последовательности.

 

4. Чтение по ролям

- Найдите в тексте отрывок наиболее подходящий к первой иллюстрации. Читаем по ролям.

 

5. Коррекционное упражнение «Характеристика героинь»

 

- Перед вами таблица и набор прилагательных. Для левого столбика таблицы выберите прилагательные, характеризующие падчерицу, для правого – прилагательные, характеризующие дочку.

- Какое прилагательное лишнее? Почему?

- Пользуясь прилагательными, назовите качества, которыми обладала падчерица.

Приветливая – приветливость

Добрая – доброта…

И т.д.

- Как вы думаете, надеялись ли мачеха и её дочь, что падчерица вернётся домой с подснежниками? Докажите.

 

 

 

Слайд 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13

 

 

 

 

Слайд 14

 

 

 

Слайд 15

 

 

 

 

 

 

На доске вывешиваются слова

 

 

 

 

 

Физкультминутка "Мы повесим шарики"

Цель: Снять усталость и напряжение.

- Ребята, накануне какого праздника произошли события сказки?

- А перед новым годом принято наряжать ёлку. Давайте нарядим её.

 

Желающий ученик зачитывает отрывок с описанием зимнего леса.

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

Слушают отрывок муз.произведения

 

 

 

 

 

Называют цвета красок, которыми бы нарисовали картину зимнего леса.

 

Ребята, готовившие чтение наизусть, выходят к доске, декламируют стихи, передавая посох. Остальные узнают месяцы по словам.

 

 

Распределяют слова персонажей и читают по ролям.

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

Вставляют пропущенные слова в пословицы. Зачитывают.

 

 

6. Выборочное чтение

На с. 122 найдите описание зимнего леса, того самого, куда послали злая мачеха и капризная её дочка падчерицу.

- Какие чувства вы испытали, читая отрывок?

Ребята, автор с помощью слов показал нам лес, помог прочувствовать всю безысходность ситуации. А какие виды искусства еще могут передать настроение, описать природу? (музыка, изобразительное искусство)

Предлагаю прослушать отрывок из музыкально произведения Антонио Вивальди «Времена года. Зима»

Помогает музыка более явно представить холодный лес?

Представьте, что вы художники. Какие бы краски вы использовали для рисования этого зимнего, ночного леса?

 

7. Чтение наизусть

Ребята, которым было задано на дом: выучить отрывки наизусть, выходят к доске, рассказывают. Остальные должны узнать месяцы по их словам.

 

8. Выборочное чтение по ролям

- Найдите в тексте на с. 128: - Почему январь и другие месяцы помогли падчерице?

- Нашли? А давайте сначала посмотрим отрывок из мультфильма, понаблюдаем за интонациями героев и постараемся воспроизвести их при чтении.

- Как вы думаете: если бы падчерица была другой – грубой, злой, неприветливой - помогли бы ей месяцы?

 

9. (резервное задание) Работа с пословицами

 

Январь – году начало, зиме середина.

Февраль силён метелью, март капелью.

Март с водой, апрель с травой.

- Всем известно, что русский народ очень мудрый: Всё видит, всё примечает и сочиняет пословицы. В этих коротких изречениях приметы месяцев. Впишите названия месяцев и прочитайте получившиеся пословицы.

 

 

с.122

 

 

 

 

 

 

 

 

аудиофрагмент

 

 

 

 

 

 

 

Посох

 

 

 

 

с. 128

 

 

Видеофрагмент

 

 

 

 

 

 

карточки

Подведение итогов и оценка знаний учащихся.

Цели: Подвести итог урока и оценить учащихся. Учить детей анализировать свою деятельность.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

Дети прикрепляют подснежник напротив соответствующего, по их мнению качества.

 

 

 

 

 

- Итак, с какой сказкой Маршака познакомились?

- Кто главная героиня сказки?

- Какими качествами обладала падчерица?

 

Коррекционное упражнение «Самооценка»

- Скажите, пожалуйста, а какими из этих качеств обладаете вы?

- Подумайте, какие из этих качеств вам еще необходимо развивать? Прикрепите подснежник напротив этого качества.

- Посчитайте, сколько подснежников вам удалось собрать?

- А давайте-ка поместим их вот в эту большую корзину. Посмотрите, как много подснежников мы насобирали.

 

- Это говорит о том, что вы все очень активно участвовали в работе урока, правильно отвечали на вопросы, читали без ошибок. Молодцы!

Оценивание

 

Слайд 15

 

 

 

 

На доске

 

 

 

Отмечаю ребят, собравших наибольшее количество подснежников.

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель: Сообщить и разъяснить домашнее задание.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 

Инструкция учителя.

 

- Ребята, мы прочитали сказку в сокращении. Вы можете прочитать ее полностью. Для этого нужно взять книгу в библиотеке.

 

- Я очень довольна вашей работой! Спасибо за урок!

 

 

 

Показ книг

 

 

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.