Урок специального фортепиано «Работа над средствами музыкальной выразительности в кантиленной пьесе»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа города Вуктыла»
Методическая разработка урока специального фортепиано «Работа над средствами музыкальной выразительности в кантиленной пьесе»
Автор: преподаватель
по классу специального фортепиано
МБУДО «ДМШ г.Вуктыла»
Игнатьева Елена Римовна
Вуктыл 2020
Методическое сообщение
«… пение – это главный закон музыкального исполнения, жизненная основа музыки» (К. Н. Игумнов)
Современная методика обучения игре на фортепиано основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания начинающего пианиста. Согласно этим принципам, необходимо с первых уроков приобщать ребенка к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в смысл и строение произведения, работать над качеством звучания. Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале. Художественная сфера кантиленных произведений как нельзя лучше отвечает этим требованиям. При исполнении кантиленных произведений нужно стремиться максимально, приблизить звучание фортепиано к пению, к человеческому голосу. Одним из самых важных компонентов мастерства музыканта является владение им звуковой палитрой инструмента. Музыканту постоянно приходится искать пути преодоления ударной природы фортепиано. «Когда говорят, что пианист обладает выразительным, певучим звуком или мягким туше, то забывают, что впечатление зависит не столько от устройства руки или мягких подушечек на кончиках пальцев, но главным образом от манеры фразировать и от пластичности образа, переданного музыкой». Мастерство пластичной фразировки непосредственно связано с владением техникой кантилены.
Слуховой контроль играет здесь важнейшую роль для достижения качественной игры legato (легато – связно). Пальцы при этом располагаются очень близко к клавишам и могут даже к ним прикасаться. Кисть мягкая, но не разболтанная, в ней должно быть ощущение целенаправленной свободы. Палец мягко нажимает на нужную клавишу, заставляя её плавно погружаться до упора. Каждая последующая клавиша нажимается так же плавно, причём одновременно с нажатием очередной клавиши, предыдущая мягко возвращается в исходную позицию. При исполнении нажима пальцы как бы ласкают клавиши.
Ни один музыкант не может достичь высокого уровня исполнительского мастерства без овладения ФРАЗИРОВКОЙ. Членение музыки на фразы обусловлена самой сущностью музыкального произведения. В статье “ О музыкальном исполнительстве” А.Гольденвейзер так выразил свою мысль: “ Когда возникло музыкальное искусство, человек, прежде всего, исходил из того, что он делал своим голосом, - из пения и речи. Всякая музыка всегда была расчленена дыханием “. Определить членение моментом дыхания, естественное стремление к вершине внутри каждой фразы, то есть правильно определить в ней кульминационные точки, а также естественное интонационное и динамическое начало и спада фразы необходимо музыканту в работе над произведением:
Работа над звуком занимает центральное место в процессе обучения игре на фортепиано. Начало этой работы относится к первым шагам, а совершенство не имеет предела. Главное условие успешного решения звуковых задач, как элементарных, так и самых трудных, является развитие способности слышать музыкальную ткань.Способность слышать музыку во всем ее объеме зависит от музыкального воспитания, и в частности от слухового развития. Вкратце можно говорить о двух факторах музыкального воспитания, оказывающих непосредственное воздействие на решение звуковых задач:
Дослушивание звука до конца
Ощущение горизонтального движения и развития музыки
Исходя из этого, уже на первых уроках, когда ребенок играет упражнения на звукоизвлечение и постановку рук не обходимо научить его слушать до конца затухающий звук и ощущать ( «вести») его кончиком пальца, пока он длится. При переносе руки на другую клавишу через октаву ученик должен переносить не просто руку, но как бы «нести» звук. В результате складывается непрерывный процесс, состоящий из дослушивания и переноса. Живая рука, живые, активные пальцы – это необходимое условие при работе над кантиленой. Не ставить палец и руку на клавишу, а брать, извлекать звук; не выжидать и держать, а вести звук; не поднимать руку, а брать дыхание. Необходимо заметить, что основным недостатком в исполнении кантилены в большинстве случаев связано с недослушиванием звука и не достаточным ощущением движения мелодии. Если ухо не слышит звук до конца, то палец становится пассивным, рука расслабляется , и каждый последующий звук не выливается из предыдущего, а берется как бы заново, с помощью нового движения руки или кисти. Если ухо не слышит и не «ведет» звук, то и пальцы не получают необходимой команды мозга, следующий звук берется формально, отсутствует та неуловимая градация звуковой палитры, которая делает мелодическую линию осмысленно последовательной.
Одно из условий достижения кантилены заключается в слаженной работе «выразительных» пальцев, которые играя мелодию, как бы переступают, мягко погружаясь, словно в глубокий мягкий ковер. Отыгранный палец поднимается не рань, чем берется последующий звук, не спеша, не раньше, чем палец полностью погрузится в следующую клавишу. Пальцы ведут руку. Движение руки напоминает движение смычка, плавное, очерчивает контур мелодии. Взаимодействие пальцев и руки придает звукам глубину, а мелодии связность. Работа над звукоизвлечением, в той или иной степени, проводится с самого начала обучения, ребенок получает навыки взаимодействия руки пальцев, достижения глубины звука и связности с первых упражнений, при прохождении легких пьес таких, как: Д.Штейбельт «Адажио», Р.Шуман «Первая утрата», А.Тюрк «Ариозо», и т.д. Однако взаимодействие кончиков пальцев и руки этим не ограничивается. Живые кончики пальцев должны быть связаны со всей системой пианистического аппарата вплоть до корпуса. «Звук рождается в кончике пальцев, как цветок на конце растения». Но как цветок звук должен питаться «соками» изнутри, лишенный поддержки «изнутри», звук теряет глубину, певучесть, становится сухим и колючим (короткий рычаг).
Чрезвычайно важно научить любить хороший звук - полный, мягкий, сочный, стараться привить потребность в таком звучании. Как правило, у малоспособных учащихся, нет умения пользоваться возможностями фортепиано и собственными руками. Это умение достигается путем показа, объяснений, работы на уроках (а часто и на дополнительных уроках), внимательных домашних занятиях. Необходимо научить ребёнка опустить пальцы и руку в клавиши, в «рояль», хорошо почувствовать клавиатуру, как бы преодолевая ее сопротивление, прислушиваться к тому, как звучит инструмент.
В процессе работы над фортепианной кантиленой, при «вокализации» играющим на рояле инструментальных мелодических линий, в значительной мере организуется и совершенствуется мелодический слух. Именно в пьесах спокойных, требующих неторопливого движения легче начинать применять педаль, уделив особое внимание качеству звучания и самому процессу пользования педалью. В этой разработке изложены приёмы и методы работы над кантиленой, которые прошли многолетнюю апробацию и могут быть интересны преподавателям фортепиано. Цель данной методической работы-помочь преподавателям ДМШ и ДШИ научить детей любить и понимать кантиленную музыку, а также с удовольствием над ней работать.
Технологическая карта с методической структурой урока
Ф.И.О. учителя: Игнатьева Елена Римовна
Ф.И.О. учащегося: Пыстина Анастасия Ильинична
Класс: 3 класс Предмет: специальное фортепиано
Тема урока: Работа над средствами музыкальной выразительности в кантиленной пьесе.
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
1.) Содержательные: расширение понятийной базы учащейся за счёт включения нового понятия
2.) Предметные: формирование у учащейся навыков кантиленной игры, основ анализа средств музыкальной выразительности
3.) Воспитательные: развитие самостоятельности и творческого мышления.
Задачи:
1). Образовательные задачи:
- дать представление о музыкально-интонационных особенностях пьес кантиленного характера;
-расширить музыкально-теоретические представления обучающейся;
- дать понятие о разных тембровых красках и градациях звука;
-передать содержание музыки.
2). Развивающие задачи:
-работа над выразительным интонированием мелодической линии;
-развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемого музыкального произведения с тщательным слуховым контролем;
-работа над развитием мелодического слуха;
-развитие навыка координации движений и поиск нужного звукового соотношения мелодии и аккомпанемента в их одновременном звучании;
- развитие ритмической устойчивости и ладогармонического слуха.
3). Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство необходимости совершенствования культуры исполнения;
- воспитывать потребность в ассоциативном мышлении;
- активизировать интерес к занятиям на инструменте.
Планируемые результаты:
1.) Предметные: учащаяся умеет хорошо слушать себя, оценивать качество извлекаемого звука, работать над произведениями кантиленного плана
2.) Личностные: развитие познавательной деятельности, креативного мышления
3.) Метапредметные:_формирование у учащейся умения добывать знания из различных ресурсов, комплексного подхода к творческой работе
Используемые методы:
словесный;
наглядно - слуховой;
практический, показа;
анализа, обобщения;
эмоционально – познавательный;
здоровьесберегающие технологии.
Используемые ресурсы:
1. Методическая литература:
Крюкова.В.В., Музыкальная педагогика.- Ростов-на-Дону, "Феникс", 2002;
Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юного музыканта – С.Пб., Диамант, Золотой век, 1997;
Подвала В. «Давайте сочинять музыку!»- Киев: Музична Украина, 1988
Рокитянская.Т.А. "Воспитание звуком" - Ярославль: Академия развития. 2002;
Царева.Н.А. "Уроки госпожи Мелодии", Учебное пособие.- М.:"Артафон", 2000;
Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. К.,2001г.
Оснащение урока:
музыкальный инструмент (фортепиано);
ноутбук;
нотный материал;
дидактический материал (карточки), справочная литература.
2. Вид используемых на уроке средств ИКТ:
видео с сайта YouTube:
http://www.youtube.com/watch?v=mxHicyCHbtM
http://www.youtube.com/watch?v=tHAg3I7sYlI
http://www.youtube.com/watch?v=8BvuXQfjLaI
презентация, _иллюстрации с Интернет-сайтов:
http://borovik.ucoz.ru/_fr/0/6056510.jpg
http://ljplus.ru/img4/v/l/vladcoro/a020.jpg
http://900igr.net/datas/muzyka/Detskij-albom-CHajkovskogo/0004-004-CHajkovskij.jpg
http://i3.imageban.ru/out/2012/11/22/68a615b4afe7a6bab73870b942e1ccce.jpg
http://lizardbeak.blogspot.ru/2012/11/3.html
http://900igr.net/datas/muzyka/Pjotr-Ilich-CHajkovskij-Detskij-albom/0007-007-Volodja-Davydov.jpg
http://www.pln-pskov.ru/pictures/0591612210.jpg
http://54.img.avito.st/640x480/1441510954.jpg
3. Необходимое аппаратное и программное обеспечение: ноутбук
Технологическая карта учебного занятия
Основные этапы урока, продолжительность |
Задачи |
Планируемый результат |
Деятельность педагога |
Деятельность учащейся |
Музыкальный материал |
Оборудование |
|
Организационный 1 минута |
Создание условий для включения учащейся в активную познавательную деятельность |
Готовность учащейся к занятию |
Проверяет настрой учащейся к занятию, посадку за инструментом |
Приветствие, правильная посадка за инструмент. |
|
Фортепиано, подставка |
|
Этап проверки домашнего задания Игра гаммы. 4 минуты
|
Овладеть навыком игры гаммы. Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з. Выявить пробелы в знаниях. Определить причины возникновения затруднений вместе с учащейся. Устранить в ходе проверки обнаруженные неточности. |
Учащаяся закрепила аппликатуру мажорной гаммы, технические навыки владения мелкой техникой. |
Проверяет Д.З.: выучив считалку «Тон, тон, полутон, 3 тона, полутон», уметь построить мажорный звукоряд от любой клавиши. Проверяет пройденный материал: игра гаммы отдельными руками. Предлагает поучить аппликатуру гаммы по карточкам. |
Учащаяся строит мажорный звукоряд от разных клавиш одной рукой, выучивает аппликатуру мажорной гаммы в прямом движении по карточкам, контролирует аппликатуру гаммы.
|
Мажорный звукоряд, гамма До – мажор, Соль мажор, Ре мажор |
Фортепиано, информационные карточки |
|
Творчески-познавательный 5 минут |
Сочинить музыку по рисунку, опираясь на выработанные навыки игры аккордов и хроматической гаммы. Создание ситуации по применению знаний учащейся. |
Учащаяся пользуется знаниями на практике. |
Педагог проверяет Д.З.: выучить аккорды и хроматическую гамму в До - мажоре отдельными руками. Предлагает учащейся выполнить творческие задания, которые помогут ребёнку освоить и закрепить теоретический материал. Предлагает сочинить музыку по рисунку, применить при необходимости подтекстовку. |
Учащаяся играет аккорды в До мажоре отдельно каждой рукой, устраняя обнаруженные неточности, играет хроматическую гамму от До. Учащаяся сочиняет музыку по рисунку «Юла», используя элементы хроматической гаммы.
|
Аккорды и хроматическая гамма в До- мажоре Собственная импровизация. |
Фортепиано, карточка, тематический рисунок: методическое пособие «Давайте сочинять музыку!» |
|
Актуализация субъектного опыта учащейся. Открытие новых знаний. 10 минут |
Работа над разбором пьесы П.Чайковского «Сладкая грёза». Показ практической значимости, изучаемого материала.
|
Учащаяся знает, определение кантилены, имеет первоначальные навыки исполнения кантиленных пьес, певучего legato, умеет применять их на практике. |
Педагог включает учащуюся в определение цели и задачи урока; предлагает найти в «Музыкальном словарике»( Энциклопедия для юного музыканта) определение кантилены, объясняет основные принципы взятия певучего, «кантиленного» звука; задаёт вопросы на понимание теоретического материала; предлагает придумать упражнение для закрепления полученного навыка, организует творческую поисковую работу учащейся. Играет в ансамбле с учащейся второй голос полифонической фактуры. |
Учащаяся рассказывает сведения о композиторе, собранные самостоятельно. Слушает исполнение учителем «Сладкой грёзы П.Чайковского с целью пополнения своего слухового багажа. Проводит сравнительный анализ различного исполнения пьесы (в фортепианном и оркестровом вариантах) Исполняет фрагмент пьесы с листа (мелодию); читает «Музыкальный словарик»; демонстрирует понимание теоретического материала (определения и объяснения учителя); сочиняет небольшое упражнение (образ ласковый, мягкий); анализирует свою игру. |
Упражнение на плавное, кантиленное legato, основанное на секвенции |
Фортепиано, ПК, ИКТ: мультимедиа (видео с сайта YouTube), иллюстрации с Интернет-сайтов для создания презентации. Карточка с термином «СЕКВЕНЦИЯ» Энциклопедия для юного музыканта |
|
Физкультпауза 1 минута |
Создать условия для переключения видов учебной деятельности в режиме здоровьесбережения. |
Эмоционально- физическая разрядка. |
Педагог предлагает выполнить физические упражнения под музыку; аккомпанирует учащейся |
Ребёнок активно включается в мышечную гимнастику (упражнения для расслабления мышц спины, шеи, плечевого пояса, пальцев) |
Ритмичные произведения И.Штрауса С.Цфасмана |
|
|
Заключительный этап работы над произведением 10 минут |
Расширить кругозор, расширить эмоционально- чувственное восприятие, отработать приобретённые на уроке навыки. Обеспечить закрепление учащейся знаний и способов действий, которые ей необходимы для самостоятельной работы; обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления учащейся изученного материала, глубины его усвоения; создать условие для выявления индивидуальных способов закрепления учебного материала. |
Учащаяся учится анализировать свою и чужую игру, умеет эмоционально откликаться на информацию, исполнение более осмысленно, эмоционально. Учащаяся осмысливает роль П.И. Чайковского в мировой музыкальной культуре, имеет краткое представление о творчестве композитора. Умеет исполнять фрагмент пьесы (мелодию) с применением новых навыков.
|
Педагог предлагает просмотреть видеозапись и кратко проанализировать выступление, побуждает к высказыванию своего мнения; акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащейсяна уроке; стимулирует учащуюся на достижение положительного результата, создаёт ситуацию успеха. Предлагает создать визуальную презентацию о жизни и творчестве П.И. Чайковского, выделяя самые яркие моменты, которые учащаяся запомнила в процессе сбора материалов о композиторе. Оказывает помощь в создании презентации, даёт рекомендации. |
Учащаяся смотрит видео с исполнением пьесы«Сладкая грёза» Чайковского, высказывает своё мнение об игре учащейся; исполняет фрагмент данной пьесы каждой рукой, оценивает свою игру, что получилось, что нет, добивается положительных результатов. Участвует в беседе о создании презентации, посвящённой «Детскому альбому» Чайковского. |
Пьеса «Сладкая грёза» П.Чайковского
|
Фортепиано, мультимедиа (видео с сайта YouTube), компьютер, цветные иллюстрации с Интернет-сайтов, примерная презентация о творчестве П.И.Чайковского. Видео-файлы для вставки в презентацию (П.Чайковский «Сладкая грёза) |
|
Этап накопления впечатлений.
7 минут
|
Развить познавательную деятельность, чётко обозначить этапы самостоятельной работы по разбору новой пьесы кантиленного склада.
|
Учащаяся проявляет интерес и мотивацию на работу над новым произведением, умеет применять новые знания и приобретённые навыки в новом музыкальном материале. |
Исполняет новую пьесу, разбор которой задаёт на дом: Вальс «Под небом Парижа» (обр.В. Дмитриева), нацеливает на преодоление трудностей, объясняет ритмические группировки мелодии. |
Участвует в беседе-инструктажу Д/З. Слушает исполнение учителем Вальса «Под небом Парижа» с целью пополнения своего слухового багажа, эмоционально реагирует, выявляет интерес. |
Вальс «Под небом Парижа», автор неизвестен, обр.В.Дмитриева |
Фортепиано, видео с сайта YouTube |
|
Рефлексия 1 минута |
Самооценка, осознание учащейся значимости учебной деятельности, ситуация успеха. |
Создать условия для оценки собственной познавательной деятельности. Обеспечить усвоение учащейся принципов саморегуляции и самоконтроля. |
Педагог проводит беседу с учащейся: -Чему мы научились? - что больше всего понравилось делать? -Легко ли было? - Довольна ли собой учащаяся? Предлагает выбрать картинку, указывающую на психологическую самооценку ученицей результатов учебного занятия. |
Учащаяся отвечает на вопросы, формулирует конечный результат своей работы на уроке, осуществляет самооценку, самопроверку, предварительную оценку.
|
|
Показатели эмоциональной оценки результатов учебного занятия (Картинки со смайликами) |
|
Подведение итогов 1 минута |
Качественная оценка работы учащейся. Домашнее задание: мотивация деятельности учащейся по выполнению домашнего задания; инструктаж; Проверка понимания и способов выполнения д/з |
Создание ситуации успеха. Учитель организует беседу по уточнению и конкретизации плана самостоятельной домашней работы. |
Положительно оценивает деятельность учащейся. Намечает план самостоятельной домашней работы учащейся. Систематизирует совместно с учащейся направления домашней работы над пьесами «Сладкая грёза», «Под небом Парижа» |
Слушает, дополняет учителя, демонстрирует понимание целей и задач домашней работы. |
|
Запись в дневнике. |
Учитель: Здравствуйте, мы начинаем урок с ученицей 3 класса Пыстиной Анастасией. Тема занятия «Работа над средствами музыкальной выразительности в кантиленной пьесе».
Учитель: Итак, Настя, начнём наш урок, который, надеюсь, пройдёт плодотворно, мы к нему готовились. Как самочувствие? Давай хорошо сядем и разыграем игровой аппарат, пальчики должны «проснуться». Для начала несколько упражнений на правильную посадку и осанку.
Ученица правильно садится за фортепиано, выполняет упражнение на стуле «Мишка и солдатик» под счёт. Учитель: Мы с тобой знаем считалочку, помогающую построить мажорную гамму от любого звука, расскажи её! Ученица: Тон, тон, полутон, 3 тона, полутон. Учитель: Правильно, давай для начала сыграем гамму До мажор для образца, пользуясь считалкой и карточкой с аппликатурой. Ученица исполняет гамму До мажор каждой рукой, пользуясь карточкой с аппликатурой. Учитель: Теперь давай проверим действие считалки и построим мажорные гаммы от Соль и от Ре, внимание акцентируй на появляющихся диезах и на аппликатуре. Ученица играет гаммы Соль мажор и Ре мажор, устраняя обнаруженные в ходе проверки неточности. Делает выводы о новых диезах и о идентичности аппликатуры. Ученица играет аккорды в До мажоре отдельно каждой рукой, устраняя обнаруженные неточности, играет хроматическую гамму от До.Учитель: Настя, я хочу предложить тебе поимпровизировать. Посмотри на эти рисунки. (Предлагает рисунок из пособия Подвала В. «Давайте сочинять музыку!») Что на нём изображено?
Ученица: На нём изображена юла.
Учитель: Как ты думаешь, какой признак юлы можно показать в придуманной импровизации?
Ученица: Думаю, движение юлы. Сначала она двигается быстро, потом замедляется и останавливается.
Учитель: Молодец! А ещё я предлагаю тебе включить в своё сочинение элементы хроматической гаммы и применить при необходимости подтекстовку, т. е. придумать слова.
Ученица сочиняет упражнение по рисунку «Юла» с элементами хроматической гаммы и ritenutо.
Учитель: Отлично! Напомню тебе, что замедление в нотах обозначается итальянским термином ritenutо (показывает обозначение в «Музыкальном словарике») Предлагаю подставить сюда слова, чтобы получилась песенка. (Сочиняет на ходу слова) Учитель: Настя, дома ты должна была работать каждой рукой над пьесой «Сладкая грёза», которая находится ещё в стадии разбора текста. Пьеса очень мелодичная. Мелодия-это душа музыки, сказал Пётр Ильич Чайковский. Цель урока - научиться выразительно интонировать, услышать мелодическую линию, фразу, единое дыхание в мелодии. Раз кантилена-это мелодия, песнь, а песни бывают разными, то мелодическую линию можно почувствовать, исполняя или слушая ее. Учитель предлагает исполнить пьесу, заданную на дом.Ученица исполняет первую часть произведения «Сладкая грёза» П.И.Чайковского правой рукой.
Учитель: Спасибо, Настя, что ты можешь рассказать о композиторе и об этом произведении?
Ученица: Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор, создавший много красивейших произведений, например, балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро», оперы, симфонии, а так же музыку для детей. «Детский альбом» - это сборник из 24 пьес про жизнь ребёнка, его детские впечатления.
Учитель: Как ты понимаешь название этой пьесы: «Сладкая грёза»?
Ученица: Грёза – это мечта, очень приятная, сладкая, о чём-то добром, волшебном.
Учитель: Как ты считаешь, как мы можем передать в своём исполнении сладость и волшебство этой мелодии?
Ученица: Звук должен быть особенно мягким и певучим.
Учитель: Правильно, молодец! Такие певучие и нежные произведения у музыкантов имеют специальное название: Кантилена.
Ученица читает определение слова «кантилена» в Энциклопедии для юного музыканта, стр.68
Учитель: Итак, «Кантилена»- широкая, свободно льющаяся напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная. Термин так же обозначает напевность самой музыки или манеры ее исполнения.
Слово происходит от итальянского слова «канта» - пение. "Пение – это главный закон музыкального исполнения, жизненная основа музыки”, - сказал великий педагог Константин Игумнов.
На нашем « фортепианном языке» это означает умение «петь» на инструменте. Работа над кантиленными произведениями играют огромную роль в музыкальном воспитании. Музыкальные способности - слух, музыкальное мышление, профессионализм - ярко проявляется в игре кантилены.
Ученик исполняет первую часть мелодии «Сладкой грёзы» правой рукой.
Учитель: Наверное, ты обратил внимание на то, что фразы похожи. Покажи, какие.
Ученица показывает схожие фразы.
Учитель: А в чём они отличаются?
Ученица: Они либо поднимаются по ступенькам, либо спускаются.
Учитель: Как мы называем такой приём мелодического развития?
Ученица: Секвенция.
Учитель: Правильно!
Задание: предлагаю сочинить маленькое упражнение секвентного типа с кантиленными мотивами.
Ученица играет упражнение, сочинённое на ходу. Учитель организует обсуждение исполнения учащейся.
Учитель: Следующее задание: сыграть с более выразительным интонированием. В исполнении кантилены основное – это использование веса руки, опоры на клавиатуру.
Переступающие пальцы ведут руку, которая, перемещая опору, подкрепляет каждый из них и в то же время сохраняет плавное движение, как бы очерчивая контуры мелодии. Взаимодействие пальцев и руки придает звукам глубину, а мелодии - ясность. Можно сказать, что звук рождается и расцветает всеми красками в кончике пальца, как цветок на конце растения.
Мелодия - основа художественного образа пьесы, ее можно сравнить с пением или человеческой речью. У мелодии есть свои законы развития. Интересное высказывание из книги Н.А.Царевой "Уроки госпожи Мелодии": «В чем секрет госпожи Мелодии? Главное - она живая. У нее есть дыхание, пульс, движения, жесты, походка, интонация. Она может расти, "толстеть", "худеть", может стать прозрачной и твердой, как скала; и даже может "растаять", "умереть, чтобы вновь родиться и расцвести".
Красивая интонация - смысл музыки, без нее мелодия превращается в набор звуков. Три четверти работы над произведением - это работа над звуком, который выражает художественную сущность образа, чем тоньше слышит музыкант переливы нюансов в звуковом спектре, тем совершеннее его игра.
Для активизации пальцев важно усилить слуховой контроль за качеством звучания - направить внимание на то, чтобы каждый звук был ясным, округлым, достаточно насыщенным, «полным».
Итак, ты должна научиться «петь» на фортепиано, искренне и задушевно, глубоко передавая смысл произведения. При этом нужно стараться слушать себя «со стороны». Важно добиться «слияния пальцев» с клавиатурой, но, ни в коем случае не давить на неё.
Ученица исполняет 4 фразы первого предложения. Учитель организует обсуждение исполнения учащейся.
Учитель: Певучесть звука достигается на фортепиано особым способом нажима клавиши. Суть его состоит в том, чтобы не толкать клавишу, не ударять по ней, а сперва «нащупать» ее поверхность, «прижаться» как бы «приклеиться» к ней, и затем «не отлипая», непрерывно ощущая, «держа» её на кончике (точнее, на «подушечке»), «длинного», словно от локтя или даже от плеча тянущегося пальца, постепенно усиливая давление, пока рука не «погрузится» в клавиатуру до отказа, до «дна» - таким движением, каким опираются на стол.
При исполнении кантилены пальцы следует держать как можно ближе к клавишам и стараться по возможности больше играть «подушечкой», мясистой частью пальца, т.е. стремиться к максимальному слиянию пальцев с клавиатурой. Нужно слиться с ней, «примкнуть к ней».
Необходимо следить за тем, чтобы рука была освобождена от всякой скованности, особенно в запястье. Ладонь должна находиться над нажимаемой клавишей, а не сбоку от нее; этим в значительной мере определяется и характер движений руки при переходе с клавиши на клавишу. Пальцы по возможности нужно держать собранными вместе, а не растопыренными. Закругленность пальцев должна быть минимальной, чтобы опора была не на кончик пальца, а на его «подушечку».
Ученица исполняет 4 фразы первого предложения, добиваясь качества голосоведения. Учитель организует обсуждение исполнения учащейся.
Учитель: Хорошо, сейчас гораздо лучше. Предлагаю тебе послушать и посмотреть видео с различными вариантами исполнения твоей пьесы.
Просмотр фрагментов видео с фортепианным (с видео-рядом) и оркестровым (мультипликация) вариантами «Сладкой грёзы»
Учитель организует обсуждение полученных впечатлений учащейся, ученица высказывает своё мнение, сравнивая два варианта.
Учитель: Фортепиано - инструмент богатейшего тембро-динамического потенциала. Колоссальные ресурсы динамики, огромный диапазон, педали - все это даёт возможность создавать разнообразные живописно - колористические эффекты. Известны слова А.Г.Рубинштейна: "Вы думаете, что рояль - это один инструмент, а это сто инструментов, ему дано имитировать голос любого музыкального инструмента, подражать любой звучности". Давай попробуем придать нашей мелодии черты скрипичного звучания. Разумеется, это можно сделать, если только предслышать каждую фразу внутренним слухом.
- Как ты думаешь, как должна звучать левая рука?
Ученица: - Тихо, мягко, напевно.
- Правильно, левая рука вторит мелодии правой, поёт свою мелодию вторым голосом. Здесь мы имеем ПОЛИФОНИЮ, т.е. многоголосие. Полифония – лучшее средство для достижения разнообразия звука. Подумай, какому инструменту мы могли бы поручить второй, нижний голос? (Виолончели) Интересно то, что в партии левой руки мы слышим не только мелодию кантиленного склада, но и ритмическую пульсацию, что создаёт дополнительную сложность. Давай поделим партии правой и левой рук. Я буду исполнять мелодию правой руки, а ты -левой, тогда ты услышишь должный уровень звучания и добьешься его, играя двумя руками вместе. Ритмическую пульсацию пока исключим. Старайся направить внимание на то, чтобы каждый звук был ясным, округлым, достаточно насыщенным, «полным».
Учитель и ученица играют два голоса в ансамбле.
Учитель: Пришло время немного отдохнуть и встряхнуться, время для физминутки.
Учитель играет ритмичную музыку, учащаяся делает физические упражнения на расслабления различных групп мышц:
«Вытряхивание», «Дерево на ветру», «Мельница»
Учитель: Настя, на следующем этапе нашего занятия я хочу предложить тебе посмотреть ещё одно видео с выступлением девочки Христины. Внимательно посмотри и послушай.
Учитель и ученица смотрят видео с выступлением Христины Михайличенко из Семфирополя и обсуждают её выступление
( http://www.youtube.com/watch?v=8BvuXQfjLaI)
Учитель: Настя, в завершение сегодняшней работы над пьесой «Сладкая грёза» хочу предложить тебе выполнить дома творческую работу, которая систематизирует твои знания о П.И.Чайковском: презентацию о великом композиторе и об этом цикле пьес для детей - «Детский альбом». На рабочем столе моего компьютера находятся рисунки для вставки в презентацию, видео-файлы, фрагменты которых мы смотрели сегодня, также можно встроить в неё. Мне кажется, что эта работа будет тебе интересна. Ты можешь также дополнить презентацию своими вариантами рисунков и фактов из творческой биографии композитора.
Учитель показывает на примере одного слайда оформление презентации.
Учитель: Настя, я хочу предложить тебе ещё одно новое произведение для разбора. Возможно, оно нам понадобится для отчётного концерта. Это очень известная музыка лёгкого, танцевального жанра.
Учитель исполняет на фортепиано Вальс «Под небом Парижа»
Учитель: Как ты считаешь, пригодятся ли здесь тебе навыки, о которых сегодня мы так подробно говорили?
- Мелодия не только танцевальная, но и певучая.
- Как называется исполнение такого приёма игры певучим звуком?
Ученица: - Кантилена.
Учитель: - Молодец, правильно.
- Послушай, пожалуйста, оригинальное исполнение этой пьесы, инструмент назови сама.
Учитель и ученица смотрят видео «Под небом Парижа» со звучанием аккордеона.
http://www.youtube.com/watch?v=fpXtOboGE1w&list=RDfpXtOboGE1w#t=3
Учитель объясняет ритмические группировки мелодии, просит исполнить первый мотив, применяя приобретённые навыки.
Учитель: Молодец, Настя! Всё же предлагаю тебе немного поразмышлять о сегодняшнем занятии. Что получилось, что нет? Давай наметим подробный план домашней работы.
Учитель уточняет понимание учащейся задач домашней работы, предлагает выбрать соответствующий настроению смайлик.