Урок русского языка на тему «Разбор слова по составу» (3 класс)
Урок русского языка «Разбор слова по составу», 3 класс (УМК «Школа России).
Урок комплексного применения знаний и умений (закрепление).
Смешанное обучение, модель «Ротация станций».
Цель – повторить части слова и алгоритмы определения частей слова, обобщить знания по теме «Состав слова», создать условия для применения знаний по теме «Состав слова» в различных ситуациях, в том числе творческих, воспитывать чуткое отношение к родному языку.
Проектирование образовательных результатов:
Предметные – владеть опознавательными признаками однокоренных слов; находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс.
Метапредметные – учатся: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять действия по инструкциям, оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять анализ, сравнение, обобщение языкового материала, участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах, группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению
Личностные – формируется учебно-познавательный интерес к учебному материалу, мотивация к творческому труду, развитие этических чувств.
Информационно-образовательная среда урока/занятия:
- Учебник Русский язык. 3 класс: Учебник для общеобразовательных организаций/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 8-е издание – М.: Просвещение, 2018
- Цифровая образовательная платформа для начальной школы Яндекс. Учебник https://education.yandex.ru
- Планшеты
- Генератор создания ребусов http://rebus1.com
Технологическая карта урока русского языка «Разбор слова по составу», 3 класс (УМК «Школа России).
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Цель: создать положительный эмоциональный настрой, включить в учебную деятельность, определить тему урока и задачи. | - Ребята, сегодняшний урок начнём с загадки. В нём живёт моя семья, Мне без неё прожить нельзя. В него стремлюсь всегда и всюду, К нему дорогу не забуду. Я без него дышу с трудом, Мой кров, родимый, тёплый … - Познакомьтесь с выдержками из Толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова и объясните, что такое дом. - В каком значении слово дом употреблено в этой загадке? - Какие слова в тексте помогли вам отгадать загадку? - Действительно, дом, семья – это самое дорогое, что у нас есть. Это наша защита и опора. - Посмотрите на это изображение дома. Какое значение слова дом представлено на этом рисунке? - Если вы обнаружите, в чём заключается необычность этого дома, то сможете определить, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. - Сегодня на уроке мы будем разбирать слова по составу. - Дом этот пока без жильцов, но к концу урока мы его заселим. | Отгадывают загадку. Знакомятся со словарной статьёй. Дом – это жилое здание (каменный дом, дойти до дома). Дом – это своё жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство (родной дом, хлопотать по дому). Дом – это место, где живут люди, объединённые общими интересами, условиями существования (Родина – наш общий дом). Дом – учреждение, заведение, обслуживающее какие-то общественные нужды (дом отдыха). Дом – это династия, род (царствующий дом). Отвечают на вопросы. Анализируют изображение, высказывают своё мнение. Определяют тему урока. | У детей на карточках разные значения слова дом. (Приложение № 01). На доске изображение. |
2.Актуализация знаний. Цель: повторить изученный материал необходимый для продуктивной деятельности на уроке, выявить затруднения. | - Вспомним, из каких частей состоят слова. Выполните тест. - Проверим работу. Я буду называть часть слова, вы даёте определение и помещаете на доску условное обозначение. ͡ ¬ ˄ - Окончание. Основа. Корень. Приставка. Суффикс. - Почему именно в таком порядке мы вспомнили все части слова? - Напомните алгоритм нахождения каждой из частей слова. | Выполняют тест, устанавливают соответствие между понятием и его определением (приложение № 02). - Это часть слова без окончания суффикс - Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов окончание - Это главная значимая часть слова. основа - Это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. корень - Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. приставка Высказывают своё мнение. Повторяют алгоритм разбора слова по составу. Проводят рефлексию своей деятельности. | |
3.Закрепление и творческое применение знаний. Цель: способствовать применению знаний и умений в разных условиях. | - Следующую часть урока вы будете работать в группах – синие и зелёные – по цвету листа, на котором вы выполняли тест. Вы смените несколько рабочих мест – поработаете со мной, на платформе Яндекс. Учебник и в творческой зоне «Конструктор». На каждом рабочем месте вы будете работать по инструкции (ваша инструкция на рабочем месте имеет тот же цвет, что и лист, на котором вы делали тест). Будете заполнять лист самооценки (он находится на обороте теста). (Приложение № 03). Творческую работу будете выполнять совместно и представите её в конце урока. Давайте вспомним правила работы в группе. Заканчивать работу на каждой станции вы будете по моему сигналу. Если сигнал не поступил, а вы всё сделали, можете подойти к столу «Угадай-ка» и поработать там. (Задания для «Угадай-ки» Приложение № 04). Дети будут разгадывать ребусы (подъезд, поезд, рассказ, подарок, вход). Итак, приступаем к работе. Синие работают в Яндекс.Учебнике, зелёные – со мной. - Откройте учебник с.100, упр.3. Выполняем устно. Прочитайте. Найдите лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой вариант. Берег, берега, береговой, побережье. Дальний, синий, зимний, соседний. Солнце, пальто, облако, весна. В листе самооценки сделайте пометку. - Упр.6. выполняют самостоятельно. Образуйте от слова дорога слова со следующими значениями: а) «маленькая узкая дорога»; б) «тот, кто строит дороги»; в) прилагательное к слову дорога; г) «трава, растущая вдоль дороги». Запишите образованные слова в тетрадь. Проверяем правильность выполнения работы, выясняем, каким способом было образовано слово и эту часть выделяем. Проанализируйте свою работу и сделайте пометку в листе самооценки. С.98 упр.187. Прочитайте. Назовите слово. Слово имеет такой же корень, как и в слове дружить, приставку, как в слове поехать, суффикс, как в слове ночка, окончание, как в слове книга. Что обозначает это слово? Запишите его. Выделите все значимые части в этом слове. Проверяем. Проанализируйте свою работу и сделайте пометку в листе самооценки. Группа синих во время работы с учителем будет дополнительно выполнять упр.188. - Группы, время истекло. Синие двигаются согласно инструкции к следующему рабочему месту (Конструктор), зелёные переходят к работе по Яндекс. Учебнику. Задание для группы «зелёных» из Яндекс.Учебника.
Группа «синих» будет выполнять ещё одну карточку.
Задания для «Конструктора». Составь слова из карточек. Полученные слова наклей в свой домик. Используя эти слов,а составь небольшой текст. Запиши его в тетрадь. В корнях подчеркни орфограммы безударный гласный и парный согласный. Слова, которые получатся у «зелёных» - зима, снежок, волшебница, искристый, чудесный. Слова, которые получатся у «синих» - зимушка, морозец, огоньки, берёзки, платьица, причудливый. По необходимости во время самостоятельной работы детей оказываю им направляющую помощь. - Группы, время истекло. Двигаемся дальше согласно инструкции (синие работают с учителем, зелёные – Конструктор). - Пришло время представить работу. - Думаю, что вашей семье сегодня будет приятно послушать получившиеся тексты. Прочитайте им обязательно! | Повторяют правила работы в группе. Проводят сравнение, анализ языкового материала. Высказывают и доказывают свою точку зрения. Рефлексия на листе самооценки.
Выполняют самостоятельную работу. Проверка и рефлексия деятельности. Самостоятельная работа. Рефлексия Самостоятельная работа. Рефлексия. Меняют рабочие зоны. Знакомятся с инструкцией (Приложение № 05). Разбирают слова по составу. После выполнения каждой карточки делают отметку в листе самооценки. Делают устный разбор, затем проверяют себя, выделяя все части слов. Знакомятся с инструкцией (Приложение № 06). Составляют слова из частей и приклеивают их в свой домик. Составляют и записывают текст. Представляют слова из своего домика и зачитывают текст. | Класс небольшой, поэтому всего две группы. В группах задания отличаются по степени сложности и объёму. При затруднении задание выполняют в паре. В случае затруднения обращаются к алгоритму разбора слов по составу на доске или в учебнике на с. 146. Слова записаны на карточках по частям слова. У каждой группы домик своего цвета – зелёный и синий. |
4.Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. Цель: создать условия для осознания детьми результатов своей деятельности; способствовать обобщению знаний по теме через выполнение дифференциро-ванного домашнего задания. | - Проанализируйте свою работу на уроке, закончив фразы: Мне сегодня было трудно, потому что… Я сегодня молодец, потому что… Мне бы хотелось… - Домашнее задание по выбору. С. 101, упр. 1,2,3 (2 и 3 письменно). Прочитать «дерево» однокоренных слов, составить предложение с любым из слов, выбрать слова, которые подходят к схемам. Или: Нарисуй свое «дерево» с однокоренными словами. Подготовься представить его в классе. | Проводят рефлексию деятельности. Сдают листы с тестом и самооценкой. Выбирают домашнее задание. | Творческое задание можно представить в течение недели. |
Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова.
Дом – это жилое здание (каменный дом, дойти до дома).
Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова.
Дом – это своё жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство (родной дом, хлопотать по дому).
Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова.
Дом – это место, где живут люди, объединённые общими интересами, условиями существования (Родина – наш общий дом).
Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова.
Дом – учреждение, заведение, обслуживающее какие-то общественные нужды (дом отдыха).
Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова.
Дом – это династия, род (царствующий дом).
Приложение № 02.
Установи соответствие между понятием и его определением.
- Это часть слова без окончания
суффикс
- Это значимая часть слова, которая стоит
перед корнем и служит для образования
новых слов
окончание
- Это главная значимая часть слова.
основа
- Это изменяемая часть слова, которая
образует форму слова и служит для связи
слов в словосочетании и предложении.
корень
- Это значимая часть слова, которая стоит
после корня и служит для образования
новых слов.
приставка
Приложение № 03.
Зелёные.
После выполнения каждого задания раскрасьте смайлики в соответствие со следующими значениями:
всё получилось были затруднения было сложно
Работа с учителем | ||||||
№ 3 | № 6 | № 187 | | |||
|
|
| | |||
Яндекс.Учебник | ||||||
Карточка 1 | Карточка 2 | Карточка 3 | Карточка 4 | Карточка 5 | Карточка 6 | |
|
|
|
|
|
| |
Конструктор | ||||||
Составь слова | Составь предложения | | | | ||
|
| | | |
Синие
После выполнения каждого задания раскрасьте смайлики в соответствии со следующими значениями:
всё получилось были затруднения было сложно
Работа с учителем | ||||||
№ 3 | № 6 | № 187 | № 188 | |||
|
|
|
| |||
Яндекс.Учебник | ||||||
Карточка 1 | Карточка 2 | Карточка 3 | Карточка 4 | Карточка 5 | Карточка 6 | Карточка 7 |
|
|
|
|
|
|
|
Конструктор | ||||||
Составь слова | Составь предложения | | | | ||
|
| | | |
Приложение № 04.
Угадай-ка.
Разгадай ребусы.
Запиши слова на этом листе и выдели приставку.
Если не все слова разгадал, лист забери с собой. Дома можешь доделать это задание.
Приложение № 05.
Инструкция (зелёные).
Яндекс.Учебник.
Введи на стартовой странице свой логин и пароль. Войди в систему.
Выполняй предложенные задания.
После прохождения каждой карточки раскрась смайлик в листе самооценки.
Если ты всё сделал и у тебя осталось время, поработай на «Угадай-ке».
Инструкция (синие).
Яндекс.Учебник.
Введи на стартовой странице свой логин и пароль. Войди в систему.
Выполняй предложенные задания.
После прохождения каждой карточки раскрась смайлик в листе самооценки.
Если ты всё сделал и у тебя осталось время, поработай на «Угадай-ке».
По сигналу учителя перейди к Конструктору.
Приложение № 06.
Инструкция (синие).
Конструктор.
Из карточек, на которых записаны части слов, составьте слова.
Полученные слова наклейте на свой домик.
Используя эти слова составьте небольшой текст. Запишите его в тетрадь.
Подчеркните орфограммы безударный гласный и парный согласный в корне слова.
Выберите кто из вас будет читать получившийся текст.
Если вы всё сделали и у вас осталось время, поработайте на «Угадай-ке».
По сигналу перейдите к работе с учителем.
Инструкция (зелёные).
Конструктор.
Из карточек, на которых записаны части слов, составьте слова.
Полученные слова наклейте на свой домик.
Используя эти слова составьте небольшой текст. Запишите его в тетрадь.
Подчеркните орфограммы безударный гласный и парный согласный в корне слова.
Выберите кто из вас будет читать получившийся текст.
Если вы всё сделали и у вас осталось время, поработайте на «Угадай-ке».
Ковалева Галина Валентиновна
Колунова Ольга Петровна
Антропова Мария Александровна