12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Колунова Ольга Петровна45

Урок русского языка «Разбор слова по составу», 3 класс (УМК «Школа России).


Урок комплексного применения знаний и умений (закрепление).

Смешанное обучение, модель «Ротация станций».

Цель – повторить части слова и алгоритмы определения частей слова, обобщить знания по теме «Состав слова», создать условия для применения знаний по теме «Состав слова» в различных ситуациях, в том числе творческих, воспитывать чуткое отношение к родному языку.

Проектирование образовательных результатов:

Предметныевладеть опознавательными признаками однокоренных слов; находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс.

Метапредметные – учатся: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять действия по инструкциям, оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять анализ, сравнение, обобщение языкового материала, участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах, группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению

Личностные – формируется учебно-познавательный интерес к учебному материалу, мотивация к творческому труду, развитие этических чувств.

Информационно-образовательная среда урока/занятия:

- Учебник Русский язык. 3 класс: Учебник для общеобразовательных организаций/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 8-е издание – М.: Просвещение, 2018

- Цифровая образовательная платформа для начальной школы Яндекс. Учебник https://education.yandex.ru

- Планшеты

- Генератор создания ребусов http://rebus1.com




Технологическая карта урока русского языка «Разбор слова по составу», 3 класс (УМК «Школа России).

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.


Цель: создать положительный эмоциональный настрой, включить в учебную деятельность, определить тему урока и задачи.

- Ребята, сегодняшний урок начнём с загадки.

В нём живёт моя семья,

Мне без неё прожить нельзя.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый …


- Познакомьтесь с выдержками из Толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова и объясните, что такое дом.
















- В каком значении слово дом употреблено в этой загадке?

- Какие слова в тексте помогли вам отгадать загадку?

- Действительно, дом, семья – это самое дорогое, что у нас есть. Это наша защита и опора.

- Посмотрите на это изображение дома. Какое значение слова дом представлено на этом рисунке?

- Если вы обнаружите, в чём заключается необычность этого дома, то сможете определить, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.

- Сегодня на уроке мы будем разбирать слова по составу.

- Дом этот пока без жильцов, но к концу урока мы его заселим.

Отгадывают загадку.










Знакомятся со словарной статьёй.


Дом – это жилое здание (каменный дом, дойти до дома).

Дом – это своё жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство (родной дом, хлопотать по дому).

Дом – это место, где живут люди, объединённые общими интересами, условиями существования (Родина – наш общий дом).

Дом – учреждение, заведение, обслуживающее какие-то общественные нужды (дом отдыха).

Дом – это династия, род (царствующий дом).

Отвечают на вопросы.








Анализируют изображение, высказывают своё мнение. Определяют тему урока.











У детей на карточках разные значения слова дом. (Приложение № 01).






















На доске изображение.

t1593065210aa.jpg

2.Актуализация знаний.


Цель: повторить изученный материал необходимый для продуктивной деятельности на уроке, выявить затруднения.


- Вспомним, из каких частей состоят слова. Выполните тест.

























- Проверим работу. Я буду называть часть слова, вы даёте определение и помещаете на доску условное обозначение.

t1593065210ab.gif ͡ ¬ ˄

- Окончание. Основа. Корень. Приставка. Суффикс.

- Почему именно в таком порядке мы вспомнили все части слова?

- Напомните алгоритм нахождения каждой из частей слова.


Выполняют тест, устанавливают соответствие между понятием и его определением (приложение № 02).

- Это часть слова без окончания

суффикс

- Это значимая часть слова, которая стоит

перед корнем и служит для образования

новых слов

окончание

- Это главная значимая часть слова.

основа

- Это изменяемая часть слова, которая

образует форму слова и служит для связи

слов в словосочетании и предложении.

корень

- Это значимая часть слова, которая стоит

после корня и служит для образования

новых слов.

приставка


Высказывают своё мнение. Повторяют алгоритм разбора слова по составу. Проводят рефлексию своей деятельности.



















3.Закрепление и творческое применение знаний.



Цель: способствовать применению знаний и умений в разных условиях.

- Следующую часть урока вы будете работать в группах – синие и зелёные – по цвету листа, на котором вы выполняли тест.

Вы смените несколько рабочих мест – поработаете со мной, на платформе Яндекс. Учебник и в творческой зоне «Конструктор». На каждом рабочем месте вы будете работать по инструкции (ваша инструкция на рабочем месте имеет тот же цвет, что и лист, на котором вы делали тест). Будете заполнять лист самооценки (он находится на обороте теста). (Приложение № 03). Творческую работу будете выполнять совместно и представите её в конце урока.

Давайте вспомним правила работы в группе.

Заканчивать работу на каждой станции вы будете по моему сигналу. Если сигнал не поступил, а вы всё сделали, можете подойти к столу «Угадай-ка» и поработать там.

(Задания для «Угадай-ки» Приложение № 04). Дети будут разгадывать ребусы (подъезд, поезд, рассказ, подарок, вход).


Итак, приступаем к работе. Синие работают в Яндекс.Учебнике, зелёные – со мной.


- Откройте учебник с.100, упр.3. Выполняем устно.

Прочитайте. Найдите лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой вариант.

Берег, берега, береговой, побережье.

Дальний, синий, зимний, соседний.

Солнце, пальто, облако, весна.

В листе самооценки сделайте пометку.


- Упр.6. выполняют самостоятельно.

Образуйте от слова дорога слова со следующими значениями:

а) «маленькая узкая дорога»;

б) «тот, кто строит дороги»;

в) прилагательное к слову дорога;

г) «трава, растущая вдоль дороги».

Запишите образованные слова в тетрадь.

Проверяем правильность выполнения работы, выясняем, каким способом было образовано слово и эту часть выделяем.

Проанализируйте свою работу и сделайте пометку в листе самооценки.

С.98 упр.187.

Прочитайте. Назовите слово.

Слово имеет такой же корень, как и в слове дружить, приставку, как в слове поехать, суффикс, как в слове ночка, окончание, как в слове книга.

Что обозначает это слово? Запишите его. Выделите все значимые части в этом слове.

Проверяем.

Проанализируйте свою работу и сделайте пометку в листе самооценки.

Группа синих во время работы с учителем будет дополнительно выполнять упр.188.

t1593065210ac.gif


- Группы, время истекло. Синие двигаются согласно инструкции к следующему рабочему месту (Конструктор), зелёные переходят к работе по Яндекс. Учебнику.


Задание для группы «зелёных» из Яндекс.Учебника.


t1593065210ad.png

t1593065210ae.png

t1593065210af.png

t1593065210ag.png

t1593065210ah.png

t1593065210ai.png

Группа «синих» будет выполнять ещё одну карточку.

t1593065210aj.png

Задания для «Конструктора».

Составь слова из карточек. Полученные слова наклей в свой домик.

Используя эти слов,а составь небольшой текст. Запиши его в тетрадь. В корнях подчеркни орфограммы безударный гласный и парный согласный.

Слова, которые получатся у «зелёных» - зима, снежок, волшебница, искристый, чудесный.

Слова, которые получатся у «синих» - зимушка, морозец, огоньки, берёзки, платьица, причудливый.


По необходимости во время самостоятельной работы детей оказываю им направляющую помощь.


- Группы, время истекло. Двигаемся дальше согласно инструкции (синие работают с учителем, зелёные – Конструктор).


- Пришло время представить работу.

t1593065210ak.jpg

- Думаю, что вашей семье сегодня будет приятно послушать получившиеся тексты. Прочитайте им обязательно!
















Повторяют правила работы в группе.














Проводят сравнение, анализ языкового материала. Высказывают и доказывают свою точку зрения.





Рефлексия на листе самооценки.

  

Выполняют самостоятельную работу.










Проверка и рефлексия деятельности.






Самостоятельная работа.









Рефлексия




Самостоятельная работа. Рефлексия.











Меняют рабочие зоны.






Знакомятся с инструкцией (Приложение № 05). Разбирают слова по составу.

После выполнения каждой карточки делают отметку в листе самооценки.























Делают устный разбор, затем проверяют себя, выделяя все части слов.





Знакомятся с инструкцией (Приложение № 06). Составляют слова из частей и приклеивают их в свой домик.

Составляют и записывают текст.
















Представляют слова из своего домика и зачитывают текст.

Класс небольшой, поэтому всего две группы.

В группах задания отличаются по степени сложности и объёму.




















































При затруднении задание выполняют в паре.










В случае затруднения обращаются к алгоритму разбора слов по составу на доске или в учебнике на с. 146.

















































Слова записаны на карточках по частям слова.

У каждой группы домик своего цвета – зелёный и синий.















4.Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.


Цель: создать условия для осознания детьми результатов своей деятельности; способствовать обобщению знаний по теме через выполнение дифференциро-ванного домашнего задания.

- Проанализируйте свою работу на уроке, закончив фразы:

Мне сегодня было трудно, потому что…

Я сегодня молодец, потому что…

Мне бы хотелось…


- Домашнее задание по выбору.

С. 101, упр. 1,2,3 (2 и 3 письменно). Прочитать «дерево» однокоренных слов, составить предложение с любым из слов, выбрать слова, которые подходят к схемам.

Или:

Нарисуй свое «дерево» с однокоренными словами. Подготовься представить его в классе.

Проводят рефлексию деятельности.

Сдают листы с тестом и самооценкой.





Выбирают домашнее задание.











Творческое задание можно представить в течение недели.



Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова.


Дом – это жилое здание (каменный дом, дойти до дома).


Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова.


Дом – это своё жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство (родной дом, хлопотать по дому).



Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова.


Дом – это место, где живут люди, объединённые общими интересами, условиями существования (Родина – наш общий дом).



Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова.


Дом – учреждение, заведение, обслуживающее какие-то общественные нужды (дом отдыха).



Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова.


Дом – это династия, род (царствующий дом).


Приложение № 02.



Установи соответствие между понятием и его определением.


- Это часть слова без окончания

                                                                                                суффикс

- Это значимая часть слова, которая стоит

перед корнем и служит для образования

новых слов

                                                                                               окончание

- Это главная значимая часть слова.

                                                                                               основа

- Это изменяемая часть слова, которая

образует форму слова и служит для связи

слов в словосочетании и предложении.

                                                                                              корень

- Это значимая часть слова, которая стоит

после корня и служит для образования

новых слов.

                                                                                             приставка





Приложение № 03.


Зелёные.


После выполнения каждого задания раскрасьте смайлики в соответствие со следующими значениями:

t1593065210al.jpgвсё получилось t1593065210am.jpg были затруднения t1593065210an.jpg было сложно



Работа с учителем


3

6

187


t1593065210ao.png

t1593065210ao.png

t1593065210ao.png


Яндекс.Учебник


Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

Карточка 4

Карточка 5

Карточка 6


t1593065210ao.png

t1593065210ao.png

t1593065210ao.png

t1593065210ao.png

t1593065210ao.png

t1593065210ao.png



Конструктор


Составь слова

Составь предложения




t1593065210ao.png

t1593065210ao.png




Синие


После выполнения каждого задания раскрасьте смайлики в соответствии со следующими значениями:

t1593065210al.jpgвсё получилось t1593065210am.jpg были затруднения t1593065210an.jpg было сложно




Работа с учителем


3

№ 6

187

188

t1593065210ao.png

t1593065210ao.png

t1593065210ao.png

t1593065210ao.png

Яндекс.Учебник


Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

Карточка 4

Карточка 5

Карточка 6

Карточка 7

t1593065210ao.png

t1593065210ao.png

t1593065210ao.png

t1593065210ao.png

t1593065210ao.png

t1593065210ao.png

t1593065210ao.png


Конструктор


Составь слова

Составь предложения




t1593065210ao.png

t1593065210ao.png






Приложение № 04.


Угадай-ка.

Разгадай ребусы.

Запиши слова на этом листе и выдели приставку.

Если не все слова разгадал, лист забери с собой. Дома можешь доделать это задание.


Приложение № 05.

Инструкция (зелёные).

Яндекс.Учебник.

Введи на стартовой странице свой логин и пароль. Войди в систему.

Выполняй предложенные задания.

После прохождения каждой карточки раскрась смайлик в листе самооценки.

Если ты всё сделал и у тебя осталось время, поработай на «Угадай-ке».




Инструкция (синие).

Яндекс.Учебник.

Введи на стартовой странице свой логин и пароль. Войди в систему.

Выполняй предложенные задания.

После прохождения каждой карточки раскрась смайлик в листе самооценки.

Если ты всё сделал и у тебя осталось время, поработай на «Угадай-ке».

По сигналу учителя перейди к Конструктору.




Приложение № 06.


Инструкция (синие).

Конструктор.

Из карточек, на которых записаны части слов, составьте слова.

Полученные слова наклейте на свой домик.

Используя эти слова составьте небольшой текст. Запишите его в тетрадь.

Подчеркните орфограммы безударный гласный и парный согласный в корне слова.

Выберите кто из вас будет читать получившийся текст.



Если вы всё сделали и у вас осталось время, поработайте на «Угадай-ке».

По сигналу перейдите к работе с учителем.


Инструкция (зелёные).

Конструктор.

Из карточек, на которых записаны части слов, составьте слова.

Полученные слова наклейте на свой домик.

Используя эти слова составьте небольшой текст. Запишите его в тетрадь.

Подчеркните орфограммы безударный гласный и парный согласный в корне слова.

Выберите кто из вас будет читать получившийся текст.



Если вы всё сделали и у вас осталось время, поработайте на «Угадай-ке».


Опубликовано


Комментарии (3)

Ковалева Галина Валентиновна, 25.06.20 в 09:39 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественную разработку конспекта урока, Ольга Петровна!
Колунова Ольга Петровна, 25.06.20 в 10:16 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Галина Валентиновна.
Антропова Мария Александровна, 25.06.20 в 19:32 0Ответить Пожаловаться
Интересная, методически грамотная подача материала. Использование приемов современных образовательных технологий мотивируют учащихся, способствуют развитию познавательного интереса. Очень понравился Ваш урок, Ольга Петровна! СПАСИБО! Взяла в избранное!

Отредактировано 25-06-2020 19:32

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.