Урок русского языка в 3 классе «Состав слова»
Пояснительная записка к презентации
Состав слова Презентация к открытому уроку
PPTX / 392.17 Кб
Урок русского языка
Тема: Состав слова. Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов.
Класс: 3
Цель: Создание условий для воспроизведения и систематизации знаний учащихся о значимых частях слова; для выявления качества усвоения учащимися темы «Состав слова».
Задачи: 1. Организовать деятельность учащихся, направленную на обобщение и систематизацию знаний о составе слова, формирование навыка моделирования слов и разбора по составу.
2. Способствовать формированию умения работать с различными источниками информации.
3. Проверить и оценить достижения по теме «Состав слова».
Планируемые результаты:
Личностные: проявляют интерес к изучению русского языка, языковой деятельности, вырабатывают способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные: самостоятельно находят необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий; используют знаково-символические средства для решении учебных и практических задач; создают и преобразовывают модели и схемы для решения лингвистических задач.
Регулятивные: контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы; выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Коммуникативные: применяют приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, лист самооценки, презентации.
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний.
Ход урока:
I Организационный момент
Приветствие
На уроке я сижу –
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
Проверка готовности к уроку
Игра «Молчанка». Лист самооценки (приложение 1)
II Чистописание
Оформление записи в тетради
Запись букв и слогов а к не знай
- Запишите буквы и слоги. Лист самооценки
- Подумайте, какое слово здесь зашифровано? (Незнайка) Комплимент
- Запишите его имя на новой строчке. С какой буквы будете писать? Почему?
- Запишите ещё раз, разделив на слоги. Сколько слогов?
III Самоопределение к деятельности
- А как я делила слово, когда его шифровала? Комплимент
- Я записала слово по морфемам. Кто знает, что это такое? Морфемы – части слова. Кто назовёт тему нашего урока? (Состав слова. Разбор слова по составу) Комплимент
IV Постановка учебной задачи Презентация
- Вернёмся к нашему гостю. Незнайка решил принять участие в конкурсе знатоков русского языка и просит оказать ему помощь в подготовке. Кто готов помочь Незнайке? Какую цель мы поставим перед собой? (Рассказать Незнайке о частях слова, научить его разбирать слова по составу)
V Проверка домашнего задания
- Вспомним, с какими частями слова мы познакомились, проверим домашнее задание. Карточки (приложение 2)
- Что нужно было сделать? (Дописать определения) Читаем, проверяем. Если правильно – ставим +, если ошиблись – . Лист самооценки(4+: 1+ Комплимент, 3+ – 1, 1-2 + – 0)
Допиши определение:
Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
VI Актуализация знаний
1. Выполнение КОЗ Карточки (приложение 3)
- Части слова вспомнили. А как же найти их в слове? Предлагаю вам выполнить групповое задание, которое называется «Портрет морфемы». Это задание для четырёх групп. А пятая группа получает задание «Путаница».
2. Проверка Презентация (Каждая группа рассказывает о своей части слова, проверяет правильность выполнения, оценивает.) Лист самооценки (3 балла: 1+ Комплимент, 2 балла – 1, 1 балл – 0)
Состав слова Презентация к открытому уроку
PPTX / 392.17 Кб
- Пятая группа оформляет своё задание на доске.
Морфемы |
Слова |
Схемы |
ок, лес, пере
к, беж, про, а
ок, гор, при
ушк, корм, а
за,енн,снеж, ый н , зим, ий |
перелесок пробежка пригорок кормушка заснеженный зимний |
- Какое задание вы можете предложить своим одноклассникам?
Лист самооценки
- Какую часть слова не назвали? (Основу) Что такое основа? Как обозначить?
VII Знакомство с новым материалом
1. Проблемная ситуация
- А может ли слово иметь такую схему?
2. Работа с учебником
- Откройте учебник на с.98 упр.189. Прочитайте словосочетания. Выпишите словос