Конспект урока развития речи на основе знакомства с окружающим миром «Вредные и полезные насекомые»
в классе для детей с глубокой умственной отсталостью (седьмой год обучения).
Тема: « Вредные и полезные насекомые»
Автор: Овчинникова Людмила Ивановна
учитель класса детей с глубокой умственной отсталостью
7-ой год обучения
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Яйвинская специальная образовательная школа-интернат.
Пояснительная записка.
Урок построен в соответствии с ФГОС. Данный урок был составлен по ходу изучения раздела «Насекомые», тема урока «Вредные и полезные насекомые». В данном классе обучаются дети с глубокой умственной отсталостью, которые испытывают проблемы с развитием устной речи. Любой процесс познания начинается с импульса, поэтому организационный момент лучше начинать с задания, связанного с темой урока.
Коррекционная задача на уроке- основное направление работы учителя, поэтому мобилизующий этап урока проведён через коррекционное упражнение. К таким коррекционным упражнением относятся игра «Найди лишнее» и отгадывание загадок. Эти упражнения направлены на активизацию определённого процесса одного из высших психических функций.
Одним из принципов развивающего обучения- принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость. Нужна мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. На данном уроке ученики должны как можно больше набрать полезных насекомых для своего цветка.
Дидактическая задача урока направлена на отработку и формирования речевых умений и навыков, поэтому обобщение материала проходит через задание на составление рассказа-описания насекомого. Учитывая, что школьники с интеллектуальным недоразвитием не могут овладеть языком как средством общения, на уроке были созданы такие ситуации, побуждающие их к речевому высказыванию, диалоговой речи.
При обучении построению развёрнутого высказывания у школьников необходимо формировать элементарные представления о структуре текста: начало, середина, конец. Если работа по составлению рассказа по плану на уроках проводится в системе, то она не вызывает затруднений.
На всех этапах урока ученики вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, результаты которой видны при подведении итогов. Каждый ребёнок набрал достаточное количество полезных насекомых для своего цветка, что даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого и поддерживает познавательный интерес к учению.
Все этапы взаимосвязаны между собой, соответствуют теме урока. Учебное время использовано эффективно. Запланированные задания соответствуют интеллектуальным и психическим особенностям обучающихся. Поставленные задачи на уроке реализованы.
Технологическая карта урока.
Тема урока: |
Вредные и полезные насекомые. |
Тип урока: |
Обобщение знаний. |
Автор УМК: |
Методическое пособие для учителя Е. Д. Худенко, Д. И. Барышникова; учебник «Знакомство с окружающим миром» Е. Д. Худенко, И. А. Терехова. |
Цели урока: |
Уточнение и расширение представлений о насекомых, отработка умений составлять рассказ-описание. |
Задачи урока: |
Образовательная теоретическая: -выявить и расширить представления учащихся о насекомых; практическая: -формировать умения составлять связные высказывания описательного типа на основе анализа насекомого по картинному плану. Коррекционно-развивающая -корригировать познавательные процессы на основе использования упражнения «Найди лишнее»; -формировать навыки учебной деятельности; -активизировать и расширять словарный запас учащихся. Воспитывающая -воспитывать умения работать в группах; -воспитывать желание познавать окружающий мир. |
Планируемые результаты: Личностные Метапредметные Предметные |
- проявлять творческое отношение к процессу обучения; -прививать у учащихся бережное отношение к миру насекомых. Познавательные -находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке. Регулятивные -умение осуществлять личностную рефлексию. Коммуникативные -умение работать в парах; -умение слушать других; -умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей. -научится классифицировать насекомых . |
Оборудование |
Учебник «Знакомство с окружающим миром» Е. Д. Худенко, И. А. Терехова; мультимедийный проектор, презентация, предметные картинки с изображением насекомых, |
Формы работы учащихся |
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, самопроверка. |
Этапы урока. |
Время. |
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Обобщение и систематизация знаний. Физминутка. 6.Воспроизведение на новом уровне . 7. Применение знаний. 8. Итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. 9. Рефлексия (подведение итогов занятия)
|
3 5 3 7 3 10 6 4 4 |
Этап урока |
Деятельность учителя. |
Деятельность ученика. |
Содержание урока. |
Формы работы. |
1.Организацион ный момент |
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, положительные установки (пожелания) на предстоящую работу. |
Организация рабочего места к уроку, приветствие учителя. |
Прозвенел уже звонок, начинается урок. Сядем правильно сейчас, пожелаем всем удачи, за работу, в добрый час. Рапорт дежурного. -Какое число? -Какое сейчас время года?(весна) -Какое время года было до весны, будет после весны? -Назовите признаки весны, которые происходят в живой природе.(растёт трава, цветут цветы, появляются насекомые, прилетают птицы, и т.д.) |
-настрой на работу, организация рабочего места. Работа по формированию временных представлений. Построение правильного ответа. |
2.Актуализация знаний . |
Учитель проводит речевую разминку. Учитель предлагает ряд названий предметов. Учитель выставляет картинки насекомых, которых выделили дети.
|
Дети вместе с учителем наизусть читают стих. Учащиеся определяют какой предмет лишний и объясняют свой выбор. |
Речевая разминка: Жук жуку жужжал: «Жжжу-жжжу. Я с тобой давно дружу».(повторяют хором) - Про кого стихотворение? Какой звук встречается в этом стихотворении? - Старайтесь правильно произносить звук [ж]. -Составьте словосочетание со словом Жук. Игра «Найди лишнее» Медведь ,волк, пчела, лиса. - что обозначают остальные слова? (дикие животные) Корова, муха, овца, собака. - что обозначают остальные слова? (домашние животные) Синица, бабочка, ворона, воробей. - что обозначают остальные слова? (зимующие птицы). Кукушка, колорадский жук, соловей, утка. - что обозначают остальные слова? (перелётные птицы). Курица, муравей, гуси, индюк. - что обозначают остальные слова? (домашние птицы). -посмотрите на картинки, о чём сегодня полезные насекомые.» будем говорить? ( о насекомых). -Сегодня на уроке мы вспомним всё, что знаем о насекомых, повторим ещё раз какие насекомые приносят пользу, а какие вред. Тема нашего сегодняшнего урока «Вредные и полезные насекомые». |
Закрепление произношение звука, коррекция непроизвольной памяти. Коррекция аналитико-синтетической деятельности через упражнение найти «лишнее». Коррекция мыслительной деятельности. Проверка по слайду. Коррекция мыслительной деятельности, обобщение. На слайде открываются картинки названных насекомых. На слайде появляется тема урока. . |
3. Мотивация |
Учитель раздаёт на парту каждому цветок. |
Учащиеся слушают установку. |
-Сегодня у нас не простой урок, а такой, на котором вы должны показать свои знания. Я вам буду предлагать разные задания, а вы должны хорошо поработать, и собрать на свой цветок как можно больше насекомых, которое приносят пользу. |
|
4.Обобщение и систематизация знаний. |
Учитель создаёт проблемную ситуацию, предлагая проанализировать стихотворение и вспомнить, строение насекомых и о каких насекомых говорили на предыдущих уроках. За правильный ответ учитель раздаёт картинки насекомых Учитель раздаёт карточку №1 После проверки учитель раздаёт картинки пчелы на цветок учащимся. Учитель читает стих. |
учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся слушают стих.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся работают по карточкам.
Ученики перечисляют насекомых, о которых говорится в стихе.
|
Повторение. -Вспомним строение насекомого.
Насекомых на дороге Мы увидим очень много, Коль умеешь ты считать, Их всегда легко узнать. Если только лапок шесть Насчитал ты ровно, Будь тогда уверен – Это насекомое!
- Как определить насекомое? -Сколько лапок? - что обозначает слово насекомые? Слово «насекомые» означает как «имеющий насечки», «тот, кто имеет надрезы». -их туловище как бы разделено на три части (голова, грудь, брюшко), брюшко и ноги имеют насечки и даже на крылышках имеется жилкование. У насекомых есть: глаза, усики, голова, шесть пар ног, крылья (не у всех), туловище (грудь и брюшко). Игра «Проверь себя» - Предлагаю проверить, как хорошо вы запомнили части тела насекомых. Работать вы будете в парах. На партах у вас лежат карточки №1. Вам нужно будет соединить стрелочками части тела насекомого с названием этой части. (выполняют работу) Все насекомые весной просыпаются. И с первого дня начинают свою тяжелую работу. В мире очень много насекомых. Они бывают совсем маленькими и большими. Одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие - один день, одни – полезные, другие – вредные. Когда Солнышко взойдёт, И тепло весной придёт, Насекомых мир проснётся, Жизнь привычная вернётся.
Муха, жук, кузнечик прыткий, Бабочка и шмель душистый, Осы, пчёлы и стрекозы, Будут радовать нас снова!
|
На слайдах картинки этих насекомых. Коррекция зрительного восприятия . Познавательные: -анализ объектов с целью выделение признаков Коммуникатвные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: -анализ объектов с целью выделение признаков; |
5. Физминутка |
Учащиеся выполняют движения под стишок |
Сейчас нам необходимо отдохнуть, представим себя насекомыми. «Бабочки и пчёлки» Прилетели на лужок «Прыгайте кузнечики» «Муха строит дом» Ox, ox что за гром? (Руки - к щекам, наклоны в сторону.) Муха строит новый дом. (Движения руками, имитирующие работу с молотком.) Молоток: стук-стук (хлопки руками перед собой), |
||
6.Воспроизве- дение изученного материала на новом уровне. |
Учитель раздаёт разрезные карточки парам учащихся. (.Бабочки, муха, пчела. Божья коровка, колорацкий жук, муравей)
Каждому ученику вручается насекомое на цветок. |
Учащиеся должны с помощью частей собрать картинку насекомого составить рассказ о данном насекомом, доказав пользу или вред приносит это насекомое. |
Игра «Собери пазлы» Соберите из нескольких двух частей картинку, кому какая достанется и используя символический план составьте мини рассказ о насекомом, а затем доказать вредное или полезное это насекомое. Учащиеся выполняют работу и выступают со своим сообщением. 1 п.-о мухе 2 п. – о муравье 3 п –о божьей коровке 4 п-о бабочке 5 п-о пчеле 6п.-о колорадском жуке используя символический план составьте мини рассказ о муравье,мухе и т д. См.приложение №1, №2,№3,№4,№5,№6 |
Познавательный: -выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выразить свои мысли. Познавательные: Коммуникативные: -управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнера; -владение диалоговой речью. . |
7.Применение знаний. |
Загадывает загадку..
|
Учащиеся отгадывают загадку, отвечают на вопрос, доказывают правильность своего ответа. |
Отгадайте загадку, о каком насекомом идёт речь? . Нос долог, голос тонок. Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар) _А как вы думаете, какое это насекомое вредное или полезное?
Комар для человека это вредное назойливое, жалящее насекомое, от которого остаётся раздражение на коже, комар является переносчиком инфекция, а для природы – это полезное насекомое, личинками которого питаются рыбы .Если бы не было комаров, не было бы и рыб в наших озёрах и водоёмах. Вывод: Есть насекомые, которые приносят только пользу; есть насекомые, которые приносят только вред, а есть насекомые, которые могут приносить и пользу и вред. |
Слайд с комаром Коррекция мыслительной деятельности, выводы из личного опыта. |
8. Подведение итогов. |
Самым активным вручается насекомое на цветок (можно по выбору учащихся). Учитель обобщает знания ребят.
За каждый правильный ответ ученик получает насекомое |
Учащиеся топают или хлопают и называют насекомых |
Игра «Потопаем – похлопаем» - Предлагаю вам проверить, как хорошо вы поняли, какую пользу, и какой вред способны приносит насекомые. - Если я буду говорить о пользе, вы хлопайте в ладоши, если о вреде, тогда топайте ногами и называете насекомого. - Собирают мёд; (хлопают в ладоши) Пчела. - Едят вредных насекомых; (хлопают в ладоши). Божья коровка. - Являются пищей для других представителей животного мира;(хлопают в ладоши)комары. - Переносят заразные заболевания; (топают ногами)мухи - Доставляют радость и хорошее настроение; (хлопают в ладоши) бабочки - Поедают молодую зелень картофеля; (топают ногами)колорадские жуки. - Опыляют растения;(хлопают в ладоши) бабочки, пчёлы. - Поедают останки погибших животных. (хлопают в ладоши) муравьи. - Молодцы! Вы хорошо усвоили, какую пользу и вред приносят насекомые. Всех насекомых нужно оберегать, |
|
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. |
-Посчитайте, сколько насекомых собралось на вашем цветке. Оцените свою работу на уроке. - Что интересного узнали на уроке.? Мне приятно было с вами поработать. |
Личностные: самоопределение : |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Используя символический план составьте мини рассказ о муравье.
1. - … насекомое.
2.Размер
Муравей маленький.
3.Строение.
У муравья
4.Питание.
Муравей питается…
5. Где живёт. Муравей живёт…..
6 Муравьинная семья.
Муравьинная семья состоит….
7. Польза./приметы/
Муравей приносит…..
Приложение №2
Используя символический план составьте мини рассказ о мухе.
1. - … насекомое.
2.Размер
Муха маленькая.
3.Строение.
У мухи…..
4.Питание.
Муха питается…
5.Муху можно встретить на……
Польза или вред.
Является переносчиком…..
С мухами надо бороться…..
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Используя символический план составьте мини рассказ о пчеле.
1. - … насекомое.
2.Размер
Пчела маленький.
3.Строение.
у пчелы ……
4.Питание.
Пчела питается…
5. Где живёт.
Пчела живёт…..
6. семья.
Пчелинная семья состоит….
7. Польза./приметы/
Пчёла приносит…..
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Используя символический план составьте мини рассказ о бабочке.
1. - … насекомое.
2.Размер
Бабочка маленькая.
3.Строение.
У бабочки……
4.Питание.
Бабочка питается…
5. Где живёт. Бабочка живёт…..
7. Польза./приметы/
Бабочка приносит…..
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Используя символический план составьте мини рассказ о колорадском жуке..
1. - … насекомое.
2.Размер
Жук маленький.
3.Строение.
У жука….
4.Питание.
Жук питается…
5. Откуда появился.
7. Польза./приметы/
Жук приносит…..
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Используя символический план составьте мини рассказ божьей коровке.
1. - … насекомое.
2.Размер
Божья коровка маленький.
3.Строение.
У божьи коровки…..
4.Питание.
Божья коровка питается…
5. Где живёт. Божья коровка живёт…..
6. Семья божьи коровки.
Семья божьти коровки состоит….
7. Польза./приметы/
Божья коровка приносит…..