Конспект урока развития речи на основе знакомства с окружающим миром «Вредные и полезные насекомые»

3
0
Материал опубликован 12 November 2017
Конспект урока развития речи на основе знакомства с окружающим миром

в классе для детей с глубокой умственной отсталостью (седьмой год обучения).

Тема: « Вредные и полезные насекомые»
 


 


 

Автор: Овчинникова Людмила Ивановна

учитель класса детей с глубокой умственной отсталостью

7-ой год обучения

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Яйвинская специальная образовательная школа-интернат.


 


 


 


 

Пояснительная записка.

Урок построен в соответствии с ФГОС. Данный урок был составлен по ходу изучения раздела «Насекомые», тема урока «Вредные и полезные насекомые». В данном классе обучаются дети с глубокой умственной отсталостью, которые испытывают проблемы с развитием устной речи. Любой процесс познания начинается с импульса, поэтому организационный момент лучше начинать с задания, связанного с темой урока.

Коррекционная задача на уроке- основное направление работы учителя, поэтому мобилизующий этап урока проведён через коррекционное упражнение. К таким коррекционным упражнением относятся игра «Найди лишнее» и отгадывание загадок. Эти упражнения направлены на активизацию определённого процесса одного из высших психических функций.

Одним из принципов развивающего обучения- принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость. Нужна мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. На данном уроке ученики должны как можно больше набрать полезных насекомых для своего цветка.

Дидактическая задача урока направлена на отработку и формирования речевых умений и навыков, поэтому обобщение материала проходит через задание на составление рассказа-описания насекомого. Учитывая, что школьники с интеллектуальным недоразвитием не могут овладеть языком как средством общения, на уроке были созданы такие ситуации, побуждающие их к речевому высказыванию, диалоговой речи.

При обучении построению развёрнутого высказывания у школьников необходимо формировать элементарные представления о структуре текста: начало, середина, конец. Если работа по составлению рассказа по плану на уроках проводится в системе, то она не вызывает затруднений.

На всех этапах урока ученики вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, результаты которой видны при подведении итогов. Каждый ребёнок набрал достаточное количество полезных насекомых для своего цветка, что даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого и поддерживает познавательный интерес к учению.

Все этапы взаимосвязаны между собой, соответствуют теме урока. Учебное время использовано эффективно. Запланированные задания соответствуют интеллектуальным и психическим особенностям обучающихся. Поставленные задачи на уроке реализованы.


 

Технологическая карта урока.

Тема урока:

Вредные и полезные насекомые.

Тип урока:

Обобщение знаний.

Автор УМК:

Методическое пособие для учителя Е. Д. Худенко, Д. И. Барышникова; учебник «Знакомство с окружающим миром» Е. Д. Худенко, И. А. Терехова.

Цели урока:

Уточнение и расширение представлений о насекомых, отработка умений составлять рассказ-описание.

Задачи урока:

Образовательная

теоретическая:

-выявить и расширить представления учащихся о насекомых;

практическая:

-формировать умения составлять связные высказывания описательного типа на основе анализа насекомого по картинному плану.

Коррекционно-развивающая

-корригировать познавательные процессы на основе использования упражнения «Найди лишнее»;

-формировать навыки учебной деятельности;

-активизировать и расширять словарный запас учащихся.

Воспитывающая

-воспитывать умения работать в группах;

-воспитывать желание познавать окружающий мир.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

- проявлять творческое отношение к процессу обучения;

-прививать у учащихся бережное отношение к миру насекомых.

Познавательные

-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.

Регулятивные

-умение осуществлять личностную рефлексию.

Коммуникативные

-умение работать в парах;

-умение слушать других;

-умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей.

-научится классифицировать насекомых .

Оборудование

Учебник «Знакомство с окружающим миром» Е. Д. Худенко, И. А. Терехова; мультимедийный проектор, презентация, предметные картинки с изображением насекомых,

Формы работы учащихся

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, самопроверка.


 


 


 


 


 


 


 


 

Этапы урока.

Время.


 

Организационный этап.


 

Актуализация знаний.


 

Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

Обобщение и систематизация знаний.

Физминутка.

6.Воспроизведение на новом уровне .

7. Применение знаний.

8. Итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)


 

3

5

3

7

3

10

6

4

4


 


 


 

Этап урока

Деятельность

учителя.

Деятельность

ученика.

Содержание урока.

Формы работы.

1.Организацион

ный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, положительные установки (пожелания) на предстоящую работу.

Организация рабочего места к уроку, приветствие учителя.

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Сядем правильно сейчас, пожелаем всем удачи,

за работу, в добрый час.

Рапорт дежурного.

-Какое число?

-Какое сейчас время года?(весна)

-Какое время года было до весны, будет после весны?

-Назовите признаки весны, которые происходят в живой природе.(растёт трава, цветут цветы, появляются насекомые, прилетают птицы, и т.д.)

-настрой на работу, организация рабочего места.

Работа по формированию временных представлений.

Построение правильного ответа.

2.Актуализация знаний .

Учитель проводит речевую разминку.

Учитель предлагает ряд названий предметов.

Учитель выставляет картинки насекомых, которых выделили дети.

Дети вместе с учителем наизусть читают стих.

Учащиеся определяют какой предмет лишний и объясняют свой выбор.

Речевая разминка:

Жук жуку жужжал: «Жжжу-жжжу. Я с тобой давно дружу».(повторяют хором)

- Про кого стихотворение? Какой звук встречается в этом стихотворении?

- Старайтесь правильно произносить звук [ж].

-Составьте словосочетание со словом Жук.

Игра «Найди лишнее»

Медведь ,волк, пчела, лиса.

- что обозначают остальные слова?

(дикие животные)

Корова, муха, овца, собака.

- что обозначают остальные слова?

(домашние животные)

Синица, бабочка, ворона, воробей.

- что обозначают остальные слова?

(зимующие птицы).

Кукушка, колорадский жук, соловей, утка.

- что обозначают остальные слова?

(перелётные птицы).

Курица, муравей, гуси, индюк.

- что обозначают остальные слова?

(домашние птицы).

-посмотрите на картинки, о чём сегодня

полезные насекомые.»

будем говорить?

( о насекомых).

-Сегодня на уроке мы вспомним всё, что знаем о насекомых, повторим ещё раз какие насекомые приносят пользу, а какие вред. Тема нашего сегодняшнего урока «Вредные и

полезные насекомые».

Закрепление произношение звука, коррекция непроизвольной памяти.

Коррекция аналитико-синтетической деятельности через упражнение найти «лишнее».

Коррекция мыслительной деятельности.

Проверка по слайду.

Коррекция мыслительной деятельности, обобщение.

На слайде открываются картинки названных насекомых.

На слайде появляется

тема урока.

.

3. Мотивация

Учитель раздаёт на парту каждому цветок.

Учащиеся слушают установку.

-Сегодня у нас не простой урок, а такой, на котором вы должны показать свои знания. Я вам буду предлагать разные задания, а вы должны хорошо поработать, и собрать на свой цветок как можно больше насекомых, которое приносят пользу.

 

4.Обобщение и систематизация знаний.

Учитель создаёт проблемную ситуацию, предлагая проанализировать стихотворение и вспомнить, строение насекомых и о каких насекомых говорили на предыдущих уроках.

За правильный ответ учитель раздаёт картинки насекомых

Учитель раздаёт карточку №1

После проверки учитель раздаёт картинки пчелы на цветок учащимся.

Учитель читает стих.

учащиеся отвечают на

вопросы.

Учащиеся слушают стих.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.


 


 


 


 

Учащиеся работают по карточкам.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Ученики перечисляют насекомых, о которых говорится в стихе.


 

Повторение.

-Вспомним строение насекомого.


 

Насекомых на дороге

Мы увидим очень много,

Коль умеешь ты считать,

Их всегда легко узнать.

Если только лапок шесть

Насчитал ты ровно,

Будь тогда уверен –

Это насекомое!


 

- Как определить насекомое?

-Сколько лапок?

- что обозначает слово насекомые?

Слово «насекомые» означает как «имеющий насечки», «тот, кто имеет надрезы».

-их туловище как бы разделено

на три части (голова, грудь, брюшко),

брюшко и ноги имеют насечки

и даже на крылышках

имеется жилкование.

У насекомых есть: глаза, усики, голова, шесть пар ног,

крылья (не у всех),

туловище (грудь и брюшко).

Игра «Проверь себя»

- Предлагаю проверить, как хорошо вы запомнили части тела насекомых. Работать вы будете в парах. На партах у вас лежат карточки №1.

Вам нужно будет соединить стрелочками части тела насекомого с названием этой части.

(выполняют работу)

Все насекомые весной просыпаются. И с первого дня начинают свою тяжелую работу. В мире очень много насекомых. Они бывают совсем маленькими и большими. Одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие - один день, одни – полезные, другие – вредные.

Когда Солнышко взойдёт,

И тепло весной придёт,

Насекомых мир проснётся,

Жизнь привычная вернётся.

 

Муха, жук, кузнечик прыткий,

Бабочка и шмель душистый,

Осы, пчёлы и стрекозы,

Будут радовать нас снова!



-О каких насекомых идёт речь?

На слайдах картинки этих насекомых.

Коррекция зрительного восприятия .

Познавательные:

-анализ объектов с целью выделение признаков

Коммуникатвные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

-анализ объектов с целью выделение признаков;

5. Физминутка

 

Учащиеся выполняют движения под стишок

Сейчас нам необходимо отдохнуть, представим себя насекомыми.

«Бабочки и пчёлки»

Прилетели на лужок
Бабочки и пчелы.
Дружно сели все в кружок
С песенкой веселой.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Зажужжали пчелки.
Ну, а бабочки кружат
У зеленой елки.

«Прыгайте кузнечики»
Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики, прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем, тишину послушаем. Тише, тише,
высоко,
Прыгай на носках легко. (
Надо оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую.)

«Муха строит дом»

Ox, ox что за гром? (Руки - к щекам, наклоны в сторону.)

Муха строит новый дом. (Движения руками, имитирующие работу с молотком.) Молоток: стук-стук (хлопки руками перед собой),

 

 

6.Воспроизве-

дение изученного материала на новом уровне.

Учитель раздаёт разрезные карточки парам учащихся.

(.Бабочки, муха, пчела. Божья коровка, колорацкий жук, муравей)

Каждому ученику вручается насекомое на цветок.

Учащиеся должны с помощью частей собрать картинку насекомого составить рассказ о данном насекомом, доказав пользу или вред приносит это насекомое.

 

Игра «Собери пазлы»

Соберите из нескольких двух частей картинку, кому какая достанется и используя символический план составьте мини рассказ о насекомом, а затем доказать вредное или полезное это насекомое.

Учащиеся выполняют работу и выступают со своим сообщением.

1 п.-о мухе

2 п. – о муравье

3 п –о божьей коровке

4 п-о бабочке

5 п-о пчеле

6п.-о колорадском жуке

используя символический план составьте мини рассказ о муравье,мухе и т д.

См.приложение №1, №2,№3,№4,№5,№6

Познавательный:

-выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выразить свои мысли.

Познавательные:

Коммуникативные:

-управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнера;

-владение диалоговой речью.

.

7.Применение знаний.

Загадывает загадку..


 


 


 

Учащиеся отгадывают загадку, отвечают на вопрос, доказывают правильность своего ответа.

Отгадайте загадку, о каком насекомом идёт речь?

. Нос долог, голос тонок.

Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)

_А как вы думаете, какое это насекомое вредное или полезное?


 

Комар для человека это вредное назойливое, жалящее насекомое, от которого остаётся раздражение на коже, комар является переносчиком инфекция, а для природы – это полезное насекомое, личинками которого питаются рыбы .Если бы не было комаров, не было бы и рыб в наших озёрах и водоёмах.

Вывод: Есть насекомые, которые приносят только пользу; есть насекомые, которые приносят только вред, а есть насекомые, которые могут приносить и пользу и вред.

Слайд с комаром

Коррекция мыслительной деятельности, выводы из личного опыта.

8. Подведение итогов.

Самым активным вручается насекомое на цветок (можно по выбору учащихся).

Учитель обобщает знания ребят.


 


 


 

За каждый правильный ответ ученик получает насекомое

Учащиеся топают или хлопают и называют насекомых

Игра «Потопаем – похлопаем»

- Предлагаю вам проверить, как хорошо вы поняли, какую пользу, и какой вред способны приносит насекомые.

- Если я буду говорить о пользе, вы хлопайте в ладоши, если о вреде, тогда топайте ногами и называете насекомого.

- Собирают мёд; (хлопают в ладоши)

Пчела.

- Едят вредных насекомых; (хлопают в ладоши). Божья коровка.

- Являются пищей для других представителей животного мира;(хлопают в ладоши)комары.

- Переносят заразные заболевания; (топают ногами)мухи

- Доставляют радость и хорошее настроение; (хлопают в ладоши) бабочки

- Поедают молодую зелень картофеля; (топают ногами)колорадские жуки.

- Опыляют растения;(хлопают в ладоши) бабочки, пчёлы.

- Поедают останки погибших животных. (хлопают в ладоши) муравьи.

- Молодцы! Вы хорошо усвоили, какую пользу и вред приносят насекомые.

Всех насекомых нужно оберегать,

 

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока.

   

-Посчитайте, сколько насекомых собралось на вашем цветке. Оцените свою работу на уроке.

- Что интересного узнали на уроке.?

Мне приятно было с вами поработать.

Личностные: самоопределение

:


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Используя символический план составьте мини рассказ о муравье.


 

1. - … насекомое.


 

2.Размер

Муравей маленький.


 


 


 


 

3.Строение.

У муравья

4.Питание.

Муравей питается…


 


 

 

5. Где живёт. Муравей живёт…..


 

6 Муравьинная семья.


 

Муравьинная семья состоит….


 


 

7. Польза./приметы/


 


 

Муравей приносит…..


 

Приложение №2

Используя символический план составьте мини рассказ о мухе.


 

1. - … насекомое.


 

2.Размер

Муха маленькая.


 


 


 


 

3.Строение.

У мухи…..

4.Питание.

Муха питается…


 


 

 

 

5.Муху можно встретить на……

 

 


 

Польза или вред.

Является переносчиком…..


 


 

С мухами надо бороться…..


 


 


 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Используя символический план составьте мини рассказ о пчеле.


 

1. - … насекомое.


 

2.Размер

Пчела маленький.


 


 


 


 

3.Строение.

у пчелы ……

4.Питание.

Пчела питается…


 


 

 

5. Где живёт.

Пчела живёт…..


 

6. семья.


 

Пчелинная семья состоит….


 


 

7. Польза./приметы/


 


 

Пчёла приносит…..


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Используя символический план составьте мини рассказ о бабочке.


 

1. - … насекомое.


 

2.Размер

Бабочка маленькая.


 


 


 


 

3.Строение.

У бабочки……

4.Питание.

Бабочка питается…


 


 

 

5. Где живёт. Бабочка живёт…..


 


 

7. Польза./приметы/


 


 

Бабочка приносит…..


 


 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Используя символический план составьте мини рассказ о колорадском жуке..


 

1. - … насекомое.


 

2.Размер

Жук маленький.


 


 


 


 

3.Строение.

У жука….

4.Питание.

Жук питается…


 


 

 

5. Откуда появился.


 


 


 

7. Польза./приметы/


 


 

Жук приносит…..


 


 


 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Используя символический план составьте мини рассказ божьей коровке.


 

1. - … насекомое.


 

2.Размер

Божья коровка маленький.


 


 


 


 

3.Строение.

У божьи коровки…..

4.Питание.

Божья коровка питается…


 


 

 

5. Где живёт. Божья коровка живёт…..


 

6. Семья божьи коровки.


 

Семья божьти коровки состоит….

 

7. Польза./приметы/
 

 

Божья коровка приносит…..

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации