Открытый урок развития устной речи «Насекомые. Забавная гусеница»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
основная общеобразовательная школа № 10
город Чебаркуль.
Открытый урок по предмету: развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
Выполнила: учитель начальных классов
МБОУ ООШ № 10
Исмангулова Татьяна Васильевна.
Тема: Насекомые- « Забавная гусеница».
Цели:
Учить распознавать представителей животного мира; сформировать у детей первоначальное представление о насекомых как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных.
2. развивать внимание, память, мышление, воображение.
3.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход урока.
Сегодня мы поговорим о насекомых. Вести занятие нам поможет забавная гусеница, которая будет увеличиваться в размерах на наших глазах, потому что каждое её звено представляет кружок с заданием, которое нам предстоит выполнить.
( НА ДОСКУ КРЕПИТСЯ РИСУНОК ГОЛОВЫ ГУСЕНИЦЫ.)
Гусеница – это личинка бабочки. Обладая хорошим аппетитом, личинка усиленно питается, растёт и после нескольких линек превращается в куколку, из которой в свою очередь появляется бабочка. Вот такой замкнутый круг.
Чтобы представить эти превращения более ярко предлагаю вам послушать рассказ В. Берестова « честное гусеничное». Слушайте внимательно, после чтения я вам задам вопросы.
Гусеница считала себя очень красивой и ни пропускала, ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться.
- До чего же я хороша! – радовалась гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски. Жаль, что никто – никто этого не замечает.
Но однажды ей повезло. По лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. А девочка увидела её и сказала:
-Какая гадость! Даже смотреть противно.
- Ах, так! Рассердилась гусеница. Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто и никогда , нигде и ни за что , ни в коем случае, ни при каких объстоятельствах больше меня не увидит.
Дал слово – нужно его держать, даже если ты гусеница!
И гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с веточки на сучок, с сучка на листок. Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться. Трудилась она долго, и наконец, сделала кокон.
- Ух, как я устала! – вздохнула гусеница. Совершенно замоталась. В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и гусеница уснула.
Проснулась она от того, что у неё ужасно чесалась спина. Тёрлась, тёрлась и протёрлась насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно - не вниз, а вверх.
И тут гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку.
-« Какой ужас! – подумала гусеница.» - Пусть я не красива , это не моя вина, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что меня никто не увидит, и не сдержала его. Позор! И гусеница упала в траву. А девочка сказала:
- «Какая красивая!»
- Вот и верь людям! Ворчала гусеница. Сегодня они говорят одно, а завтра совсем другое. На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? Перед ней незнакомое лицо с длинными- предлинными усами Гусеница попробовала выгнуть спину и увидела, что на спине у неё появились большие разноцветные крылья.
- Ах! Вот чудо!- Догадалась он. Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо! Я стала бабочкой! Это бывает, и она закружилась над лугом, потому, что честного бабочкиного слова она не давала!
Вот и первое задание!
.Гусеница считала себя очень красивой и ни пропускала, ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться.
.По лугу ходила девочка и собирала цветы.
. Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться. Трудилась она долго и наконец, сделала кокон.
. В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и гусеница уснула.
. Перед ней незнакомое лицо с длинными- предлинными усами Гусеница попробовала выгнуть спину и увидела, что на спине у неё появились большие разноцветные крылья.
. Со мной произошло чудо!
Физминутка: перевоплощение в бабочку.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз- росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела!
Презентация про насекомых.
Загадки.
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.
Не жужжу когда сижу, не жужжу когда хожу.
Не жужжу, когда тружусь, а жужжу когда верчусь.
Не зверь, не птица, а нос как спица. Летит - кричит, сядет – молчит, кто его убьёт, свою кровь прольёт.
На цветы она садится, не устав с утра трудиться, людям мёд и воск дала - беспокойная
Устанет день - деньской, летая над водой.
И как на островке, сидит на поплавке.
В лесу у пня беготня- суетня. Народ рабочий весь день хлопочет, себе город строит.
Ребята, посмотрите внимательно на насекомых, что у них общего?
( У всех насекомых шесть ног.)
Так каких же насекомых вы запомнили?
Физминутка:
Назовите насекомых ласковым словом: комар- комарик, кузнец- кузнечик, жук – жучок, муравей – муравьишка, стрекоза – стрекозочка.
Узнай насекомое.
Ж-к, к-м-р, стр-ко-за, м-рав-й, к-знеч-к.
Найдите на рисунке одинаковых бабочек и раскрасьте их.
Итог урока. Ребята, что интересного вы узнали на уроке?