Дидактическая игра «Знакомимся с миром насекомых»
Настольно-печатная игра «Мир насекомых».
Пояснительная записка.
В основе коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющих интеллектуальные нарушения, реализовано фундаментальное положение отечественной психологии и генетической связи разных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.
Совершая действия с реальными предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ребёнок получает возможность преодолеть статичность восприятия. Он осознаёт динамичность окружающей среды, а главное, познаёт возможность воздействовать на динамику предмета по своему замыслу или в соответствии с теми задачами, которые ставит перед ним взрослый. Такая ситуация непосредственного воздействия ребёнка на окружающие объекты создаёт благоприятные условия для соотношения между наглядными и словесно-логическими формами мышления.
Целенаправленные занятия по формированию мышления существенно изменяют способы ориентировки ребёнка в окружающем мире, приучают его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей.
Данная игра предназначена для индивидуальных занятий с детьми с интеллектуальными нарушениями, а так же её можно использовать для работы с детьми младшего дошкольного возраста. Игру можно порекомендовать для работы воспитателям, логопедам, дефектологам, психологам, родителям, учителям индивидуального и надомного обучения, работающих с детьми с интеллектуальными нарушениями.
Цель:
- формирование представлений о насекомых
- закрепление знаний основных цветов и фигур.
Задачи:
- образовательные:
- познакомить детей с миром насекомых (основными их представителями)
- закрепить знания об основных цветах
- закрепить знания об основных геометрических формах.
- коррекционные:
- развивать восприятие цвета и формы, целостности образа
- расширять словарного запаса
- развивать зрительное, тактильное и слуховое восприятие
-воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям
- развивать познавательную активность
-формировать умения слушать и понимать инструкцию педагога.
Аудитория:
- дети с интеллектуальными нарушениями (возраст зависит от степени нарушений)
- младший дошкольный возраст.
Форма работы: - индивидуальное занятие.
Предполагаемые результаты:
- ребёнок научится слушать и понимать инструкцию взрослого, соотносить картинку насекомого с игрушкой-моделью и названием.
Игра состоит:
- карточки с изображением насекомых
- игрушки-модели насекомых
- геометрические фигуры (можно использовать набор для счётных материалов)
- игровое поле «Луг».
Ход работы.
Подготовительный этап:
- перед ребёнком выкладываются карточки с насекомыми (наиболее яркие представители – пчела, бабочка, божья коровка), проговариваются названия, повторяя несколько раз.
Закрепление: ребёнка просят показать насекомое на картинке: бабочку и т. д. (если ребёнок «говорящий», то назвать насекомое, которое указал взрослый).
- также идёт работа с игрушками-моделями.
- перед ребёнком выкладываются карточки с насекомыми, взрослый предлагает игрушку-модель – нужно положить игрушку на соответствующую картинку. Сначала взрослый проговаривает название насекомого, затем просит ребёнка сказать (педагог в этом случае насекомое не называет).
Основной этап работы с игрой:
Ребёнку предлагается рассмотреть игровое поле «Луг». Показать и назвать насекомых, которых он видит. Из мешочка ребёнок или взрослый достаёт игрушку-насекомое, нужно положить на соответствующую картинку.
Повторить с ребёнком геометрические фигуры и цвета, раскладывая и называя. Попросить ребёнка показать: круг, квадрат, треугольник. (выкладываются геометрические фигуры). Попросить показать: красный круг, жёлтый круг, красный квадрат и т. д.
В мешочек складываем только жёлтые и красные круги. Задача: закрыть («спрятать») красными кругами – божьих коровок, жёлтыми кругами – бабочек. Ребёнок достаёт из мешочка фигуру и выполняет инструкцию взрослого. Первоначально требуется словесная инструкция: красный – божья коровка и т. д.
Когда данный этап игры освоен можно её усложнять: брать разные геометрические фигуры разных расцветок (например: зелёный треугольник и красный квадрат). В мешочек складывать «лишние» фигуры.
Игру можно расширить добавлением игровых полей с другими насекомыми, количеством насекомых на одном игровом поле и их разнообразием.
Информационные ресурсы:
Е. А. Стреблева «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии». «Владос» Москва 2008 г.
Картинки Яндекс.
Елена Владимировна
Морозова Татьяна
Новикова Анастасия Алексеевна
Морозова Татьяна
Козлова Лариса Викторовна
Морозова Татьяна
Покутняя Роза Михайловна
Морозова Татьяна