Дидактическая игра «Знакомимся с миром насекомых»

14
8
Материал опубликован 30 July 2019 в группе

Настольно-печатная игра «Мир насекомых».

Пояснительная записка.

В основе коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющих интеллектуальные нарушения, реализовано фундаментальное положение отечественной психологии и генетической связи разных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.

Совершая действия с реальными предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ребёнок получает возможность преодолеть статичность восприятия. Он осознаёт динамичность окружающей среды, а главное, познаёт возможность воздействовать на динамику предмета по своему замыслу или в соответствии с теми задачами, которые ставит перед ним взрослый. Такая ситуация непосредственного воздействия ребёнка на окружающие объекты создаёт благоприятные условия для соотношения между наглядными и словесно-логическими формами мышления.

Целенаправленные занятия по формированию мышления существенно изменяют способы ориентировки ребёнка в окружающем мире, приучают его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей.

Данная игра предназначена для индивидуальных занятий с детьми с интеллектуальными нарушениями, а так же её можно использовать для работы с детьми младшего дошкольного возраста. Игру можно порекомендовать для работы воспитателям, логопедам, дефектологам, психологам, родителям, учителям индивидуального и надомного обучения, работающих с детьми с интеллектуальными нарушениями.

 

Цель:

- формирование представлений о насекомых

- закрепление знаний основных цветов и фигур.

 

Задачи:

- образовательные:

- познакомить детей с миром насекомых (основными их представителями)

- закрепить знания об основных цветах

- закрепить знания об основных геометрических формах.

 

- коррекционные:

- развивать восприятие цвета и формы, целостности образа

- расширять словарного запаса

- развивать зрительное, тактильное и слуховое восприятие

 

-воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям

- развивать познавательную активность

-формировать умения слушать и понимать инструкцию педагога.

 

Аудитория:

- дети с интеллектуальными нарушениями (возраст зависит от степени нарушений)

- младший дошкольный возраст.

 

Форма работы: - индивидуальное занятие.

 

Предполагаемые результаты:

- ребёнок научится слушать и понимать инструкцию взрослого, соотносить картинку насекомого с игрушкой-моделью и названием.

 

Игра состоит:

- карточки с изображением насекомых

 

 

- игрушки-модели насекомых

- геометрические фигуры (можно использовать набор для счётных материалов)

 

 

- игровое поле «Луг».

 

 

Ход работы.

Подготовительный этап:

- перед ребёнком выкладываются карточки с насекомыми (наиболее яркие представители – пчела, бабочка, божья коровка), проговариваются названия, повторяя несколько раз.

Закрепление: ребёнка просят показать насекомое на картинке: бабочку и т. д. (если ребёнок «говорящий», то назвать насекомое, которое указал взрослый).

- также идёт работа с игрушками-моделями.

- перед ребёнком выкладываются карточки с насекомыми, взрослый предлагает игрушку-модель – нужно положить игрушку на соответствующую картинку. Сначала взрослый проговаривает название насекомого, затем просит ребёнка сказать (педагог в этом случае насекомое не называет).

 

 

 

Основной этап работы с игрой:

Ребёнку предлагается рассмотреть игровое поле «Луг». Показать и назвать насекомых, которых он видит. Из мешочка ребёнок или взрослый достаёт игрушку-насекомое, нужно положить на соответствующую картинку.

 

 

Повторить с ребёнком геометрические фигуры и цвета, раскладывая и называя. Попросить ребёнка показать: круг, квадрат, треугольник. (выкладываются геометрические фигуры). Попросить показать: красный круг, жёлтый круг, красный квадрат и т. д.

 

В мешочек складываем только жёлтые и красные круги. Задача: закрыть («спрятать») красными кругами – божьих коровок, жёлтыми кругами – бабочек. Ребёнок достаёт из мешочка фигуру и выполняет инструкцию взрослого. Первоначально требуется словесная инструкция: красный – божья коровка и т. д.

Когда данный этап игры освоен можно её усложнять: брать разные геометрические фигуры разных расцветок (например: зелёный треугольник и красный квадрат). В мешочек складывать «лишние» фигуры.

 

 

 

Игру можно расширить добавлением игровых полей с другими насекомыми, количеством насекомых на одном игровом поле и их разнообразием.

 

Информационные ресурсы:

Е. А. Стреблева «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии». «Владос» Москва 2008 г.

Картинки Яндекс.

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за Ваш материал, Татьяна! Думаю, что деткам очень понравилась такая интересная игра!

30 July 2019

Спасибо, Елена Владимировна. Игра опробована с двумя детками, очень им нравится.

30 July 2019

Игра интересная, беру в закладки! Большое спасибо!

30 July 2019

Спасибо за добрый комментарий.

31 July 2019

Очень интересная и полезная игра для детей!!!

30 July 2019

Лариса Викторовна, спасибо за отзыв!

31 July 2019

Спасибо за увлекательную игру!!Для детей очень интересно находить бабочек и божьих коровок!+

22 August 2019

Спасибо, Роза Михайловна!

23 August 2019