Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми со сложным дефектом развития второй год обучения
Пояснительная записка к презентации
Выполнила Матвеева Ольга Гарриевна учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
(Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №35 «Теремок» р.п. Приютово
муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан)
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Коррекционно-образовательные цели:
1. Активизировать словарь по лексическим темам.
2.Способствовать употреблению в речи имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
3. Закреплять практическое использование в речи падежных конструкций.
4.Продолжать учить словообразованию относительных прилагательных. 5.Формировать навыки составления предложений.
Коррекционно-развивающие цели:
1.Развивать восприятие через накопление и расширение сенсорного опыта (определение предметов на ощупь, на вкус, зрительно).
2.Развивать элементы логического мышления. 3.Развивать мелкую моторику. 4.Развивать активную речь.
5. Совершенствовать просодическую сторону речи.
Коррекционно-воспитательные цели:
1.Формировать мотивацию познавательной деятельности.
2.Способствовать воспитанию навыков сотрудничества, доброжелательного отношения к окружающим. 3.Формировать положительные установки на участие в занятии.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Употребление в свободной речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 2. Правильное согласование слов в предложениях. 3 Свободное выполнение кинезиологических упражнений. 4. Знание геометрических форм.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Активизация вербального словаря: существительные: путешествие, лес, дикие животные, избушка, мебель, фрукты, игрушки. прилагательные: по основным цветам, еловый, яблочный, апельсиновый, банановый...
ОБОРУДОВАНИЕ
Музыкальное оформление, компьютер, предметные и сюжетные картинки, «чудесный мешочек», фрукты, «морские камушки», массажные мячи, ароматическая лампа.
Ход организованной образовательной деятельности
Организационный момент
1.Психологический настрой:
а) Дидактическая игра «Цепочка»
- Скажи соседу справа доброе слово и возьми его за руку!
б) Дидактическая игра «Исполнение желаний»
- Загадай желание и отправь его с мыльными пузырями! (На выработку длительной воздушной струи)
Основная часть
1.Дидактическая игра «Путешественники»
- Мы отправляемся в путешествие на разных видах транспорта! Полетим на самолете: «ЛЛЛ! (на автоматизацию звука «л»). - Поплывем на пароходе: « УУУ!» (на закрепление длительного произношения звука «У»). - Поедем на поезде: «П-П-П!» ( на закрепление отрывистого произношения звука «П»).
2.Ароматерапия
- Мы прибыли к месту назначения. Где мы находимся, вы определите по запаху. Распрямите плечи, держите спину ровно, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и длительный выдох. ( Упражнение повторяется 3-4 раза с использованием ароматической лампы с хвойным маслом).
- Догадались, чем пахнет?
- Как вы думаете, где пахнет елями? Где мы находимся?
- Вы готовы совершить путешествие по лесу?
3.Работа над просодической стороной речи
- В лесу можно громко петь. Я предлагаю вспомнить звуковые песни. Догадайтесь, какой звук я хочу произнести, и спойте его! (Дети по артикуляции педагога определяют гласные звуки , поют их громко, тихо, длительно , отрывисто).
4. Дидактическая игра «Строители»
-Для дальнейшего путешествия необходимо переправиться через лесной ручей. Предлагаю построить мост из геометрических кирпичиков. Я помогу найти каждому нужный кирпич. (Упражнение на развитие тактильного восприятия, восприятия формы. Педагог «рисует» на спине ребенка геометрическую фигуру. Ребенок берет, соответствующий фигуре ,«кирпич» и «строит» мост).
Через мостик мы шагаем,
И фигуры повторяем!
5.Самомассаж кистей и пальцев рук
-В лесу обитает много диких животных. Догадайтесь, о ком загадка?
Ни головы, ни ножек,
Катится колючий…
- Ежу стало скучно, он хочет поиграть с нами. Еж колючий, мячики у него тоже колючие. Возьмите по мячику, попробуйте повторять все движения правильно:
Вот колючий мячик – ежик.
Он без ручек и без ножек.
Мячик круглый и упругий,
Он вращается по кругу.
6.Практическое использование в речи имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением
- Мы подошли к медвежьей избушке. Михайло Потапович, Настасья Филипповна и Мишутка ушли гулять. А Машенька зашла в избушку, съела кашу,покаталась на стульях, поломала Мишуткин стульчик . Как вы думаете, медведи расстроятся, когда придут домой? Давайте подарим им новую мебель. Для медведей – большую, для Мишутки – маленькую:
Стол – столик
Стул – стульчик
Шкаф – шкафчик
Диван – диванчик
Кровать – кроватка
Кресло – креслице
(Игра проводится с презентацией на компьютере)
7.Дидактическая игра «4-й лишний»
- Давайте проверим, может быть есть что-то лишнее?
Стул, стол, шкаф, чашка.
Кровать, тарелка, диван, кресло.
Кроватка, стульчик, столик, стол.
Кувшин, чашка, тарелка, шкаф.
(Игра проводится с презентацией на компьютере)
8.Физ. минутка
Три медведя шли домой. Папа был большой – большой.
Мама с ним, поменьше ростом. А Мишутка – просто крошка!
Очень маленький он был, с погремушкою ходил.
9.Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
- Медведи возвращаются домой, они устали, хотят пить. Я предлагаю приготовить для них фруктовый сок . Вы согласны? Из каких фруктов приготовим сок, вы определите на ощупь.
(Игра на развитие тактильного восприятия)
10.Практическое использование в речи падежных конструкций
- Я приготовлю сок из яблока.
- Я приготовлю сок из апельсина.
- Я приготовлю сок из банана. И т. д.
11.Словообразование
- Какой сок приготовил Сережа?
- Сережа приготовил яблочный сок.
- Какой сок приготовил Игнат?
- Игнат приготовил апельсиновый сок. И т. д.
12.Релаксация
- Что же делает Маша в спальне у медведей? Она сладко спит. Мы тоже отдохнем.
Напряженье улетело, и расслабленно все тело.
Будто мы лежим на травке, на зеленой, мягкой травке.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Нам известно, что такое, состояние покоя.
- Медведи вернулись домой. Увидели мебель, попили фруктовый сок и не стали сердиться на Машеньку, а проводили ее домой. Медвежонок подружился с Машей. Они стали часто играть вместе.
13.Кинезиологические игры
- Вы хотите сделать еще одно доброе дело? Смастерить для Маши и Мишутки игрушки?
(Выкладывание по контуру морскими камушками, кофейными зернами правой рукой игрушку слева, левой рукой – справа)
Итоговая часть
1.Формирование элементов аналитической деятельности
- Кто помог Маше и Мишутке подружиться?
- Что мы для этого сделали?
- Кому было сложно выполнять задания?
- Что понравилось в нашем путешествии?
2. Дидактическая игра «Путешественники»
- Назовите транспорт, на котором мы отправились путешествовать?
- На чем вернемся из леса?