12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина168
Россия, Кемеровская обл., Новокузнецк
4

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности



Урок развития устной речи

 на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности

в 4 коррекционном классеVIII вида

Тема: Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь. Погода и природа зимой.

Цель: обеспечить возможность целостного восприятия составленного рассказа; уточнение и обогащение словарного запаса учащихся.

Задачи:

Обучающие: Закрепить знания детей о характерных признаках зимы, развивать навыки диалогической и монологической речи; пополнение словарного запаса учащихся прилагательными.

Коррекционно-развивающие: коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей, коррекция зрительного внимания, активизация речевой деятельности.

Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование: презентация, «снежки» из ваты.

Ход урока

I. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

1. Игра «Четвёртый лишний» (Слайды 2-6)


 

II. Сообщение темы и цели урока

1. А чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно разгадать ребус (Слайд 7)

2. Фронтальный опрос (Слайд 8)

– Дети, какое сейчас время года? (Зима)

– Как вы догадались? (ответы детей)

Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)

III. Изучение нового материала

1. Какое время года сейчас? Назовите предшествующее зиме и последующее за зимой вре­мя года. Какие изменения произошли зимой в природе? (Слайд 9)

Приметы зимы: (Слайд 10)

Падает… (снег);

Дует холодный… (ветер);

Земля, дома и деревья покрыты… (снегом);

Реки и озёра покрылись… (льдом);

Солнце светит, но… (не греет);

Дни стали короче, а ночи… (длиннее);

Люди одеты в… (тёплую зимнюю одежду).


 

2. Игра «Зимой я надеваю…»

Учитель начинает игру с предложения «Зимой я надеваю на прогулку …»

Следующий ученик повторяет предложение и добавляет свой предмет одежды. (Зимой я надеваю на прогулку колготки. Зимой я надеваю на прогулку колготки, носки.) Следующий ученик добавляет цепочку слов. Игра продолжается. Примечание: Слабых детей включать в игру первыми.

3. Игра «Угадай по описанию» (Слайд 11)

Учитель показывает картинки изображения снеговиков, и объясняет: «Перед вами шесть снеговиков. На первый взгляд они как будто одинаковые. Но если их внимательно рассмотреть, то можно заметить различия».

Затем педагог предлагает детям поучиться находить сходство и различия.

Посмотрите на лица снеговиков. Они?

Одинаковые. У каждого два глаза и оранжевый нос.

На головах?

У одних снеговиков ведра, у других кастрюли. Головные уборы разного цвета.

В руках?

Метлы, лопатки, веточка. Одни снеговики держат предмет в правой руке, другие – в левой.

Количество пуговиц?

Где – две, где – три.

«Будьте внимательны. Не перепутайте снеговиков, когда я буду рассказывать об одном из них – предупреждает педагог. – Итак, угадайте, о котором снеговике я расскажу.

У этого снеговика оранжевый нос из картона, на голове синее ведро, у него метла с красной палкой и две черные пуговицы из угольков».

Давая описание, педагог сначала называет признак, общий для всех снеговиков (оранжевый нос из картона), потом указывает на признак, имеющийся только у трёх снеговиков (синее ведро), далее отмечает признак, присущий только двум снеговикам (палка красного цвета), и, наконец, обращает внимание детей на последний – отличительный признак (две пуговицы).

4. Физминутка (Слайд 12)

«Зима»

Мы зимой в снежки играем, мы играем.

имитация лепки снежков

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.

шагаем, высоко поднимая колени

И на лыжах мы бежим, мы бежим.

пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях

На коньках по льду скользим, мы скользим.

плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях

И снегурку лепим мы, лепим мы.

соответствующие движения

Гостью-зиму любим мы, любим мы.

развести руки в поклоне и поставить на пояс


 

4. Игра «Снежки»

Поиграем сейчас в снежки? Я бросаю снежок и говорю слово, которое отвечает на вопрос «кто?», а тот кто ловит – образует из моего слова слово-признак, которое отвечает на вопрос «какой?»

снег – снежный

зима – …

мороз – …

лыжи – …

ветер – …

солнце – …

тепло – …

холод – …

лёд – …

мех – …

шерсть – …

IV. Закрепление

Упражнения в составлении рассказа по мнемотаблице «Зима». (Слайд 13)

Пример рассказа:

Я хочу рассказать о времени года – зиме. Зимой солнышко светит редко и мало. Небо часто хмурится, облака закрывают солнце. Зимой часто идёт снег, морозно и холодно. Часто дуют холодные ветры и метут метели. Речки замерзают и покрываются льдом. Деревья, кустарники и трава спят. На деревьях лежит иней. Животные зимуют по-разному: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, поедают свои запасы. Животные линяют – меняют летний мех на тёплый, зимний. Прилетают самые красивые из зимующих птиц – снегири. Зимующие птицы прилетают к жилищам людей, чтобы прокормиться. Люди подкармливают птиц и животных. Дети могут играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, коньках и лыжах. Люди надевают тёплую зимнюю одежду: меховые шапки, шубы, шерстяные варежки и шарфы, сапожки и ботинки.

V. Обобщение

1. Упражнение «Скажи наоборот»:

Летом дни жаркие, а зимой – холодные.

Летом небо светлое, а зимой – ....

Летом день длинный, а зимой – ....

Летом солнце яркое, а зимой – ....

Весной лёд на реке тонкий, а зимой – ....

Снег мягкий, а лёд – ....

Одни сосульки длинные, а другие – ....

2. Что можно сделать из снега и льда зимой на улице? (Снеговика, крепость, снежный город, ледяные фигуры, каток).

3. Объясните значение слов «снегопад, гололёд». Придумайте предложения с этими словами.

Откройте конверты, которые лежат на ваших партах. В них вы найдёте снежинки. Вам необходимо определение своё отношение к уроку. Для этого выберите ту снежинку, которая соответствует вашему настроению, и подарите её Гостье-Зиме. (Слайд 14)

Белая – радость

Синяя – восхищение

Зелёная – грусть

Жёлтая – безразличие

Красная – злость

V. Итог урока.

Домашнее задание.

Литература:

Д. Худенко, Д. И. Барышникова. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 4 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида. Методическое пособие для учителя.- М.; Аркти, 2004.

Каландаров Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс.- М.; ВАКО, 2008.

Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения ддля развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / Под ред. В. В. Гербовой. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988.

Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2 / Н. Э. Теремкова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007. – 32 с.

Электронные ресурсы:

Vchudoma.blogspot.com


Урок развития устной речи. Зима
PPT / 8.57 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.