Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
Пояснительная записка к презентации
Урок развития устной речи
на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
в 4 коррекционном классеVIII вида
Тема: Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь. Погода и природа зимой.
Цель: обеспечить возможность целостного восприятия составленного рассказа; уточнение и обогащение словарного запаса учащихся.
Задачи:
Обучающие: Закрепить знания детей о характерных признаках зимы, развивать навыки диалогической и монологической речи; пополнение словарного запаса учащихся прилагательными.
Коррекционно-развивающие: коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей, коррекция зрительного внимания, активизация речевой деятельности.
Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование: презентация, «снежки» из ваты.
Ход урока
I. Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
1. Игра «Четвёртый лишний» (Слайды 2-6)
II. Сообщение темы и цели урока
1. А чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно разгадать ребус (Слайд 7)
2. Фронтальный опрос (Слайд 8)
– Дети, какое сейчас время года? (Зима)
– Как вы догадались? (ответы детей)
– Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)
III. Изучение нового материала
1. Какое время года сейчас? Назовите предшествующее зиме и последующее за зимой время года. Какие изменения произошли зимой в природе? (Слайд 9)
Приметы зимы: (Слайд 10)
Падает… (снег);
Дует холодный… (ветер);
Земля, дома и деревья покрыты… (снегом);
Реки и озёра покрылись… (льдом);
Солнце светит, но… (не греет);
Дни стали короче, а ночи… (длиннее);
Люди одеты в… (тёплую зимнюю одежду).
2. Игра «Зимой я надеваю…»
Учитель начинает игру с предложения «Зимой я надеваю на прогулку …»
Следующий ученик повторяет предложение и добавляет свой предмет одежды. (Зимой я надеваю на прогулку колготки. Зимой я надеваю на прогулку колготки, носки.) Следующий ученик добавляет цепочку слов. Игра продолжается. Примечание: Слабых детей включать в игру первыми.
3. Игра «Угадай по описанию» (Слайд 11)
Учитель показывает картинки изображения снеговиков, и объясняет: «Перед вами шесть снеговиков. На первый взгляд они как будто одинаковые. Но если их внимательно рассмотреть, то можно заметить различия».
Затем педагог предлагает детям поучиться находить сходство и различия.
– Посмотрите на лица снеговиков. Они?
– Одинаковые. У каждого два глаза и оранжевый нос.
– На головах?
– У одних снеговиков ведра, у других кастрюли. Головные уборы разного цвета.
– В руках?
– Метлы, лопатки, веточка. Одни снеговики держат предмет в правой руке, другие – в левой.
– Количество пуговиц?
– Где – две, где – три.
«Будьте внимательны. Не перепутайте снеговиков, когда я буду рассказывать об одном из них – предупреждает педагог. – Итак, угадайте, о котором снеговике я расскажу.
У этого снеговика оранжевый нос из картона, на голове синее ведро, у него метла с красной палкой и две черные пуговицы из угольков».
Давая описание, педагог сначала называет признак, общий для всех снеговиков (оранжевый нос из картона), потом указывает на признак, имеющийся только у трёх снеговиков (синее ведро), далее отмечает признак, присущий только двум снеговикам (палка красного цвета), и, наконец, обращает внимание детей на последний – отличительный признак (две пуговицы).
4. Физминутка (Слайд 12)
«Зима»
Мы зимой в снежки играем, мы играем. |
имитация лепки снежков |
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. |
шагаем, высоко поднимая колени |
И на лыжах мы бежим, мы бежим. |
пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях |
На коньках по льду скользим, мы скользим. |
плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях |
И снегурку лепим мы, лепим мы. |
соответствующие движения |
Гостью-зиму любим мы, любим мы. |
развести руки в поклоне и поставить на пояс |
4. Игра «Снежки»
Поиграем сейчас в снежки? Я бросаю снежок и говорю слово, которое отвечает на вопрос «кто?», а тот кто ловит – образует из моего слова слово-признак, которое отвечает на вопрос «какой?»
снег – снежный
зима – …
мороз – …
лыжи – …
ветер – …
солнце – …
тепло – …
холод – …
лёд – …
мех – …
шерсть – …
IV. Закрепление
Упражнения в составлении рассказа по мнемотаблице «Зима». (Слайд 13)
Пример рассказа:
Я хочу рассказать о времени года – зиме. Зимой солнышко светит редко и мало. Небо часто хмурится, облака закрывают солнце. Зимой часто идёт снег, морозно и холодно. Часто дуют холодные ветры и метут метели. Речки замерзают и покрываются льдом. Деревья, кустарники и трава спят. На деревьях лежит иней. Животные зимуют по-разному: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, поедают свои запасы. Животные линяют – меняют летний мех на тёплый, зимний. Прилетают самые красивые из зимующих птиц – снегири. Зимующие птицы прилетают к жилищам людей, чтобы прокормиться. Люди подкармливают птиц и животных. Дети могут играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, коньках и лыжах. Люди надевают тёплую зимнюю одежду: меховые шапки, шубы, шерстяные варежки и шарфы, сапожки и ботинки.
V. Обобщение
1. Упражнение «Скажи наоборот»:
Летом дни жаркие, а зимой – холодные.
Летом небо светлое, а зимой – ....
Летом день длинный, а зимой – ....
Летом солнце яркое, а зимой – ....
Весной лёд на реке тонкий, а зимой – ....
Снег мягкий, а лёд – ....
Одни сосульки длинные, а другие – ....
2. Что можно сделать из снега и льда зимой на улице? (Снеговика, крепость, снежный город, ледяные фигуры, каток).
3. Объясните значение слов «снегопад, гололёд». Придумайте предложения с этими словами.
Откройте конверты, которые лежат на ваших партах. В них вы найдёте снежинки. Вам необходимо определение своё отношение к уроку. Для этого выберите ту снежинку, которая соответствует вашему настроению, и подарите её Гостье-Зиме. (Слайд 14)
Белая – радость
Синяя – восхищение
Зелёная – грусть
Жёлтая – безразличие
Красная – злость
V. Итог урока.
Домашнее задание.
Литература:
Д. Худенко, Д. И. Барышникова. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 4 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида. Методическое пособие для учителя.- М.; Аркти, 2004.
Каландаров Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс.- М.; ВАКО, 2008.
Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения ддля развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / Под ред. В. В. Гербовой. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988.
Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2 / Н. Э. Теремкова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007. – 32 с.
Электронные ресурсы:
Vchudoma.blogspot.com