Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание безударных окончаний глаголов»
Конспект урока русского языка в 4 классе (УМК «Школа 21 века»)
Учитель Евтушенко Татьяна Ивановна (МБОУ Кулундинская СОШ № 1)
Тема: Правописание безударных окончаний глаголов.
Цель урока: создать условия для отработки умения писать безударные личные окончания глаголов.
Задачи урока:
Образовательные: формировать грамматическое умение и осознанный способ решения орфографической задачи при написании безударных личных окончаний глагола.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость и самоконтроль учащихся.
Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки; формирование потребности писать грамотно.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будет сформирован интерес к учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
Познавательные универсальные учебные действия
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), делать выводы на основе сравнения;
- проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
- строить рассуждения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- принимать активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства;
- допускать существование различных точек зрения;
- стремиться к координации различных мнений в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | |
Орг. момент и эмоциональный настрой. Актуализация знаний. Локализация индивидуальных затруднений.
Целеполагание и построение плана работы.
Реализация плана.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Подведение итогов. Рефлексия. | - Сегодня утро замечательного зимнего дня и начала рабочей недели. Желаю вам хорошего натроения, удачи и творческой работы на уроке. Наш урок хочу начать со стихотворных строк, которые я выбрала неслучайно. Послушайте и догадайтесь, почему? Я рада видеть каждого из вас, И пусть зима прохладой в окна дышит, Нам будет сдесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. - Верно, на уроках русского языка мы изучаем глагол, часть речи, которая обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий. - Ребята, сейчас у вас есть хорошая возможность показать свои знания о глаголе, как части речи. Продолжите предложения: - Глагол отвечает на вопрсы… - Глагол обозначает… - В предложении глагол является… - Глагол не употребляется с… - Не с глаголами пишется … - Глаголы бывают настоящего… - Глаголы бывают двух… - В начальной форме глаголы отвечают… - В начальной форме глаголы имееют суффиксы… - Во всех глагольных формах после шипящих… - Спряжение глаголов это… Вы меня порадовали своими знаниями о глаголе. Они нам сегодня ох как пригодятся. - Сейчас внимание на слайд. (на слайде отрывок из стихотворения). Прочтите отрывок из стихотворения И. Никитина. Полюбуйся:весна наступа…, Журавли караваном летят. В ярком золоте день утопа…, И ручьи по оврагам летят. Вы заметили, что в некоторых словах пропущена буква в окончании. Проанализируйте окончания и сформулируйте тему урока. - Верно тема нашего урока «Правописание безударных окончаний глаголов». - Тема для вас новая? - Умеете писать безударные окончания глаголов? - Подумайте, какое задание по этому стихотворению можно выполнить? - Выполните это задание. - Как вы действовали при написании безударных окончаний глаголов?
- Подумайте и скажите, на каком этапе действия по алгоритму вы испытываете затруднения. Попробуйте оценить своё умение писать безударные окончания глаголов. На шкале у себя на листочках укажите, на каком уровне вы умете это делать. Зафиксируйте своё затруднение. - Какова цель нашего урока? - Сформулируйте учебные задачи. - Давайте спланируем работу чтобы прийти к цели урока. - Какие учебные действия приведут к цели? С чего начнём? - Как будем продвигаться дальше? Какие умения надо отработать, чтобы научиться писать без. окон. глаголов? План работы: Глагол Оцениваем Делаем вывод Контролируем Отрабатываем Повторяем - План работы готов.Приступаем к его реализации. - Давайте ещё раз повторим все шаги алгоритма при написании без. окон. глаг. -Чтобы сделать правильный выбор буквы в окончанни, что обязательно необходимо сделать? - Можно ли определить, какое писать окончание глагола, если уже известно спряжение? - А чтобы определить спряжение…? - Какое условие необходимо выполнять обязательно, чтобы правильно поставить глагол в начальную форму? - Предлагаю поработать в паре. На парте карточки, на которых записаны пословицы. В окончаниях пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы, работая по алгоритму. Устно докажите правописание окончаний. (Кто спит весною, плач..т зимою. Доброе слово леч..т, а злое калеч..т.) - Проверяем работу. - Что будете доказывать? - Сдедующую пословицу запишите самостоятельно в тетрадь и вставьте пропущенные окончания. - Какие действия вы выполныли при выборе буквы в без. окон. глаголов? - Выполнив данное задание, какие умения отрабатываем? - Работа по учебнику на стр. 148 упр. 3. Самостоятельно найдите ошибку, исправьте и запишите только те глаголы, в которых была ошибка. - Взаимопроверка. Что будем сейчас проверять? - Что помогло вам верно выполнить это задание? - Предлагаю задание, при котором вам необходимо будем подвигаться. На классом панно карточки с глаголами, в окончаниях которых пропущена буква. Вынесите на доску только те глаголы, в окончания которых нужно вставить букву и. - Почему в окончания данных глаголов вставили букву и? - Как определили спряжение? - Какой можно сделать вывод, от чего зависит выбор буквы в без. окон. глаг.? - Какие грамматические признаки можно определить по окончанию глагола? - Назовите число, лицо данных глаголов. - Ребята, выполнив следующее задание, вы сможите проверить, на сколько правильно вы научились писать без. окон. глаг. На слайде 3 задания с разным уровнем сложности. Прочтите все задания и выберите то, с которым сможите справиться. (1. Определи спряжение глаголов, опираясь на неопределённую форму глагола. Вставь пропущенные окончания в глаголы 3л., ед.ч. (ОН что делает?) Кол…т - колоть Говор…т - говорить Пиш…т - писать Устан…т - устать Ход…т - ходить Науч…т - научить 2. Определи спряжение, вставь пропущенные окончания. Плач…т, собира…т, узна…т, дремл…шь, дар…т, друж…т, люб…т, устан…шь 3. Образуй от данных имён существительных однокоренные глаголы в форме настоящего времени, 3 лица, единственного числа. Игра - Свет - Холод - Подход - Прыжок - Письмо - - Кто выбрал первое задание? Второе? Третье задание? - Рада, что все три задания были вами выбраны. - Почему выбрали самое сложное третье задание? - Самопроверку выполните по образцу. - Кто справился без ошибок? Как считаете, что вам помогло справится без ошибок? - Кто допустил ошибку? Как считаете, почему? - В чём было затруднение? Сделайте вывод, от чего зависит выбор буквы в без. окон. глаг? - Наш план работы выполнен.Пришло время подвести итог урока. - Над какой темой работали? - Как считаете, урок цели достиг? - Все учебные задачи были вами решены? - Что помогло вам прийти к цели? - Чему учились? - Что вам удавалось легко? - На той же шкале отметьте тот уровень, на котором вы сейчас в конце урока обладаете умением писать без. личные окон. глаголов. - Удалось ли каждому из вас ликвидировать своё затруднение? - Считаю, что урок цели достиг. Вы показали хорошие знания о глаголе. Почти все научились безошибочно писать без. окон. глаголов. Работали плодотворно, сплочённо. Благодарю за работу на уроке. | - В этом четверостишии много глаголов, а мы изучаем тему «Глагол». - Окончания глаголов безударные. Тема урока «Безударные окончания глаголов». - Нет, не новая. - Да, умеем. - Можно выписать глаголы, вставить пропущенные буквы, определить грамматические признаки глагола- число, время, лицо, спряжение. Глагол ? Начальная форма -еть, уть- -ить- 1 спр 2 спр. -е…- -и…- - Научиться без ошибок писать безударные окончания глаголов. - Повторим алгоритм правописания без. окон. глаголов, систему личных окончаний. - Опредетить спряжение глагола. - Есть условие… - Не изменить вид глагола. - Какую букву вставили и почему. - У каих глаголов не верно определили спряжение. - Глаголы 2 спряжения. - Ставили глаголы в начальную форму. - От спряжения. - Число, лицо, спряжение. (Самостоятельно выполняют) - Уверена, что смогу выполнить. - Алгоритм при выборе буквы… - Правописание без. окон. глаголов. |