Конспект урока русского языка на тему «Обособленные члены предложения»
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Обособленные члены предложения»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Форма проведения: урок – размышление.
Цели урока:
-обобщить и систематизировать знания учащихся об обособленных членах предложения;
-формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
-вызвать интерес к уроку, придать ему проблемно – творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;
-развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы.
Оформление доски:
Цитата:
Знаки препинания служат нотами при чтении.
А.П.Чехов
Духовно- нравственная проблема:
Жизнь. Конечность и Бесконечность. Любовь истинна. Ответственность.
Проблемный вопрос:
Почему человек отвечает за тех, кто рядом с ним?
Учитель объявляет тему урока, ставит перед учащимися цели:
-обобщить изученные ими об обособленных членах предложения,
-повторить правописание чередующихся гласных в корнях слов, а также подумать о назначении человека.
Предлагает обратиться к домашнему заданию. Учащиеся составляли предложения, которые осложнены обособленными определениями и обстоятельствами, выраженными причастными и деепричастными оборотами. В ходе проверки данной работы повторяются условия постановки знаков препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами. Далее ученики обращаются к толковому словарю и еще раз вчитываются в определения слов:
обособить обособленный
1.выделить из общего, 1.стоящий особняком,
создать особое положение. отдельно.
2. сделать самостоятельным
(по интонации) членом
предложения.
Учитель сегодня на уроке, используя возможности русского языка и литературы как учебных дисциплин, будем думать также о том, какова мера ответственность каждого человека за все, что происходит вокруг него. Нашим гидом в мире людей сегодня будет замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери, в книгах которого «Маленький принц», «Планета людей» прославляется жизнь как таковая и ее дитя – человек. Летчик, немалого времени проведший один среди огромного неба, понял, как мала она, планета людей Земля, как прекрасны обыкновение предметы, которые окружают человека: хлеб, вода, чашечка горячего кофе. Каким хрупким, маленьким кажется сверху человек и какая у него особая роль: вопреки всему подниматься и идти вперед, сохраняя все живое вокруг. В ходе беседы учитель проверяет уровень усвоения учащимися теоретических и практических сведений об обособленных членах предложения.
Ученик: обособленные члены предложения – это члены предложения, выделенные интонационно при произношении и при помощи знаков препинания на письме. Это обособленные определения, приложения, обстоятельства, обособленные уточняющие обстоятельства и дополнения.
Чтобы закрепить и обобщить теоретические сведения, учитель предлагает учащимся прочитать отрывок из книги А. де Сент-Экзюпери «Планета людей». В нем нужно найти обособленные определения, обстоятельства и подчеркнуть их как члены предложения.
…Величие человека – в сознании ответственности. Он в ответе за самого себя, за товарищей, их горе и радость у него в руках. Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать то стыда за нищету, хоть она как будто существует и не по твоей вине. Гордиться победой, одержанной товарищами, и знать, что, укладывая камень, помогаешь строит мир.
В тексте учащиеся находят предложение, в котором есть обособленные определения и обстоятельства, выраженные причастным и деепричастным оборотами.
Учитель дает задание: объяснить буквы – орфограммы, обратив внимание на правописание чередующихся гласных в корне слова. В ходе данной работы ученики комментируют последнее предложение. Что это значит, помогать строить мир?
Ученик: Помочь строить мир – это значит жить так, чтобы не разрушать планету Земля, а ее облагораживать.
Учитель: Верно. Все произведения писателя – это напоминания о великом назначении человека. Наше планета прекрасна, это наш общий дом. Так будем же этот дом беречь, охранять.
Писатель утверждал: «Все мы родом из детства. И все хорошее и дурное в нас тоже из детства».
Учитель:
- Согласны ли вы, ребята с этим утверждением?
- Если согласны, поясните свою позицию.
Вслед за этой работой ученики записывают в тетради отрывок из сказки – притчи А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц». Их задача - найти в тексте обособленные члены предложения, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы в словах.
…На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы. Они раскрывались поутру в траве и под вечер увядали. А этот пророс однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, и Маленький принц не сводил глаз с крохотного ростка, не похожего на все остальные ростки и былинки. Неведомая гостья, еще скрытая в стенах своей зеленой комнатки, все готовилась, все прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она хотела показаться во всем блеске своей красоты. И вот наконец, однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись…
Учитель: Прав был А.П.Чехов, когда утверждал, что знаки препинания служат нам нотами при чтении. Давайте в этом еще раз убедимся. Прочитаем текст, выделяя интонационно при произнесении и запятыми при письме обособленные члены предложения.
Ученик: Обособляя, т.е. выделяя на письме второстепенные члены предложения, мы придаем им большую самостоятельность, а они в свою очередь украшают текст.
Учитель: Не правда ли, что и в мире людей есть самостоятельные, самодостаточные люди, имеющие свое мнение, подчас отличное от мнения других. Такие люди несут в себе позитивное начало, они украшают своим присутствием все вокруг. Они делают ее светлой. Но есть и такие, кто обособились, отгородились от людей, их не заботят тревоги других. Они блуждают в мире, по словам Экзюпери, и когда их не станет, ни одна живая душа не вспомнит о них, потому что они никого не приручили, никого не любили.
Учитель вновь обращает внимание учащихся на проблемный вопрос: «Почему человек отвечает за тех, кто рядом с ним?» и просит ответить на него.
Учащиеся приводят свои аргументы в пользу этого утверждения.
Учитель: Писатель принадлежал к тем, кто своим существованием делал жизнь окружающих людей радостнее, светлее. Замечательный человек, он мог бы творить, писать свои книги, но он предпочел летать, приближая победу над фашизмом. Если не он, то кто же? Человек должен отвечать за все то, что происходит рядом. И он погиб. И его не стало, но он с нами, потому что мы не должны забывают тех, кто любил людей и помогал им.
Учитель: У нас ведь сегодня урок общения и систематизации знаний по теме «Обособленные члены предложения». И поэтому вполне понятно, почему мы сейчас напишем диктант. Это отрывок из последней главы книги «Планета людей». Необходимо в тексте диктанта найти обособленные члены предложения, расставить знаки препинания, объяснить их постановку.
Диктант
«Проверь себя»
Люди
Мать кормила грудью младенца. Смертельно усталая, она казалась спящей. Сред и бессмыслицы, и хаоса передавалась ребенку жизнь. Я посмотрел на отца, череп тяжелый и голый, как бумажник. Не человек, а ком глины. Непостижимо, как же они оба превратились в комья грязи. Сажусь напротив спящей семьи. Между отцом и матерью кое - как примостился малыш. От этих двоих родился на свет чудесный золотой плод! Он совсем как маленький принц из какой - нибудь сказки, ему бы расти, согретому неусыпной разумной заботой, и он бы оправдал самые смелые надежды! Почему же так изуродована благородная глина, из которой вылеплен человек? Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека.
В ходе проверки написанного учащиеся также размышляют о том, для каких высоких целей рождается человек, дают ответы на вопросы духовно- нравственного содержания: для чего нам дается жизнь, что такое ответственность и важна ли она для нас.
Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру с использованием обособленных членов предложения на тему: «Самое главное - то, чего не увидишь глазами…»