12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Проскурина Вера Леонидовна3574
Россия, Орловская обл., Орел
4

Конспект урока русского языка на тему "Понятие слова. Многозначность слова и омонимия"

Тема: Понятие слова. Многозначность слова и омонимия.


Предметные результаты:

научиться внимательно читать текст; развить умение выделять тему и основную мысль; углубить знания учащихся по разделу «Лексика», вспомнить основные лексические понятия: лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова.

Метапредметные результаты:

коммуникативные: формирование действий по ведению учебного диалога; уметь учитывать позицию другого человека; формулировать вывод и принимать решения; отстаивать свою точку зрения с помощью аргументов, не враждебным для оппонентов образом;

регулятивные: развитие логического мышления и умения отстаивать свою точку зрения; формирование умения ставить новые учебные цели и задачи, составлять план по их реализации, что будет способствовать совершенствованию создания жизненных целей; выбирать эффективные методы достижения целей, оценивать свои решения по результату и по способу действия;

познавательные: уметь определить тему и идею текста; выбрать наиболее эффективные методы решения задач; развивать мышление, речь учащихся, обогащать их словарный запас, точность словоупотребления, умение пользоваться многозначными словами.

Личностные результаты: умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; занимать активную жизненную позицию; заниматься социально-значимой деятельностью, быть общественно полезным.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемно-обобщающие.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, контроль учителем.

Средства обучения: проектор, презентация, толковый словарь.

ХОД УРОКА


Организационный момент. Проверка домашнего задания.

2. Целеполагание.

- Прочитайте текст.

С первым дыханием осени до неузнаваемости преображается матово-зеленая, сероватая листва осины. Точно каждый лист накалили на огне до яркой красноты, и вот теперь все горит и светится. Вместе с листвой преображается и сам лес, а вместе с лесами и весь пейзаж среднерусских равнин. Осиновый лес в эту пору между черной землей и серым осенним небом словно полоска зари. Бывает на склоне горы, что нижний и верхний ярусы леса хвойные и, значит, черные, а между ними длинной полосой золотое свечение берез и красное горение осин. Каждая осина в лесу или стоящая отдельно на меже кажется мне в это время каким-то фантастическим растением.

- Можем ли мы представить картину, изображенную автором? Что помогает нашему воображению? (Лексическое значение слова дает возможность нашему сознанию представить описываемую картину)

- Какой раздел русского языка занимается изучением лексического значения слова?

- Давайте сформулируем тему урока.

Понаблюдаем над еще одним текстом:

Однажды одесский градоначальник, адмирал Зеленый, увидев знаменитого дрессировщика Анатолия Дурова в цирковой буфете, громко приказал ему встать. Дуров недоумевающе посмотрел на известного всей Одессе самодура и остался сидеть. Градоначальник крикнул сопровождающему его чиновнику:

-Скажите этому олуху, что я – Зеленый.

Тогда Дуров встал и отчетливо произнес:

-Ах, Зеленый? Вот когда ты созреешь, я буду с тобой разговаривать.

В тот вечер дрессировщик вывел на арену цирка свинью, выкрашенную в зеленый цвет. Зрители, уже прослышавшие о конфликте, разразились аплодисментами.

- Почему зрители разразились аплодисментами?

- Какое лексическое явление продемонстрировано в тексте?

Дуров посрамил своего обидчика, сыграв на многозначности слова зеленый. Ведь оно передает не только понятие: «имеющий соответствующую окраску», но также и «недозрелый, неспелый злак или плод», и еще (в переносном смысле) «не достигший зрелости и опытности юнец».

- Анекдот подвел нас вплотную к теме: «Многозначные слова и омонимия».

3. Актуализация опорных знаний и контроль исходного уровня знаний обучающихся.

1) Фронтальный опрос. 

-Что такое лексика? Лексикология?

-Что такое слово?

-Какими значениями обладает слово?

-Что такое лексическое значение слова?

- Лексика - это словарный состав языка.

Лексикология - это раздел языкознания, который занимается изучением лексики.

Слово - это основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков.

Лексическое значение слова - закрепленная в сознании говорящего соотнесенность звукового оформления языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

4. Мотивация.

- Итак, зачем нам нужно знать значения слов? (Чтобы создавать собственные тексты без речевых ошибок, поминать чужую речь)

5. Объяснение нового материала

Явление многозначности называют еще полисемией – от греческих поли – «много» и сема – «знак». Поработаем со словарями русского языка («Словарь русского языка», составленный С.И. Ожеговым).

- Посмотрим на словарные статьи слова «зеленый» и «ключ». – В чем разница? (Зеленый написано в одной словарной статье, ключ – в разных).

- Связаны ли значения многозначного слова? Да.

- Понаблюдаем за значениями слова «зеленый». У многозначного слова выделяются прямое и переносное значения.

- Связаны ли значения омонимов? Нет.

Омонимы (от греч. homos – одинаковый и onyma – имя) – слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся одинаково, но при этом имеют разные лексические значения.

Омографы – слова, совпадающие по написанию, но различающиеся по значению и звучанию: кружки-кружки; омоформы – слова, совпадающие в звучании и написании лишь в отдельных формах: мой (от мыть) и мой (местоимение) ; омофона – слова, совпадающие по звучанию, но различающиеся по значению и написанию: гриб – грипп.


6. Закрепление материала.

1. Задание: подобрать омонимы, составить с этими словами словосочетания. 

Парить, хлопок, стих, среда, блок, посол, рубка, бокс, устав, повод, три.

2. Упр. 51 по учебнику Антоновой, Воителевой «Русский язык для СПО».

- Что означает слов тройка? Какое значение имеет это слово в данном тексте?

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

- Определите, многозначное это слово или омоним, докажите свое мнение.

3. Распределите слова на два столбика – омонимы и многозначные (самостоятельно под диктовку с последующей проверкой):

Затопить, игла, острый, мотив, спутник, яркий, наряд, авангард, состав, язык.


7. Подведение итогов урока. Выводы.

- Какая была сегодня тема?

- Почему важно знать лексическое значение слова?

- Как сегодняшняя тема поможет в создании собственных текстов?


8. Домашнее задание. Упр. 49 по учебнику Антоновой, Воителевой «Русский язык для СПО».


Опубликовано


Комментарии (1)

Легоцкая Вера Сергеевна, 11.03.21 в 14:03 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Вера Леонидовна, грамотно.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.