12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Язенина Ольга Анатольевна14882
Я работаю учителем начальных классов в ОГБОУ "Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска" с 2014 года. В школе индивидуально (дистанционно) обучаются дети-инвалиды и детки с ОВЗ. Пед. стаж 35 лет. Высшая категория.
Россия, Смоленская обл., Смоленск
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

ОГБОУ “Центр образования для детей с особыми

образовательными потребностями г. Смоленска”


КОНСПЕКТ УРОКА

по русскому языку

Слово. Значение слов. Группы слов”


Автор:

учитель начальных классов

Язенина Ольга Анатольевна



Смоленск, 2019


Дата: 17.12.2019 г.

Обучающаяся: Дарья Б., 5 кл. (обучающаяся со средней степенью умственной отсталости, которая осваивает образовательную программу 5 - 9 класса индивидуально на дому (по месту жительства) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»).

Тип урока: урок закрепления полученных знаний.

Цель: закрепление понятия “значение слова”, “тематическая группа слов”.

Задачи:

1. Тренировать способность определять лексическое значение слова, узнавать слово по его значению, классифицировать слова по тематическим группам.

2. Развивать речь, внимание, мышление, память.

3. Воспитывать любовь к учебному предмету.

Ход урока:

Задание 1.

- Известно, что наша речь состоит из предложений, а предложения - из слов. А что же такое слово? Об этом мы и поговорим на уроке. Найди слово.

Б

РОШВ

ДАША

БЕЛБЕР

- Каждый день мы используем слова, что составлять из них предложения и передавать свои мысли. Слово является средством общения между людьми. Всему, что нас окружает, что мы чувствуем, о чём мечтаем, дано название. Главное в слове – это его значение. Значение это то, что слово обозначает. Вот, например, цыплёнок – это птенец курицы,

t1576615109aa.png  

- Яблоко - это плод яблони.

t1576615109ac.pngapple_PNG12453%281%29.png

- Значения всех слов собраны в словарях. Там можно найти значение любого слова, даже неизвестного тебе.

%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0_2019-12-17_%D0%B2_23.29.27%281%29.png

- Значение – важнейший признак слова. Это тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово.

Задание 2.

Сопоставь слова с картинками

Задание 3.

- Найди то, о чём я буду говорить, и поставь подписи под картинки.

Орудие для рубки. (Топор)

Инструмент художника или маляра. (Кисть)

Сорная трава с обжигающими кожу ворсинками. (Крапива)

Верхняя одежда из меха. (Шуба)

Спортивный инвентарь. (Мяч)

Часть растения. (Лист)


t1576615109af.png

t1576615109ag.png




t1576615109ah.png

t1576615109ai.png





t1576615109aj.png

t1576615109ak.png




Задание 4.

- Когда мы произносим слово, мы обязательно что-то представляем, если знаем, что обозначает это слово. Прочитай слова, скажи, что ты представляешь, потом нажми на написанные слова. Ты увидишь картинки, которые подтвердят или опровергнут твои представления.

ВАСИЛЁК ПОДАРОК БИРОНС

ТЕРЕМ МЕДВЕДЬ КООЛУШ

МАЛЯР КОТ БЕРЁЗА

На некоторых картинках не будет ничего, так как слова не имеют смысла.

Задание 5.

- Слово - основная единица языка. Слова можно объединять в тематические группы в соответствии с общим признаком, который есть в их значениях. К каждой тематической группе можно подобрать обобщающее слово или обобщающее словосочетание.

Скажи, какая цифра находится под божьей коровкой. (1)

t1576615109al.png

t1576615109am.png

t1576615109an.png

1

2

3

- А какая цифра стоит рядом под муравьём? (3)

- Итак, ты видишь божью коровку, бабочку и муравья. А можно ли их назвать одним словом? (Да)

- Как? (Насекомые)

- Правильно. А как одним словом назвать землянику, клубнику и малину? (Ягоды)

- Так вот: земляника, клубника и малина - это группа слов, которую можно назвать “Ягоды”. Но группу слов можно назвать и словосочетанием. Например: “Сказочные герои”. Приведи мне примеры слов, которые могут войти в эту группу. (Буратино, Незнайка, Русалочка...)

Задание 6.

- Отметь слова, которые можно поместить в тематическую группу «Волшебный транспорт».

Вертолёт

Гуси-лебеди

Ковёр-самолёт

Метла

Трамвай

Ступа

Задание 7.

- Распредели картинки по тематическим группам.

ЦВЕТЫ

МЕБЕЛЬ

ЖИВОТНЫЕ




t1576615109ao.pngt1576615109ap.pngt1576615109aq.pngt1576615109ar.pngt1576615109as.png

t1576615109at.pngt1576615109au.pngt1576615109av.pngt1576615109aw.png


Подведение итогов урока.

- Вспомни, что такое слово. (Слово - это название всего, что окружает нас)

- Для чего нужны слова? (Словами называют всё, что окружает нас, из слов складываются предложения)

- Правда ли, что слова можно объединять в группы? (Да)



Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (4)

Язенина Ольга Анатольевна, 18.12.19 в 18:00 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна!
Колышкина Елена Владимировна, 28.10.21 в 13:00 0Ответить Пожаловаться
Мое признание, Ольга Анатольевна! Вы так умело подбираете задания для своих "особенных" детей, делаете уроки яркими, наглядными и доступными! Спасибо Вам за Ваш труд!
Язенина Ольга Анатольевна, 29.10.21 в 00:43 1Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, спасибо за приятные слова!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.