Конспект урока русского языка «Слово. Значение слова. Группы слов» (5 класс)
ОГБОУ “Центр образования для детей с особыми
образовательными потребностями г. Смоленска”
КОНСПЕКТ УРОКА
по русскому языку
“Слово. Значение слов. Группы слов”
Автор:
учитель начальных классов
Язенина Ольга Анатольевна
Смоленск, 2019
Дата: 17.12.2019 г.
Обучающаяся: Дарья Б., 5 кл. (обучающаяся со средней степенью умственной отсталости, которая осваивает образовательную программу 5 - 9 класса индивидуально на дому (по месту жительства) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»).
Тип урока: урок закрепления полученных знаний.
Цель: закрепление понятия “значение слова”, “тематическая группа слов”.
Задачи:
1. Тренировать способность определять лексическое значение слова, узнавать слово по его значению, классифицировать слова по тематическим группам.
2. Развивать речь, внимание, мышление, память.
3. Воспитывать любовь к учебному предмету.
Ход урока:
Задание 1.
- Известно, что наша речь состоит из предложений, а предложения - из слов. А что же такое слово? Об этом мы и поговорим на уроке. Найди слово.
Б | РОШВ |
ДАША | БЕЛБЕР |
- Каждый день мы используем слова, что составлять из них предложения и передавать свои мысли. Слово является средством общения между людьми. Всему, что нас окружает, что мы чувствуем, о чём мечтаем, дано название. Главное в слове – это его значение. Значение это то, что слово обозначает. Вот, например, цыплёнок – это птенец курицы,
- Яблоко - это плод яблони.
- Значения всех слов собраны в словарях. Там можно найти значение любого слова, даже неизвестного тебе.
- Значение – важнейший признак слова. Это тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово.
Задание 2.
Задание 3.
- Найди то, о чём я буду говорить, и поставь подписи под картинки.
Орудие для рубки. (Топор)
Инструмент художника или маляра. (Кисть)
Сорная трава с обжигающими кожу ворсинками. (Крапива)
Верхняя одежда из меха. (Шуба)
Спортивный инвентарь. (Мяч)
Часть растения. (Лист)
Задание 4.
- Когда мы произносим слово, мы обязательно что-то представляем, если знаем, что обозначает это слово. Прочитай слова, скажи, что ты представляешь, потом нажми на написанные слова. Ты увидишь картинки, которые подтвердят или опровергнут твои представления.
На некоторых картинках не будет ничего, так как слова не имеют смысла.
Задание 5.
- Слово - основная единица языка. Слова можно объединять в тематические группы в соответствии с общим признаком, который есть в их значениях. К каждой тематической группе можно подобрать обобщающее слово или обобщающее словосочетание.
Скажи, какая цифра находится под божьей коровкой. (1)
1 | 2 | 3 |
- А какая цифра стоит рядом под муравьём? (3)
- Итак, ты видишь божью коровку, бабочку и муравья. А можно ли их назвать одним словом? (Да)
- Как? (Насекомые)
- Правильно. А как одним словом назвать землянику, клубнику и малину? (Ягоды)
- Так вот: земляника, клубника и малина - это группа слов, которую можно назвать “Ягоды”. Но группу слов можно назвать и словосочетанием. Например: “Сказочные герои”. Приведи мне примеры слов, которые могут войти в эту группу. (Буратино, Незнайка, Русалочка...)
Задание 6.
- Отметь слова, которые можно поместить в тематическую группу «Волшебный транспорт».
Вертолёт
Гуси-лебеди
Ковёр-самолёт
Метла
Трамвай
Ступа
Задание 7.
- Распредели картинки по тематическим группам.
ЦВЕТЫ | МЕБЕЛЬ | ЖИВОТНЫЕ |
Подведение итогов урока.
- Вспомни, что такое слово. (Слово - это название всего, что окружает нас)
- Для чего нужны слова? (Словами называют всё, что окружает нас, из слов складываются предложения)
- Правда ли, что слова можно объединять в группы? (Да)
Горбачёва Марина Юрьевна
Язенина Ольга Анатольевна
Колышкина Елена Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна