12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Седых Ольга Викторовна644
Работаю в МБОУ "СОШ с.Горнозаводска Невельского района Сахалинской области". Стаж педагогической работы - 23 года. Квалификация: учитель русского языка и литературы I категории. Также являюсь классным руководителем.
Россия, Сахалинская обл., Горнозаводск
3

Конспект урока русского языка по теме "Междометие и звукоподражательные слова»


Конспект урока русского языка по теме "Междометие и звукоподражательные слова»

Цель урока: вспомнить, что такое междометие как часть речи, его назначение в языке, отличие от самостоятельных и служебных частей речи, научить определять те чувства, которые выражают междометия;

Задачи:

Образовательные: сформировать у учащихся понятие о междометии как особой части речи, дать представление о пунктуационном выделении междометий в предложении;

Развивающие: развивать умение целесообразного использования междометий, выражающих значение благодарности, приветствия и т. д.; расширять лексикон, речевую деятельность, кругозор, эрудицию учащихся; развивать навыки актерского мастерства;

Воспитательные: воспитывать культуру общения; воспитывать интерес к богатству языка и уважение к языку в целом.

Ход урока

Эпиграф:

Ах, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий.

Ц. Ангелов.


I. Организационный момент.  

Начнем наш урок с языковой разминки. Посмотрите на эпиграф.

, как трудно жить на свете, не усвоив междометий!

Задание ученикам: (1 у доски, остальные с учителем)


Найти слова, в которых звуков меньше, чем букв, объяснить,сделать фонетический разбор слова у доски. (жить)

Назовите частицы(не )

Назовите предлоги (на)

Назовите союзы ( как)

Какова роль восклицательного знака? (выражает эмоции)

Как вы думаете, какого слова для выражения тех же эмоций не хватает в начале предложения? (АХ)


Учитель:

-Что изменилось после того, как мы написали междометие Ах?

(Эмоционально окрашено)


II.  Актуализация базовых знаний

Подготовка к восприятию нового материала.

- Ребята, на сегодняшнем уроке вы должны познакомиться с междометием и его особенностями, узнать их отличия от других частей речи.  Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Междометия и звукоподражательные слова»

- Но прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним пройденный материал:

Как называется раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи? (Морфология.)

Из изученного курса русского языка вы знаете, что все части речи делятся на две е группы, какие?

Самостоятельные части речи и служебные.

Почему они получили такое название? (Самостоятельные части речи и служебные)

(Самостоятельные – слова, обладающие самостоятельным лексическим значением, то есть служащие названиями предметов, действий, качеств, свойств.

Служебные – служащие для связи слов, предложений, образования наклонений глагола)

Какая часть речи занимает особое место, не относясь ни к самостоятельным частям речи, ни к служебным? (Это – междометие. )


III. Актуализация новых знаний

Запись определения: Междометие – особая неизменяемая часть речи, которая служит для выражения чувствпобуждения к действию, не называя их:

Ах, как много на свете кошек!; «Браво, Браво!» говорили в публике.

Междометия – самый удивительный класс слов. Он не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. 
Междометия – это выражение эмоциональной реакции говорящего на ситуацию. Лингвисты полагают, что междометия – это эмоциональные сигналы, «первичные человеческие слова» . Они связаны с мимикой и жестом говорящего, которые тоже выражают физическое состояние или реакцию человека. 


Записать в тетрадь.


Междометия делятся по значению на:

Эмоциональные (выражают чувства сожаления, одобрения, ненависти, страха и т.д.): а, ай, ах, увы, фу, ура, ба, бог с тобой, боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи, ей-богу, как бы не так, как же, ну и ну, ага, о, ой, ай-ай-ай.

Побудительные (выражают приказание, приветствие): вон, прочь, марш, ну, на (возьми), фас, кис-кис, алле, цып-цып, майна, вира, бай-бай, тсс, стоп, алло, караул, чу, айда, , кыш, брысь, но, тпру, цыц, шабаш, ну-ка, ау...

Этикетные междометияспасибо, пожалуйста, извините, до свиданияздравствуйте, благодарю, прощай(те), прости(те), всего хорошего, мое почтение, привет, пока, здорово...

по структуре на:

Простые: ах, ой, ну.

Сложные: повторение одинаковых частей: ай-ай, ой-ой.

Составные состоят из двух и более слов: боже мой, вот те раз, черт те что, то-то и оно.

по происхождению на:

Непроизводные (не соотносимые с другими частями речи): ах, ох, ой.

Производные (соотносимые с другими частями речи): боже мой, батюшки, спасибо, пожалуйста, здравствуйте.


Морфологический разбор междометия.

Определяем является ли слово членом предложения.

Выясняем разряд по значению (эмоциональные, побудительные, этикетные).

Определяем разряд по структуре (простые, сложные, составные).

Определяем разряд по происхождению (непроизводные, производные).


Ох, пошлите за доктором.

Ох – междометие, эмоциональное, простое, непроизводное.


В русском языке без междометий было бы крайне сложно выражать разнообразные чувства и эмоции, поскольку эта часть речи придает языку богатую окраску.

Особое место в русском языке занимают звукоподражательные междометия, имитирующие звуки природы или предметов.

Звукоподражательные слова (гав-гав, мяу-мяу, ква-ква, хрю-хрю, кря-кря и др.) в отличие от междометий, не выражают чувств, настроений, побуждений, они лишь передают звуки окружающего мира. Звукоподражательные слова обычно выступают в роли каких-либо членов предложения:


Бокал сказал «дзинь!» и разбился. А щука бух в воду!

Ночью на болоте слышно только лягушачье ква-ква.


Чем отличаются междометия от звукоподражательных слов?

В отличие от междометий, звукоподражательные слова лишены какого-то эмоционального смысла. Они просто передают звуки природы: собачий лай, блеяние овец, гул ветра, мычание коровы, музыку флейты, храп, свист и т. д.)


IV. Закрепление нового материала.


Задание 1.  По цепочке у доски

(На доске заранее написать три группы: Эмоции/чувства, Повелительные, Речевой этикет.)


Выразительно прочитайте каждое предложение. Найдите междометия и выпишите, распределяя их на три группы

1) Чу... вдруг раздался рога звон... (А. Пушкин)

2) Ух! Кончено — душе как будто легче. (А. Пушкин)

3) Увы! Дворец Бахчисарая скрывает юную княжну. (А. Пушкин) 4) Эх, яичница! Закуски нет полезней и прочней. (А, Твардовский) 5) «Цыц, Розка, — говорила тогда Марья Петровна, обращаясь к собачке, которая принималась неистово лаять, — цыц!» (Д. Григорович) 6) «Здорово, кум Фаддей!» — «Здорово, кум Егор!» — «Ну, каково, приятель, поживаешь?» — «Ох, кум, беды моей, что вижу, ты не знаешь!» (И. Крылов) 7) «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!» (И. Крылов) 8) А мать ему: «Бай-бай! Закрой ты свои глазки». (А. Пушкин) 9) «Тсс... господа, — говорит Кошкин, прикладывая указательный палец к губам... — не будите его». (Д. Григорович) 10) Эй, садись ко мне, дружок. (Н.Некрасов) 11) Ушица, ей-же-ей, на славу сварена. (И. Крылов) 12) Ба! Знакомые всё лица. (А. Грибоедов) 13) Ура! Мы ломим, гнутся шведы. (А. Пушкин) 14) Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая, степной малахит. (М. Светлов)


ОТВЕТ:

Эмоции/чувства: чу, ух, увы, эх, ну, ох, ай, ей-же-ей, ба, ура, ах.
Повелительные: цыц, бай-бай, тсс, эй.
Речевой этикет: здорово.


2. Назовите звукоподражательные слова

1. Окунь сорвался с крючка, запрыгал по траве к родной стихии и бултых в воду! (А. Чехов)

2. Стук-стук-стук! Гуляет топорик по стволам великанов-сторожей. (Л. Чарская)

3. Мишка снова бух в кастрюлю кружку воды. (Н. Носов)

4. А за нею клоп, клоп сапогами топ, топ! (К. Чуковский)


3. Назовите междометия, определите группу по значению.

1. Ой! Легка коробушка, плеч не давит ремешок. (чувства)

2. Чу! Конь стучит копытами. (команда)

3. Ну, выкинул ты штуку! (чувства)

4. Пока, дружок! (этикет)


4. Распределите данные слова по группам: 1) междометия, 2) звукоподражательные слова.

Тсс! Цыц! Мяу! Ай! Гав! Фу! Кукареку! Кыш! Тпру! Чу! Цып-цып! Хрю-хрю! Кис-кис! Тик-так! Тук-тук! Кря-кря! Топ-топ!.


5. Определите разряды междометий по значению.


Ага! Ну и ну! О! Ну-ка! Ах! Ау! Фас! Кыш! Слава богу! Майна! Караул! Айда! Пока!

Здравствуйте! Спасибо! Браво! Привет! Алло! Всего доброго!


6. Найди звукоподражательные слова.


1) Тьфу! 2) Ква-ква 3) Брысь! 4) Динь-динь 5) Курлы-курлы 6) Всего хорошего!

7) Тс… 8) Чух-чух 9) Кар-кар 10) Кря-кря 11) Ай-ай! (2, 4, 5, 8, 9, 10)


V. Вывод: Итак, давайте обобщим всю информацию сегодняшнего урока.

На сегодняшнем уроке мы с вами повторили, что такое междометия и звукоподражательные слова. Научились их различать и находить в тексте.

А теперь небольшой тест, который позволит мне узнать, как вы поняли сегодняшнюю тему.


Карточки с заданиями у каждого на партах.


VI. Рефлексия.  


«Я хочу сказать ...» Учащиеся выбирают  начало фразы  или вопрос и заканчивают предложение.

1.      Мне больше всего удалось ...

2.      За что ты можешь себя похвалить?

3.      За что ты можешь похвалить одноклассников? Что приобрёл?

4.      Что меня удивило?

5.      Для меня было открытием то, что ...

6.      Что, на ваш, взгляд удалось?

7.      Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

8.      Мои достижения на уроке ...

9.       сегодня я узнал…

10.  было интересно…

11.  было трудно…

12.  я выполнял задания…

13.  я понял, что…

14.  теперь я могу…

15.  я почувствовал, что…

16.  я приобрел…

17.  я научился…

18.  у меня получилось …

19.  я смог…

20.  я попробую…

21.  меня удивило…

22.  урок дал мне для жизни…

23.  мне захотелось…





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.