Конспект урока русского языка в 7 классе «Междометие как часть речи»
Аттестуемый педагог Жуплова Анна Викторовна
Предмет: Русский язык 7 класс
Тема урока «Междометие как часть речи»
Цель:
- изучить новую часть речи – междометие и ее грамматические особенности;
– формировать умения находить междометия в текстах, определять роль междометий и конструировать предложения, включая в них междометия;
- правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов;
- распознавать междометия различных семантических разрядов;
- развивать внимание, память, коммуникативные способности учащихся;
- наблюдать за использованием междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и языке
художественной литературы;
- воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: учебник русского языка под ред. М.Т.Баранова, компьютер, мультимедийный проектор.
Тип урока: комбинированный урок.
Место данного урока в разделе: первый урок в разделе «Междометие. Звукоподражательные слова».
№ |
Этапы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||
1 2 3 4 |
Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: - подготовиться к продуктивной работе на уроке; - подготовить обучающихся к изучению нового материала. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: - способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе. Задачи:- создать положительный эмоциональный настрой; Методы: словесные Опрос учащихся по заданному материалу на дом Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе: - способность самостоятельно оценить и способ достижения результата и сам результат; - контроль ранее изученных знаний; - раскрыть творческие способности учащихся. Цели, которые учитель ставит перед учениками: - продемонстрировать умение грамотно отвечать на поставленный вопрос; Методы: - словесные Изучение нового материала Цели, которые учитель ставит перед учащимися: - сформулировать тему урока; - умение работать самостоятельно; - умение работать с учебником, дополнительной литературой; - умение корректно отвечать на поставленные вопросы. Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: - научить работать устно, делиться полученными знаниями; - организация самостоятельного поиска и осмысления полученной информации; - проверить умение учащихся работать с учебником, словарём; - помочь обучающимся самостоятельно сформулировать тему урока и выделить задачи, которые будут решаться на уроке; - умение вести конструктивный диалог, устанавливать причинно- следственные связи и делать выводы: Методы: - беседа; - репродуктивный; - частично - поисковый; - игра. Знать: - что такое междометие; -грамматические особенности междометия. Уметь: - находить междометия в текстах, определять их роль и конструировать предложения, включая в них междометия; - правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов; Закрепление изученного материала Цели, которые учитель ставит перед учащимися: - проверить умения обучающихся работать с учебником; - закрепление знаний: выполнение упражнений. - устная работа на умение находить междометия в тексте; - уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой. Цели, которые хочет достичь учитель на данном этапе урока: - первичный контроль знаний в выполнения упражнений, устной работе на умение находить междометия в тексте; - проверка своих знаний, оценка. Методы: - словесные - беседа - взаимоконтроль -обратная связь Задание на дом Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: - Развитие навыков самообразования - умение работать с дополнительной литературой, словарями, анализировать, обобщать. |
I. Актуализация опорных знаний (СЛАЙД 1) 1.Слово учителя. Настрой на продуктивную работу на уроке. Здравствуйте! (СЛАЙД 2) Сегодня весеннем днем к нам заглянули солнышко и тучка. Я хочу узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Отлично! Значит, работа на уроке будет плодотворной. 2. Проверка домашнего задания. - Неделю назад вы получили опережающее задание по выбору : написать сказку или рекламу, нарисовать рисунки или подготовить сообщение, используя опорные слова. И на прошлом уроке мы проверили, какое задание вы выполнили и в соответствии с этим разделились на группы. Это группы: «Писатели», «Художники», «Лингвисты». В течение урока мы обратимся к работе каждой группы. «Писатели» придумывали сказку или рекламу, используя опорные слова. (СЛАЙД 3) Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. - Ребята, как вы думаете, какие приемы сделали рассказ эмоциональным, доступным и заставил вас сопереживать? - Спросим автора, помогли ли ему опорные слова?
- Позже мы вернемся к домашнему заданию обсудим его. А сейчас мы отправимся в сказку. (СЛАЙД 4)
II. Формирование новых знаний. 1.Слово учителя. Это было много лет тому назад, лет сто, а может, чуточку меньше. В маленькой избушке на лесной опушке жили старик Словарь со старухой Грамматикой. Были у них детки – Части речи. Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Наречие, Числительное, Причастие, Деепричастие постарше были и вместе со Словарем и Грамматикой в школу ходили, ребят уму-разуму учили. - Как вы думаете, почему им было доверено такое важное дело “ребят уму-разуму учить”? - Верно, все они – самостоятельные (или знаменательные) части речи. Были у Словаря и Грамматики детишки поменьше: Предлог, Союз и Частица. - Почему эти три части речи выделены в отдельную группу? - (СЛАЙД 5) Для чего же необходимы служебные части речи?
(СЛАЙД 6) Предлог, Союз и Частица дома оставались по хозяйству хлопотать. Пока родители и старшие братья с работы придут, они все в доме приберут, обед приготовят. По вечерам все собирались дома, пили чай с вареньем, мирно беседовали о том о сем. Дружная была семья. - Однажды вечером к ним постучались в дверь. Частица: Чу! Кто-то стучит. Глагол: Ох! Пойду отворю. Учитель: На пороге появилось маленькое существо, грязное, непричесанное, в лохмотьях. Существо: Здравствуйте, добрые люди! Словарь: Здравствуй, странник! Просим к столу. Мы тебя чайком угостим, а ты нам расскажешь, откуда ты и куда путь держишь. Существо: Зовут меня Междометие, хожу я по свету уже давно, родню ищу. Проходил мимо, узнал, что тут части речи живут, решил зайти посмотреть. Хорошо у вас, дружно живете. Примите меня в свою семью. Предлог (удивленно): Вот тебе на! Наречие (возмущенно): Тьфу! Ерунда какая! Существительное: Батюшки! Страсть! Ужас! Беда! Что мы с ним делать будем? Прилагательное: У-у-у, страшное такое и к нам в семью захотело?! Учитель: Ребята, а как вы считаете, правильно ли повели себя части речи? Ведь они мудрые и так много всего умеют? Междометие: Если бы вы так не кричали, то заметили бы, что употребили меня в речи уже много раз. Наречие: А ведь верно, так оно и было. Междометие: Чу, ох, тьфу, батюшки, страсть, ужас, беда, у – все это междометия. В разговоре без меня никак не обойтись, потому что я чувства и настроения человеческие выражаю. Больно кому – он крикнет: “Ай-ай-ай!” Весело кому – он смеется: “Ха-ха-ха!” Встретились двое и сразу ко мне за помощью: “Привет! Извините! Пожалуйста!” Без этикетных междометий вежливым людям в разговоре трудно придется. Да что там люди! И звери, и птицы нуждаются во мне: собака: “Гав-гав!”, кошка: “Мяу-мяу!, утка: “Кря-кря!” Эти слова называются звукоподражаниями. Я даже звуки от предметов умею передавать. Слыхали, небось, как колокол гудит: “Бом-бом” или колокольчик: “Динь-динь-динь”. Грамматика: Ну что же, правду говоришь, без тебя в речи не обойтись. Наречие: Да, но Междометие не изменяется… Междометие: А ведь ты Наречие тоже неизменяемая часть речи. Существительное: И членом предложения ты не являешься… Междометие: Ну и что же, а как же Предлог? Союз? 4.Анализ предложений. Определение роли междометий. (СЛАЙД 7) Запишите предложение. Определите синтаксическую роль междометия бай - бай: Плачет ребенок, трудно матери, “бай-бай” не помогает. А ребенку ведь давно пора бай-бай. Междометие: Иногда я могу как бы на время переходить в другие разряды частей речи и тогда могу заменяться существительными или глаголами, отвечать на вопросы этих частей речи. Грамматика: Придется принять тебя в нашу семью, но только уговор: ты всегда в предложении будешь выделяться запятыми или восклицательным знаком. Словарь: Сводите, ребятки, его в баню, отмойте хорошенько, а спать мы его за печкой уложим, там свободный уголок есть. Учитель: Так и живет до сих пор Междометие за печкой, в стороне от других частей речи: и от самостоятельных, и от служебных. - Итак, значит, о какой части речи пойдет речь на сегодняшнем уроке? - Как сформулируем тему урока? (СЛАЙД 8 – 9) - Что же мы должны будем узнать на уроке? Как вы думаете? - Вы в начальных классах знакомились с этой частью речи, а в течение шести уроков мы будем систематизировать знания о междометии. Термин «междометие» появился в 18 веке, и в переводе с латинского означает «брошенное между полнозначными словами». Подумаем, почему о нем так говорили? (СЛАЙД 10) Заполним таблицу. Если мы употребляем междометие…, то какие чувства и эмоции при этом возникают у вас?
- Какой вывод мы можем сделать, глядя на эту таблицу? Вывод: Междометие выражает чувства, но не называет их. Такие междометия выделяют в особую группу. (СЛАЙД 11) Междометия
выражают чувства (Ах! Ох! Эх!) Чтобы познакомиться со следующей группой междометий, мне нужна ваша помощь. Разыграем сценку. Учитель: Сережа вернулся из кино, а его друг спрашивает: Что, хорошая картина?» Сережа: Ух, и здорово! Сначала, значит, он вдруг узнает… Ну, потом… Ну, словом,.. просто здорово. Ну, понимаешь? Найдите в речи Сережи слова – сорняки. Слово «Ну!» тоже междометие. И если его к месту использовать, то оно может означать «побуждение к действию». Лингвисты выделяют целую группу таких слов: Алло! Ау! Кыш! Цыц! Тс! - К каким действиям побуждают эти междометия? - Значит, вторая группа междометий – это…? (СЛАЙД 11 (2) Правильно, это междометия, которые побуждают к действию. Междометия
выражают чувства побуждают (Ах! Ох! Эх!) к действию (Алло! Ау! Кыш! Цыц!) - Чтобы выделить третью группу междометий обратимся к стихотворению Овсея Дриз. Попробуйте догадаться, какие междометия использованы автором? Как бы вы назвали эту группу? (СЛАЙД 12) 5.Чтение стихотворения учеником. Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, всем, идущим на работу, Кузнецу, ткачу, врачу, «С добрым утром!» - я кричу. «Добрый день!» - кричу я вслед Всем, идущим на обед. «Добрый вечер!» - так встречаю Всех, домой спешащих к чаю. - Как вы думаете, какие же слова составляют третью группу междометий? - А как вы понимаете слово «этикет»? - Молодцы! А вот точное определение этого слова самые любознательные могут посмотреть в толковом словаре. Вывод: Итак, значит слова добрый день, с добрым утром, здравствуйте, спасибо и др. составляют третью группу междометий – это этикетные междометия. 6. Словарная работа. - Вспомним, как пишутся такие словарные слова. Обратите внимание на написание этих слов и запомните. (СЛАЙД 13) до свидания, пожалуйста, извините, спасибо. (СЛАЙД 14) Междометия
выражают чувства побуждают этикетные (Ах! Ох! Эх!) к действию слова (Алло! Ау! Кыш! Цыц!) - Мы теперь знаем все группы междометий. Назовем их. (СЛАЙД 15) - А еще мы должны знать, что междометия бывают производные, т.е. возникшие из самостоятельных частей речи (Батюшки! Ужас! Брось!) и непроизводные (ну, эх, увы, ой!).
III. Формирование практических умений и навыков. 1.Работа с учебником стр.190, параграф 70. 2.Работа с упражнениями. (СЛАЙД 16) - Определите, какой частью речи и каким членом предложения является слово «Ну!» в данном контексте. Шли однажды Ну и Ну Через речку по бревну. - Ну, скорей! – сказало Ну, - А не то я утону! - Не спеши! – сказало Ну, - Я и так тебя тяну. Разгорелась перебранка, И какая – то гражданка Головою покачала И сказала: «Ну и Ну!». (Р.Сеф) 3.Физкультминутка для глаз направлена для снятия усталости с глаз. 4.Работа с упражнением у доски. (СЛАЙД 17) - В один столбик выпишите слова, называющие чувства (знаменательные части речи), в другой – слова, выражающие их (междометия). Какими знаками препинания выделены в тексте междометия? На дворе у нас Барбос вдруг лизнул Наташу в нос. Охватил Наташу страх – громко закричала: «Ах!» От испуга вся в слезах, повторяет: «Ах – ах – ах!» А в лесу в восторг пришла: «Ах! Я белый гриб нашла!» Оказался он гнилой: «Фу! Какой же он плохой!» Отшвырнула и с досадой закричала: «Ах, не надо!» - Что такое междометие? 5.Работа с упражнением 415 по вариантам. Выпишите предложения с междометиями: 1 вариант – междометия, выражающие чувства, настроения. 2 вариант – междометия, выражающие побуждение. 6. Индивидуальная работа по карточкам (4 человека). 7.Устная работа с упражнением. - Найдите в тексте междометия. При прочтении текста вы поднимаете обе руки, если на сто процентов уверены, что в строке звучало междометие. Если сомневаетесь, поднимите одну руку. Если в читаемой строке нет междометий, то вы не поднимаете рук. Повстречалась с ним корова У зеленого куста. - Эй, буренушка, здорово! Не видала ль ты, корова, Где овечка без хвоста? Но корове эти речи Непонятны человечьи. И она в ответ ему Прокричала кратко: «Му!» Повстречался пес зубастый Возле речки у моста. «Эй, послушай, Псина, здравствуй! Не видал ли, пес зубастый, Ты овечку без хвоста? Но собаке эти речи Непонятны человечьи. Ничего не разобрав, Пес пролаял громко: «Гав!» Повстречался с ним козленок У кленового куста. - Эй, рогатый! Эй, миленок! Не видал ли ты, козленок, Где овечка без хвоста? Но козлу такие речи Непонятны человечьи. Лист кленовый теребя, Он проблеял нежно: «Бя!» (Е.Тараховская) - Можно ли к междометиям отнести слова мяу, гав, му? Подробно о звукоподражательных словах нам расскажет группа «Лингвистов», и ее представитель Кузнецова Наталья. 8.Сообщение ученика. (СЛАЙД 18) Звукоподражательные слова - это слова, передающие различные звуки живой и неживой природы: человека (хи – хи – хи, ха- ха – ха и т.д.), животных (хрю – хрю, мяу – мяу, гав – гав), предметов (динь – динь – динь, тик – так, бух – бух). 1.Это неизменяемые слова. 2.Они не выражают эмоций, чувств, побуждений. 3.Состоят из одного слова (бе и др.) или повторяющихся, которые пишутся через дефис (ква – ква и т.д). 4.Служат для образования новых слов: мяуканье, мяукать, кваканье, квакать и т.д. 5.Звукоподразательные слова выступают в роли различных членов предложения. 9. Графическая работа. (СЛАЙД 19)
- По условным схемам составьте предложения с междометиями. 1. [ Ау!... ] 2. [ Гав - гав!... ] 3. [ Эй!... ] 4. [ Алло!... ] 5. [ Мяу!... ] 6. [ Здравствуйте, ... ] 7. [ Ох!... ] 10.Самостоятельная работа. (СЛАЙД 20) Задание: Соедините стрелками междометия, выражающие: Удивление – (ба, о, ну, ого) Восторг – (ах, ай, ура, браво, о) Страх, испуг – (ай, ой, ух, ужас, кошмар) Сожаление – (увы, ах, ох) Недовольство, досаду – (эх, тьфу, у) Побуждение, призыв, запрет – (эй, ау, шабаш, цыц, тсс) Недоумение – (да ну, ну и ну) Замешательство – (гм, э, эге) Облегчение – (уф, ух) 11.Проверка. (СЛАЙД 20 (2)) V. Итог Русский язык богат тайнами и загадками. Сегодня мы говорили об одной, пожалуй, самой необычной части речи - междометии. Как вам группе «Писателей» помогло междометие при выполнение домашнего задания? А теперь нам понадобится помощь «Художников». - Какие междометия вы изобразили на своих рисунках? Работа с сигнальными картами. - Что же мы сегодня узнали? (СЛАЙД 21) - Для чего нам нужно изучать эту часть речи? Рефлексия. - Попрошу вас дать оценку тому, как мы прожили эти 45 минут. Продолжите фразу. Ах!.... Ох!......... Эх!........ Ух!.......... Ай!.... Ой!...... - Мы сегодня начали наш урок с определения вашего настроения. Вернемся к нашим – солнышку и тучке. Изменилось ли ваше настроение в процессе урока. Давайте проверим, у кого оно изменилось? Почему? Мое настроение тоже солнечное, потому что мы познакомились с интересной частью речи, потому что мне понравилось, как вы работали на уроке. Спасибо вам за урок. - Достигли ли мы на уроке поставленной цели? Выставление оценок.
Домашнее задание: (СЛАЙД 22) 1.Для всех: Параграф 70, упражнение 170 Спишите, ставя пропущенные запятые. Подчеркните междометия, употребляемые в значении других частей речи. Подберите у выделенному слову (вдалеке) однокоренные слова и запишите их. 2.Индивидуальное: Подготовить сообщение о происхождении междометий: 1 – вариант: баю – бай, здравствуй. 2 – й вариант: спасибо, пожалуйста. Посмотреть в этимологическом словаре, толковом словаре С.Ожегова, Д.Н.Ушаков «Большой толковый словарь». На сайте: http://znanija.com/task/297959
|
Если у обучающихся хорошее настроение, они показывают солнце. Если настроение плохое – тучки. Ученики читают сказки или рекламы собственного сочинения. Выразить чувства на бумаге не легко, а включение слов ох, ах, ай помогает в этом. Самостоятельные части речи Это служебные части речи. Они не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, но очень важны при построении предложений и словосочетаний.
Надо было сначала разобраться, а не кричать. Нужно узнать, что умеет делать Междометие.
В первом предложении “бай-бай” - подлежащее, во втором – сказуемое. О междометии Междометие как часть речи. Мы должны узнать, что такое междометие, грамматическое значение междометия, виды междометий и его синтаксическую роль. Междометие выражает чувства, но не называет их. Такие междометия выделяют в особую группу. Записывают таблицу в тетради. Ну, значит. Прогнать, позвонить, замолчать, говорить тише. Междометия, которые побуждают к действию. Записывают в тетради. Этикетные слова 1.Выражают чувства. 2.Побуждают к действию. 3.Этикетные слова. Читают правило в учебнике. Шли однажды Ну и Ну Через речку по бревну. - Ну, скорей! – сказало Ну, А не то я утону! - Не спеши! – сказало Ну, - Я и так тебя тяну. Разгорелась перебранка, И какая – то гражданка Головою покачала И сказала: «Ну и Ну!».
Вариант – 1, 3, 5. Вариант – 2, 4.
Ученики рассказывают о своих рисунках. Красная – «ДА» Зеленая – «НЕТ» Чтобы общаться с друзьями в социальных сетях, выражать эмоции, на экзамене ГИА и ЕГЭ, в ВУЗах, работе.
Ох! Люблю такие уроки! Ах, как хорошо и замечательно. Ух! Как мне все понравилось! Ах! Какой интересный урок!
|