Конспект урока русского языка в 7 классе «Междометие как часть речи»

1
0
Материал опубликован 16 September 2017

Аттестуемый педагог Жуплова Анна Викторовна

Предмет: Русский язык 7 класс

Тема урока «Междометие как часть речи»

Цель:

- изучить новую часть речи – междометие и ее грамматические особенности;

формировать умения находить междометия в текстах, определять роль междометий и конструировать предложения, включая в них междометия;

- правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов;

- распознавать междометия различных семантических разрядов;

- развивать внимание, память, коммуникативные способности учащихся;

- наблюдать за использованием междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и языке

художественной литературы;

- воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: учебник русского языка под ред. М.Т.Баранова, компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: комбинированный урок.

Место данного урока в разделе: первый урок в разделе «Междометие. Звукоподражательные слова».


 

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

2

3

4

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

- подготовиться к продуктивной работе на уроке;

- подготовить обучающихся к изучению нового материала.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

- способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе.

Задачи:- создать положительный эмоциональный настрой;

Методы: словесные

Опрос учащихся по заданному материалу на дом

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

- способность самостоятельно оценить и способ достижения результата и сам результат;

- контроль ранее изученных знаний;

- раскрыть творческие способности учащихся.

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

- продемонстрировать умение грамотно отвечать на поставленный вопрос;

Методы:

- словесные

Изучение нового материала

Цели, которые учитель ставит перед учащимися:

- сформулировать тему урока;

- умение работать самостоятельно;

- умение работать с учебником, дополнительной литературой;

- умение корректно отвечать на поставленные вопросы.

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

- научить работать устно, делиться полученными знаниями;

- организация самостоятельного поиска и осмысления полученной информации;

- проверить умение учащихся работать с учебником, словарём;

- помочь обучающимся самостоятельно сформулировать тему урока и выделить задачи, которые будут решаться на уроке;

- умение вести конструктивный диалог, устанавливать причинно- следственные связи и делать выводы:

Методы:

- беседа;

- репродуктивный;

- частично - поисковый;

- игра.

Знать:

- что такое междометие;

-грамматические особенности междометия.

Уметь:

- находить междометия в текстах, определять их роль и конструировать предложения, включая в них междометия;

- правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов;

Закрепление изученного материала

Цели, которые учитель ставит перед учащимися:

- проверить умения обучающихся работать с учебником;

- закрепление знаний: выполнение упражнений.

- устная работа на умение находить междометия в тексте;

- уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой.

Цели, которые хочет достичь учитель на данном этапе урока:

- первичный контроль знаний в выполнения упражнений, устной работе на умение находить междометия в тексте;

- проверка своих знаний, оценка.

Методы:

- словесные

- беседа

- взаимоконтроль

-обратная связь

Задание на дом

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

- Развитие навыков самообразования

- умение работать с дополнительной литературой, словарями, анализировать, обобщать.

I. Актуализация опорных знаний (СЛАЙД 1)

1.Слово учителя. Настрой на продуктивную работу на уроке.

Здравствуйте!
Просто «Здравствуйте»?
Что особенного тем мы
Друг другу сказали?
Отчего же на капельку
солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку
счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку
радостней сделалась жизнь?
- Итак, здравствуйте!!! И пусть вам будет сегодня светло и радостно! Очень важно, ребята, с каким настроением вы пришли на урок.

(СЛАЙД 2) Сегодня весеннем днем к нам заглянули солнышко и тучка. Я хочу узнать, с каким настроением вы пришли на урок.

Отлично! Значит, работа на уроке будет плодотворной.

2. Проверка домашнего задания.

- Неделю назад вы получили опережающее задание по выбору : написать сказку или рекламу, нарисовать рисунки или подготовить сообщение, используя опорные слова. И на прошлом уроке мы проверили, какое задание вы выполнили и в соответствии с этим разделились на группы. Это группы: «Писатели», «Художники», «Лингвисты». В течение урока мы обратимся к работе каждой группы. «Писатели» придумывали сказку или рекламу, используя опорные слова. (СЛАЙД 3) Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.

- Ребята, как вы думаете, какие приемы сделали рассказ эмоциональным, доступным и заставил вас сопереживать?

- Спросим автора, помогли ли ему опорные слова?

 

- Позже мы вернемся к домашнему заданию обсудим его.

А сейчас мы отправимся в сказку. (СЛАЙД 4)


 

II. Формирование новых знаний.

1.Слово учителя.

Это было много лет тому назад, лет сто, а может, чуточку меньше. В маленькой избушке на лесной опушке жили старик Словарь со старухой Грамматикой. Были у них детки – Части речи. Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Наречие, Числительное, Причастие, Деепричастие постарше были и вместе со Словарем и Грамматикой в школу ходили, ребят уму-разуму учили.

- Как вы думаете, почему им было доверено такое важное дело “ребят уму-разуму учить”?

- Верно, все они – самостоятельные (или знаменательные) части речи.

Были у Словаря и Грамматики детишки поменьше: Предлог, Союз и Частица.

- Почему эти три части речи выделены в отдельную группу?

- (СЛАЙД 5) Для чего же необходимы служебные части речи?


 


 

(СЛАЙД 6)

Предлог, Союз и Частица дома оставались по хозяйству хлопотать. Пока родители и старшие братья с работы придут, они все в доме приберут, обед приготовят. По вечерам все собирались дома, пили чай с вареньем, мирно беседовали о том о сем. Дружная была семья.

- Однажды вечером к ним постучались в дверь.

Частица: Чу! Кто-то стучит.

Глагол: Ох! Пойду отворю.

Учитель: На пороге появилось маленькое существо, грязное, непричесанное, в лохмотьях.

Существо: Здравствуйте, добрые люди!

Словарь: Здравствуй, странник! Просим к столу. Мы тебя чайком угостим, а ты нам расскажешь, откуда ты и куда путь держишь.

Существо: Зовут меня Междометие, хожу я по свету уже давно, родню ищу. Проходил мимо, узнал, что тут части речи живут, решил зайти посмотреть. Хорошо у вас, дружно живете. Примите меня в свою семью.

Предлог (удивленно): Вот тебе на!

Наречие (возмущенно): Тьфу! Ерунда какая!

Существительное: Батюшки! Страсть! Ужас! Беда! Что мы с ним делать будем?

Прилагательное: У-у-у, страшное такое и к нам в семью захотело?!

Учитель: Ребята, а как вы считаете, правильно ли повели себя части речи? Ведь они мудрые и так много всего умеют?

Междометие: Если бы вы так не кричали, то заметили бы, что употребили меня в речи уже много раз.

Наречие: А ведь верно, так оно и было.

Междометие: Чу, ох, тьфу, батюшки, страсть, ужас, беда, у – все это междометия. В разговоре без меня никак не обойтись, потому что я чувства и настроения человеческие выражаю. Больно кому – он крикнет: “Ай-ай-ай!” Весело кому – он смеется: “Ха-ха-ха!” Встретились двое и сразу ко мне за помощью: “Привет! Извините! Пожалуйста!” Без этикетных междометий вежливым людям в разговоре трудно придется.

Да что там люди! И звери, и птицы нуждаются во мне: собака: “Гав-гав!”, кошка: “Мяу-мяу!, утка: “Кря-кря!” Эти слова называются звукоподражаниями. Я даже звуки от предметов умею передавать. Слыхали, небось, как колокол гудит: “Бом-бом” или колокольчик: “Динь-динь-динь”.

Грамматика: Ну что же, правду говоришь, без тебя в речи не обойтись.

Наречие: Да, но Междометие не изменяется…

Междометие: А ведь ты Наречие тоже неизменяемая часть речи.

Существительное: И членом предложения ты не являешься…

Междометие: Ну и что же, а как же Предлог? Союз?

4.Анализ предложений. Определение роли междометий. (СЛАЙД 7)

Запишите предложение. Определите синтаксическую роль междометия бай - бай:

Плачет ребенок, трудно матери, “бай-бай” не помогает. А ребенку ведь давно пора бай-бай.

Междометие: Иногда я могу как бы на время переходить в другие разряды частей речи и тогда могу заменяться существительными или глаголами, отвечать на вопросы этих частей речи.

Грамматика: Придется принять тебя в нашу семью, но только уговор: ты всегда в предложении будешь выделяться запятыми или восклицательным знаком.

Словарь: Сводите, ребятки, его в баню, отмойте хорошенько, а спать мы его за печкой уложим, там свободный уголок есть.

Учитель: Так и живет до сих пор Междометие за печкой, в стороне от других частей речи: и от самостоятельных, и от служебных.

- Итак, значит, о какой части речи пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Как сформулируем тему урока? (СЛАЙД 8 – 9)

- Что же мы должны будем узнать на уроке? Как вы думаете?

- Вы в начальных классах знакомились с этой частью речи, а в течение шести уроков мы будем систематизировать знания о междометии.

Термин «междометие» появился в 18 веке, и в переводе с латинского означает «брошенное между полнозначными словами». Подумаем, почему о нем так говорили? (СЛАЙД 10)

Заполним таблицу. Если мы употребляем междометие…, то какие чувства и эмоции при этом возникают у вас?

Ах! Ох! Ай!

Восторг, восхищение, досада, раздражение, страх, боязнь, испуг, боль.

Эх!

Решимость, досада, упрек.

Фу!

Недовольство, отвращение.

Увы!

Сожаление.

Ой- ой – ой!

Боль!

- Какой вывод мы можем сделать, глядя на эту таблицу?

Вывод: Междометие выражает чувства, но не называет их. Такие междометия выделяют в особую группу. (СЛАЙД 11)

Междометия


 

выражают чувства

(Ах! Ох! Эх!)

Чтобы познакомиться со следующей группой междометий, мне нужна ваша помощь. Разыграем сценку.

Учитель: Сережа вернулся из кино, а его друг спрашивает: Что, хорошая картина?»

Сережа: Ух, и здорово! Сначала, значит, он вдруг узнает… Ну, потом… Ну, словом,.. просто здорово. Ну, понимаешь?

Найдите в речи Сережи слова – сорняки.

Слово «Ну!» тоже междометие. И если его к месту использовать, то оно может означать «побуждение к действию». Лингвисты выделяют целую группу таких слов: Алло! Ау! Кыш! Цыц! Тс!

- К каким действиям побуждают эти междометия?

- Значит, вторая группа междометий – это…? (СЛАЙД 11 (2)

Правильно, это междометия, которые побуждают к действию.

Междометия


 

выражают чувства побуждают

(Ах! Ох! Эх!) к действию

(Алло! Ау! Кыш! Цыц!)

- Чтобы выделить третью группу междометий обратимся к стихотворению Овсея Дриз. Попробуйте догадаться, какие междометия использованы автором? Как бы вы назвали эту группу? (СЛАЙД 12)

5.Чтение стихотворения учеником.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота, всем, идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед

Всем, идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

- Как вы думаете, какие же слова составляют третью группу междометий?

- А как вы понимаете слово «этикет»?

- Молодцы! А вот точное определение этого слова самые любознательные могут посмотреть в толковом словаре.

Вывод: Итак, значит слова добрый день, с добрым утром, здравствуйте, спасибо и др. составляют третью группу междометий – это этикетные междометия.

6. Словарная работа.

- Вспомним, как пишутся такие словарные слова. Обратите внимание на написание этих слов и запомните. (СЛАЙД 13)

до свидания, пожалуйста, извините, спасибо.

(СЛАЙД 14) Междометия

 

выражают чувства побуждают этикетные

(Ах! Ох! Эх!) к действию слова

(Алло! Ау! Кыш! Цыц!)

- Мы теперь знаем все группы междометий. Назовем их. (СЛАЙД 15)

- А еще мы должны знать, что междометия бывают производные, т.е. возникшие из самостоятельных частей речи (Батюшки! Ужас! Брось!) и непроизводные (ну, эх, увы, ой!).


 

III. Формирование практических умений и навыков.

1.Работа с учебником стр.190, параграф 70.

2.Работа с упражнениями. (СЛАЙД 16)

- Определите, какой частью речи и каким членом предложения является слово «Ну!» в данном контексте.

Шли однажды Ну и Ну

Через речку по бревну.

- Ну, скорей! – сказало Ну, -

А не то я утону!

- Не спеши! – сказало Ну, -

Я и так тебя тяну.

Разгорелась перебранка,

И какая – то гражданка

Головою покачала

И сказала: «Ну и Ну!».

(Р.Сеф)

3.Физкультминутка для глаз направлена для снятия усталости с глаз.

4.Работа с упражнением у доски. (СЛАЙД 17)

- В один столбик выпишите слова, называющие чувства (знаменательные части речи), в другой – слова, выражающие их (междометия). Какими знаками препинания выделены в тексте междометия?

На дворе у нас Барбос вдруг лизнул Наташу в нос.

Охватил Наташу страх – громко закричала: «Ах!»

От испуга вся в слезах, повторяет: «Ах – ах – ах!»

А в лесу в восторг пришла: «Ах! Я белый гриб нашла!»

Оказался он гнилой: «Фу! Какой же он плохой!»

Отшвырнула и с досадой закричала: «Ах, не надо!»

- Что такое междометие?

5.Работа с упражнением 415 по вариантам.

Выпишите предложения с междометиями:

1 вариант – междометия, выражающие чувства, настроения.

2 вариант – междометия, выражающие побуждение.

6. Индивидуальная работа по карточкам (4 человека).

7.Устная работа с упражнением.

- Найдите в тексте междометия. При прочтении текста вы поднимаете обе руки, если на сто процентов уверены, что в строке звучало междометие. Если сомневаетесь, поднимите одну руку. Если в читаемой строке нет междометий, то вы не поднимаете рук.

Повстречалась с ним корова

У зеленого куста.

- Эй, буренушка, здорово!

Не видала ль ты, корова,

Где овечка без хвоста?

Но корове эти речи

Непонятны человечьи.

И она в ответ ему

Прокричала кратко: «Му!»

Повстречался пес зубастый

Возле речки у моста.

«Эй, послушай,

Псина, здравствуй!

Не видал ли, пес зубастый,

Ты овечку без хвоста?

Но собаке эти речи

Непонятны человечьи.

Ничего не разобрав,

Пес пролаял громко: «Гав!»

Повстречался с ним козленок

У кленового куста.

- Эй, рогатый! Эй, миленок!

Не видал ли ты, козленок,

Где овечка без хвоста?

Но козлу такие речи

Непонятны человечьи.

Лист кленовый теребя,

Он проблеял нежно: «Бя!»

(Е.Тараховская)

- Можно ли к междометиям отнести слова мяу, гав, му? Подробно о звукоподражательных словах нам расскажет группа «Лингвистов», и ее представитель Кузнецова Наталья.

8.Сообщение ученика. (СЛАЙД 18)

Звукоподражательные слова - это слова, передающие различные звуки живой и неживой природы: человека (хи – хи – хи, ха- ха – ха и т.д.), животных (хрю – хрю, мяу – мяу, гав – гав), предметов (динь – динь – динь, тик – так, бух – бух).

1.Это неизменяемые слова.

2.Они не выражают эмоций, чувств, побуждений.

3.Состоят из одного слова (бе и др.) или повторяющихся, которые пишутся через дефис (ква – ква и т.д).

4.Служат для образования новых слов: мяуканье, мяукать, кваканье, квакать и т.д.

5.Звукоподразательные слова выступают в роли различных членов предложения.

9. Графическая работа. (СЛАЙД 19)

 

- По условным схемам составьте предложения с междометиями.

1. [ Ау!... ]

2. [ Гав - гав!... ]

3. [ Эй!... ]

4. [ Алло!... ]

5. [ Мяу!... ]

6. [ Здравствуйте, ... ]

7. [ Ох!... ]

10.Самостоятельная работа. (СЛАЙД 20)

Задание: Соедините стрелками междометия, выражающие:

Удивление – (ба, о, ну, ого)

Восторг – (ах, ай, ура, браво, о)

Страх, испуг – (ай, ой, ух, ужас, кошмар)

Сожаление – (увы, ах, ох)

Недовольство, досаду – (эх, тьфу, у)

Побуждение, призыв, запрет – (эй, ау, шабаш, цыц, тсс)

Недоумение – (да ну, ну и ну)

Замешательство – (гм, э, эге)

Облегчение – (уф, ух)

11.Проверка. (СЛАЙД 20 (2))

V. Итог

Русский язык богат тайнами и загадками. Сегодня мы говорили об одной, пожалуй, самой необычной части речи - междометии.

Как вам группе «Писателей» помогло междометие при выполнение домашнего задания?

А теперь нам понадобится помощь «Художников».

- Какие междометия вы изобразили на своих рисунках?

Работа с сигнальными картами.

- Что же мы сегодня узнали? (СЛАЙД 21)

- Для чего нам нужно изучать эту часть речи?

Рефлексия.

- Попрошу вас дать оценку тому, как мы прожили эти 45 минут.

Продолжите фразу.

Ах!....

Ох!.........

Эх!........

Ух!..........

Ай!....

Ой!......

- Мы сегодня начали наш урок с определения вашего настроения. Вернемся к нашим – солнышку и тучке. Изменилось ли ваше настроение в процессе урока. Давайте проверим, у кого оно изменилось? Почему? Мое настроение тоже солнечное, потому что мы познакомились с интересной частью речи, потому что мне понравилось, как вы работали на уроке. Спасибо вам за урок.

- Достигли ли мы на уроке поставленной цели?

Выставление оценок.


 


 


 

Домашнее задание: (СЛАЙД 22)

1.Для всех: Параграф 70, упражнение 170

Спишите, ставя пропущенные запятые. Подчеркните междометия, употребляемые в значении других частей речи. Подберите у выделенному слову (вдалеке) однокоренные слова и запишите их.

2.Индивидуальное: Подготовить сообщение о происхождении междометий:

1 – вариант: баю – бай, здравствуй.

2 – й вариант: спасибо, пожалуйста.

Посмотреть в этимологическом словаре, толковом словаре С.Ожегова, Д.Н.Ушаков «Большой толковый словарь».

На сайте: http://znanija.com/task/297959


 

Если у обучающихся хорошее настроение, они показывают солнце. Если настроение плохое – тучки.

Ученики читают сказки или рекламы собственного сочинения.

Выразить чувства на бумаге не легко, а включение слов ох, ах, ай помогает в этом.

Самостоятельные части речи

Это служебные части речи.

Они не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, но очень важны при построении предложений и словосочетаний.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Надо было сначала разобраться, а не кричать.

Нужно узнать, что умеет делать Междометие.


 


 


 


 


 


 


 

В первом предложении “бай-бай” - подлежащее, во втором – сказуемое.

О междометии

Междометие как часть речи.

Мы должны узнать, что такое междометие, грамматическое значение междометия, виды междометий и его синтаксическую роль.

Междометие выражает чувства, но не называет их. Такие междометия выделяют в особую группу.

Записывают таблицу в тетради.

Ну, значит.

Прогнать, позвонить, замолчать, говорить тише.

Междометия, которые побуждают к действию.

Записывают в тетради.

Этикетные слова

1.Выражают чувства.

2.Побуждают к действию.

3.Этикетные слова.

Читают правило в учебнике.

Шли однажды Ну и Ну

Через речку по бревну.

- Ну, скорей! – сказало Ну,

А не то я утону!

- Не спеши! – сказало Ну, -

Я и так тебя тяну.

Разгорелась перебранка,

И какая – то гражданка

Головою покачала

И сказала: «Ну и Ну!».

страх

Ах!

Испуг, слезы

Ах – ах - ах

восторг

Ах!

досада

Фу! Ах!

Вариант – 1, 3, 5.

Вариант – 2, 4.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Ученики рассказывают о своих рисунках.

Красная – «ДА»

Зеленая – «НЕТ»

Чтобы общаться с друзьями в социальных сетях, выражать эмоции, на экзамене ГИА и ЕГЭ, в ВУЗах, работе.


 


 

Ох! Люблю такие уроки!

Ах, как хорошо и замечательно.

Ух! Как мне все понравилось!

Ах! Какой интересный урок!


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.