12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зобанова Татьяна Владимировна19
Россия, Курская обл., Курск
0

Методическая разработка учебного занятия по учебному предмету русский язык по теме «Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. Междометия. Звукоподражательные слова»

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский электромеханический техникум»

(ОБПОУ «КЭМТ»)

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. ПРЕДЛОГ. СОЮЗ. ЧАСТИЦА.

МЕЖДОМЕТИЯ. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

Методическая разработка учебного занятия

по учебному предмету ООПб.01 Русский язык

(Раздел «Морфология и орфография»)

Разработчик:

ЗОБАНОВА Татьяна Владимировна,

преподаватель ОБПОУ «КЭМТ»

2018 г.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Специальность: специальности технического, естественнонаучного и социально-экономического профилей

Учебный предмет: ООПб.01 Русский язык

Тема учебного занятия: Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. Междометия. Звукоподражательные слова

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока: урок-практикум

Средства обучения:

технические: мультимедийный проектор и экран, персональный компьютер;

информационно-коммуникационные: компьютерная мультимедийная презентация к уроку;

дидактический материал: задания по теме «Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. Междометия. Звукоподражательные слова»

Цели урока:

методическая: создание условий для проявления познавательной активности обучающихся при выполнении заданий по теме «Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. Междометия. Звукоподражательные слова»;

образовательная: формирование у обучающихся навыков работы с текстом, нахождение в тексте служебных слов; умение на практике применять знания о предлогах, союзах, частицах,  междометиях и звукоподражательных словах;

содержательная: повторение, обобщение и систематизация знаний обучающихся о видах служебных частей речи, междометиях и звукоподражательных словах;

воспитательная: воспитание уважения к языку как основному средству общения, развитие культуры речи обучающихся;

Планируемые результаты:

а) предметные:

формирование целостного представления у обучающихся о морфологии как разделе русского языка;

 распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;

распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;

расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения;

б) метапредметные:

регулятивные:

умение сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

умение ставить перед собой цель, видеть ожидаемый результат работы;

умение рационально распределять рабочее время, анализировать свои результаты, корректировать свои действия в ходе учебного занятия;

владение устной и письменной речью;

познавательные:

умение осуществлять поиск и отбор необходимой информации;

умение анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных);

умение строить речевое высказывание на заданную тему в устной и письменной форме;

коммуникативные:

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

в) личностные:

готовность и способность к самостоятельной деятельности;

осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала.

Образовательные технологии: информационно-коммуникационные технологии.

Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения и контроля:

вербальные: беседа;

наглядные: компьютерная мультимедийная презентация;

практические: метод анализа и структурирования

методы контроля и самоконтроля: устный, письменный контроль, самоконтроль.

Нормативный документ

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г.). – М.: Министерство образования и науки РФ, – 2012.

Образовательные ресурсы:

1. Хлебинская Г.Ф. Русский язык. 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни). – М.: Мнемозина, 2013 – 319 с.

2. Современный русский язык/ Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. М.: АЙРИС-пресс, 2014. – 448 с.

3. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2015. – 736 с.

4. Фефилова Г.Е., Челышева И.Л. Русский язык (10-11 классы). Планы-конспекты уроков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 159 с.

Основные термины и понятия: предлог, частица, союз, междометия, звукоподражание

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Содержание учебного материала:

Служебные части речи

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (3 мин)

Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание (10 мин)

Обучающиеся работают с презентацией.

Есть … «связь» …языком, … котором говорит человек, … морщинами … его лице? Да, есть, … самая прямая, утверждает известный перуанский косметолог Эусибио Салине. Он долгое время изучал мимику людей, говорящих … разных языках. Самым «жестким» … лица, … его мнению, является английский. Когда человек говорит по-английски, мускулы его лица резко сокращаются.

это приводит … преждевременному его старению, появлению морщин … … складкам. Самыми «щадящими» … кожи являются такие певучие, мягкие в произношении языки, … испанский, итальянский … русский.

(Необходимо вставить пропущенные слова и определить какие это части речи)

Вопросы для беседы:

Каким одним словом называются эти части речи?

Почему их называют служебными? Для чего служит каждая служебная часть речи?

Чем они отличаются от самостоятельных частей речи?

Что такое междометия и звукоподражательные слова?

Почему их не относят ни к служебным, ни к самостоятельным частям речи?

Формулирование темы и целей учебного занятия

Применение знаний, умений, навыков и опыта (67 мин)

Алгоритм работы:

1.  Практические задания и упражнения. Заполните таблицу.

 Служебные части речи имеют

 

Общие признаки:

Различия:

1) Выполняют служебные функции

1) предлоги связывают слова в словосочетании и предложении

2) не имеют лексического значения

2) союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного

3) не являются членами предложения

3) частицы придают различные оттенки значения в предложения и образуют формы наклонений глагола

4) не отвечают на вопросы

 

 

 


 


 


 


 


 

Распредели в две колонки производные и непроизводные предлоги: после, за, несмотря на, от, при, без, до, вследствие, в заключение, в течение, ввиду, кроме, в, для, у, навстречу, вокруг, о, из-за, из-под.

 

Запишите словосочетания в таблицу: производные предлоги в одну часть, а части речи в другую, обоснуйте свой ответ: В течении… дня – в течении…реки, в продолжении… часа – в предложении… книги, в заключени… доклада – в заключении… врачей, вследстви… неурожая – в следствии… по делу, перевести (на) счет – (на) счет ремонта, (в) роде женском – птица (в) роде воробья, (в) место укромное, (не) смотря на дождь – (не) смотря под ноги.


 

5. Цифровой диктант: запиши нумерации предложений в нужную графу таблицы

 

Соединительные союзы

Противительные союзы

Разделительные союзы

 

 

 

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы

Дверь тихо скрипнула и отворилась

С чужими я либо робел, либо важничал

И вдалеке раздавался то всплеск волн, то шум ветра

Сказать не в бровь, а в глаз

Видит око, да зуб неймет.

Порой не то дрема, не то забытье овладевали

Ступни уже ничего не чувствовали, однако тело при каждом шаге пронзала боль.

Красна ягодка, да вкус  горька

Без нитки да иголки шубы не пошить

Экзамены проверяют не только знания, но и характер

Она улыбалась редко, зато улыбка ее всегда поражала

Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься

Как аукнется, так и откликнется.    

Звуки несутся то ли справа, то ли слева  

 

Заполнить таблицу частиц, привести свои примеры.

Отличие междометий от звукоподражательных слов (презентация).

Итоговый тест «Проверьте себя!» (приложение 1)


 


 

4. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия (10 мин)

«ДЕРЕВО УСПЕХА»
На дереве расположить листочки (выбрать цвет – красный, желтый, зеленый) (красный – есть проблема, нужна помощь; желтый – не все понятно; зеленый – все хорошо).


 

Преподаватель оценивает работу студентов на уроке, выставляет отметки.


 


 


 


 


 


 

Приложение 1

Союз – это…

     А) служебная часть речи, которая выражает зависимость слов друг от друга.

     Б) служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.

     В) служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения.

     Г) особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства.

2.Предлог – это…

     А) служебная часть речи, которая выражает зависимость слов друг от друга.

     Б) служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.

     В) служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения.

     Г) служебная часть речи, которая связывает части простого предложения.

3.Частица – это…

     А) служебная часть речи, которая соединяет однородные члены предложения.

     Б) особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства.

     В) служебная часть речи, которая вносит в предложение разные оттенки или служит для образования форм наклонений глагола.

     Г) служебная часть речи, которая выражает зависимость слов друг от друга.

4.Найдите производные предлоги:

     А) в, на, из-за, вокруг.

     Б) (на) счет договора, (на) счет в банке.

     В) вокруг сада, в течение недели

     Г) в продолжении сериала, вдоль дороги.

5.Найдите существительные:

     А) в течение дня.  Б) насчет ремонта.  В) в продолжение зимы.  Г)  в заключении за кражу.

6.Найдите ряд соединительными союзами:

     А) и, тоже, также, ни-ни.

     Б) который, для того чтобы, когда, так как.

     В) а, но, однако, зато, же, и, тоже, или.

     Г) или, либо, потому что, но, зато, где.

7.Найдите ряд с подчинительными союзами:

     А) или, либо, то-то, не то- не то.

     Б) а, но, однако, зато, же.

     В) и, тоже, также, да

     Г) если, когда, чтобы, который, с тех пор как.

8.Найдите модальные частицы, выражающие сомнение:

     А) разве, вон, что за, ли.

     Б) вряд ли, едва ли

     В) пусть, даже, как, именно.

     Г) ни, не, давай-ка, пусть.

9.Найдите формообразующие частицы:

     А) не, разве, пусть, да

     Б) бы, лишь, вот, что за.

     В) пусть, пускай, давай, да, бы, б.

     Г) ни, не, давай-ка, пусть.

10.Найдите отрицательные частицы:

      А) а, не  Б) ни, же  В) не, ни  Г) не, бы

11.    Определите виды союзов в данном предложении: Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, зато на земле вьюга намела большие сугробы.

      А) сочинительные, подчинительные

      Б) соединительный, противительный

      В) соединительный, разделительный.

       Г) противительный, разделительный.

12.Найдите предложение с модальной частицей:

       А) Пусть грубость исчезнет, исчезнет навеки!

       Б) Он, не говоря ни слова, вышел.

       В) Неужели ты мне не веришь?

       Г) Что бы ни произошло, нужно была продвигаться вперед.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.