Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Многозначные слова»
Урок русского языка во 2 классе УМК
Тема: «Многозначные слова»
Цель: закрепить ранее полученные знания о многозначных словах, учить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями.
Предметные УУД
- распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями;
- составлять предложения с использованием слов с несколькими значениями;
- упражнять детей в отработке действий работы с толковым словарем.
Метапредметные УУД
Познавательные
- различать многозначные слова в речи, составлять и записывать с ними предложения.
- содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока;
- соотносить изученные понятия с реальной жизнью.
Коммуникативные
- развивать способности слушать собеседника и вести диалог;
- владеть диалогической формой речи, формулировать понятные для партнера высказывания, адекватно используя речевые средства, изученные термины.
Регулятивные
- содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке;
- выполнять самопроверку и корректировку выполненного учебного задания.
Личностные УУД
-способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению,; - способствовать формированию положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите друг на друга, подарите своим товарищам свою добрую улыбку.
- А теперь улыбнитесь нашим гостям.
- Посмотрите, пожалуйста, на меня, я тоже хочу подарить вам свою улыбку. Так приятно смотреть на добрые улыбающиеся лица. А теперь, пожалуйста, садитесь, нам пора приступать к уроку русского языка.
А начать его мне хочется со стихотворения Семёна Данилова, якутского народного поэта.
«Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком».
- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?
(Правильно и красиво говорить, т.е. связно, последовательно, полно, содержательно, образно высказывать свою мысль, использовать необходимые языковые средства – соответствующие интонации, логические паузы и ударения. Максимально использовать все выразительные возможности, скрытые в нём; уметь вложить даже в самый малый запас слов, выражений всё, что можно в него вложить; уметь понять сказанное так, как оно было сказано).
- Правильно. А еще правильно и красиво писать. Поэтому необходимо обязательно проводить минутки чистописания.
2. Минутка чистописания.
- Ребята, какое слово вы сегодня писали во время минутки чистописания? (Лунтик)
- Что вы можете рассказать об этом слове? (Обозначает название предмета; отвечает на вопрос кто?, т.к. обозначает одушевлённый предмет; является именем собственным, обозначающим имя сказочного героя, поэтому пишется с заглавной буквы).
- Ребята, а вам нравятся мультфильмы о приключениях Лунтика и его друзей?
- А чем они вас привлекают? (Истории, о которых в них ведётся рассказ, добрые, весёлые и поучительные).
- Хотите послушать ещё одну историю. Которая приключилась с Лунтиком? (Ответы детей).
3. Актуализация темы урока.
Однажды в один из погожих зимних деньков отправился Лунтик со своими друзьями на лыжную прогулку. Друзья, чтобы не замёрзнуть, надели тёплые курточки, шапочки, рукавички. Ведь они хотели провести на прогулке целый день. Наши герои сначала любовались красотой зимнего леса, затем поиграли в снежки, побегали на лыжах наперегонки, и у них оставалась ещё в запасе на невероятные приключения ещё целая половина дня. Но тут Лунтик почувствовал, что ему стало в курточке, которая его всегда так хорошо согревала, холодно. Он внимательно её осмотрел и обнаружил, что от курточки оторвалась пуговица, и ветер свободно залетает Лунтику запазуху. Что делать? Ведь им так не хотелось из-за пустяка раньше времени возвращаться домой с такой замечательной прогулки. Но друзья не растерялись. Они нашли пуговицу от курточки Лунтика неподалёку. Но что же делать дальше? Ведь у них не было под рукой иголки. Но и здесь друзья проявили смекалку. Они написали записку бабушке Капе: «Нам нужна иголка». И попросили воробышков, которые неподалёку играли в догонялки, отнести её бабе Капе. Воробышки с радостью согласились помочь. Но бабы Капы дома не оказалось, она ушла по делам. И они передали письмо дедушке Шеру.
И вот что передал Лунтику дедушка Шер.
(Учитель показывает изображение сосновой иглы).
- Подойдет ли Лунтику этот предмет? Почему?
Правильно. Друзьям вновь пришлось просить воробышков о помощи.
Во второй раз дедушка Шер попросил передать Лунтику ...
(Учитель показывает изображение ежа).
- Ребята, а какую иголку передал дедушка во второй раз?
(Иглу ёжика.)
- А в третий?
(Учитель показывает изображение вязальной иглы).
(Учитель прикрепляет в ходе беседы все изображения на доску. Добавляет в середину «композиции» знак вопроса).
- Ребята, а почему так получилось, что маленькие воробушки уже слетали целых три раза к дедушке Шеру, но так и не смогли помочь Лунтику?
(Потому что слово игла имеет несколько значений, оно многозначное, а Лунтик не уточнил, какая игла ему нужна, для чего. Вот дедушка Шер его и не понял).
- Совершенно верно. И только в четвёртый раз, когда в своей записке Лунтик написал, что ему нужна швейная игла, дедушка Шэр отправил ему не только иглу, но и нитки.
- Ребята, вы сказали, что слово игла имеет несколько значений. Как называются такие слова? (Многозначные).
- Наконец, Лунтик пришил пуговицу к своей курточке. И так хорошо у него это получилось, что Мила сказала: «Лунтик, да у тебя золотые руки!» На что Кузя с удивлением возразил: «Мила, что ты такое говоришь. Обычные у Лунтика руки. Совсем они и не из золота».
- Почему Кузя не понял Милу? (Потому что слово золотой тоже многозначное).
- Какие значения слова золотой вам известны?
(Золотые часы, т.е. сделаны из золота. Золотая осень, золотая рожь, т.е. похожая по цвету на золото. Золотые руки, так говорят о человеке, который умеет работать, у него всё хорошо получается).
- Почему друзья попали в такие ситуации, допустили ошибки?
(Они не знают ничего о многозначных словах и не умеют их использовать в своей речи).
- Вы, ребята, абсолютно правы. Попробуйте сформулировать тему нашего с вами урока.
(Многозначные слова).
- Да, мы продолжаем начатый на прошлом уроке разговор о многозначных словах. Ребята, скажите, с вами происходили такие истории, как с Лунтиком и его друзьями? А могли бы? А чтобы этого не произошло, какую поставим перед собой цель?
(Научиться распознавать многозначные слова и правильно их употреблять в своей речи).
- Чтобы достичь поставленной цели, давайте составим с вами план работы на уроке. В нём будет 3 пункта, но их нужно расположить в правильном порядке. Возьмите задание под № 1, на этом листочке представлен план работы на уроке, расставьте цифры в соответствии с последовательностью выполнения этапов плана урока. (Дети на листочках самостоятельно напротив каждого этапа урока проставляют цифры от 1 до 3).
План работы на уроке:
Вспомнить, какие слова называются многозначными.
Учиться находить знакомые многозначные слова в составе предложений, объяснять их значение.
Учиться определять значения многозначных слов при помощи толкового словаря, учиться их использовать в устной и письменной речи.
- Что ж давайте проверим, в какой последовательности вы предлагаете нам работать на уроке? (Ответы обучающихся).
(На доску учитель вывешивает план работы на уроке в правильной последовательности, чтобы в течение всего урока он был у детей перед глазами).
- А теперь оцените свою работу по составлению плана работы на уроке в листах самооценки. Если вы расставили этапы урока в правильном порядке, закрасьте кружок зелёным цветом, если допустили ошибку – жёлтым, если у вас на получилось справиться с этим заданием, нужно продолжить тренировки над этим видом работы – красным.
- Какой пункт плана мы уже выполнили?
(Первый).
- Тогда приступаем ко второму.
4. Основной этап урока
Фронтальная работа. Работа по учебнику
- Откройте, пожалуйста учебники на странице 21, упражнение № 28. Посмотрите на условный знак рядом с упражнением, что он обозначает? (Сравниваем).
- Прочитайте задание к упражнению.
(Один ученик читает вслух).
- Что необходимо будет сравнить в данном упражнении?
(Нужно будет сравнить разные предметы, которые названы одним словом).
- Что необходимо будет установить, на какой вопрос ответить?
(Нужно будет установить, почему разные предметы названы одним словом. Ответить на вопрос: что у них общего?).
- Прочитайте, пожалуйста, первую пару предложений.
(Один ученик читает вслух: «У нашего кота Барсика пушистый хвост. На хвосте самолёта видна красная звезда»).
- Какие два предмета названы в них одним словом?
(Хвост кота и хвост самолёта).
- Почему они названы одним словом? (Потому что хвост – то, что расположено сзади).
- Эти два предмета имеют общий признак – месторасположение.
- Прочитайте вторую пару предложений.
(Один ученик читает вслух: «У маленького Саши от мороза покраснел нос. Нос моторной лодки уткнулся в низкий песчаный берег»).
- Здесь какие два предмета названы одним словом?
(Нос).
- Почему?
(Нос – то, что расположено впереди. У них тоже общий признак - месторасположение)
Самостоятельная работа
- Молодцы, все вместе вы справились с этим заданием. Посмотрим, а сможете ли вы самостоятельно определить многозначное слово в третьей паре предложений. Запишите их, пожалуйста, в тетрадь, а многозначное слово подчеркните. (Самостоятельная работа учащихся. Один ученик у доски).
- А сейчас проверим, что получилось у …. и у вас. Какое многозначное слово ты подчеркнул?
(Молния).
- Какие предметы названы этим словом?
(Молния, которая бывает в грозу (разряд электричества в воздухе) и быстро задёргивающаяся застёжка на куртке).
- Какой общий признак имеют эти два предмета, что их назвали одним и тем же словом?
(Скорость появления молнии в небе и задёргивания застёжки).
- Ребята, вы согласны с ….
- Абсолютно верно. Запомните, что перенос названия одного предмета на другой происходит у многозначных слов именно на основании сходства предметов по форме (кнопка звонка), цвету (седые облака), местоположению (хвост самолёта), звучанию, функции (козырёк подъезда), т.е. производимой работе, действию (время идёт, снег идёт), ценности и т.п.)
- Оцените свою самостоятельную работу в листах самооценки.
Физминутка
- А теперь, чтобы и дальше успешно работать, нужно немного отдохнуть. Лунтик приглашает вас на физминутку.
Работа в парах
- А сейчас возьмите задание под № 2. Вам предстоит работа в парах.
Поэтому давайте вспомним правила работы в парах и группе:
1. Работайте сообща.
2. Говорите тихо.
3. Выслушивайте мнение товарища внимательно, не перебивайте.
4. Договаривайтесь, помогайте друг другу.
Прочитайте предложение, вспомните значение слова «язык» и подберите к каждому предложению соответствующую картинку. Приклейте её рядом с предложением.
Языки пламени лизали березовые дрова.
Врач попросил Кирилла показать язык.
Настя купила в кондитерском магазине язычок.
В глубине океана медленно плывёт морской язык.
- А теперь я предлагаю проверить, правильно ли вы выполнили работу.
(Учитель читает предложение, на экране появляется подходящая картинка).
- Оцените работу вашей пары в листах самооценки.
- Скажите, какой этап плана урока мы преодолели?
(Второй).
Групповая работа
А) - Ребята, чтобы правильно употреблять в своей речи многозначные слова, мы должны знать все их значения. Но русский язык очень богат, и нам может встретиться незнакомое слово. Какая книга нам может в этом помочь узнать лексическое значение слова и понять, многозначное оно или нет?
(Толковый словарь).
- У каждого многозначного слова есть основное значение, оно всегда в толковом словаре пишется первым, а другие значения, которые возникли в результате переноса названия с одного объекта на другой на основе схожих признаков, называется переносными значениями и они в толковом словаре будут под № 2, 3 и т.д.
- И сейчас вам предстоит поработать с толковыми словарями.
Каждая группа получит вот такие листочки. На них записано по 2 слова. Вам предстоит найти эти слова в словарях, познакомиться с их лексическим значением, определить, какое из слов многозначное, а какое нет. Ниже вы запишите только многозначное слово, указав, какое количество значений оно имеет, и с каждым из них составите и запишите предложение.
Не забудьте выбрать тех ребят, которые будут защищать работу вашей группы.
Б) Представление каждой группой результатов своей работы.
В) А теперь в листах самооценки оцените результат работы вашей группы.
Г) - Ребята, вы хорошо поработали со словарями, справились полностью с заданием. Но ведь каждая группа получила по 2 слова. А сколько значений имеют ваши вторые слова?
(По одному).
- Как вы думаете, как называются слова, которые имеют только одно значение?
(Они называются однозначными).
- Ребята, что привносят в нашу с вами речь многозначные слова? Может быть, мы могли бы и без них обойтись? У всех слов было бы только одно значение, не было бы тех трудностей, которые возникли у Лунтика и дедушки Шера? (Ответы учащихся).
- Правы вы были или нет, высказывая свои предположения, мы узнаем на следующем уроке, когда будем наблюдать за использованием многозначных слов в стихотворных текстах А. Пушкина, А. Толстого, И. Токмаковой.
5. Рефлексия
- А наш урок подходит к концу.
- Вспомните, пожалуйста, какую вы ставили перед собой цель работы на уроке?
- Покажите при помощи цветных кружков, как вы считаете, достигли ли вы поставленной цели?
- А теперь посмотрите на свои листы самооценки, вспомните весь материал урока, как теоретический, так и практический. Оцените свои знания и умения по теме нашего урока. Если вам всё было понятно, вы справились со всеми заданиями, то в графе «Моя оценка урока» нарисуйте зелёный кружок. Если были небольшие затруднения, по какому-либо вопросу Вам требуются пояснения – жёлтый кружок. Если вам необходима моя помощь, т.к. большая часть изучаемого сегодня материала осталась вами не понята, задания оказались сложными для Вас – красный кружок.
- Покажите, пожалуйста, какую оценку вы поставили? Поднимите кружок соответствующего цвета.
6. Домашняя работа
- Ну, а дома как всегда вам необходимо будет повторить и закрепить материал, который мы проходили сегодня на уроке. Но каждый из вас может выбрать задание, которое будет выполнять дома.
1. Изобразить на рисунке значения 2 – 3 многозначных слов.
2. Подобрать 2 – 3 пословицы, в которых есть многозначные слова.