Конспект урока русского языка по теме «Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи»

4
0
Материал опубликован 13 February 2022

Конспект урока русского языка

Тема: Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи.

Цель: учить писать окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, тво­рительном и предложном падежах.

Задачи:

Образовательные: формировать умение определять падеж имён прилагатель­ных женского рода.

Развивающие: развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать;

развивать внимание, память, мышление, речь;

расширять кругозор и словарный запас обучающихся.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.

Формирование универсальных учебных действий:

познавательные — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; поиск и выделение необхо­димой информации; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;

коммуникативные — инициативное сотрудничество с учи­телем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

регулятивные — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные — нравственно-эти­ческое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личност­ных ценностей.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник «Русский язык», 4 класс, II часть, В.П. Канакина, В.Г.Горецкий;

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

I. Этап мотивации учебной деятельности.

Приветствие.

Прозвенел уже звонок, начинается урок!

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.


II. Этап актуализации учебного материала.

1. Пальчиковая гимнастика.

Игра «Лыжи, санки и коньки»

Лыжи,

Скользить по столу ладонями вперед-назад.

Санки

Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад.

И коньки

Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе.

Мчатся наперегонки.

2. Оформление тетрадей.

Запись в тетрадях по образцу с доски.

3. Словарная работа.

Лексический диктант.

- Замените одним словом.

1. Очень красивый. 2. Первый день недели. 3.Участок земли, где растут овощи. 3. Школьная комната для занятий. 4.Столица России. 5.Мера длины. 6. Первый день недели. 7. Этим инструментом можно прибивать гвозди.

Проверка: прекрасный, понедельник огород, класс, Москва, километр, молоток.


- Поработайте в паре. Найдите «лишнее» слово.







- Составьте предложение, в котором это имя прилагатель­ное было бы употреблено в женском роде.

- Просклоняйте словосочетание «прекрасная погода». Выделите окончания.

- В каких падежах окончания одинаковые?

Фронтально-индивидуальная работа.










Фронтальная работа.

 








Проверяют по образцу.


Работа в паре.

- Прекрасный. Это прилагательное, остальные слова – имена существительные.







Сегодня прекрасная погода.

Самостоятельная работа.

В родительном, дательном, творительном и предложном.

III. Постановка цели и задач урока.

- О чем будем говорить на уроке?

Тема: Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи.


- Какую цель поставим перед собой?

Фронтально-индивидуальная работа.

- Будем говорить об именах прилагательных женского рода в единственном числе.

- Учиться писать окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, тво­рительном и предложном падежах.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Работа по учебнику.

- Откройте учебники на стр.32, упр. 65.

- Расскажите по схеме, на какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода в данных пажах и какие окончания имеют.

- Запишите словосочетания, дописывая окончания имен прилагательных.

- Определите падеж и выделите окончания имен прилагательных.

Проверка:

Чистой вешней (воды) – Р.п.

Чистой вешней (к воде) – Д.п.

Чистой вешней (водой) – Т.п.

Чистой вешней (о воде) – П.п.

Фронтально-индивидуальная работа.

Изучают схему.

Обмениваются мнениями.

Самостоятельная работа.




Проверка по эталону.

VI . Первичная проверка понимания.

Письмо по памяти.

- Прочитайте стихотворение В. Луговского.

Над необъятной Русью

С озёрами на дне

Загоготали гуси

В зелёной вышине.

- Запишите по памяти.

- Проверьте себя.

- Укажите падеж имен прилагательных. – Проверьте работы товарищей по памятке упр. 65.

- Подведём итог:

Над необъятной - Т.п.

В зелёной – П.п.

Работа в парах.






Выполняют задание.





Взаимопроверка.



VII. Динамическая пауза.

Танцевальная разминка

Шаг вправо – приставить левую ногу – прыжок (небольшой, на месте).

Шаг влево – приставить правую ногу – кивок.

Шаг вперед – приставить левую ногу – хлопок.

Шаг назад – приставить правую ногу – присесть.

Повторяется 3 раза.

Выполнение движений







VIII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.


Работа по учебнику.

Упр. 69, стр. 33.

t1644743381ab.jpg

- Какой вывод вы сделали?

Работа в парах по вопросам и заданиям упражнения.

- Окончание -ой имеют имена при­лагательные мужского рода в именительном и винительном падежах и имена прилагательные женского рода в родитель­ном, дательном, творительном и предложном падежах.

IX Этап включения в систему знаний и повторения.


Грамматическая эстафета.

На карточках записаны сочетаниях существительных женского рода в именительном падеже с прилагательными. (Приложение 1)

Нужно записать эти сочетания в творительном и предложном падежах. Ведущий кладёт карточку-задание на первую парту каждого ряда. По команде игроки, сидящие за первой партой, открывают карточку и выполняют задание. Один записывает словосочетание в творительном падеж, другой – в предложном. Затем пара, которая сидит сзади, выполняет задание со вторым словосочетанием и т.д. Игроки, сидящие за последней партой, выполнив задание, возвращают карточку ведущему на проверку. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

Работают в команде.

Выполняют задание на карточках

X Домашнее задание

Дифференцированное задание.

Приложение 2.

Учитель предлагает выполнить задание на выбор: программный уровень, повышенный уровень.

- Спишите, вставите пропущенные окончания имён прила­гательных, укажите их род и падеж.

Для тех, кто выберет повышенный уровень, вставить пропущенные буквы. Проверите себя по памятке, стр. 32, упр. 65.

Фронтальная работа.





XI Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


- Оцените свою работу.

«Лестница успеха»

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.


t1644743381ac.gif

Высказывают свое мнение.



Приложение

Карточки для грамматической эстафеты


синяя лента

голубая река

лёгкая задача

прямая линия

летняя жара

пушистая сирень

дальняя дорога

старая яблоня

злая собака

белая бумага

зимняя стужа

тёмная ночь


весенняя пора

начальная школа

чёрная кошка

красивая чашка

осенняя погода

звонкая песня


Дифференцированное задание


Программный уровень

Спишите, вставьте пропущенные окончания имен прила­гательных, укажите их род и падеж.

В жарк.. летн.. пору лошадей выгоняют на ночь в поле. Выгонять перед вечером и пригонять на утренн.. заре лошадей - большой праздник для крестьянск.. мальчишек. Сидя на самых бойк.. клячонках, мчатся они с весел.. гиканьем и криком. Лёгк.. пыль жёлт.. столбом поднимается и несётся по дороге.

По И. Тургеневу​​​​​​​

Уровень повышенной сложности

Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прила­гательных, укажите их род и падеж.

В жарк.. летн.. пору л..шадей выг..няют на ноч.. в поле. Выг..нять перед вечер..м и приг..нять на утренн.. заре лошадей – б..льшой праз..ник для крест..янск.. мальчишек. Сидя на самых бойк.. кл..чонках, мч..тся они с в..сёл.. гикань..м и крик..м. Лё..к.. пыль ж.лт.. ст.лбом поднима­ется и н..сётся по д..рог...

По И. Тургеневу

Источники:

Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидакт. Игры и заним. Упражнения по русск.яз. для учащихся начальной школы: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995. – 208 с.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Часть 2. – М.: Просвещение. 2019





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации