Конспект урока русского языка в 6 классе «Правописание безударных окончаний имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном, предложном падежах»
«Всероссийский конкурс для педагогов коррекционных школ на лучший план-конспект урока».
Конспект урока русского языка проведённого в 6 классе КГОБУ «Лесозаводской КШИ»
Учитель:Грищенко С.В.
Тема урока: Правописание безударных окончаний имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном, предложном падежах.
Цель: закрепление правописания безударных окончаний имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.
Задачи:
Образовательные:
актуализировать знания учащихся об имени прилагательном, как части речи, его связи с именем существительным;
закрепить умения определять падежи прилагательных;
формировать представление о склонении имён прилагательных женского рода единственного числа;
организовывать деятельность учащихся по отработке навыков правописания падежных окончаний имён прилагательных женского рода.
Коррекционно-развивающие:
формировать грамматический строй речи учащихся, через составление словосочетаний, согласование слов в словосочетании; обогащать словарный запас;
корригировать и развивать мышление путём выполнения упражнений, направленных на формирование операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения;
корригировать внимание путём выполнения упражнений, направленных на развитие зрительного, произвольного внимания;
корригировать недостатки познавательной деятельности и личностных качеств учащихся, развивать навыки самооценки, самоконтроля.
Воспитательные:
способствовать овладению необходимыми навыками: самостоятельной учебной деятельности, воспитанию самокритичности, чувства ответственности, добросовестности, дисциплинированности.
Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.
Место урока в системе занятий:
Урок проводится в рамках изучения темы «Правописание падежных окончаний имён прилагательных» и служит уроком закрепления и повторения знаний.
Ресурсное обеспечение :
Учебник «Русский язык» 6 класс специального (коррекционного)образовательного учреждения 8вида, Н.Г.Галунчикова,Э.В.Якубовская.М.Просвещение2006г.Таблица падежных окончаний, карточки с заданием, презентация.
Используемые технологии:
информационно-коммуникативные (презентация), личностно-ориентированные, здоровьесберегающая, коррекционно-развивающие.
Форма организации деятельности учащихся:
фронтальная
индивидуальная
Тип урока:
комбинированный
Методы по источнику знаний:
практический
наглядный
Методы по уровню познавательной активности:
репродуктивный (воспроизведение полученных знаний и выполнения практических заданий).
Ожидаемые результаты:
самостоятельное определение учащимися падежей имён прилагательных женского рода.
Ход урока:
I.Организационный момент.
-Начинаем мы урок, несомненно с этих строк.
Встаньте ровно, не ленитесь
И конечно улыбнитесь.
Слушайте внимательно,
Работайте старательно.
Мы огромный, дружный класс!
Всё получится у нас!
II.Проверка домашнего задания.
с.186 упр.311.
III.Сообщение темы и целей урока.
Прослушайте стихотворение и скажите над какой частью речи мы будем работать сегодня на уроке.
Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы, "прекрасное",
Не скажем "безобразное"
Не скажем маме "милая,
Красивая, любимая".
Отцу, и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
…………………….(прилагательные)
-Над какой частью речи мы будем работать сегодня на уроке?
(ответы уч-ся,слайд1)
-Выполнив данное задание вы определите тему сегодняшнего урока (слайд2).
-Вы должны исправить ошибки, указать падежи.
У (любимая мама)
По (узкая тропинка)
С (сочная ягода)
Проверка (слайд3).
-Сделаем вывод. Чем будем заниматься сегодня на уроке?(ответы уч-ся)
-Тема нашего урока «Правописание безударных окончаний имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном, предложном падежах.» (слайд4)
-Сегодня на уроке мы будем закреплять наши знания о правописании безударных окончаний имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном, предложном падежах.
-Какие окончания имеют прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном, предложном падежах?
IV.Актуализация знаний.
-Что такое имя прилагательное?
-Для чего нужны в речи имена прилагательные? (Имена прилагательные делают нашу речь красивой, точной, выразительной).
-С какой частью речи связаны имена прилагательные? (Имена прилагательные связаны с именами существительными).
-Как изменяются имена прилагательные? (Имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам).
-Как определить род, число, падеж имени прилагательного? (Род, число, падеж имен прилагательных определяется по роду, числу, падежу имен существительных, с которыми они связаны).
-А для чего нам нужны знания по русскому языку? (Чтобы правильно писать, говорить, чтобы нас понимали другие люди).
V. Основная часть.
1.Пальчиковая гимнастика.
Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки
Распускают лепестки – раскрыть пальцы
Ветерок чуть дышит, лепестки колышит. – пошевелить пальцами
Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки
Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук
2.Работа в тетрадях (Запись числа, проговариваем время года, какой по счету весенний месяц и т.д).
3.Минутка чистописания.
-Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать сочетания букв:
(Слайд5)
ый ,ий, ой, ая, яя, ое, ее, ые, ие
(контроль осанки)
-Оцените свою работу смайликом на полях.
-Красиво ли написали.
-Ребята, вы на строчку посмотрите-
Что заметили - скажите?
-Посмотрите внимательно на сочетания букв и скажите, что они вам напоминают? (Окончания имён прилагательных).
-Разделите эти сочетания на группы. (ответы уч-ся, слайд6).
4.Словарная работа.
-Повторим орфограммы, которые изучали на предыдущих уроках русского языка.(Слайд6)
М.даль ,выкр.йка, с.лдат, ш.колад, инт.ресный, .кеан.
Записать слова в алфавитном порядке.
Проверка словарной работы. (Слайд7)
(Оценка работы).
5.Обобщение и систематизация знаний.
Работа с учебником с.187 упр.312 (Слайд8).
6.Динамическая пауза.
Встаньте возле своих парт.
Поменяйтесь местами те,
у кого короткие волосы,
светлая блузка,
красивая улыбка,
хорошее настроение,
крепкое здоровье,
зелёные глаза, хорошие знания по русскому языку.
-Какие прилагательные я называла?
-Повторите те, что запомнили.
VI.Закрепление.
1.Работа по индивидуальным карточкам.
Определить падеж, род, выделить окончание, подчеркнуть имена прилагательные.
Туман стелется по широкой долине. (Д.п.,ж.р.)
Путники вышли из тёмной чащи. (Р.п.,ж.р.)
Ранней весной появились на проталине цветы. (Т.п.,ж.р.)
В берёзовой роще пел соловей. (П.п.,ж.р.)
Дети шли по узкой тропинке. (Д.п.,ж.р.)
2.Гимнастика для глаз. (Слайд8)
3.Подобрать подходящее по смыслу имя прилагательное, определить падеж. Устно (Слайд9).
К ……ей сестре, в …..ой книге, для ……ой подруги, с …….ой конфетой, по ……ой дороге, в …….ой шапке.
4.Домашнее задание.
-Чтобы закрепить наши знания о правописании безударных окончаний имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах на самоподготовке вы выполните задание на с.188 упр.314. (Слайд9).
-Давайте вместе посмотрим, как будем его выполнять. (Разбор д/з).
-Всё ли ясно?
-Запишите в дневник домашнее задание.
VII. Итог урока.
-Над какой частью речи работали на уроке?
-Для чего в речи служат имена прилагательные?
Какие задания вызвали у вас наибольший интерес?
-Какие были трудными?
- Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Вы были активны, внимательны. Вы себя оценивали, а проверив тетради и задания на карточках, я оценю вас. Самое главное вы работали дружно.Молодцы!!!
VIII.Выставление оценок.
-Всем спасибо. Урок окончен.