План-конспект урока русского языка в 4 классе «Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа»
Пояснительная записка к презентации
План-конспект урока русского языка в 4 классе
Першина Любовь Семёновна
учитель начальных классов
МБОУ ООШ п.Лытка
Афанасьевский район
Кировская область
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Тема урока: Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.
УМК, учебник: «Школа России». Русский язык: учеб. для 4 кл. общеобразоват. учреждений. Часть 2. / [В.П. Канакина., В.Г. Горецкий. и др.].- М.: «Просвещение», 2016 г.
Тип урока: Урок изучения новых знаний и выработки умений.
Цель: Создать условия для совершенствования и углубления знаний учащихся об имени прилагательном, как части речи.
Задачи:
1. Отрабатывать у учащихся умение распознавать имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, правильно писать падежные окончания.
2. Формировать умение обосновывать написание окончаний, закреплять навыки каллиграфии, развивать орфографическую зоркость.
3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, чувство гордости за свои успехи, доброжелательного отношения к окружающим.
Формируемые УУД:
Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез.
Регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки-задания, интерактивная доска, проектор.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.
Этап урока/ Время |
Ход урока Деятельность учителя |
Методы, приёмы, формы обучения |
Средства |
Деятельность учащихся на уроке |
Предметные |
Формирование УУД на каждом этапе урока |
Организационный момент 1 мин |
Мы приготовились к уроку русского языка. У нас гости. Посмотрите, улыбнитесь и садитесь на места. |
Словесный метод; |
Мимика, жесты |
Дети проверяют свою готовность к уроку |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
|
Мотивация к учебной деятельности. 3 мин |
Предлагает детям продолжить фразу, высказать своё мнение. На экране пословица «Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, …». (Слайд 1) |
Словесный метод; диалог, психологическая поддержка; фронтальная |
Диалог |
Включаются в деловой ритм урока. Настраиваются на работу. Высказывают свои предположения. |
||
Чистописание. Актуализация знаний. 3 мин |
Записать в тетради число, классная работа. Какие орфограммы встретились?
Минутка чистописания. Пропиши сочетания букв в тетрадь (Слайд 2). ый ого ому ый ий его ему ого ой -Как вы назовёте эти сочетания букв? - К какому падежу относятся эти окончания? |
Словесный, наглядный; устный опрос, диалог; фронтальная
|
Презентация, тетрадь |
Отвечают на вопросы учителя,
|
Падежные окончания имён прилагательных
|
Личностные: положительная мотивация учебной Регулятивные: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: ориентирование в своей системе знаний. Коммуникативные: умение вступать в диалог. |
Постановка темы и задач урока 5 мин |
На экране слова (Слайд 3): В светлый класс, новое зеркало, по широкому полю, от нового дома, красивый цветок, яркое солнце, к белому снегу, у разбитого корыта. -Как вы назовёте данные сочетания слов? - Придумайте к словосочетаниям задание. Все ли падежи встретились? Сформулируйте тему урока по схеме (Слайд 4). Чему мы должны научиться? |
Словесный, практический, наглядный;
частично-поисковый; фронтальная |
Презентация |
Придумывают задания, поясняют свой ответ. Отвечают на вопросы учителя. Выявляют тему урока |
Падеж, падежные окончания имён прилагательных, род, число. |
Личностные: положительная мотивация учебной деятельности. Регулятивные: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: ориентирование в своей системе знаний. Коммуникативные: умение вступать в диалог. |
Первичное усвоение знаний. 7-10 мин |
Организует работу в группах. Каждая группа получает пакет заданий (кейс). (Приложение 1). Учитель координирует работу учащихся. *Правила работы в группе учащимся знакомы. Старшие сотрудники самостоятельно выбирают консультанта, который делится своим результатом с другой группой, вместе делают вывод. Педагог выслушивает итог работы в группе, с помощью заполненной таблицы подводит к формулированию правила (Приложение 2). |
Практический, частично-поисковый; Интерактивный; выделение главного, точка зрения, заполнение схемы, алгоритм, самостоятельная работа; работа в группах (сотрудничество) |
Кейс (система заданий) |
Создают группы (по рядам). Определяют консультанта и секретаря. Высказывают своё мнение, обсуждают выбор. Дополняют схему. Для контроля: сменный состав групп. |
Умение определять падеж имён прилагательных по окончанию и по имени существительному. |
Личностные: навыки сотрудничества в ситуации групповой работы. Регулятивные: планировать свои учебные действия и действовать по плану; выбор действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, умение слушать собеседника. |
Ф/мин 2 мин |
Организует отдых учащихся. Предлагает дежурному по классу провести физкультминутку. |
Интерактивный |
Двигательные упражнения, гимнастика для глаз. |
Выполняют предложенную физкультминутку. |
Личностные: умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, включаться в общую деятельность. Регулятивные: умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную. Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
|
Первичная проверка понимания 5 мин |
Организует работу по учебнику. Упр.52, с.25 1 в. – 1 столбик 2 в. – 2 столбик. Консультант (один из учащихся по желанию) читает и объясняет задание. Учитель предлагает взаимоконтроль. (Почему предложный падеж так называется?) |
Словесный, практический, наглядный; парная работа; интерактивный |
Учебник, тетрадь |
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану; осуществляют взаимоконтроль. |
Склонение имён существительных и прилагательных, их падежные окончания |
Личностные: самоопределение. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: использование речи для регуляции своего действия. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
Первичное закрепление
5 мин |
Организует работу по учебнику. Упр. 53, с.26 Дописывают нужные окончания. Работа с комментированием. |
Частично-поисковый, практический, интерактивный |
Учебник |
Заполняют карточки. Дописывают окончания имён прилагательных. Выполняют задания к упражнению. |
Правописание падежных окончаний имён прилагательных |
Личностные: самоопределение. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: использование речи для регуляции своего действия. Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
Контроль усвоения 5 мин |
Проводит контроль усвоения новых знаний. Предлагает работу на карточках: определить падеж выделенных имён прилагательных (Приложение 3). Проверить по эталону (Приложение 4). Употребляем ли мы в повседневной речи имена прилагательные в Т. и П. падежах? Составьте предложение из реальной жизни. Например: Т.п. цветным мелком (Учитель пишет на доске цветным мелком); черепашьим шагом (Катя идёт в школу черепашьим шагом) П.п. об интересном человеке, о зимнем утре |
Практический; фронтальная работа |
Карточки |
Указывают падеж имён прилагательных. Проверка по эталону. Самоконтроль. Составляют предложения – примеры, связанные с реальной жизнью, употребляя имена прилагательные в Т. и П.п. |
Падеж имён прилагательных |
Регулятивные: умение понимать и принимать учебную задачу; прогнозирование, контроль, коррекция. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
Рефлексия учебной деятельности. Д.з. 3 мин |
Вспомните тему нашего урока. Чему мы хотели научиться? Какие окончания имеют имена прилагательные м. и .ср. рода ед.ч. в Т. и П.п.?
Возвращаемся к пословице. «Считают, что успех приходит к тем, кто рано встаёт. Нет, успех приходит к тем, кто ..» Открывается продолжение фразы: «…встаёт в хорошем настроении!» -У кого были похожие предположения? У вас сейчас хорошее настроение? Может урок стать причиной хорошего настроения? Поясните. Молодцы. Спасибо за урок. Всем хорошего настроения! |
Словесный, наглядный |
С помощью наводящих вопросов подводят итог урока |
Личностные: способность характеризовать собственные знания по предмету. Регулятивные: осуществлять контроль результата своей деятельности. Познавательные: овладение логическим действием – обобщением. Коммуникативные: задавать вопросы и формулировать свои затруднения. |
Слайдовое сопровождение
Слайд 1 |
|
Слайд 2 |
|
Слайд 3 |
|
Слайд 4 |
|
Слайд 5 |
Приложение 1.
ПАКЕТ ЗАДАНИЙ №1 Серёжа получил по русскому языку такое задание: Подобрать имена прилагательные с окончаниями (по одному слову к каждому окончанию), записать в тетрадь: -ым, -им, -ом, -ем К именам прилагательным подобрать имена существительные м.р. и ср.р. (чтобы получилось словосочетание прил. + сущ.). Попробуй определить падеж имён прилагательных, число. Помоги Серёже выполнить задание верно. После выполнения заданий 1,2,3 - смена состава команды (меняются консультанты каждой команды) Проверьте: какие окончания получились у другой команды. Заполните схему (Приложение2) Сделайте вывод: какие окончания имеют имена прилагательные м. и ср.р. в творительном и предложном падеже, на какой вопрос отвечают. |
ПАКЕТ ЗАДАНИЙ №2. На уроке русского языка учитель предложил задание для парной работы: самостоятельно сформулировать правило «Окончания имён прилагательных м. и ср.р. в творительном и предложном падеже». Катя и Вера решили действовать так: Записать имена прилагательные морозный, зимнее в Т.п и П.п. в свою тетрадь так: Т.п. ……………………, ………………………... П.п. о …………………, о ……………………… Составить словосочетание (подобрать к каждому прилагательному имя существительное). Выделить окончания имён прилагательных, определи род, число. Как ты думаешь, верен ли ход решения Кати и Веры? После выполнения заданий 1,2,3 - смена состава команды (меняются консультанты каждой команды) Проверь: правильно ли другая команда определила падеж прилагательных. Заполните схему (Приложение2) Сделайте вывод: какие окончания имеют имена прилагательные м. и ср.р. в творительном и предложном падеже, на какой вопрос отвечают. |
Приложение 2
|
||||||||||||||||
|
Приложение 3.
Считалка
Жил да был на белом свете (____. п.)
Медвежонок белый Петя. (____.п.)
Он не ел, не пил, не спал:
Мишу бурого искал, (____.п.)
Но везде один ответ:
Миши бурого здесь нет, (____.п.)
Петя шёл, шёл, шёл,
К лесу тёмному пришёл, (____.п.)
Повидался с бурым братом (…...п.)
И пошёл к себе обратно.
Приложение 4.
Проверь!
Жил да был на белом свете П. п.
Медвежонок белый Петя. И.п.
Он не ел, не пил, не спал:
Мишу бурого искал, В.п.
Но везде один ответ:
Миши бурого здесь нет, Р.п.
Петя шёл, шёл, шёл,
К лесу тёмному пришёл, Д.п.
Повидался с бурым братом Т.п.
И пошёл к себе обратно.
Источники:
Русский язык: учеб. для 4 кл. общеобразоват. учреждений. Часть 2. / [В.П. Канакина., В.Г. Горецкий. и др.].- М.: «Просвещение», 2016 г.
Поурочные разработки по русскому языку 4 класс /И.А.Бубнова, Н.И.Роговцева/ - М., Просвещение, 2014
Творительный и предложный падежи им. прил. м.р. и ср.р. ед.
PPTX / 336.69 Кб
Смоленцева Галина Леонидовна