12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Першина Любовь Семёновна359
Россия, Кировская обл.
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
1

План-конспект урока русского языка в 4 классе «Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа»



План-конспект урока русского языка в 4 классе

Першина Любовь Семёновна

учитель начальных классов

МБОУ ООШ п.Лытка

Афанасьевский район

Кировская область

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Тема урока: Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.

УМК, учебник: «Школа России». Русский язык: учеб. для 4 кл. общеобразоват. учреждений. Часть 2. / [В.П. Канакина., В.Г. Горецкий. и др.].- М.: «Просвещение», 2016 г.

Тип урока: Урок изучения новых знаний и выработки умений.

Цель: Создать условия для совершенствования и углубления знаний учащихся об имени прилагательном, как части речи.

Задачи:

1. Отрабатывать у учащихся умение распознавать имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, правильно писать падежные окончания.

2. Формировать умение обосновывать написание окончаний, закреплять навыки каллиграфии, развивать орфографическую зоркость.

3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, чувство гордости за свои успехи, доброжелательного отношения к окружающим.

Формируемые УУД:

Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой  информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез.

Регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование:  учебник, тетрадь, карточки-задания, интерактивная доска, проектор.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.


 

Этап урока/ Время

Ход урока

Деятельность учителя

Методы, приёмы, формы обучения

Средства

Деятельность учащихся на уроке

Предметные

Формирование УУД на каждом этапе урока

Организационный момент

1 мин

Мы приготовились к уроку русского языка. У нас гости. Посмотрите, улыбнитесь и садитесь на места.

Словесный метод;

Мимика, жесты

Дети проверяют свою готовность к уроку

 

Личностные: самоопределение. Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


 

Мотивация к учебной деятельности.

3 мин

Предлагает детям продолжить фразу, высказать своё мнение. На экране пословица «Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, …». (Слайд 1)

Словесный метод;

диалог, психологическая поддержка;

фронтальная

Диалог

Включаются в деловой ритм урока. Настраиваются на работу. Высказывают свои предположения.

 

Чистописание. Актуализация знаний.

3 мин

Записать в тетради число, классная работа. Какие орфограммы встретились?


 

Минутка чистописания.

Пропиши сочетания букв в тетрадь (Слайд 2).

ый ого ому ый

ий его ему ого

ой

-Как вы назовёте эти сочетания букв?

- К какому падежу относятся эти окончания?

Словесный, наглядный;

устный опрос, диалог;

фронтальная


 


 


 


 


 


 

Презентация, тетрадь

Отвечают на вопросы учителя,


 


 


 


 

Падежные окончания имён прилагательных


 

Личностные: положительная мотивация учебной Регулятивные: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: ориентирование в своей системе знаний. Коммуникативные: умение вступать в диалог.

Постановка темы и задач урока

5 мин

На экране слова (Слайд 3):

В светлый класс, новое зеркало, по широкому полю, от нового дома, красивый цветок, яркое солнце, к белому снегу, у разбитого корыта.

-Как вы назовёте данные сочетания слов?

- Придумайте к словосочетаниям задание.

Все ли падежи встретились? Сформулируйте тему урока по схеме (Слайд 4).

Чему мы должны научиться?

Словесный, практический, наглядный;


 

частично-поисковый; фронтальная

Презентация

Придумывают задания, поясняют свой ответ. Отвечают на вопросы учителя. Выявляют тему урока

Падеж, падежные окончания имён прилагательных, род, число.

Личностные: положительная мотивация учебной деятельности. Регулятивные: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: ориентирование в своей системе знаний. Коммуникативные: умение вступать в диалог.

Первичное усвоение знаний.

7-10 мин

Организует работу в группах. Каждая группа получает пакет заданий (кейс). (Приложение 1). Учитель координирует работу учащихся.

*Правила работы в группе учащимся знакомы. Старшие сотрудники самостоятельно выбирают консультанта, который делится своим результатом с другой группой, вместе делают вывод.

Педагог выслушивает итог работы в группе, с помощью заполненной таблицы подводит к формулированию правила (Приложение 2).

Практический, частично-поисковый;

Интерактивный;

выделение главного, точка зрения, заполнение схемы, алгоритм, самостоятельная работа;

работа в группах (сотрудничество)

Кейс (система заданий)

Создают группы (по рядам). Определяют консультанта и секретаря. Высказывают своё мнение,

обсуждают выбор. Дополняют схему.

Для контроля: сменный состав групп.

Умение определять падеж имён прилагательных по окончанию и по имени существительному.

Личностные: навыки сотрудничества в ситуации групповой работы.

Регулятивные: планировать свои учебные действия и действовать по плану; выбор действий в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, умение слушать собеседника.

Ф/мин 2 мин

Организует отдых учащихся. Предлагает дежурному по классу провести физкультминутку.

Интерактивный

Двигательные упражнения, гимнастика для глаз.

Выполняют предложенную физкультминутку.

 

Личностные: умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, включаться в общую деятельность.

Регулятивные: умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Первичная проверка понимания

5 мин

Организует работу по учебнику.

Упр.52, с.25

1 в. – 1 столбик

2 в. – 2 столбик.

Консультант (один из учащихся по желанию) читает и объясняет задание.

Учитель предлагает взаимоконтроль.

(Почему предложный падеж так называется?)

Словесный, практический, наглядный; парная работа;

интерактивный

Учебник, тетрадь

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану; осуществляют взаимоконтроль.

Склонение имён существительных и прилагательных, их падежные окончания

Личностные: самоопределение. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: использование речи для регуляции своего действия. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Первичное закрепление


 

5 мин

Организует работу по учебнику.

Упр. 53, с.26

Дописывают нужные окончания.

Работа с комментированием.

Частично-поисковый, практический,

интерактивный

Учебник

Заполняют карточки. Дописывают окончания имён прилагательных. Выполняют задания к упражнению.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных

Личностные: самоопределение. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: использование речи для регуляции своего действия. Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 

Контроль усвоения

5 мин

Проводит контроль усвоения новых знаний. Предлагает работу на карточках: определить падеж выделенных имён прилагательных (Приложение 3). Проверить по эталону (Приложение 4).

Употребляем ли мы в повседневной речи имена прилагательные в Т. и П. падежах? Составьте предложение из реальной жизни.

Например: Т.п. цветным мелком (Учитель пишет на доске цветным мелком); черепашьим шагом (Катя идёт в школу черепашьим шагом)

П.п. об интересном человеке, о зимнем утре

Практический; фронтальная работа

Карточки

Указывают падеж имён прилагательных. Проверка по эталону. Самоконтроль. Составляют предложения – примеры, связанные с реальной жизнью, употребляя имена прилагательные в Т. и П.п.

Падеж имён прилагательных

Регулятивные: умение понимать и принимать учебную задачу; прогнозирование, контроль, коррекция. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Рефлексия учебной деятельности. Д.з.

3 мин

Вспомните тему нашего урока.

Чему мы хотели научиться? Какие окончания имеют имена прилагательные м. и .ср. рода ед.ч. в Т. и П.п.?


 

Возвращаемся к пословице.

«Считают, что успех приходит к тем, кто рано встаёт. Нет, успех приходит к тем, кто ..»

Открывается продолжение фразы:

«…встаёт в хорошем настроении!»

-У кого были похожие предположения? У вас сейчас хорошее настроение? Может урок стать причиной хорошего настроения? Поясните.

Молодцы. Спасибо за урок. Всем хорошего настроения!

Словесный, наглядный

 

С помощью наводящих вопросов подводят итог урока

 

Личностные: способность характеризовать собственные знания по предмету.

Регулятивные: осуществлять контроль результата своей деятельности.

Познавательные: овладение логическим действием – обобщением. Коммуникативные: задавать вопросы и формулировать свои затруднения.


 

Слайдовое сопровождение

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

ПАКЕТ ЗАДАНИЙ №1

Серёжа получил по русскому языку такое задание:

Подобрать имена прилагательные с окончаниями (по одному слову к каждому окончанию), записать в тетрадь:

-ым, -им,

-ом, -ем

К именам прилагательным подобрать имена существительные м.р. и ср.р. (чтобы получилось словосочетание прил. + сущ.).

Попробуй определить падеж имён прилагательных, число.

Помоги Серёже выполнить задание верно.

После выполнения заданий 1,2,3 - смена состава команды (меняются консультанты каждой команды)

Проверьте: какие окончания получились у другой команды.

Заполните схему (Приложение2)

Сделайте вывод: какие окончания имеют имена прилагательные м. и ср.р. в творительном и предложном падеже, на какой вопрос отвечают.

ПАКЕТ ЗАДАНИЙ №2.

На уроке русского языка учитель предложил задание для парной работы: самостоятельно сформулировать правило «Окончания имён прилагательных м. и ср.р. в творительном и предложном падеже». Катя и Вера решили действовать так:

Записать имена прилагательные морозный, зимнее в Т.п и П.п. в свою тетрадь так:

Т.п. ……………………, ………………………...

П.п. о …………………, о ………………………

Составить словосочетание (подобрать к каждому прилагательному имя существительное).

Выделить окончания имён прилагательных, определи род, число.

Как ты думаешь, верен ли ход решения Кати и Веры?

После выполнения заданий 1,2,3 - смена состава команды (меняются консультанты каждой команды)

Проверь: правильно ли другая команда определила падеж прилагательных.

Заполните схему (Приложение2)

Сделайте вывод: какие окончания имеют имена прилагательные м. и ср.р. в творительном и предложном падеже, на какой вопрос отвечают.


 


Приложение 2

Часть речи

Род

Число

Падеж

Вопрос

Окончания

_____

____

_______?

- , -

_____

____

_______?

- , -

 

Часть речи

Род

Число

Падеж

Вопрос

Окончания

_____

____

_______?

- , -

_____

____

_______?

- , -


 

Приложение 3.

Считалка
 

Жил да был на белом свете (____. п.)
Медвежонок белый Петя. (____.п.)
Он не ел, не пил, не спал:
Мишу бурого искал, (____.п.)
Но везде один ответ:
Миши бурого здесь нет, (____.п.)
Петя шёл, шёл, шёл,
К лесу тёмному пришёл, (____.п.)

Повидался с бурым братом (…...п.)
И пошёл к себе обратно.


 

Приложение 4.

Проверь!
 

Жил да был на белом свете П. п.
Медвежонок белый Петя. И.п.
Он не ел, не пил, не спал:
Мишу бурого искал, В.п.
Но везде один ответ:
Миши бурого здесь нет, Р.п.
Петя шёл, шёл, шёл,
К лесу тёмному пришёл, Д.п.
Повидался с бурым братом Т.п.
И пошёл к себе обратно.


 

Источники:

Русский язык: учеб. для 4 кл. общеобразоват. учреждений. Часть 2. / [В.П. Канакина., В.Г. Горецкий. и др.].- М.: «Просвещение», 2016 г.

Поурочные разработки по русскому языку 4 класс /И.А.Бубнова, Н.И.Роговцева/ - М., Просвещение, 2014

http://festival.1september.ru


Творительный и предложный падежи им. прил. м.р. и ср.р. ед.
PPTX / 336.69 Кб

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Смоленцева Галина Леонидовна, 05.01.19 в 15:03 0Ответить Пожаловаться
Работа над падежами и падежными окончаниями довольно однообразна. Спасибо, что Вы смогли разнообразить её, Любовь Семёновна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.