Конспект урока русского языка по теме «Второстепенные члены предложения. Определение» (3 класс)
Конспект урока русского языка в 3 классе
по теме «Второстепенные члены предложения - определение»
технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: сформировать представление об определении как второстепенном члене предложения.
Планируемые результаты:
Предметные умения:
- учить находить определение, отличать его от других членов предложения, пользуясь алгоритмом;
- определять в предложении второстепенные члены (дополнение, определение), обозначать их графически.
Познавательные УУД:
- определять последовательность действий для решения предметной задачи;
- выделять и обрабатывать необходимую информацию из текста;
- умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного);
- делать выводы на основе обобщения знаний.
Регулятивные УУД:
- умение организовывать свои действия (ставить цель, удерживать учебную задачу, действовать по плану, оценивать результат);
- соотносить учебные действия с алгоритмом определения второстепенных членов предложения;
- оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
- развивать умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока:
I. Этап мотивации
Настрой на урок. «Улыбнулись друг другу, чтобы работа была успешной».
Запись в тетради (число, классная работа). Слайд №2.
- Что за день сегодня? С каким событием он связан?
Мы сегодня с вами будем работать с текстом, посвященном этому событию. (Чтение текста). Слайд №3.
- А как это событие связано с историей нашей школы?
(Наша школа основана в 1961 году, году первого полета человека в космос. Неудивительно, что пионерская дружина добивалась носить имя Ю.А.Гагарина. Это произошло в 1962 году. Позже ребята из нашей школы побывали на родине Ю.Гагарина в г.Гжатске (ныне Гагарин), побывали на родине К.Циалковского в г.Калуге, в Звездном городке. В 1982 году школу посетил летчик-космонавт Павел Попович. Все это можно узнать, посетив Космический зал нашей школы.) Школа всегда славится своими учениками. Хочется надеяться, что и вы в будущем станете гордостью школы. Ну а сегодня покажите, чему вы научились, как умеете работать.
Словарная работа.
- Кто догадался, какое задание я хотела бы вам предложить для начала? (вставить пропущенные буквы)
Объяснение орфограмм.
- Прочитайте предложение, которое отвечает на вопрос: Кто первый совершил полет в космос?
- Прочитайте девятое предложение. («Ракета медленно, будто нехотя…»)
- Выпишите в тетрадь второе предложение. Дайте ему характеристику. Слайд №4.
- Какие задания можно выполнить с этим предложением?
- Найдите грамматическую основу (= главные члены предложения). Слайд №5.
- Найдите известный вам второстепенный член предложения. Что это за член предложения? (дополнение). (Назвать дополнения и указать падежи существительных.)
- Что вы знаете о дополнении?
II. Этап актуализации и пробного учебного действия
- А в предложении есть еще второстепенные члены? Это дополнение?
- Почему вы не выделили это слово? Где возникло затруднение? Почему?
- Кто догадался, какую цель мы поставим сегодня на урок? (познакомиться с новым второстепенным членом предложения, учиться находить его в предложении)
- С каким членом предложения мы еще недостаточно знакомы? Может, кто-то знает, как он называется?
- Чтобы узнать, что это за член предложения, на какие вопросы мы должны ответить? Слайд №6.
1. На какие вопросы отвечает?
2. Что обозначает?
3. Какой частью речи выражается?
4. Как называется второстепенный член?
5. Как обозначается графически?
- Эти вопросы можно назвать учебными задачами, которые мы будем решать на уроке. Еще какие-то задачи вы хотели бы поставить? (находить определения в предложении)
III. Изучение нового материала.
- Нам необходимо собрать все сведения о новом члене предложения. Давайте вернемся к предложению. Найдите, от какого слова оно зависит, поставьте вопрос. (работа по вопросам)
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
«Какой?» и «Какие?» вопросы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
- Итак, с каким членом предложения мы познакомились?
- А сейчас подумайте и попытайтесь сделать вывод о том, что же называется определением.
Работа с учебником. Сравнить со своим выводом.
- Мы сделали вывод об определении, а теперь давайте познакомимся с правилом в учебнике. Откройте стр. 84, прочитайте правило и подумайте, правы ли мы были.
- Что ещё нового вы для себя узнали о второстепенном члене предложения — определении? (вопрос чьи?)
- Открыли новое знание? Давайте обратимся к практике.
IV. Развитие умений – применение знания. Этап первичного закрепления с комментированием.
Закрепление. Слайд №7.
Чтение задания к упр.175 с.84.
Выполнение самостоятельно по вариантам:
1 вар. - 1, 2 предложения;
2 вар. - 3, 4 предложения. Взаимопроверка в парах.
- Ответьте на вопрос: какие члены предложения поясняют определения? (разобрать на 1, 3 предложении) Докажите.
- Уберите из предложения определение. (Читаем предложения без определений и с ними.)
- Сделайте вывод, для чего нужны определения в речи? (делать речь более точной, яркой, образной) А как называется определение, создающее образное представление о предмете, рисующее картину? (Эпитет)
V. Включение в систему знаний и повторение.
- Вспомните, какую цель мы определили на урок? (научиться находить определение и упражняться в грамматическом разборе предложений) Слайд №8.
Сейчас я вам предлагаю поработать самостоятельно. Вернитесь к карточке. Вам предложено несколько заданий, разных по уровню сложности. Выберите свое задание и выполните его.
(Выборочная проверка и оценка в конце урока)
VI. Итог урока. Этап рефлексии учебной деятельности.
- Какая задача стояла сегодня на уроке?
- Что мы должны запомнить о новом второстепенном члене?
- Для чего нужны определения в речи?
- Как называются образные определения?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– У нас еще остались вопросы?
- Оцените свою работу. За что вы хотите себя похвалить?
Слайд №9. Домашнее задание. Упр 178, с. 84 правило.
Вы хорошо поработали сегодня. Спасибо за работу!