Урок русского языка в 5 классе по теме «Второстепенные члены предложения»
Шрайбер Ольга Леонидовна
Данный урок разработан и проведен по программе, составленной на основе Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (авторы программы:В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина, А.П. Еремеева и др.)
Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы.// Сост. Л.М. Рыбченкова. М: Дрофа, 2002.
Урок проводится во 2-ой четверти учебного года как урок повторения и систематизации изученного по теме «Главные и второстепенные члены предложения» в 5 классе.
Специфика обучающихся: класс общеобразовательный, в классе есть как сильные учащиеся, в системе хорошо занимающиеся по предмету, с высоким уровнем мотивации, так и очень слабые, требующие особого контроля со стороны учителя. Этим объясняется групповая работа на уроке, чтобы «слабые» были под контролем координатора группы и могли в случае затруднения своевременно получить консультацию, а также систематически применяемая на уроке дифференциация.
Технологическая карта урока русского языка в 5А классе
Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 31 г. Комсомольска-на-Амуре
Шрайбер Ольга Леонидовна
Тема: «Второстепенные члены предложения».
Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.
Цель урока: отследить сформированность у учащихся навыка выделения второстепенных членов предложения; формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению второстепенных членов в предложении в ходе группового и парного взаимодействия.
Задачи:
повторить и обобщить известные по курсу 5 класса главные и второстепенные члены предложения;отработать навыки «опознавания» второстепенных членов;
создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся;
развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме;
воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимовыручки.
Формы и методы:
лингвистический эксперимент;
исследовательская деятельность;
элементы игровой технологии;
работа по составлению опорной схемы;
фронтальная, групповая, индивидуальная работа;
тестовые задания;
АМО
Планируемые результаты в ходе урока:
Личностные:
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка; уметь адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Предметные:
научить узнавать второстепенные члены предложения, отличать их от главных; дать понятие о «подчинении» второстепенных членов главным и другим второстепенным членам; отрабатывать навыки построения схем предложений; закрепление изученного материала по теме.
Регулятивные:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Познавательные:
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.
Коммуникативные:
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации.
Тип урока: комбинированный (систематизация, повторение, контроль).
Идея урока:через графические символы рационально хранить лингвистическую информацию.
Оборудование урока: оформленная к уроку доска, мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация «Второстепенные члены предложения»; шаблоны опорных схем, дорожные листы (на каждого ученика), учебники «Теория» и «Практика».
Оценивание на уроке производится с помощью сигнальных карточек.
Ход урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Универсальные учебные действия (УУД) |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. |
Приветствие учителя. Организационный момент. Психологическая поддержка: Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся, и всё у нас получится! - Мы начинаем урок. Сегодня мы с вами будем работать в индивидуальных листах (дорожных картах). Подпишите их в соответствующей графе. Напоминание о правилах письма (у каждого на парте): Я листочек свой открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою: Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. |
Приветствуют учителя. Держась за руки, хором повторяют за учителем. Произносят хором. |
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия |
1. Лингвистический эксперимент (исследование материала, формулировка темы). - Внимание на доску. Перед вами скрытая загадка (слайд). ………. зверёк грызёт _._. _ _ _ _ . - Давайте подберём подходящие по смыслу слова, которые помогут нам отгадать её: Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок. (Пила.) - Какими членами предложения являются слова «зверек грызет»? - Какие члены предложения помогли разгадать загадку? - О каких членах предложения пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока. Дает задание: подумайте и обоснованно ответьте на вопрос: «Какую практическую значимость имеет данная тема в курсе русского языка?» 2. Запись темы урока(слайд) - Сформулируйте задачи урока. Ключевые слова: - повторить теоретический материал по теме… - закрепить умение находить и выделять второстепенные члены предложения, - использовать в письменной речи… |
Исследуют лингвистический материал Устно отвечают на вопросы учителя, излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания. Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению. |
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих. Регулятивные: целеполагание. |
3.Выстраивание проекта и его реализация Цель: построение проекта и фиксация имеющегося знания, проверка умения применять полученные знания в типовых условиях. «Мозговой штурм» Рефлексия на данном этапе. Динамическая пауза (этап физической зарядки) Цель: сменить вид деятельности, здоровьесбережение школьников. Закрепление Цель: закрепить полученные сведения о второстепенных членах предложения. Самостоятельная практическая работа «Экспертиза» Рефлексия данного этапа работы. Творческая работа Цель: развитие устной и письменной речи Коллективное задание. Цель: познакомить учащихся с паронимами как средством усиления выразительности. Тестовое задание. Цель: выяснить степень усвоения учащимися темы урока. |
Задает вопрос. - Что нам необходимо сделать, чтобы безошибочно определять второстепенные члены предложения? - Предложите план нашей работы на уроке. - Чтобы повторить теоретический материал, я предлагаю вам поработать в парах и выполнить задание «Цепочка теории» (слайд) Условие: Делимся на три варианта по рядам. Первый ряд заполняет таблицу «определение», второй «дополнение», третий «обстоятельство». Каждой парте, то есть каждой паре достается по одному вопросу. Заполнив соответствующую строчку, передаете второй парте, третьей и т.д. Как только все заполнено, один представитель выходит защищать коллективную работу. Работа с таблицей. Задает вопросы: - С какой целью мы выполняли это задание? Что дал вам данный вид работы? Что в результате повторили? К какой практической деятельности подготовились? - Ребята, давайте немного отдохнем. По моей команде изобразим одно из состояний: «Воздух» «Земля» «Огонь» «Вода» Слово учителя: -Насколько хорошо вы повторили и отработали учебный материал, покажет следующий вид работы: обратимся к учебнику (упр. 259, стр. 80). Дифференцированное задание. Выполни упражнение учебника № 262, используя алгоритм действий в таблице. Составь и запиши небольшой текст (5 предложений) на тему «Мамин праздник», используя распространённые предложения, выдели второстепенные члены. - В развитии каких навыков потренировались, выполняя данное задание? - Представьте, что вы авторы учебника. Какие ещё задания можно предложить для этого упражнения? - Мне бы очень хотелось увидеть вас в роли редакторов. Замените прилагательные в словосочетаниях образными прилагательными, например, красный лист – багряный, багровый лист. Больной человек – немощный, болезненный, хворый. Большая статуя – исполинская, гигантская, громадная. Красивый сад – живописный, великолепный, нарядный. Маленький домишко – крохотный, миниатюрный, махонький, крошечный. - Какое изобразительно-выразительное средство вы использовали? Что такое эпитет? Где вам поможет такое задание? (при написании сочинения - описания) - Предлагаю устно поработать. В каком варианте ответа выделенные слова употреблены неверно? (слайд - готовимся к ЕГЭ) У Пети смех заразительный. Грипп – инфекция заразительная. Мы вышли к лесистому озеру. Поселок построен в лесистом краю. Ире купили новое коричневое пальто. У него были коричневые глаза. В моей жизни это было самое памятливое событие. Его считали памятливым человеком. - Ребята, мы сейчас с вами проводили лексическую работу, чтобы исправить предложения. А вы знаете, как называются такие слова, над которыми мы работали? Сытый - сытный, лесной - лесистый? (слайд) Паронимы (от греч.para «возле» + onyma «имя») – это однокоренные слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.(пишут в листы) Паронимия дает богатый материал для «украшения» речи. Паронимы используют в поэзии, в художественной прозе и публицистике как средство усиления выразительности наряду с синонимами, омонимами и антонимами. 1. Если второстепенный член предложения зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос КАКОЙ? и выражен прилагательным, то это а) определение; б) дополнение; в) обстоятельство 2. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает, как происходит действие, отвечает на вопрос КАК? и выражен наречием, то это … а) определение; б) дополнение; в) обстоятельство; 3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно: а) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту. б) СЫТЫЙ голодного не разумеет. в)СЫТЫЙ и довольный кот дремал. 4. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает предмет, с которым связано действие, отвечает на вопрос КОГО? и выражен существительным, то это … а) определение; б) обстоятельство; в) дополнение 5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено верно: а) удачливый день б) удачливый человек в) удачливое путешествие Ответы 1 а 2 в 3 а 4 в 5 б СЛАЙД - 0 ошибок - «5» - 1 ошибка - «4» - 2 ошибки - «3» - 3 и более - «2» |
Составляют план действий, озвучивают. Примерный план. 1.Повторение теоретических сведений по теме. 2.Выполнение практических упражнений, закрепляющих навык определения главных и второстепенных членов предложения. Объединяются в группы, выбирают в каждой представителя – координатора. Знакомятся с таблицей, отвечают на вопросы, самостоятельно выполняют задание учителя, читают составленные ответы, выбирают представителя для защиты работы. Учащиеся анализируют собственную деятельность, делают выводы, умеют защищать свою работу. Высказывают свое мнение, аргументируют его. Дышат глубоко, представляют себя губкой, которая каждой клеточкой впитывает кислород. «Заземляются» - топают, подпрыгивают, крутятся на месте. Активно двигают руками, ногами, туловищем, изображая языки пламени. Делают движения руками, как пловцы Выполняют упражнение коллективно, подчёркивают второстепенные члены предложения. Работают самостоятельно, 1 человек – на закрытой от других учащихся доске Самостоятельно анализируют высказывания, вносят условные обозначения в таблицу. Обобщают ответы, делают выводы. Отвечают на поставленные вопросы. Предлагают дополнительные задания к упражнению. Подбирают синонимы к предложенным словам. Отвечают на вопросы. Выступление ученика (индивидуальное домашнее задание) Работают с предложенным тестом. Взаимопроверка и взаимооценивание. |
Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока. Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе. Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения, выявляемые в ходе исследования. Коммуникативные:формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. приобретать операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. Личностные: убежденность в здоровом образе жизни, реализация этой установки на уроке. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. |
Итог урока. Рефлексия (прием «Комплимент») |
Задает вопросы: - Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке? - Выполнили ли задачи, которые поставили перед собой в начале урока? Рефлексия деятельности на уроке: Сегодня на уроке я узнал…. Сегодня на уроке я научился….. После урока мне захотелось…… Сегодня на уроке я похвалил бы … за…….. Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке.Как вы оцениваете собственную работу на уроке? (с помощью сигнальных карточек) - А с помощью прилагательных? Какие? (Активные. Сосредоточенные. Умные. Спокойные. Ответственные…) |
Ответы на вопросы учителя. Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса. |
Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников коммуникации. |
Домашнее задание |
Дает дифференцированное домашнее задание. 1)параграфы 17,18 2)упражнение № 265 или из словаря паронимов взять 4 пары слов и составить с ними предложения. Рефлексия «Мишень» - У вас на столах есть цветные квадратики, если вам урок понравился, приклейте свои листочки в центре мишени, если вам что-то осталось непонятным, то на зеленом круге, если вы недовольны собой и вам непонятна тема, – на фиолетовом круге. -Спасибо за урок! |
11