Конспект урока русского языка в 1 классе на тему "Твёрдые и мягкие согласные звуки"

3
0
Материал опубликован 26 June

Русский язык в 1 б классе

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»


Цель: Научиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки в словах.

Задачи урока:

Образовательные: освоение учащимися знаниями о твёрдых и мягких согласных.

Развивающие: развивать психические процессы: память, внимание, устную и письменную речь, развивать мелкую моторику рук.

Воспитывающие: воспитывать интерес к предмету, аккуратность, усидчивость, уважительное отношение друг к другу.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные:

- воспитывать любовь к родному языку;

- работать в паре по предложенному учителем плану;

- учить проводить самооценку деятельности.

Регулятивные:

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные:

- планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- учиться выполнять поставленные действия;

- использовать приобретенные знания;

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге;

- слушать и понимать других.

Метапредметные:

- уметь определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- учить выполнять операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

- уметь проверять правильность выполнения задания по эталону;

- формулировать связный ответ на поставленный вопрос;

- упражнять в применении правил поведения и общения в паре.

Предметные:

- научить различать согласные звуки мягкие и твердые;

- познакомить со способами обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами;

- формировать умение моделировать звуковые схемы слов;

- формировать орфографическую зоркость.

Ход урока

1. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика.

2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Города Звуков

Тимом и Томом. Вслушайтесь в их имена: Тим и Том.

- Произнесите каждое имя. Что заметили?

Какими звуками различаются?

- Одинаковые или разные звуки в этих именах?

- Назовите первый звук в имени Том.

- А первый звук в имени Тим. (Первые звуки разные: -т и –ть).

- Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть и братья совсем не похожи друг на друга.

- Как вам кажется, какой звук мягче: [Т] или [Т’]?

[Т’] мягче, и сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит всё, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест [Т’] — тефтели, но никогда не пьёт [Т] — томатный сок, не любит [М] — молоко, с удовольствием ест [М’] — мёд, рисует только [К’] — кисточкой и никогда не берёт в руки [К] — карандаш.

Брат Тима, Том, наоборот, очень твёрдый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных: любит [Т] — томатный сок и не ест [Т’] — печенье, носит [П] — пальто и никогда не надевает [П’] — пиджак, не берёт в руки [М’] — мяч, но любит пускать [М] — мыльные пузыри.


3. Постановка учебной задачи.

- Так как же называются согласные, которые любит Том? (Твёрдые).

- Как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие).

- Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (По цвету костюма).

- Так над какой темой урока мы будем работать? (Твёрдые и мягкие согласные).

- Чем же мы будем заниматься на уроке?


4. Обобщение и систематизация знаний.

1) Проблемная ситуация «Как обозначить на письме мягкость согласных?»

- Тим и Том любят играть вместе. Вчера они очень хорошо поиграли буквами. А сегодня не могут разобраться, какие буквы Тима, а какие Тома и поэтому сердятся друг на друга.

- Ребята, давайте поможем нашим братьям?

- Что можете предложить, как распределить буквы между Тимом и Томом?

(Разделить на две группы гласные, а также буквы ь, ч, щ, й, ж, ш, ц)

- Какие гласные обозначают твёрдость предыдущего согласного? (а, о, у, э, ы)

- Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, ю, е, и)


5. Минутка чистописания.

а о у ы э ж ш ц

я ё ю и е ч щ й ь


6. Словарная работа.

Загадки. Записать отгадки.

Кто шагает с сумкой книг

Утром в школу?.. (Ученик)

Кто научит нас читать,

Танцевать и рисовать,

Кто же этот наш спаситель?

Ну, конечно же... (Учитель)


Голодная мычит, сытая - жуёт,

Всем ребятам молоко даёт. (Корова)


Всю зиму ходит беленький,

А летом глянешь – серенький. (Заяц)


Уши чуткие - торчком,

Хвост взлохмаченный - крючком.

У дверей она лежит,

Дом хозяйский сторожит. (Собака)


Рыжая с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом.  

Кур таскать большая мастерица

Хитрая и ловкая... (Лисица)


Неуклюжий, косолапый,

Он сосёт в берлоге лапу.

Кто таков? скорей ответь!

Ну, конечно же... (Медведь)


Здесь кормушки для пернатых

Приготовили... (Ребята) (Новое слово, подобрать схему)


-На какие 2 группы можно разделить все эти слова? (Люди и животные)

-Назовите лишнее слово. (Ребята – множественное число)

Разделить слова на слоги.

6.Зрительный диктант.

1.Набежала туча.

2.Загремел гром.

3.Полил сильный дождь.

(Последнее предложение разобрать по членам. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое)


7.Физминутка «Дождь»

Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва, хлопки руками на каждое слово

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом. бег

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли. соединить руки над головой


8. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1) Игра «Спрячь под зонтик»

-Дождь всё усиливается, надо спрятать наших обитателей под зонтики.

(Три зонтика: красный – слова начинаются с гласного звука, синий – с твёрдого согласного звука, зелёный – с мягкого)

Под красным зонтиком – ученик, учитель.

Под синим – корова, заяц, собака.

Под зелёным – ребята, лисица, медведь.


2) Подарки от Тома и Тима.

-Ребята, Том и Тим приехали к нам с подарками, привезли апельсины.

(На апельсинах слоги)

-Угадайте, какие апельсины привёз Том, а какие Тим.

(Том – ка, ту, жи, мы, ши, ро)

(Тим – ча, ща, щу)

-А кто же привёз апельсин со слогом «е»?

(Тим, буква «е» в начале слова обозначает два звука [й’э], первый звук мягкий)

- Составьте слова из слогов и запишите их.

(Мыши, ежи, туча, роща, щука)


3) Работа по учебнику.

4) Упражнение в различении согласных в словах. Игра «Превращение».

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращение».

Вам надо изменить слово Тома, где первый согласный звук твёрдый так, чтобы он стал мягким. То есть одно слово - Тома, другое – Тима.

рад – р…д (ряд)

мал – м…л (мял)

лук – л…к (люк)

был – б…л (бил)

ров – р…в (рёв)

нос – н…с (нёс)

Дети сравнивают написание и значение слов.

Вывод: Слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.


9. Итог урока.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- С помощью чего мы обозначаем на письме мягкость и твёрдость согласных?


10. Рефлексия.


Упражнение в распознавании твердых и мягких согласных звуков.

- Давайте угостим Тима и Тома. Если название угощения будет начинаться на твёрдый согласный звук, то оно для Тома, а вы покажете карточку синего цвета. Если угощение будет начинаться с мягкого согласного звука, то оно для Тима, и вы тогда покажете карточку зелёного цвета.

(Детям предлагаются изображения продуктов, дети показывают зелёный или синий квадраты)

Молоко, печенье, вафли, торт, лимон, персик, Пирожные, мармелад, конфеты, леденцы, пирог. 

Литература:

1.Бугрименко Е.А., Цукерман Г. "Учимся читать и писать" М: "Знание" 1994 г.

2.Волина В.В. "Праздники букваря" - М: АСТ-ПРЕСС 1996 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации