12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Черкасова Лариса Борисовна31
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
1

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.






Методическая разработка урока



Тема: Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.





Черкасовой Ларисой Борисовной

учитель, высшая

ГБОУ лицей № 384

Кировского района Санкт-Петербурга





Санкт-Петербург

2022


Урок с использованием технологии ИКТ, критического мышления и технологии сотрудничества


Тема: Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. ( Русский язык 1класс )

Цели:

Организовать работу по закреплению умения различать твердые и мягкие согласные звуки и буквы, которыми они обозначаются на письме.

Повторить способы обозначения мягких согласных звуков на письме

Повторить умение проводить звуковой анализ слов.

Проводить работу по изучению весенних изменений в неживой и живой природе.

Организовать работу в паре и в группе.

Активизировать работу детей на всех этапах урока (составление слов, пословиц, разбиение слов на группы, синквейн)

Дать возможность оценить свою деятельность на уроке в письменной и устной форме (с помощью смайликов)

Ожидаемый результат:

Ученики умеют различать твердые и мягкие согласные звуки и буквы, которыми они обозначаются на письме.

Ученики знают способы обозначения мягких согласных на письме.

Ученики делают звуковой анализ слов.

Ученики знают весенние изменения в неживой и живой природе.

Ученики умеют работать в паре, в группе (умеют слушать других)

Ученики творчески перерабатывают информацию (в группе составляют синквейн), расширяют свои знания.

Ученики оценивают свою деятельность устно, письменно и образно.

Оснащение: карточки с названиями птиц, карточки с пословицами, шаблоны для синквейна, картинки с перелетными птицами.

Методы обучения:

объяснительно - иллюстративный

репродуктивный

проблемного изложения

Технология: технология развития критического мышления, технология сотрудничества

Организационные формы обучения: фронтальная, групповая, в парах.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Результаты

1

2

3

4

Стадия вызова

Учитель читает загадку и просит детей составить слова из слогов

Дети составляют слова

познавательные



предметные

Учитель просит показать карточки с пропущенной орфограммой , объяснить ее и записать слово в тетради

Дети показывают пропущенную букву, объясняют орфограмму

и записывают в тетради


познавательные



предметные


Учитель задает вопросы о весенних признаках

Дети отвечают на вопросы учителя

познавательные


метапредметные

Учитель предлагает выполнить фонетический разбор слова

Дети выполняют в тетради

познавательные


предметные

Стадия осмысления

Учитель выясняет у детей, какие буквы обозначают мягкость согласных звуков

Дети отвечают на вопросы

познавательные



предметные


Учитель предлагает вспомнить в названиях каких месяцев есть ь

Дети выполняют работу на листке (работа в парах)

познавательные


коммуникативные

личностные

предметные

Учитель предлагает составить поговорку и подчеркнуть мягкие согласные

Дети составляют поговорку и записывают

познавательные


метапредметные

Учитель предлагает вспомнить, какие изменения в живой природе происходят весной

Дети вспоминают о прилете птиц

познавательные



матапредметные

Таблица № 1. План урока


1

2

3

4


Ученики рассказывают о перелетных птицах

Дети рассматривают картинки

познавательные


метапредметные

Учитель предлагает прочитать слова, разделить на группы, записать

Дети читают, делят на группы, записывают

познавательные


коммуникативные


метапредметные


Учитель спрашивает, какая тема проходит через весь урок (весна)

Дети отвечают

познавательные


метапредметные

Учитель предлагает составить синквейн со словом весна

Учитель просит составить вопросы по теме урока.

Дети работают в группах

коммуникативные


метапредметные



личностные


познавательные

Стадия рефлексии

Учитель предлагает детям оценить свою работу на уроке

Дети показывают смайлики и рисуют их в тетради


личностные


регулятивные


Сценарий урока

Стадия вызова

Учитель: Отгадайте загадку и тогда вы составите из слогов слова:

Четыре ковра рукодельницы ткут,

Один за другим их на землю кладут.

Белый, зеленый, пестрый, желтый.

Ответ мудреный. Его нашел ты?

На доске написаны слоги:

зи ле ма то о вес сень на

Ученики: Это времена года: весна, лето, осень, зима.

Учитель: Объясните орфограммы. Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

На какие вопросы отвечают эти слова? Что обозначают?

Ученики: Эти слова отвечают на вопрос что? и обозначают предметы.

Учитель: А какое сейчас время года?

Ученики: Сейчас весна.

Учитель: Назовите весенние месяцы.

Ученики: Март, апрель, май.

Учитель: Сделаем фонетический разбор слова апрель.

Ап-рель- 2 слога, 6 букв, 5 звуков

А – [а ]

П – [п ]

Р – [р’ ]

Е – [э ]

Л – [л’]

Ь – [ - ]

6 букв, 5 звуков

Cтадия осмысления

Учитель: Что показывает мягкость [ р’ ] ?

Ученики: Буква «е»

Учитель: Выберите гласные, показывающие мягкость согласных.

Ученики: е, е, ю, я, и

Учитель: Почему звуков меньше, чем букв?

Ученики: «ь» не обозначает звука.

Учитель: Что показывает «ь» ?

Ученики: Мягкость предшествующего согласного.

Учитель: В названиях каких месяцев пишется «ь»? Запишите названия этих месяцев на листочке, работая в паре со своим соседом.

Учитель: Прочитайте.

Ученики: Апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль.

Учитель: Назовите признаки весны в неживой природе.

Составьте поговорки и запишите в тетрадь.

Март —

Апрель —

Май —

(с цветами, с травой, с водой )

Учитель: Обменяйтесь тетрадями, проверьте

Учитель: Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

Учитель: Вспомните признаки весны в живой природе.

Ученики: Прилетают перелетные птицы.

Учитель: Какие птицы прилетают первыми?

Ученики: грачи, скворцы.

Учитель: Расскажите о них.

(Два ученика, по-очереди, рассказывают)

Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим - грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например: “ Увидел грача – весну встречай”. Грачей считают предсказателями погоды. Если они строят гнезда высоко, лето будет хорошим, если низко – холодным и сырым.

Скворцы прилетели !” – радостно сообщают люди друг другу. Это значит они радуются вновь наступившей весне, весть о которой принесли веселые скворцы. Скворцы – спутники и помощники человека. За лето они уничтожают много вредных насекомых.

Учитель: Положите перед собой листочки.

Прочитайте слова. Что общего? (птицы)

Найдите лишнее слово. (Сорока) Почему?

На какие группы можно разделить?

Запишите в 2 столбика с твердыми согласными и мягкими согласными.

Проверка (фронтальная )


Аист Грач

Утка Скворец

Сорока Гусь

Жаворонок Лебедь

Кукушка Журавль

Ласточка

Учитель: Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Назовите слова, где согласные всегда мягкие. Какие всегда мягкие согласные вы знаете? ( Ч Й Щ )

( Учитель просит детей сесть по группам )

Учитель: О приметах какого времени года мы говорили на уроке?

Ученики: о весне

Составьте синквейн со словом весна. (У детей на партах лежат памятки )

Учитель: Прочитайте

Весна

Ранняя долгожданная

Приходит радует согревает

Долгожданная весна пришла к нам.

Красавица

Учитель: Попробуйте составить вопросы по теме “ Твердые и мягкие согласные”

Ученики: Какие буквы показывают мягкость согласных звуков?

Какая буква не обозначает звука?

Какие согласные всегда мягкие?

Стадия рефлексии

Учитель: Нарисуйте в тетради смайлик, который поможет оценить вашу работу на уроке.


Литература:

Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова Русский язык 1 класс

С. Вохринцева Окружающий мир. Перелетные птицы

Т.Д. Нуждина Энциклопедия “Чудо - всюду”

7


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.