12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кольцова Валентина Ивановна108

Конспект урока русского языка.

3 класс специальной ( коррекционной) школы


Тема: ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ

Цель:  Учить различать мягкие и твёрдые согласные звуки и правильно произносить их в словах.

Коррекционно-развивающие:

-развивать зрительное и слуховое внимание;

-развивать зрительное и слуховое восприятие;

-обогащать словарный запас;

-развивать наблюдательность.

Воспитательные: прививать любовь к природе, вызвать стремление детей оберегать деревья, кустарники , цветы,


Оборудование: учебник А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская Русский язык 3 класс, лента букв, иллюстрации деревьев, интерактивная доска.


Тип урока: закрепление изученного материала.

Ход урока

Организационный момент:

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Учитель: Вот так порядок. Все буквы кто то нам разбросал или их ветром сдуло.

(губы в « дудочку» показываем ветер « У-У-У-У!!!!»)

-Какой звук нам пропел ветер? (гласный)

-Ребята, а что такое звук?

-А какие вы ещё знаете звуки?(согласные)

Что же здесь за слово было? Нам помогут вот эти буквы.

-А давайте вспомним что такое буква?

( на экране буквы Д Р В Я Ь Е Е )

Ученики: Деревья!

Учитель: Где растут деревья? ( в саду, в парке, в лесу, в посадке)

2. Артикуляционная гимнастика

Учитель: Посмотрите ребята на экран.

( на экране осенний лес).

Мы с вами оказались в осеннем лесу.

а) Упражнение «Вдыхаем запах леса»

И.п.: о.с. 1-руки поднять вверх (вдох); 2-руки опустить вниз (выдох).

Повторить 2-3 раза.

Нам радостно и весело в осеннем лесу, «улыбнемся друг другу и лесным обитателям». Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).

-А кого же мы можем встретить в лесу? Вот смотрите мелькнул хвостик белки.

б) Упражнение «Мелькает беличий хвостик». 

Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

в) Упражнение «Почистим зубки». Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

Учитель : А вот и лиса, она запутала свои следы. Надо пройти по её следам и  не прервать цепочку.

3. Игра « Не прерви цепочку»

Учитель: Я называю слово, вы должны подобрать своё слово так, чтобы оно начиналось со звука, которым заканчивалось слово, названное мною :

ель ——липа — арбуз — зуб —белка ——апельсин —— норка—— ананас —— сосна.

4. Сообщение темы урока:

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со звуками. Звуки бывают разные, а услышать и различить их могут только самые внимательные. Давайте поиграем с согласными.

-Согласные согласные:

Шелестеть, шептать, свистеть,

Но не хочется им петь.

С-с-с… - змеиный слышен свист.

Ш-ш-ш… - шуршит опавший лист.

Ж-ж-ж… - шмели в саду жужжат

Р-р-р… - моторы тарахтят.

-Какие звуки вы услышали?

-Как вы можете их охарактеризовать?

-Какие из них всегда твёрдые? ( Ж,Ш)

-Молодцы ребята! Сегодня мы продолжим различать согласные твёрдые и согласные мягкие. Назовите слоги с твёрдым согласным с . Назовите слоги с мягким согласным [р].

- Но есть две буквы. Которые очень любят поспорить. Узнайте одну из них

Загадка:
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласный прочитать. (ь)

5.Создание проблемной ситуации

Послушайте сказку про ь

Собрались однажды все буквы вместе, и мягкий знак расхвастался: «Я самая волшебная буква! Только я могу превращать одно слово в другое! Было слово ел, а я сделаю ель, было слово банка, а я захочу — и получится банька!» А некоторые буквы рассмеялись и сказали: «Если мы захотим, то лук превратится в люк, мышка в мишку, а рад в ряд». Замолчал мягкий знак, задумался. Какие буквы, по-вашему, могли поспорить с мягким знаком? Какие буквы тоже  обозначают на письме мягкость согласных звуков? Вот сейчас мы в этом разберёмся. А помогут нам в этом деревья.

6. Закрепление знаний, умений обучающихся.

На доске рисунки иллюстрации деревьев ( сосна, дуб, ясень, ель)

- Ребята, назовите деревья (сосна, дуб)

- Произнесите согласные звуки в этих словах. ( Звуки «с,н» и  «д,б»)

- Ребята, назовите эти деревья ( ясень, ель)

-- Произнесите согласные звуки в этих словах.( Звуки « с,н» и «л»)

- Чем они различаются? Один мягкие, другие твёрдые.

- Сегодня мы продолжим изучать «Твёрдые и мягкие согласные». Вы будете учиться различать согласные по твёрдости и мягкости.

-Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.. (Записывают число)

7. Минутка чистописания: деревья

Пальчиковая гимнастика

Всем в лесу на удивленье

Разные растут деревья:

Вот уперлась в небеса

Вся смолистая сосна.

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза.

Как во полюшке былинка,

Тонкая растет осинка.

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

Липа цветом зацвела,

Пчелок в гости позвала.

Птичек в гости к себе ждут.

Трут ладони друг о друга.

Открыть ладони, пальцы растопырены – деревья.

Локти соединить – ствол, ладони раскрыть – крона.

«фонарики» с движением сверху вниз.

Показать указательный палец, остальные в кулаке.

Вытянуть руки вверх, пальцы растопырены.

Пальцы рук собраны в щепотку – бутон.

Круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят

8.Работа в тетрадях.

Называем и записываем название деревьев, которые встретились нам в «пальчиковой гимнастике» в тетрадь. Определяем твёрдые и мягкие согласные.

Сосна, берёза, осинка, дуб.

-Какой вывод можно сделать?

Буквы и, ю, я, ё, е - это буквы гласные.

С ними дружат на письме мягкие согласные.

- Вы, наверное, устали, отдохнем немножко.

Физкультминутка:

«-Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Будто дует ветер южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.


9.Работа с учебником. Стр. 78 упр. 4. Задание: Назови картинки парами, запиши их названия. Подчеркни мягкие согласные.

- Как определили, какие согласные мягкие?

Чтение правила в учебнике на стр. 79.

- Какие буквы указывают на мягкость согласного?

- Какие буквы - на твёрдость согласного?

10.Игра «Поймаем мягкий согласный звук»

Хлопайте в ладоши, если услышите в слове мягкий согласный звук в!

Выл, вил ,вал, вял, вёл, вол, валить, вялить, высок, висок, воз, вёз, вазы, вязы, выть, вить.

10. Итог урока.

- На какие две группы можно разделить все согласные? (твердые и мягкие)

- Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных на письме?(е, ё, и, ю, я)

- Вы сегодня хорошо потрудились, молодцы.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.