Урок русского языка в 3 классе по теме «Падежи имён существительных»
Закрепление по теме « ПАДЕЖИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
Педагогические |
Создать условия для закрепления и обобщения знаний учащихся о падежах имён существительных |
Тип урока |
Систематизация и обобщение знаний и способов действий / решение частной задачи |
Планируемые |
Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грам-матических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуника-тивных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов |
Личностные |
Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений |
Универсальные учебные действия |
Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам, построение рассуждения, отнесение к известным Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказы- |
Основное содержание темы, понятия |
Именительный, винительный, дательный, родительный, творительный, предложный падежи. Признаки падежей. Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи. Приставки и предлоги. Фразеологизмы. |
Образовательные |
Учебник, с. 57–59. Таблица «Признаки падежей» |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Приемы |
||
осуществляемые |
формируемые умения |
|||||
I. Мотивирование к учебной Цель: подготовка учащихся к работе, мотивирование на продуктивную деятельность |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок! – Проверим готовность |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Проявляют эмоциональную отзывчивость |
Наблюдение |
|
II. Постановка учебной задачи Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно – познавательной деятельности, актуализация опорных знаний |
Фронтальная. Словесный. Беседа Работа в паре |
Выполняют задание Это самая необходимая часть речи, без нее мы не можем обойтись; все, что нас окружает, живет рядом с нами, различные явления, события – все это названо именами существительными, и все они живут своей жизнью. Хлеб – то, без чего нельзя обойтись человеку (каждый день покупается к столу). Так и существительное в языке – основная, главная, необходимая часть речи, основа языка) Падежи. Падежи имен существительных. Закрепить знания по данной теме, развивать умение определять падежи имен существительных. |
Принимают учебную |
|||
III. Чистописание Цель: отработка навыка каллиграфического письма, развитие фонематического слуха. |
Индивидуальная. Практический. Письмо |
- Отгадайте загадку Белая корзинка — (Ромашка) - С какой буквы начинается это слово. - Дайте характеристику букве. Пропишите букву «эр» красиво и аккуратно. - Пропишите слово «ромашка» на следующей строке один раз. - Какие орфограммы в слове ромашка? - Символом, какой страны является ромашка? - Пропишите слово Россия рядом со словом ромашка. - Россия для нас с вами это… родина. - Пропишите слово родина. - Вспомните синоним к слову родина - А антоним? - Какие пословицы вы знаете со словом родина. Жить - Родине служить. - Как вы понимаете значение этой пословицы? |
Списывают с образца России Родина (Отчизна, отечество) (Чужбина) |
Вырабатывают каллиграфический почерк |
Письмо |
|
III. Актуализация полученных знаний Цель: воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового. 1.Проверка домашнего задания |
Фронтальная. |
Проверка домашнего задания. Упражнение 89 с 41 (тетрадь) - Что вы должны были сделать в домашнем задании? - Прочитайте предложения, которые у вас получились. - Какое еще задание вы должны были выполнить? - Как вы определяли падеж имен существительных? |
Составить предложения. Определить падеж имен существительных. На болоте (П. п), цапля – кваква (И. п), в гнезде (П. п.), мальков и лягушат (В. п.), на болоте (П. п.) |
|||
2.Повторение изученного Орфографическая минутка |
Индивидуальная. Практический. |
Предлагает записать слова. 1.Комната для занятий в школе. (Класс) 2. Письменная принадлежность – деревянная палочка с графитовым стержнем (Карандаш). 3. Сшитые листы чистой или разлинованной бумаги в обложке (Тетрадь) 4. Преподаватель в школе (Учитель) 5. Длинная коробочка для школьных принадлежностей. (Пенал) Переставьте буквы и получите слово. лбаоьм – альбом енсятбрь – сентябрь афалитв – алфавит кучнеи – ученик кыяз – язык Проверка по образцу. (Оцените свою работу) - Что общего у слов, которые вы записали? - Разделить слова на группы? - Есть ли лишнее слово? - Индивидуальная работа. Распределите слова в 3 столбика А(л, лл)ея, в(а,о)рен…е, з (а,о)во(т,д) , сн(и,е)жо(к,г), гру(пп,п)а , б(е,и)л…ё, су(б,бб)ота, (о,а)горо(д,т), п(е,и)чен…е, эта(ж,ш), ка(сс,с)а, ж(и,е)л…ё. |
Записывают слова Существительные, единственного числа, именительного падежа |
Осуществляют самоконтроль для установления правильности выполнения заданий |
Словарный диктант, упражнение |
IV. Закрепление знаний и способов действий Цель: обеспечение восприятия, осмысления связей и отношений в объекте изучения и первичного запоминания знаний и способов действий. |
Фронтальная. Словесный. Беседа, упражнение, |
- Возвращаемся к братьям Колобковым и выполняем их первое задание. Ромашка с падежами. - Отгадайте загадки о падежах. В этом нам помогут ребята. Загадки загадываются в произвольном порядке. Предлогов с детства не люблю, Ни с чем не спутает никто. (Именительный падеж) Кого же нет? Я очень беспокоюсь, чего же нет? Отправлюсь я на поиск Прошу друзья, скорее помогите! И как зовут меня, скажите! (Родительный падеж) Я работаю старательно Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать С предлогом «К» порой дружу Но и один гулять хожу. (Дательный падеж) Кого винить мне видно сразу! Ведь я важней министра! Все это знают тут! А ну скорей скажите, Как меня зовут? (Винительный падеж) Творите чем? Творите с кем? (Творительный падеж) Мне без предлогов свет не мил О чем мечтаешь и в чем гулять. (Предложный падеж) - После отгадывания загадок у детей в руках лепестки ромашки. - Игра «Найди свое место»- нужно встать в правильном порядке. - Название и порядок падежей вы знаете, а теперь проверим следующие ваши знания. - Вы должны поработать в паре. Рассмотрите карточки зеленого цвета, предположите, какое задание вы должны выполнить. падежи вопросы Именительный кем? чем? Родительный кто? что? Дательный кого? чего? Винительный о ком? о чем? Творительный кого? что? Предложный кому? чему? - Обменяйтесь карточками со своими соседями, проверьте и оцените их работу. - Молодцы, с этой работой мы тоже справились. - Следующее задание братьев будем выполнять по вариантам. Нужно будет просклонять слова. - А что значит просклонять слова? - Первый вариант склоняет слово крот, второй вариант - река - Самопроверка по шаблону |
Выполняют задания, отвечают на вопросы, Соединить правильно падеж и вопросы Изменить слова по вопросам. |
Извлекают необходимую информацию |
Упражнение, беседа |
Физкультминутка Цель: Укреплять здоровье детей, воспитывать потребность в ведении здорового образа жизни. Развивать внимание |
Коллективная. Практический |
Проводит физкультминутку |
Выполняют движения |
Осуществляют профилактику утомления |
Правильное выполнение движений |
V. Закрепление знаний и способов действий. Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, |
- Работаем по рядам Берем карточки красного цвета. - Записываем словосочетания и подчеркиваем лишнее.
Гуляли в роще, приблизились к черёмухе (Д.п.), находился в лодке (П. п). Тетрадь без обложки (Р.п), гнездо без наседки, всадник на лошади (П.п). Жил в городе (П.п), полз по одежде, подошёл к ферме (Д. п.). Игра «Эстафета» Каждый ряд получает карточку со словосочетанием по числу уч-ся. Каждый ученик должен письменно определить падеж одного существительного и передать карточку соседям сидящим сзади. Последний в ряду возвращает карточку учителю. 1-й ряд. Растет на дереве (П.п), сидит за партой (Т.п), поднялся в воздух (В.п), подарил товарищу (Д.п), поставил на стол (В.п). 2-й ряд. Зашел к другу (Д.п), горжусь Родиной (Т.п), мечтаю о лете (П.п), закрыл кран (В.п), катиться с горки (Р.п) 3-й ряд. Лежать на траве (П.п), шли по дороге (Д.п), любуюсь природой (Т.п), петь песню (В.п), растет у забора (Р.п). - Собрать пазл. Работа в группе. У каждой группы на столе пазлы. На каждой части пазла записаны словосочетания. Нужно правильно определить падеж имен существительных и правильно соединить часть пазла с основой. 1,3,7 группы сидели на берегу (П.п), летали над водой (Т.п), скользили по льду (Д.п), ходит на лыжах (П.п), упал к ногам (Д.п), плывет через океан (В.п) 2,4 группы летал под облаками (Т.п) ползла к цели (Д.п) плавал в озере (П.п) клевал крошки (В. п) написать в тетради (П.п) скатился с горы (Р.п) 3,5 группы играет на скрипке (П.п) готовлю с мамой (Т.п) шагаю по аллее (Д.п) лежал на диване (П.п) попался на крючок (В. п) прилетел воробей (И.п) |
Если остается время |
Умеют выполнять Находят лишнее словосочетание, обосновывают свой выбор |
Упражнение |
VII. Рефлексия Цель: мобилизация учащихся на рефлексию освоения умений и навыков, мотивации, способов деятельности, общения и настроения |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
- Помогли ли мы с вами братьям Колобковым раскрыть очередную тайну слов? Что они нам с вами говорят? - Урок мне помог…… - Мне непонятно… – Какой вид работы понравился больше? – О чем хотели бы узнать подробнее? - Прошу проанализировать свою работу на уроке. Лесенка знаний. - Если вы все поняли и можете оказать помощь другим – верхняя лесенка, если вы поняли - средняя лесенка, если вам нужна помощь – нижняя лесенка. - С каким настроением заканчиваете урок? - Попробуйте, подобрать имена существительные общего рода, чтобы дать характеристику своей работе на уроке. (Молодец, умница, молодчина, чистюля, знайка) |
Отвечают на вопросы |
Открыто осмысливают |
Беседа по вопросам. Саморегуляция |
Домашнее задание: упр 107 с 59 Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя |
- Для чего вы будете выполнять домашнее задание. Упражнение 107 с 59 - Записать словосочетания , определить падеж имен существительных Дает комментарий к домашнему заданию |
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи |
Принимают учебное |