Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30» г. Тамбова
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
«Как проверить правописание букв безударных гласных
в окончаниях имен прилагательных».
Подготовила
учитель начальных классов
Жабина Валентина Анатольевна
г. Тамбов
2016 г.
Тема: Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Цель:
– Выведение правила написания букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных, развитие умений писать слова с орфограммой в безударном окончании прилагательного.
– Развитие интереса к русскому языку.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
|
Ι. Актуализация знаний. |
Начинается урок. (Слайд №2) Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку пять. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, которое нам дарит яркое солнышко, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний. 1. Чистописание. ая яя ое ее ый ий ые ие (Слайд №3) Как всегда урок свой мы начнём с минутки каллиграфии. В словах какой части речи мы встречаем такие буквосочетания? Что мы называем именами прилагательными? Какие окончания имеют прилагательные мужского, женского, среднего рода и во множественном числе? Запишите данные соединения себе в тетрадь, соблюдая при этом высоту букв и наклон. Имя прилагательное – наше первое ключевое слово урока. Остальные ключевые слова будем выявлять по ходу работы. 2. Актуализация изученного (словарно-орфографическая работа). (Слайд №4) - Вставьте в слова пропущенные орфограммы и проверьте их там, где это возможно. мал…нький роз…вый …в…щной п…ходный б…льшой н…стольный - Какие орфограммы встретились? - Какие ключевые слова выделим? (безударные гласные) - В каких частях слова находятся безударные гласные? - На какие группы можно разделить все слова по местоположению безударных гласных? (безударные гласные в корне слова, в приставке и в суффиксе) (Слайд №5) - Как проверить буквы безударных гласных в корне слова? А в приставке и суффиксе? - К какой группе отнесем слово кисл…е? - В какой части слова находится орфограмма? (в окончании имени прилагательного) - А можно ли проверить букву безударных гласных в окончаниях имен прилагательных? И как это сделать? |
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
|
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний. III. Физкультминутка |
1. Проблемный вопрос. Можно ли проверить написание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных? Мы встретили еще одно ключевое слово. Какое? (окончание) 2. Поиск решения. Работа в парах (упр. 326 стр.86). - Прочитайте задания к упражнению, проанализируйте слова и сделайте вывод. - Какое окончание у слов-вопросов ударное или безударное? - Сравните окончания у слов-вопросов и у имен прилагательных. слова-вопросы имена прилагательные -ой -ой, -ый, -ий -ая -ая, -яя -ое -ое, -ее - Сделайте вывод. Можно ли проверить букву гласных в безударных окончаниях имен прилагательных и как? - Почему надо проверять по вопросу? (окончание всегда ударное) Очень важно Надо помнить: в окончаниях прилагательных после мягких согласных пишутся другие буквы (вместо о–е, ы–и, у–ю), это надо запомнить. - Выделим еще одно ключевое слово – слово-вопрос. 2. Чтение определения на с. 87. 3.Сообщение нового В какой части слова возникла безударная гласная? Что вы узнали нового? Давайте сделаем вывод. Что мы с вами сделали? (Открытие) Как вы думаете, это орфограмма? (Да, это написание по правилу) А как она называется? (Варианты ответа). Орфограмма называется – буква безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд №6)
4. Составление алгоритма проверки безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. (Слайд №7) Определяем ударное или безударное окончание. Находим имя существительное, к которому относится данное имя прилагательное. От имени существительного задаем вопрос к имени прилагательному. По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного. «Немного отдохнем» (Слайд №8) – Если показываю на имя прилагательное мужского рода, то хлопаем в ладоши, если женского – топаем ногами. Если имя прилагательное среднего рода, то сидим молча. |
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
|
ΙV. Развитие умений – применение знания. |
стр. 87, упр. 327. (у доски ) Прочитайте задание. - Найдите имена прилагательные. Выпишите пары слов прил.+сущ. Обозначьте орфограмму в окончаниях имен прилагательных. В языке (каком?) древнерусском, град (какой?) стольный, в былинах (каких?) русских.
3.Самостоятельная работа. У каждого из вас лежит по два задания. Эти задания разноуровневые: 1 уровень – списать слова, вставляя безударные окончания имен прилагательных; 2 уровень – вставить подходящие по смыслу имена прилагательные с безударными окончаниями. Самостоятельно выберите то задание, которое можете выполнить. 4. Проверка задания. 1 уровень - на слайде. (Слайд №9) 2 уровень – чтение составленных словосочетаний. 5. Ответ на проблемный вопрос урока. – Вспомните начало урока. Можно ли проверить букву безударных гласных в окончаниях имен прилагательных? – Что же нужно сделать, чтобы проверить эту орфограмму? |
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
|
V. Итог урока. |
– Прочитайте еще раз ключевые слова, которые отражают тему и проблему урока. (безударные гласные, окончание, имена прилагательные, слова-вопросы) Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока? Что нового узнали на уроке? Что было для вас самым интересным на уроке?
Что было сложным? Вызвало затруднения? Самооценка. (Слайд №10) - Возьмите карточки смайликов и оцените свою работу на уроке.
Смайлик с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.
Смайлик с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.
Смайлик с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.
|
||
VI. Домашнее задание. |
Упр. 5, с. 100. |
Презентация к уроку русского языка
PPTX / 469.92 Кб
Список использованной литературы:
Р. Н. Бунеев Е. В. Бунеева Русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. – М: Баласс, 2014 г.
Е. В. Бунеева, Н. А. Исаева Методические рекомендации для учителя - М: Баласс, 2014 г.
Использованные Интернет-ресурсы: