Инклюзивный урок русского языка «Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе», 3 класс
/data/files/w1546705509.docx (Урок русского языка в 3 классе (инклюзивный урок))
Урок русского языка в 3 классе
Тип урока: комплексное применение знаний и умений.
Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.
Цель урока: формирование навыка правописания безударных падежных окончаний прилагательных
Оборудование:
алгоритм-опора «Способ определения безударного окончания имени прилагательного»,
карточки для таблицы «Имя прилагательное»,
учебник «Русский язык» (С. Иванов, «Дрофа», 2017),
толковые словари,
цветные карточки с заданиями для самостоятельной и индивидуальной работы,
карточки-ключи для проверки заданий,
карточки с темами статей для домашней работы,
мультимедийная презентация, видеофрагмент с музыкальным сопровождением
ПК.
Урок русского языка проводится в третьей четверти 3 класса по программе «Начальная школа XXI века». Данный урок в разделе «Имя прилагательное» - седьмой, в теме «Правописание имен прилагательных» 4 урок. В рамках АООП НОО по русскому языку учтены особенности учащихся с ОВЗ. предусмотрены разные виды помощи: стимулирующая, обучающая, направляющая. В классе интегрированного обучения ( «Начальная школа XXI века» и АООП НОО (вариант 7.1 и вариант 5.1) обучаются два ученика с ОВЗ.
Примечания
В таблице № 1 курсивом указаны цели и результаты, касающиеся в т. ч., и учащихся с ОВЗ.
В таблице № 2 знаки *** и **** обозначают имена учеников с ОВЗ.
Идея урока состоит в том, что учащимся предлагается роль журналиста. В ходе урока «журналисты» собирают материал и пишут статью по выбранной теме.
В уроке учтены индивидуально-типологические особенности учащихся: затруднения в определении частей речи и выделении их грамматических признаков; недостаточно сформировано умение анализировать, обобщать, делать вывод; слабо сформировано умение понимать письменную инструкцию, слабо развит самоконтроль. В практической учебной деятельности *** использует опору, в которой учитываются ее индивидуальные особенности (репродуктивный характер задания, объём, степень самостоятельности). На разных этапах урока применяются методы стимулирования учащихся с ОВЗ (как обязательное условие): метод стимулирования познавательной деятельности – поощрение (развивает познавательный интерес, стимулирует ученика на решение учебной задачи), создание ситуации успеха (тщательный отбор содержания с учетом возраста и уровня ученика). Используется прием «помощник учителя» для создания ситуации успеха. На этапе актуализации знаний применяется прием заполнения таблицы. Принимая во внимание затруднения при обобщении материала, *** работает в паре с учеником с более высоком уровнем развития познавательных способностей. Для отработки навыка правописания окончаний прилагательных используется опора (пошаговый алгоритм). На этапе взаимопроверки чужую работу *** проверяет по эталону. В плане-конспекте урока предусмотрена вариативность предлагаемых **** заданий. Тема не сложная для освоения, не является новым материалом, поэтому будут предложены задания близкие к «норме», но в случае затруднения – у *** будет возможность выбора задания более низкого уровня. Прогнозируется, что во время выполнения самостоятельной работы *** может выполнить задание без опоры на карточку-помощницу. Карточка-помощница будет использована по мере необходимости, т.к. она ориентирована на удержание большого объема содержания письменной инструкции. Также на уроке были использованы следующие приемы (по методике Н. П. Локаловой и М. М. Безруких):
отдельного повторения,
стимулирования к обсуждению, размышлению;
подбадривания и поддержки;
эффективного запоминания,
обязательного проговаривания;
индивидуализации;
близкий контакт;
контроль за ходом выполнения задания.
В ходе урока обеспечивается разворачивание полного цикла учебной деятельности, темп, смена видов учебной деятельности и последовательность этапов урока, что создаёт оптимальный уровень и повышает работоспособность ребенка с ОВЗ. Учебная деятельность опирается на сохранные способности учащихся, что дает основание для преодоления общей недостаточности в развитии интеллектуальной сферы.
Исходя из гигиенических критериев рациональной организации урока частота чередования видов деятельности запланирована через 7-10 минут, что позволит обеспечить здоровьесбережение (равномерную работоспособность на протяжении всего урока и избежать переутомления учащихся).
Домашнее задание – индивидуальное и по выбору, т.к. оно учитывает объем, степень сложности и степень самостоятельности ученика с ОВЗ.
В уроке учтен и воспитательный аспект, т.к. приоритетная цель воспитания – успешная социализация. С этой целью в уроке использовались активные методы и формы работы: фронтальная, парная и групповая, которые формируют и развивают информационно-коммуникативную компетентность.
Таблица № 1
Задачи урока |
Планируемые УУД (каждый ученик умеет …., в том числе ребенок с ОВЗ): |
- развитие речи через работу со словарем и текстом, - пополнение и обогащение словаря через словарную работу (введение новых понятий, связанных с журналистикой); - развитие операций мышления (операции: сравнение, анализ, обобщение); - формирование/развитие умения работать в паре, группе; - расширение представлений/знаний о профессии журналиста; - коррекция недостатков учебной деятельности: умение удерживать учебную задачу, в т.ч. общеучебные интеллектуальные умения:1 *развитие информационно-ориентировочных умений - наблюдение, слушание, чтение и понимание учебного материала; *развитие операционально-исполнительских умений– обобщение информации; *развитие контрольно-оценочных умений – контроль своей деятельности, оценивание результата деятельности, что в свою очередь работает на формирование/развитие компонентов учебной деятельности; - умение работать по алгоритму (определение безударных окончаний прилагательных); - развивать умения сравнивать, делать выводы; - формирование навыков адекватной самооценки; - воспитание культуры общения (в устной и письменной речи) |
Предметные - характеризует прилагательное как часть речи, перечисляет его морфологические признаки; - составляет небольшой текст, выбирая или подбирая подходящие по смыслу прилагательные; - используя алгоритм, правильно пишет безударные окончания прилагательных; - в словосочетании правильно задает вопрос от главного слова к зависимому. Регулятивные -выполняет задания в соответствии с поставленной целью; - выполняет действия по самооцениванию и взаимооцениванию по заданным критериям (Лист оценивания); - обобщает и оценивает по предложенной шкале свою работу после проверки; - сравнивает выполненное задание с образцом и делает вывод о результате выполнения задания; - выполняет учебные действия в соответствии с видом и формой вопроса/задания; - совершает действия в соответствии с планом; - контролирует свои действия в ходе выполнения задания. Познавательные – формулирует цель деятельности на уроке в ходе совместного обсуждения; - отвечает на вопросы учителя; - заполняет таблицу «имя прилагательное» - находит значение слова в словаре; - сравнивает бытовую формулировку толкования значения слова со словарной; - имеет представление об учебных навыках, которые необходимы журналисту; - наблюдает/ слушает/ читает/ понимает учебный материал; Личностные - принимает социальную роль ученика; - соблюдает правила работы на уроке. Коммуникативные - строит речевое высказывание на уровне 2-4-х предложениях; - умеет слышать и понимать речь других; - соблюдает общие нормы коммуникации в парной и фронтальной работе. |
В прикрепленном файле полный пакет материалов интегрированного урока , включая проект урока (ход урока) и анализ проведенного урока на соответствие требованиям АООП НОО для детей с ЗПР и ТНР (вариант 7.1 и вариант 5.1)