Инклюзивный урок русского языка «Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе», 3 класс

6
0
Материал опубликован 5 January 2019 в группе

/data/files/w1546705509.docx (Урок русского языка в 3 классе (инклюзивный урок))

Урок русского языка в 3 классе

 

Тип урока: комплексное применение знаний и умений.

Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.

Цель урока: формирование навыка правописания безударных падежных окончаний прилагательных

Оборудование:

алгоритм-опора «Способ определения безударного окончания имени прилагательного»,

карточки для таблицы «Имя прилагательное»,

учебник «Русский язык» (С. Иванов, «Дрофа», 2017),

толковые словари,

цветные карточки с заданиями для самостоятельной и индивидуальной работы,

карточки-ключи для проверки заданий,

карточки с темами статей для домашней работы,

мультимедийная презентация, видеофрагмент с музыкальным сопровождением

ПК.

Урок русского языка проводится в третьей четверти 3 класса по программе «Начальная школа XXI века». Данный урок в разделе «Имя прилагательное» - седьмой, в теме «Правописание имен прилагательных» 4 урок. В рамках АООП НОО по русскому языку учтены особенности учащихся с ОВЗ. предусмотрены разные виды помощи: стимулирующая, обучающая, направляющая. В классе интегрированного обучения ( «Начальная школа XXI века» и АООП НОО (вариант 7.1 и вариант 5.1) обучаются два ученика с ОВЗ.

Примечания

В таблице № 1 курсивом указаны цели и результаты, касающиеся в т. ч., и учащихся с ОВЗ.

В таблице № 2 знаки *** и **** обозначают имена учеников с ОВЗ.

Идея урока состоит в том, что учащимся предлагается роль журналиста. В ходе урока «журналисты» собирают материал и пишут статью по выбранной теме.

 

В уроке учтены индивидуально-типологические особенности учащихся: затруднения в определении частей речи и выделении их грамматических признаков; недостаточно сформировано умение анализировать, обобщать, делать вывод; слабо сформировано умение понимать письменную инструкцию, слабо развит самоконтроль. В практической учебной деятельности *** использует опору, в которой учитываются ее индивидуальные особенности (репродуктивный характер задания, объём, степень самостоятельности). На разных этапах урока применяются методы стимулирования учащихся с ОВЗ (как обязательное условие): метод стимулирования познавательной деятельности – поощрение (развивает познавательный интерес, стимулирует ученика на решение учебной задачи), создание ситуации успеха (тщательный отбор содержания с учетом возраста и уровня ученика). Используется прием «помощник учителя» для создания ситуации успеха. На этапе актуализации знаний применяется прием заполнения таблицы. Принимая во внимание затруднения при обобщении материала, *** работает в паре с учеником с более высоком уровнем развития познавательных способностей. Для отработки навыка правописания окончаний прилагательных используется опора (пошаговый алгоритм). На этапе взаимопроверки чужую работу *** проверяет по эталону. В плане-конспекте урока предусмотрена вариативность предлагаемых **** заданий. Тема не сложная для освоения, не является новым материалом, поэтому будут предложены задания близкие к «норме», но в случае затруднения – у *** будет возможность выбора задания более низкого уровня. Прогнозируется, что во время выполнения самостоятельной работы *** может выполнить задание без опоры на карточку-помощницу. Карточка-помощница будет использована по мере необходимости, т.к. она ориентирована на удержание большого объема содержания письменной инструкции. Также на уроке были использованы следующие приемы (по методике Н. П. Локаловой и М. М. Безруких):

отдельного повторения,

стимулирования к обсуждению, размышлению;

подбадривания и поддержки;

эффективного запоминания,

обязательного проговаривания;

индивидуализации;

близкий контакт;

контроль за ходом выполнения задания.

В ходе урока обеспечивается разворачивание полного цикла учебной деятельности, темп, смена видов учебной деятельности и последовательность этапов урока, что создаёт оптимальный уровень и повышает работоспособность ребенка с ОВЗ. Учебная деятельность опирается на сохранные способности учащихся, что дает основание для преодоления общей недостаточности в развитии интеллектуальной сферы.

Исходя из гигиенических критериев рациональной организации урока частота чередования видов деятельности запланирована через 7-10 минут, что позволит обеспечить здоровьесбережение (равномерную работоспособность на протяжении всего урока и избежать переутомления учащихся).

Домашнее задание – индивидуальное и по выбору, т.к. оно учитывает объем, степень сложности и степень самостоятельности ученика с ОВЗ.

В уроке учтен и воспитательный аспект, т.к. приоритетная цель воспитания – успешная социализация. С этой целью в уроке использовались активные методы и формы работы: фронтальная, парная и групповая, которые формируют и развивают информационно-коммуникативную компетентность.

Таблица № 1

Задачи урока

Планируемые УУД (каждый ученик умеет …., в том числе ребенок с ОВЗ):

- развитие речи через работу со словарем и текстом,

- пополнение и обогащение словаря через словарную работу (введение новых понятий, связанных с журналистикой);

- развитие операций мышления (операции: сравнение, анализ, обобщение);

- формирование/развитие умения работать в паре, группе;

- расширение представлений/знаний о профессии журналиста;

- коррекция недостатков учебной деятельности: умение удерживать учебную задачу, в т.ч. общеучебные интеллектуальные умения:1

*развитие информационно-ориентировочных умений - наблюдение, слушание, чтение и понимание учебного материала;

*развитие операционально-исполнительских умений– обобщение информации;

*развитие контрольно-оценочных умений – контроль своей деятельности, оценивание результата деятельности, что в свою очередь работает на формирование/развитие  компонентов учебной деятельности;

- умение работать по алгоритму (определение безударных окончаний прилагательных);

- развивать умения сравнивать, делать выводы;

- формирование навыков адекватной самооценки;

- воспитание культуры общения (в устной и письменной речи)

Предметные

- характеризует прилагательное как часть речи, перечисляет его морфологические признаки;

- составляет небольшой текст, выбирая или подбирая подходящие по смыслу прилагательные;

- используя алгоритм, правильно пишет безударные окончания прилагательных;

- в словосочетании правильно задает вопрос от главного слова к зависимому.

Регулятивные

-выполняет задания в соответствии с поставленной целью;

- выполняет действия по самооцениванию и взаимооцениванию по заданным критериям (Лист оценивания);

- обобщает и оценивает по предложенной шкале свою работу после проверки;

- сравнивает выполненное задание с образцом и делает вывод о результате выполнения задания;

- выполняет учебные действия в соответствии с видом и формой вопроса/задания;

- совершает действия в соответствии с планом;

- контролирует свои действия в ходе выполнения задания.

Познавательные

– формулирует цель деятельности на уроке в ходе совместного обсуждения;

- отвечает на вопросы учителя;

- заполняет таблицу «имя прилагательное»

- находит значение слова в словаре;

- сравнивает бытовую формулировку толкования значения слова со словарной;

- имеет представление об учебных навыках, которые необходимы журналисту;

- наблюдает/ слушает/ читает/ понимает учебный материал;

Личностные

- принимает социальную роль ученика;

- соблюдает правила работы на уроке.

Коммуникативные

- строит речевое высказывание на уровне 2-4-х предложениях;

- умеет слышать и понимать речь других;

- соблюдает общие нормы коммуникации в парной и фронтальной работе.

В прикрепленном файле полный пакет материалов интегрированного урока , включая  проект урока (ход урока)  и анализ проведенного урока на соответствие требованиям АООП НОО для детей с ЗПР и ТНР (вариант 7.1 и вариант 5.1)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации