Урок русского языка «Упражнения в правописании безударных падежных окончаний имён существительных» (4 класс)

1
0
Материал опубликован 9 December 2018

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Тип урока. Обобщение знаний

Цель: 1.Отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных;

2.Развивать внимание, память, речь, мышление, орфографическую зоркость;

3.Воспитывать аккуратность, терпение, любознательность, здоровый образ жизни,любовь к устному народному творчеству.

Формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня условия материала;

Личностные : нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: учебник, карточки, ноутбук, портреты писателей, фольклор

Ход урока.

1.Орг.момент.

Начинаю я урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Чтобы грамотно писать.

– Итак, какова цель всех наших уроков родного русского языка?

2. Эмоциональный настрой.

- Ребята, что вы ждёте от урока? (Узнать что-то новое, интересное)

- А я жду от вас грамотных ответов, активности на уроке. Вспомним правила работы в группе.

2.Работа по теме.

Самоопределение к деятельности.

Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, легенды, героические, волшебные, бытовые и пресмешные сказки.

Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

(А.Н.Толстой).

1)Минутка чистописания.

-Отгадайте загадку.

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый Год. (декабрь)

- Что характерно для декабря? (Мороз, снег, холод)

- Как вы можете объяснить слово «декабрь»?

Подготовленный ученик.

Значение слова - Двенадцатый месяц календарного года.

Происхождение слова «декабрь» связано с латинским существительным «december», образованным, в свою очередь, от другого слова «decet» (десять). Связь этих двух слов «декабрь» и «десять» не случайна, поскольку раньше год начинался с марта и, следовательно, декабрь был десятым месяцем. Слово вошло в обиход в XI в., ранее двенадцатый месяц календарного года назывался «студень».

Надо иметь в виду, что римский Новый год начинался 1 марта: поэтому, счетные, числовые наименования месяцев не совпадают с нашими номерами .

-Назовите первую букву этого слова.

Дд дя ду де

Декабрь

Транскрипция [д’икабр’]7 б, 6зв.

д — [д’] — согласный, звонкий парный, мягкий (парный)

е — [и] — гласный, безударный

к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)

а — [а] — гласный, ударный

б — [б] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)

р — [р’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий

-Списать, вставить пропущенные буквы.

Собирай по ягодк__ - наберёшь кузовок.

При солнышк.. тепло, при матер.. добро.

Взаимопроверка

- Кто расскажет алгоритм действия правописания падежных окончаний имён существительных?

 

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

- По опорным словам:

1 склонение – лиса

2 склонение – окно

3 склонение – степь

-Так чему будем учиться сегодня на уроке?

-Сформулируйте тему и задачи урока.

2)Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных .

Выборочное письмо. Определить падеж сущ. в фразеологизмах.

Болеть душой.- волноваться

Бить тревогу. – беспокоиться

В час по чайной ложке. – медленно

Держать в уме. – помнить

Мухи не обидит-

3) Игра « Не ошибись». (Работа в парах)

-Нужно исправить ошибки.

Тетрадь без обложки, рисунок на ткане, выросли в теплицы, букет черёмухи, ходит без обуви, раздал по горстке , фильм о лебеди, шов на платьи, забота о брате, подарок для матери, по законам чести и совесте.

*Сверка с доской.

Физминутка

Разрешите мне начать:

- Кто - то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать
Приз получит только тот
Кто все фразы без запинки
Сразу вслух произнесет!!!

Битва между мальчиками., девочками.(Разные скороговорки)

4)Работа по группам.

Сначала – частушки, потом стихи

1) - Итак, мы вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к закреплению учебных действий. Работать, как это нередко бывает на уроках закрепления, будете в группах. Вспомните, какие правила во время такой работы нужно соблюдать. (Рабочая дисциплина, в обсуждении участвуют все члены группы, окончательные решения принимаются коллегиально, подчинение требованиям руководителя группы.)

1 группа. Прочитайте выразительно. Определите падеж и склонение выделенных слов.

Елена Благинина

С Новым годом

Ну и елка! Просто диво!

Как нарядна! Как красива!

Вот огни зажглись на ней,

Сотни крошечных огней!

И, верхушки украшая,

Там сияет, как всегда,

Очень яркая, большая,

Пятикрылая звезда!

Двери настежь, точно в сказке,

Хоровод несется в пляске!

И над этим хороводом

Говор, песни, звонкий смех.

Поздравляю с Новым годом!

С новым счастьем сразу всех!

2 группа. Прочитайте выразительно. Определите падеж и склонение выделенных слов.

Агния Барто

В защиту Деда-Мороза

Мой брат (меня он перерос)

Доводит всех до слез.

Он мне сказал, что Дед Мороз

Совсем не Дед Мороз!

Он мне сказал:

-В него не верь! —

Но тут сама

Открылась дверь,

И вдруг я вижу —

Входит дед.

Он с бородой,

В тулуп одет,

Тулуп до самых пят!

Он говорит:

-А елка где?

А дети разве спят?

С большим серебряным мешком

Стоит, обсыпанный снежком,

В пушистой шапке дед.

А старший брат твердит тайком:

-Да это наш сосед!

Как ты не видишь: нос похож!

И руки, и спина! —

Я отвечаю: — Ну и что ж!

А ты на бабушку похож,

Но ты же не она!

3гр. Прочитайте выразительно. Определите падеж и склонение выделенных слов.

Самуил Маршак

Круглый год

ДЕКАБРЬ

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу привез.

Елка плакала сначала

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,

Задышала, ожила.

Чуть дрожат ее иголки,

На ветвях огни зажглись.

Как по лесенке, по елке

Огоньки взбегают ввысь.

Блещут золотом хлопушки.

Серебром звезду зажег

Добежавший до верхушки

Самый смелый огонек.

Год прошел, как день вчерашний.

Над Москвою в этот час

Бьют часы Кремлевской башни

Свой салют — двенадцать раз.

4гр. Прочитайте выразительно. Определите падеж и склонение выделенных слов.

Сергей Михалков

Под Новый год

Говорят: под Новый год

Что ни пожелается —

Всё всегда произойдёт,

Всё всегда сбывается.

Могут даже у ребят

Сбыться все желания,

Нужно только, говорят,

Приложить старания.

Не лениться, не зевать,

И иметь терпение,

И ученье не считать

За своё мучение.

Говорят: под Новый год

Что ни пожелается —

Всё всегда произойдёт,

Всё всегда сбывается.

Как же нам не загадать

Скромное желание —

На «отлично» выполнять

Школьные задания.

Чтобы так ученики

Стали заниматься,

Чтобы двойка в дневники

Не смогла пробраться!

5)Составление и разбор предложения.

Из слов составить и записать в тетрадь предложение. Определить падеж и склонение существительных. Разобрать по членам предложения.

На, ел., высокой, королёк, вершин., живёт

На вершине высокой ели живёт королёк.

Есть легенда о происхождении названия птицы королек. Давным-давно птицы устроили соревнование, кто сможет взлететь выше всех, тот и будет именоваться «Король-птица».
Все пернатые взлетели. По мере приближения к солнцу, их становилось все меньше и меньше. Выше всех оказался орел.   Неожиданно из-под его крыла вылетела небольшая птица. Она там пряталась и взлетела выше хищника.   Такая хитрость была замечена, но все были восхищены бесстрашием и находчивостью пичуги. Так маленькая птичка получила ласковое название королек.
Королек – мелкая и подвижная птичка, которая весит только 8 грамм. Ее длина составляет 10 см, размах крыльев достигает 20 см.

3.Рефлексия.

Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

А.де Сент-Экзюпери


 

Выберите фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу работу сегодня.

Шевелить мозгами.

Краем уха.

Хлопать ушами.

Повторение — мать учения.

Знание собирается по капле.

Тяжело в учении, легко в бою (А. В. Суворов).

4.Итог.

5.Домашнее задание. Записать 10 словосочетаний: существительные с предлогами в Р.п., Д.п., П.п., определить склонение.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации