Программа коррекционно-развивающей области «Развитие устной и письменной речи»
1. Пояснительная записка …………………………………………………………………………….………….2
2. Общая характеристика коррекционного курса ……………………………………..………………………..3
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане……………………………..…………………….6
4. Описание ценностных ориентиров содержания
коррекционного курса…………………………………………………………………………………..…….…..3
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
коррекционного курса……………………………………………………………………………..……………..7
6. Содержание коррекционного курса……………………………………………………….………………….8
7. Тематическое планирование с определением основных
видов деятельности………………………………………………………………..……………………..………10
8. Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса………………………………………………………….…..………………….……12
Приложение. Календарно-тематическое планирование………………………………………………….……14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционно-развивающей области «Развитие устной и письменной речи» направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Коррекционная работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, обозначенных в указанных документах.
Общая цель программы заключается в коррекции и развитии всех сторон речи (фонетикофонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи.
Программа «Развитие устной и письменной речи» представляет особую значимость для учащихся с ЗПР, поскольку у данной группы детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала. В описании особенностей речевого развития детей с ЗПР многие специалисты и учёные (Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко, Е. В. Мальцева, Н. Ю. Борякова и др.) констатируют у них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата, частые нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, отсутствие практических речевых обобщений, бедность и слабую дифференцированность словаря, слабость регулирующей функции речи.
У большинства обучающихся с ЗПР наблюдаются нарушения речи.
Для этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Нарушения связной речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении различных видов рассказов. Детям доступен пересказ лишь небольших объемов текста, при этом уменьшается количество смысловых звеньев, нарушаются связи между отдельными предложениями текста, типичны неоправданные повторы и паузы. Все это сочетается с недостаточной сформированностью системы произвольной регуляции, основных мыслительных операций, знаково-символической функции мышления, разнообразными нарушениями и/или дефицитами развития психофизических функций (дисфункциями): ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением внимания, недостаточной сформированностью пространственных представлений, зрительно-моторной координации и пр.).
Программа «Развитие устной и письменной речи» способствует не только речевому развитию, но и коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей.
В соответствии с АООП НОО обучающихся с ЗПР определяются общие задачи курса:
обогащение словаря, его расширение и уточнение;
коррекция недостатков грамматического строя речи;
улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;
совершенствование коммуникативной функции речи;
повышение мотивации речеговорения;
обогащение речевого опыта;
профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
расширение пассивного и активного словаря словами-предметами, действиями, признаками, синонимами и антонимами, обобщающими словами (житейские обобщения);
формирование представлений о звуко-слоговом и звуко-буквенном составе слова;
формирование представлений о гласных как слогообразующих звуках;
работа над слоговой структурой слова (с постепенным усложнением звукового состава слогов: прямые, открытые, закрытые, со стечением и т.п.);
уточнение представлений об артикуляции звуков различных фонетических групп;
соотнесение звуков и букв, составление и прочтение графических схем слов;
профилактика нарушений письма и чтения с помощью работы над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом;
уточнение флексийного словоизменения, форм множественного числа, простых случаев суффиксального и префиксального словообразования;
умение слушать вопрос учителя и отвечать на него;
составление рассказов по сюжетной картинке, на свободную тему;
включение в речь общепринятых форм речевого этикета.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Включение коррекционных занятий «Развитие устной и письменной речи» получающиv образование по варианту 7.2 является ценным в содержании образования младших школьников указанной группы. Анализ устной речи учащихся с ЗПР показал, что она в большей мере удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней может не быть грубых нарушений произношения, лексики, грамматического строя. Однако, речь в целом, как правило, смазанная, недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся часто «не слышат» в словах отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового анализа и синтеза, что свидетельствует о недоразвитии фонематических процессов.
Бедность и слабая дифференцированность словаря проявляется в неправильной предметной отнесенности ряда названий, в неточном употреблении их в контексте, в незнании многих слов, обозначающих признаки предметов и т.д. Перечисленные признаки позволяют сделать вывод о недостаточности речевого опыта и практических речевых обобщений, что неизбежно затруднит успешное усвоение школьного курса русского языка. Анализ этих трудностей диктует необходимость организации специальной коррекционно-развивающей работы.
Содержание программы «Развитие устной и письменной речи» разработано на основе методических пособий с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР. Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность.
Коррекционные занятия в 1 классе направлены на профилактику нарушений чтения и письма и позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.
В соответствии с АООП выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА).
Направления программы :
диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);
диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);
профилактика нарушений чтения и письма;
- представлений об окружающей действительности;- развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).
Программа «Развитие устной и письменной речи» состоит из диагностического и коррекционного блока. Для реализации диагностического блока используются рекомендации и методический материал, представленные в руководствах Г. В. Чиркиной, О. Е. Грибовой, Р. И. Лалаевой, О. Б. Иншаковой, О. А. Ишимовой и др.
В обследовании первоклассников оцениваются: состояние фонематических процессов и слоговой структуры слова, словарный запас, грамматический строй речи, связное высказывание, а также неречевые процессы, характеризующие готовность к овладению письмом (повторение ритмов, праксис позы, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка). Для выбора наиболее эффективных способов коррекции имеющихся нарушений учитель ориентируется на общий уровень познавательного развития ребенка, а также на возможности произвольной регуляции.
Значение курса в общей системе коррекционно-развивающей работы
Программа «Развитие устной и письменной речи» представляет очень большую ценность для преодоления недостатков не только речевого, но и общего развития ребенка с ЗПР. Его значимость определяется важностью речи для всех аспектов жизнедеятельности школьника. Отставание при ЗПР касается всех сфер психики, проявляется сниженной обучаемостью, что и требует создания специальных условий для преодоления особых образовательных потребностей.
Достижение планируемых образовательных результатов у обучающихся с ЗПР нередко дополнительно затрудняют нарушение письма (дисграфия), реже - чтения (дислексия). Но даже при отсутствии дисграфии навыки письма формируются у данной группы детей с большим трудом, отмечается высокая вероятность формирования дизорфографии. У отдельных школьников могут наблюдаться нарушения темпо-ритмической стороны речи. Кроме перечисленных расстройств для детей с ЗПР, как уже указывалось, типичны недостатки всех сторон речи: снижена речевая активность, выражена бедность и однообразие словаря, присутствуют трудности словообразования и словоизменения. Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности проявляется в затруднениях при выполнении языкового анализа (фонематического, звуко-слогового, выделения слов в предложениях). Существенно страдают планирующая, регулирующая, обобщающая и опосредствующая (т.е. все познавательные) функции речи.
Занятия, реализуемые во внеурочной деятельности, будут способствовать коррекции этих недостатков и уменьшению, обусловленных ими, учебных трудностей.
Программа способствует повышению качества освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение». В 1 классе содержание программы включает в первую очередь занятия, направленные на формирование базовых операций для овладения письмом и чтением. Особое значение в этот период придается формированию и развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, внятности и выразительности речи. Дети учатся свободно ориентироваться в звуковом составе слова, обогащается чувственный опыт, активизируется мыслительная деятельность, пробуждается интерес к родному языку. Предполагается, что будет осуществлен перенос умений, приобретаемых на занятиях коррекции, на программный материал предметной области «Филология».
Речевые недостатки оказывают влияние и на усвоение учебного предмета «Математика». Трудности решения арифметических задач во многом обусловлены бедностью словаря, плохим пониманием логико-грамматических конструкций, затрудненностью планирования и контроля за ходом решения.
Недостатки построения устного высказывания, проявляющиеся в нарушении цельности и связности речевой деятельности, затрудняют формулировку развернутых ответов по учебному предмету «Окружающий мир», составление рассказов и пересказов по теме урока.
Коррекционные занятия способствуют практике оречевления своих мыслей и намерений, соответственно, улучшая качество устных ответов обучающихся на любых уроках.
Программа коррекционной работы, направлена на преодоление недостатков развития. Её роль велика и для успешной социализации, формирования сферы жизненной компетенции.
При реализации данной программы учителю рекомендуется выполнять общие рекомендации, удовлетворяющие специфические образовательные потребности обучающихся по варианту 7.2. Следует преподносить новый материал предельно развернуто, предлагать обучающимся предписания (алгоритм), определяющий порядок их действий. Это может быть пошаговая памятка или визуальная подсказка, выполненная в знаково-символической форме.
Полезно задействовать различные анализаторы при изучении звуков и буквы: слуховой, зрительный, кинестетический (написание букв в воздухе, принятие телесной позы, сходной с изучаемой буквой, написание букв на шершавой поверхности: песок, манка, поиск буквы в «зашумленном» изображении).
Следует усилить возможность практического оперирования предметами, а также реализации собственных действий: прохлопывание, выкладывание графических схем фишками, полосками, кубиками, выполнение шагов при прослушивании предложений и определении в нем количества слов, работа с разрезной азбукой, слоговыми таблицами, абаком и пр.
Рекомендуется включать в ход занятия задания и упражнения, способствующие стимулированию познавательной активности, развитию мыслительных операций на речевом материале (выделение четвертого лишнего, установление закономерности, ребусы, анаграммы и др.) с учетом достигнутого уровня познавательной деятельности (при низком уровне задания предлагаются только на иллюстративном материале).
Необходимо систематически повторять пройденный материал для автоматизации навыка, упрочения связей между языковыми единицами, используя приемы актуализации имеющихся знаний (визуальная опора, памятка).
Применяемый словарный материал следует уточнять, пополнять, расширять путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира при активном использовании ресурса. Учить находить самостоятельно необходимую информацию, прибегая к нескольким источникам (словарь, интернет, энциклопедия)
Необходимо предусматривать пошаговость при формировании учебного действия, навыка. Например, звукобуквенный анализ начинается с выделения звуков и лишь потом используется моделирование звукового состава слова (с последующим декодированием).
Сначала учащиеся последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания. При этом они соотносят количество выделенных звуков с графической схемой звукового состава слова (сопровождая движением, следя глазами).
Затем учащиеся последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания. При этом они соотносят количество выделенных звуков с графической схемой звукового состава слова и заполняют ее условными значками-фишками.
Далее дети самостоятельно выкладывают схемы из фишек и вычерчивают их на доске цветными мелками, при этом количество звуков остается заданным незакрашенной схемой.
Далее самостоятельно рисуют схему и закрашивают в соответствии со звуковым анализом.
Учителю следует использовать дозированную помощь, учить детей обращаться за помощью, осознавать возникновение трудности.
Рекомендуется по возможности облегчать техническую сторону выполнения заданий на самостоятельное письмо по образцу (письмо в тетрадях с разлиновкой «сетка», обозначение точками интервалов между буквами, слогами; обводка пунктирных изображений букв, слогов, слов, то или иное обозначение, в т.ч. обыгрывание верхней и нижней границ строки «пол» и «потолок» и т.п.). Технические недочеты могут становиться объектом критики лишь в том случае, когда ученик не старается выполнить задание правильно.
Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются также в том, чтобы на занятиях учитель:
просил детей проговаривать совершаемые действия в «громкой речи»: «Я пишу... (петлю, палочку, букву)», «Я составляю схему слова», «Я придумываю предложение» и т.п. Если ученик затрудняется это сделать самостоятельно, то можно использовать сопряженное проговаривание, затем отраженное с постепенным переходом к самостоятельному высказыванию;
понятно объяснял детям и периодически задавал им вопросы о цели выполняемых действий: «Зачем мы делим слово на слоги?» - «Чтобы хорошо слышать звуки», «Зачем нам надо четко слышать звук?» - «Чтобы найти нужную букву», «Что будет, если написать не ту букву?» - «Получится другое слово» и т.п.;
постоянно напоминал-проговаривал способ правильного написания тех или иных букв, подбирал понятные сравнения, наглядно демонстрировал роль правильного выбора буквы, предупреждал ошибки, создавал и поддерживал положительный эмоциональный настрой.
- МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями.
Курс «Развитие устной и письменной речи» относится к курсам коррекционно-развивающей области, реализуемым в ОО. Приведенная рабочая программа рассчитана на 99 часов ( 3 часа занятий, 33 учебных недели). Форма организации занятий индивидуальная.
Длительность занятий в соответствии с рекомендациями АООП растет постепенно: с 25-30 минут в сентябре-октябре до 35 минут в ноябре-декабре и 40 минут, начиная со второго полугодия.
Индивидуальная диагностика речевого развития в соответствии с выделенными направлениями проводится учителем в первой четверти,
Рабочая программа, разработанная с учетом представленной РП, корректируется в ОО ежегодно и содержит только необходимые элементы.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
Развитие ценностно-смыловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и иобщества и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
- развитие широких познавательских интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к самому себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения их адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа обеспечивает достижения следующих результатов АООП НОО:
Личностные результаты:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- позитивный образа «Я»;
- знания об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
Предполагаемые результаты развития УУД
Коммуникативные:
-умение владеть средствами общения;
-умение устанавливать позитивные взаимоотношения с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;
-умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-развернутая монологическая и диалогическая речь, умение правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения.
Познавательные:
улучшение качества понимания инструкции (с уточнением, но без наглядного показа), возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции (графический диктант);
способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план и на листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства;
называние пальцев рук и их взаиморасположения;
способность ориентироваться во времени суток, соотнося собственную деятельность со временем, понимать словесные обозначения времени;
возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами;
возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;
способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта (сложение разрезной картинки, геометрические мозаики, конструкции из строительного материала, кубики Коосса и т.п.);
способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей на наглядно представленном материале;
возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его;
способность к вербализации своих действий;
способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
способность решать учебно-познавательные задачи не только в действенном, но и в образном или частично в умственном плане.
Регулятивные:
формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения заданий;
формирование дифференцированной самооценки (постарался-не постарался, справился – не справился);
формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со взрослым);
формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя);
формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители;
способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности;
способность давать словесный отчет о проделанной работе с помощью взрослого или по представленной взрослым схеме, по заданной последовательности;
формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную деятельность.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
В соответствии с выделенными в АООП НОО обучающихся с ЗПР направлениями работа в 1 классе может быть конкретизирована и обозначена ниже перечисленными разделами.
Диагностика и коррекция лексической стороны речи. Данный раздел направлен на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий, формирование представлений о роли слова в составе речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора лексических единиц в собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу проводится на групповых логопедических занятиях.
Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения. Этот раздел направлен на уточнение и коррекцию артикуляционных укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза; формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов, выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв. Содержание данного раздела реализуется на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.
Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков. Данный раздел подразумевает работу по формированию представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания. На индивидуальных и групповых логопедических занятиях дети учатся конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится работа по формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования. Навыки, полученные детьми логопедических занятиях, применяются на уроках и внеклассных занятиях.
Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи. Данный раздел предусматривает активизацию мотивационного компонента речевой коммуникации школьников; развитие и коррекцию навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания. Работа проводится на групповых логопедических занятиях, навыки ведения диалога, создания устного монологического высказывания используются на уроках и внеурочной деятельности.
При планировании конкретного занятия логопед обязательно должен ориентироваться на результаты предшествующей комплексной диагностики, принимая во внимание как уровень сформированности познавательной деятельности ребенка, так и другие индивидуально-типологические особенности.
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| План | Факт | Тема урока | К-во час | Коррекция | |
| ||||||
1 |
|
| Слова и его лексическое значение | 2 |
| |
2 |
|
| Озорные буквы. | 2 |
| |
3 |
|
| Слова играют в прятки. | 2 |
| |
4 |
|
| Слово и его значение. | 2 |
| |
5 |
|
| Прямое и переносное значение слова. | 2 |
| |
6 |
|
| Многозначные слова. | 2 |
| |
7 |
|
| Омонимы. | 2 |
| |
8 |
|
| Синонимы. | 2 |
| |
9 |
|
| Тематические группы слов | 2 |
| |
10 |
|
| Наш цветной мир. | 2 |
| |
11 |
|
| Что на что похоже | 2 |
| |
12 |
|
| Голоса природы. | 1 |
| |
Предложение и словосочетание - 23 часа | ||||||
13 |
|
| Связь между предложениями в тексте | 4 |
| |
14 |
|
| Связь между частями текста | 4 |
| |
15 |
|
| Работа с деформированным текстом | 4 |
| |
16 |
|
| Связь слов в предложении. | 4 |
| |
17 |
|
| Связь заглавия и главной мысли. | 3 |
| |
18 |
|
| Текст- 25 часов |
|
| |
19 |
|
| Текст. Тема текста. Заглавие. | 2 |
| |
20 |
|
| Текст. Опорные слова. | 2 |
| |
21 |
|
| Текст. Опорные слова. | 2 |
| |
22 | | | План. Составление плана. | 2 | | |
23 | | | Виды плана | 2 | | |
24 | | | План | 2 | | |
2265 | | | Составляем план текста. | 2 | | |
28 | | | Редактирование текста | 2 | | |
29 | | | Типы текста. | 2 | | |
30 | | | Описание | 1 | | |
31 | | | Текст – сравнительное описание | 2 | | |
32 | | | Типы текста. | 2 | | |
33 | | | Рассуждение | 2 | | |
Культура общения (28 ) |
34 |
|
| Волшебные слова. Слова – выражения приветствия, прощания. | 5 |
|
35 |
|
| Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. | 5 |
|
36 |
|
| Сочинение на тему: «Мой выходной день» | 8 |
|
37 |
|
| Редактирование текста | 5 |
|
38 |
|
| Повторение пройденного | 5 |
|
ОБЕСПЕЧЕНИЮ
В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие методические разработки и пособия:
Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. М.: Сфера, 2013.
Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005.
Бабкина Н. В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №2. С. 53-59.
Бабкина Н. В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от диагностики к особым образовательным потребностям // Педагогика и психология образования. 2016. № 2. С. 100111.
Бабкина Н. В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования.
2016. № 3
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ
ОБЕСПЕЧЕНИЮ
В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие методические разработки и пособия:
Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. М.: Сфера, 2013.
Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005.
Бабкина Н. В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №2. С. 53-59.
Бабкина Н. В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от диагностики к особым образовательным потребностям // Педагогика и психология образования. 2016. № 2. С. 100111.
Бабкина Н. В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования.
2016. № 3.
Вильшанская А. Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология.-2005.-№ 2.-С.57-65.
Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования : метод.
пособие / О. Е. Грибова. - М. : Айрис-пресс : Айрис дидактика, 2005.
. Учебно-методическое пособие. Электронный ресурс. Режим доступа: Ьйр://п8рог1а1.ги/8Ько1а/коггек181оппауа-реёа§о§1ка/11Ьгагу/2014/10/18/гаЬо1а- 1о§ореСа-8-Се1хш-8-2ас1ег2пкоу.- Загл. с экрана.
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.: Изд-во Нац.
книжный центр, 2015. - 320 с.
Иншакова О. Б. Словарные слова в образах и картинках. Материал для фронтальной и индивидуальной работы с уч-ся 1 -2 классов. В 2 ч. Метод. пособие. М.: Владос, 2004.
Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи у младших школьников и их коррекция. Любое издание.
Шевченко, С. Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического развития //Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С. Г. Шевченко. М.: Аркти, 2004.-С.105-144.
Материально-техническое обеспечение Касса букв и слогов. Разрезные азбуки, таблицы слогов. Тетради, ручки, карандаши. Трафареты.
Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).
Сигнальные карточки.
Разноцветные фишки, полоски для составления схем. Разнообразный демонстрационный материал. Серии сюжетных картин. Логопедическое зеркало.
Логопедические зонды для постановки звуков.
Доска с набором магнитов.
Магнитофон и набор аудиозаписей.
13