12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Блинова Светлана Юрьевна262 Россия, Хабаровский край, п. Де - Кастри |
Конспект урока русского языка в 9 классе
Тема: повторение и обобщение по теме «Сложносочиненные предложения».
Цель: обобщить знания о сложносочиненном предложении.
Задачи:
– образовательная: углубить представления обучающихся о сложносочиненных предложениях; научить отличать сложносочиненные предложения от других видов сложных предложений, научить расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении.
– развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания учащихся, формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний
– воспитательная: формирование чувство долга и ответственности за собственные результаты в учебе.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний
Техники и технологии: здоровьесберегающая технология, технология критического мышления
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, самоорганизация, умение планировать последовательность действий для достижения цели.
Регулятивные: самоконтроль, организация своей учебной деятельности, взаимоконтроль, развитие регуляции учебной деятельности, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений
Познавательные: формирование положительной мотивации, построение логической цепи рассуждений,
самостоятельное создание способов решения проблем, умение структурировать знания.
Методы обучения: работа с текстом, опорной таблицей, решение проблемных вопросов, практическая работа.
Оборудование
1.Раздаточный материал.
2. Компьютерная презентация.
Педагогические технологии: технология вторичного осмысливания знаний, практикум по вторичному закреплению, выработка умений по их применению.
Ход урока:
1 Организационный момент. Приветствие.
- Здравствуйте! Начнем наш урок. Надеюсь у всех хорошее настроение. Хочу ,чтобы все вынесли с урока только полезную информацию.(Слайд 1)
2. Проверка домашнего задания.
Словарный диктант. (на слайдах 2-8 лексическое значение слов,ученики записывают только слова)
Альтруизм,амбиция,индивидуальный,индивидуализм,компромисс,корректный,ординарный,пессимизм,эгоизм.
(взаимопроверка и оценивание по критериям)
Без ошибок - «5»
1 ошибка – «4»
2-3 ошибки – «3»
Листочки со словарным диктантом дети сдают.
3.Самоопределение
На слайде 10 записаны два предложения из стихотворений С.А. Есенина.
Я положил к твоей постели
Полузавядшие цветы,
И с лепестками помертвели
Мои усталые мечты.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть…
- Перед вами предложения из стихотворений известного поэта. Назовите его.
(называют). (Слайд 11)
-Я неслучайно заговорила о Есенине. В октябре 125 лет со дня его рождения.
(Заранее подготовленный ученик делает небольшое сообщение о Есенине).
-Чем эти предложения похожи?
- Правильно, это ССП. и сегодня обобщим изученный материал.
-Чем предложения различаются?
4. Постановка целей и задач урока. Формулировка темы. .(Слайд 12-13)
- Попробуйте сформулировать задачи нашего сегодняшнего урока
-отличать ССП от других видов сложных предложений и ПП с однородными членами
-находить ССП в тексте.
- расставлять знаки препинания в ССП
(запись в тетрадь темы урока)
-Для чего нам необходимы эти знания? (Подготовка к ОГЭ, пунктуационная грамотность)
На слайде 14 задание из ОГЭ
5. Актуализация знаний и фиксирование затруднений
1) Восстановление схемы "Виды сложных предложений"
- Восстановите схему. Озвучьте полученные результаты .(Слайд ы 15-16)
2) «Установи соответствия» (работа в парах).
-Вспомнить изученный материал о сложных предложениях поможет таблица, которую вам нужно составить. Работаем в парах (цифры должны совпасть с буквами).
1.Простые предложения - Г…это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.
2.Сложные предложения - Д… это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.
3.Сложносочинённые
предложения - А…это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.
4.Сложноподчинённые
предложения - Б… это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.
5.Бессоюзные
предложения - В … это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.
- Прочитайте полученные тексты. (Один ученик назначается экспертом и проверяет правильность выполненной работы) .(Слайд 17-18)
6. Физминутка ( Играет романс на стихи С.А. Есенина « Отговорила роща золотая».Ученики закрывают глаза и отдыхают) .(Слайд 20)
7.Запись домашнего задания (задание на выбор):
1) Написать эссе об осени, используя ССП.
2)Написать сочинение-миниатюру о
С.А.Есенине используя ССП. (Слайд 21)
8. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
1)повторить группы ССП по значению и союзам;
2) правила постановки знаков препинания в ССП
- Где мы можем найти ответы на эти вопросы?
9. Реализация выбранного проекта.
Заполни пробелы в таблице. Работа по рядам.(эксперт проверяет)
Основные группы ССП по союзам и значению
Значение | Союзы (примеры) | |
Противопоставление явлений | а, но, да =но, однако, зато не только ..., но и | |
Явления происходят одновременно или следуют одно за другим | и; да =и ни ..., ни тоже, также как ..., так и | |
Чередование явлений или возможность одного из двух или нескольких возможных | то ... то или либо то ли ... то ли не то ... не то |
.(Слайд 22-23)
- Запишите отрывок из стих-я С. Есенина.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
- Постройте схему предложения. (Один ученик у доски)
Схема. [ ], и [ ]. (Слайд 24)
-Внимание! (Слайд 25)
- Всегда ли в ССП перед союзом И ставится запятая? Расскажите, когда в ССП запятая перед И не ставится.
(Запятая в ССП не ставится:
Тренировочные упражнения. (Работа в группах)
Найдите предложения с пунктуационной ошибкой, докажите свою точку зрения. .(Слайд 26)
А) Поднялось солнце, и высушило росу на траве и листьях кустарника.
Б) Начало осени, и небо высокое и чуть-чуть вылинявшее на солнце.
В) Скромно вошла осень в берёзовую рощу, улеглась и сразу всё вокруг оделось в золотой наряд.
Г) На небе горели звёзды, и светила луна.
10. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
Конструирование предложений. (Слайд 27)
- Составьте из двух предложений одно ССП с общим второстепенным членом.
1) Когда это бывает? Осиновые листья ложатся лицом вверх. Белка строит гнездо низко. (Перед студёной зимой)
2) К какой осенней погоде? Звезды яркие. Закат желтый, золотистый или розовый. ( К ясной погоде)
3) Когда это бывает? Утром трава пахнет сильнее обычного. Листья ивы выделяют капельки влаги. ( Перед дождем)
Работа по тексту (раздаточный материал). (Слайд 28-29)
1)Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.
2)Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. 3)Тишина.4) Ни звука, ни ветерка. 5)Даже легкое облачко застыло в небе.
6) Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитан на своей картине «Золотая осень». 7)Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. 8)Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает. 9)Вот-вот задует холодный ветер-озорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный наряд.
10) Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. 11)Ведь наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении. (132 слова)
(По О. Туберовской)
-Тема текста. Основная мысль.
- Найдите ССП.
-Назовите предложения с обособленными членами предложения.
- Найдите во 2 абзаце слово с чередующейся гласной
-Объясните дефис в словах "осени-волшебницы", " ветер-озорник".
- Объясните правописание нн в выделенных словах.
Самопроверка.(Слайд 30)
(Листочки с работой по тексту сдаем на проверку)
7. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 31)
- Выполнили ли задачи, которые поставили перед собой в начале урока?
-Как вы оцениваете собственную работу на уроке?
- Ответ сформулируйте в виде сложносочиненного предложения.