12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Блинова Светлана Юрьевна262
Россия, Хабаровский край, п. Де - Кастри



Тема: повторение и обобщение по теме «Сложносочиненные предложения».

Цель: обобщить знания о сложносочиненном предложении.

Задачи:

– образовательная: углубить представления обучающихся о сложносочиненных предложениях; научить отличать сложносочиненные предложения от других видов сложных предложений, научить расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении.

– развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания учащихся, формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний

– воспитательная: формирование чувство долга и ответственности за собственные результаты в учебе.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний


Техники и технологии: здоровьесберегающая технология, технология критического мышления

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, самоорганизация, умение планировать последовательность действий для достижения цели.

Регулятивные: самоконтроль, организация своей учебной деятельности, взаимоконтроль, развитие регуляции учебной деятельности, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Познавательные: формирование положительной мотивации, построение логической цепи рассуждений,

самостоятельное создание способов решения проблем, умение структурировать знания.

Методы обучения: работа с текстом, опорной таблицей, решение проблемных вопросов, практическая работа.

Оборудование

1.Раздаточный материал.

2. Компьютерная презентация.

Педагогические технологии: технология вторичного осмысливания знаний, практикум по вторичному закреплению, выработка умений по их применению.

Ход урока:

1 Организационный момент. Приветствие.

- Здравствуйте! Начнем наш урок. Надеюсь у всех хорошее настроение. Хочу ,чтобы все вынесли с урока только полезную информацию.(Слайд 1)

2. Проверка домашнего задания.

Словарный диктант. (на слайдах 2-8 лексическое значение слов,ученики записывают только слова)

Альтруизм,амбиция,индивидуальный,индивидуализм,компромисс,корректный,ординарный,пессимизм,эгоизм.

(взаимопроверка и оценивание по критериям)

Без ошибок - «5»

1 ошибка – «4»

2-3 ошибки – «3»

                                                     4 и более – «2» .(Слайд 9)

Листочки со словарным диктантом дети сдают.

3.Самоопределение

На слайде 10 записаны два предложения из стихотворений С.А. Есенина.

Я положил к твоей постели

Полузавядшие цветы,

И с лепестками помертвели

Мои усталые мечты.


В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть…


- Перед вами предложения из стихотворений известного поэта. Назовите его.

(называют). (Слайд 11)

-Я неслучайно заговорила о Есенине. В октябре 125 лет со дня его рождения.

(Заранее подготовленный ученик делает небольшое сообщение о Есенине).

-Чем эти предложения похожи?

- Правильно, это ССП. и сегодня обобщим изученный материал.

-Чем предложения различаются?

4. Постановка целей и задач урока. Формулировка темы. .(Слайд 12-13)

- Попробуйте сформулировать задачи нашего сегодняшнего урока

-отличать ССП от других видов сложных предложений и ПП с однородными членами

-находить ССП в тексте.

- расставлять знаки препинания в ССП

(запись в тетрадь темы урока)


-Для чего нам необходимы эти знания? (Подготовка к ОГЭ, пунктуационная грамотность)

На слайде 14 задание из ОГЭ

5. Актуализация знаний и фиксирование затруднений

1) Восстановление схемы "Виды сложных предложений" 

- Восстановите схему. Озвучьте полученные результаты .(Слайд ы 15-16)

2) «Установи соответствия» (работа в парах).

-Вспомнить изученный материал о сложных предложениях поможет таблица, которую вам нужно составить. Работаем в парах (цифры должны совпасть с буквами).

1.Простые предложения - Г…это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.

2.Сложные предложения - Д… это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

3.Сложносочинённые

предложения - А…это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.

4.Сложноподчинённые

предложения - Б… это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

5.Бессоюзные

предложения - В … это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.


- Прочитайте полученные тексты. (Один ученик назначается экспертом и проверяет правильность выполненной работы) .(Слайд 17-18)

6. Физминутка ( Играет романс на стихи С.А. Есенина « Отговорила роща золотая».Ученики закрывают глаза и отдыхают) .(Слайд 20)

7.Запись домашнего задания (задание на выбор):

1) Написать эссе об осени, используя ССП.

2)Написать сочинение-миниатюру о

С.А.Есенине используя ССП. (Слайд 21)

8. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.


1)повторить группы ССП по значению и союзам;

2) правила постановки знаков препинания в ССП

- Где мы можем найти ответы на эти вопросы?

9. Реализация выбранного проекта.


Заполни пробелы в таблице. Работа по рядам.(эксперт проверяет)


Основные группы ССП по союзам и значению

Группы союзов по значению

Значение

Союзы (примеры)


Противопоставление явлений

а, но, да =но, однако, зато

не только ..., но и


Явления происходят одновременно или следуют одно за другим

и; да =и

ни ..., ни

тоже, также

как ..., так и


Чередование явлений или возможность одного из двух или нескольких возможных

то ... то

или

либо

то ли ... то ли

не то ... не то


.(Слайд 22-23)

- Запишите отрывок из стих-я С. Есенина.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.


- Постройте схему предложения. (Один ученик у доски)


Схема. [   ], и [    ]. (Слайд 24)


-Внимание! (Слайд 25)

- Всегда ли в ССП перед союзом И ставится запятая? Расскажите, когда в ССП запятая перед И не ставится.

(Запятая в ССП не ставится:

Тренировочные упражнения. (Работа в группах)

Найдите предложения с пунктуационной ошибкой, докажите свою точку зрения. .(Слайд 26)

А) Поднялось солнце, и высушило росу на траве и листьях кустарника.

Б) Начало осени, и небо высокое и чуть-чуть вылинявшее на солнце.

В) Скромно вошла осень в берёзовую рощу, улеглась и сразу всё вокруг оделось в золотой наряд.

Г) На небе горели звёзды, и светила луна.

10. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Конструирование предложений. (Слайд 27)

- Составьте из двух предложений одно ССП с общим второстепенным членом.

1) Когда это бывает? Осиновые листья ложатся лицом вверх. Белка строит гнездо низко. (Перед студёной зимой)

2) К какой осенней погоде? Звезды яркие. Закат желтый, золотистый или розовый.   ( К ясной погоде)

3) Когда это бывает? Утром трава пахнет сильнее обычного. Листья ивы выделяют капельки влаги. ( Перед дождем)

Работа по тексту (раздаточный материал). (Слайд 28-29)

1)Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.
 2)Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. 3)Тишина.4) Ни звука, ни ветерка. 5)Даже легкое облачко застыло в небе.
     6) Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитан на своей картине «Золотая осень». 7)Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью
овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. 8)Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает. 9)Вот-вот задует холодный ветер-озорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный наряд.
     10) Всматриваясь в полотно,
написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. 11)Ведь наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении. (132 слова)

      (По О. Туберовской)

-Тема текста. Основная мысль.

- Найдите ССП. 

-Назовите предложения с обособленными членами предложения.

- Найдите во 2 абзаце слово с чередующейся гласной 

-Объясните дефис в словах "осени-волшебницы", " ветер-озорник".

- Объясните правописание нн в выделенных словах.

Самопроверка.(Слайд 30)

(Листочки с работой по тексту сдаем на проверку)

7. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 31)

- Выполнили ли задачи, которые поставили перед собой в начале урока?

-Как вы оцениваете собственную работу на уроке?

- Ответ сформулируйте в виде сложносочиненного предложения.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.