Конспект урока с мультимедийным сопровождением «Обобщения знаний по теме «Лексика» 5 класс»

2
0
Материал опубликован 16 January

Обобщающий урок по теме "Лексика".5 классPPT / 91 Кб

/data/files/i1736988693.ppt (Обобщающий урок по теме "Лексика".5 класс)Конспект урока с мультимедийным сопровождением


«Обобщения знаний по теме «Лексика» 5 класс»


Тема: Обобщающий урок

Цели:

 обобщение  и систематизация  знаний, полученных  в процессе  изучения  данной  темы;

обогащение  словарного  запаса обучающихся;

коррекция речи, памяти, внимания, мышления, навыков самоконтроля;

развитие речевой и мыслительной деятельности обучающихся;

воспитание  потребности  пользоваться  словарём; 

воспитание гармонически развитой, лингвистически компетентной личности .

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: высказывания о величии русского языка; мультимедийная доска, толковые словари, раздаточный материал; иллюстрации учащихся к собственным сочинениям.

Мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем

И внукам дадим…

                                                                                                                      А.Ахматова

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

II.Объявление темы и целей урока

Учитель. Ребята, вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по стране Лексика. А на сегодняшнем уроке мы должны повторить все, что узнали во время этого путешествия. Мы будем продолжать учиться работать со словарем, использовать в своей речи слова в прямом и переносном значении, омонимы, синонимы, антонимы. Постараемся следовать совету Максима Горького: «Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон».


III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Наша задача: научиться правильно и красиво говорить по-русски, постигая законы синтаксиса, фонетики, лексики и других разделов языка; узнавать как можно больше слов, обогащая свой словарный запас.

К.Г.Паустовский так писал о языке: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки,  спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

IV. Работа над темой урока.

Работа с эпиграфом.

Прочитайте эпиграф, объясните, о чем будет идти речь на уроке. (Будем говорить о слове, о русской речи, о красоте и величии русского языка).

Повторение требований к хорошей речи

Беседа

Учитель. Дайте развернутые ответы на вопросы.

Что такое лексика? Лексикология? Лексикон?

Что вы знаете о словарях?

Расскажите о слове и его значении.

На какие две группы делят слова по количеству значений?

Дайте определение понятий омонимы, синонимы, антонимы.

Толкование слов

( На каждой парте лежит толковый словарь русского языка)

Учитель. Вы уже знаете, что словари – наши верные друзья и помощники. Без словарей и справочников в наши дни не обойдешься. К друзьям обращаются в трудную минуту за помощью. И нам сейчас придется обратиться к словарям за помощью.

Найдите толкование слов: язык, речь, слово, словарь.

Язык. 1. Орган в полости рта.

Металлический стержень в колоколе.

Язык – орудие общения людей.

Язык – то же, что и народ.

Речь. 1.Способность говорить, говорение (владеть речью).

2. Разновидность, стиль языка (устная речь).

3. Разговор, беседа (дружеские речи).

4. Публичное выступление (выступать с речью).

Слово. 1. Единица языка, служащая для названия отдельного понятия.

Способность говорить (дар слова).

Разговор, беседа.

Устное выступление.

Текст к музыкальному произведению.

Словарь. 1. Сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснением, толкованием (русско-английский словарь)

2. Совокупность всех слов какого-нибудь языка, произведений автора (словарь А.С. Пушкина).

Учитель. Ребята, вспомните примеры пословиц со словами язык, слово, речь.

Примеры пословиц

Слово не стрела, а пуще стрелы разит.

На языке мед, а под языком лед.

Не ножа бойся, а языка.

Язык мой – враг ой.

Языком болтай – рукам воли не давай.

Не спеши языком – торопись делом.

Язык губит, язык и голубит.

Острый язык – дарование, длинный язык – наказание.

За твоим языком не поспеешь босиком.

Хороша веревка длинная, а речь короткая.

Доброе слово, что дождь в засуху.

Слово – серебро, молчание- золото.

Больше верь делам, чем словам.

Не бросай слов на ветер.

Будь хозяином своему слову.

Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.

Хорошее слово всегда к месту.

Доброе слово железные ворота отопрет.

Где много слов, там мало дела.

Умную речь хорошо слушать.

Практическая работа

Однозначность и многозначность слов

1). Определите, какие из данных слов однозначные, какие многозначные. Составьте с ними предложения.

Язык, речь, слово, словарь.

2). Прочитайте высказывания о величии русского языка (записаны на доске), сделайте вывод.

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки,  спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы… (К.Г.Паустовский)

Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон (М. Горький).

Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово (А.Ахматова).


3. Многозначность – один из главных источников обогащения языка. К сегодняшнему уроку были подготовлены стихотворения о многозначности слов. Постарайтесь объяснить, сколько значений имеет существительное «дорога», глаголы «ставить», «идет».

ДОРОГА

Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах.
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами…
И вот уж пополнилось новым
Значеньем привычное слово.
Представьте: готова ракета
К прыжку на другую планету,
Прощаясь с ее экипажем,
Стоящим у звезд на пороге,
Мы просто и буднично скажем:
- До встречи! Счастливой дороги!
Подумайте только: как много
Значений у слова «дорога»!

(В.В.Остен)

Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном.
Он растит такую рожь -
С головой в неё уйдёшь.
Ставит счётчики монтёр.
Ставит фильмы режиссёр.
Снял он сказку «Колобок»,
Чтобы ты увидеть мог.
Мама ставит пироги.
Подойди и помоги.
А диагноз ставит врач:
«Просто насморк. Спи, не плач!»
Если кончился рассказ,
Ставить точку самый раз.

(Г.Н.Демыкина)

ХОДИТЬ

«Ходить»: идут часы, показывая время,
Оно себе идёт, не глядя в циферблат,
В мартеновских печах идёт процесс горенья
Приходят мысли в мозг, приходит час расплат.
Идут и дождь и снег, в народе ходят слухи,
По телеку кино идёт промеж реклам,
И ходит ходуном изба от медовухи,
Ударившей в башку на свадьбе мужикам.
Когда в полночный час ко мне приходят Музы,
Не сделав по пути коварный ход конём,
Потоки нужных слов проходят через шлюзы,
Что в ходе мелких дел закрыты были днём.

(Г.Солодилов)

Запишите словосочетания, которые вы запомнили из текстов стихотворений.

Дорога – дорога в космос, автострада, шаг альпиниста, след корабля.

Ставить – диагноз, опыты, счетчики, пироги.

Идти – идут часы, процесс горенья, дождь, снег, кино.

4) Назовите слова, возникшие в языке совсем недавно. (Компьютерные технологии, интерактивные методы, плазменные экраны).

5). Можем ли мы создавать новые слова? (Ответы учащихся).

6). Послушайте стихотворение И.П.Токмаковой «Новые слова» и скажите, удалось ли мальчику придумать новое слово.

Ложка – это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошёл.
А я придумал слово,
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова –
Плим, плим, плим…
Вот прыгает и скачет –
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим, плим.

(Плим – это не слово, оно не имеет смысла).

Узнавать новые слова – значит узнавать их лексическое значение. В какой части слова заключено его лексическое значение?

7) Прослушайте стихотворение Бэлы Беловой «Корень слова». Подберите однокоренные слова к выделенным словам.

Что такое «корень слова»

Мы узнали, что такое

«КОРЕНЬ СЛОВА»!

Корень – это сила!

Стержень слова.

От корня начинаются слова,

Как веточки живые – от ствола.

 Произошли от корня СВЕТ:

Светлана, светлая, рассвет.

От небольшого слова ХОД –

Восход, походный, луноход.

Произошли от корня ЧЕЛОВЕК

Слова большие:

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

От корня мускулистого ОТЕЦ –

Слова заветные:

ОТЧИЗНА И ОТЕЧЕСТВО.

а) Человек - … (человечность, человечество);

б) Язык - … (язычок, языкастый, языковой);

в) Отец - … (Отечество, отчизна);

г) Слово … (словечко, словарный, бессловесный, послесловие).

8). Исправьте лексические ошибки.

а) Город потопает в зелени (утопает).

б) Цветы перецвели (отцвели).

в) Снег пухнастый (пушистый).

г) Я пил чай с медвяным пряником (медовым).

Переносное значение слова.

Что такое метафора? (Употребление слов или оборотов речи в переносном значении называется метафорой. Метафора строится на сходстве признаков)

Найдите в предложениях метафоры.

Иней лег на ветки ели,

Иглы за ночь (побелели).

Деревья скрыла седина,

И наступила (тишина).

3. Прочитайте поэтические строки, где слова употребляются в переносном значении.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес…

И стоит береза в темной тишине,

И горят снежинки в золотом огне...

Объясните постановку запятой, разберите предложения по членам предложения, охарактеризуйте их.

Синонимы, антонимы, омонимы

Подберите синонимы к данным словам. Составьте синонимические ряды.

Разговаривать вежливо (культурно, спокойно, доброжелательно).

Простите (извините).

Всего хорошего (всего доброго, до свидания, прощайте).

Спасибо (Благодарю, позвольте вас поблагодарить, разрешите поблагодарить).

Докажите, что данные слова – омонимы.

Тушить (костер, овощи).

Дисциплина (трудовая, школьника, гуманитарные дисциплины).

Выдержка (проявлять выдержку, быть терпеливым, выдержка из текста).

Топить (печку, корабль).

Найдите омонимы- отгадки.

а) Я от солнца, от огня,

яркий луч печет меня,

но бывает смысл иной:

весь огромный шар земной.

(Свет – свет)

б) Я – все то, что есть на свете,

все народы на планете;

Мой омоним – враг войны.

Друг труда и тишины.

( Мир – мир)

Продолжите пословицы, подбирая антонимы.

а) Язык губит, … (язык и голубит);

б) Острый язык – дарование, … (длинный язык – наказание);

в) Учение свет, а… (неученье – тьма);

г) Где много слов, .. (там мало дела);

д) Книга в счастье украшает , а … (в несчастье утешает);

ж) Хорошая веревка длинная, а речь… (короткая)

Отгадайте следующие загадки.

а) Я – антоним к слову «зной»,

Я в реке , в тени густой

И в бутылках лимонада,

А зовут меня …(прохлада).


б) Я – антоним к слову «смех»

Не от счастья и утех,

А бываю поневоле

От несчастья и от боли.

От обид и неудач.

Догадались? Это… (плач).


в) Не бываю без начала,

Близкий родственник причала.

Делу всякому венец

Называюсь я… (конец).


г) Я – антоним шума, стука,

Без меня нам ночью мука,

Я – для отдыха, для сна.

Называюсь… (тишина)


Работа с текстом


Прослушайте отрывок из книги Л.В. Успенского « Слово о словах» (о роли языка в нашей жизни).

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки — это язык. 

Потом ребенок идёт в школу. В рассказах учителей, на страницах книг раскрывается перед ним отраженная в слове огромная вселенная. Он узнает о том, что было сто или тысячу лет назад, что происходит на экваторе или в Арктике. И все это благодаря языку. Давайте же глубоко изучать его, чтобы речь каждого из нас была достойна великой истории этого могучего, свободного языка.

Докажите, что это текст.

Перечислите признаки текста.

Какое заглавие можно подобрать к этому тексту


Напишите мини-сочинение в форме сказки на одну из тем:

«Сказочная страна Лексика».

«В королевстве волшебных слов».

«Путешествие в страну Антонимов».

«Путешествие в страну Синонимов».

«Путешествие в страну Омонимов».

«Путешествие в страну Лексики»

(Учитель заслушивает две-три работы, одну-две рецензии на них)


V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

​​​​​​​ Рефлексия


Какие задания на уроке вам
понравилось выполнять?

Что нового по теме для себя вы
узнали?
Что вызвало затруднения?
Как бы оценили свою работу?

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Закончить работу над сочинением.





Обобщающий урок по теме

Обобщающий урок по теме "Лексика".5 классPPT / 91 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации