Конспект урока с мультимедийным сопровождением на тему «Лиса» (1 класс)
Технологическая карта урока
Предмет: Ручной труд.
Класс: 1
Тема урока: «Конструирование в технике оригами. Лиса.»
Тип урока: комбинированный урок
Блок целеполагания
Цель:
|
– создание условий для формирования умений работы с бумагой. |
|
Задачи: |
||
коррекционно-образовательные |
Закреплять ранее полученные навыки по работе с бумагой; Закреплять приемы обработки бумаги: «сложить», «развернуть»; |
|
коррекционно-развивающие |
Корригировать и развивать мелкую моторику рук; Формировать умения анализировать образец объемного многодетального изделия с помощью учителя. |
|
коррекционно-воспитательные |
Формировать мотивацию к трудовой деятельности, к бережному отношению к инструментам и материалам; Воспитывать ответственное отношение к работе, аккуратность, навыки межличностного общения. |
|
Планируемые образовательные результаты |
||
Предметные результаты: |
||
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
|
Знает: правила организации рабочего места; названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда: бумага, картон названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда: ножницы, бумага. некоторые технологические приемы ручной обработки поделочных материалов; Умеет: самостоятельно организовать свое рабочее место с помощью педагога (инструкция); анализировать объект для изготовления, выделять и называть его признаки и свойства; |
Знает: правила организации рабочего места, в полном объёме; как самостоятельно организовать свое рабочее место; Умеет: изготавливать самостоятельно поделку из бумаги с помощью педагога. Работать с разнообразной наглядностью: определять план работы над изделием с опорой графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
|
|
Личностные результаты: |
||
обладает положительным отношением и интерес к труду; понимает красоту в труде, в окружающей действительности; осознаёт своё достижение в области трудовой деятельности; способность к самооценке; умеет выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности;
|
||
Базовые учебные действия (БУД): |
||
Личностные
|
положительное отношение к окружающей действительности; готовность к организации взаимодействия с действительностью и эстетическому ее восприятию; самостоятельность в выполнении учебных заданий. |
|
Коммуникативные
|
вступать в контакт и работать в коллективе; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности. |
|
Регулятивные |
соблюдать правила внутреннего распорядка (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты); выполнять задания, данные педагогом; соотносить свои действия и их результаты с образцами, оценивать самому. |
|
Познавательные
|
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; делать простейшие обобщения и сравнивать на наглядном материале; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение). |
Инструментальный блок
Основные понятия |
Предметные: бумага, треугольник, прямоугольниик. Метапредметные: работа с материалом, анализ образца, выполнение самостоятельно работы по примеру. |
Межпредметные связи |
Изобразительное искусство, чтение, математика, мир природы и человека. |
Формы организации |
Индивидуальные и фронтальные. |
Виды деятельности: |
Закрепляют приемы оригами: «сложить», «развернуть»; Выполняют отдельные детали фигурок; Соединяют детали в заданной последовательности; Изготавливают подделки конструктивным способом. |
Технология |
Традиционный урок, личностно-ориентированный подход в обучении, здоровьесберегающие технологии, ИКТ. |
Оборудование |
Для учителя: Презентация «Оригами Лисы» или цветные иллюстрации технологических операций, фото животных, выполняемых при практической части, технологическая карта, инструкции по технике безопасности. Для обучающихся: образец изделий, бумага разных цветов, ножницы, карандаши. |
Организационно-деятельностный блок
Этап, время |
Действия педагога |
Действия обучающихся |
Методы и приёмы |
Планируемые результаты |
Организационный этап. (2 мин)
Организация рабочего места.
|
Педагог приветствует обучающихся. «Прозвенел звонок - начинается урок. Первый ряд сел за парты тихо-тихо. И второй ряд сел за парты тихо-тихо. И на меня все посмотрели.» Педагог рассаживает по местам, проверяют правильно ли все сидят, проверяет готовность к уроку и напоминает правила поведения на уроке: П: «На уроке тишина. Помним вместе мы всегда: Если хочешь отвечать – руку нужно поднимать. Спинку выпрямляем. Урок мы начинаем.»
|
Здороваются, слушают стихотворения и подготавливают своё место к уроку. |
Словесный (беседа).
|
БУД. Л: - готовность к организации взаимодействия с действительностью и эстетическому ее восприятию; БУД. К: - вступать в контакт и работать в коллективе; БУД. Р: - соблюдать правила внутреннего распорядка (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты); Предметные. Мин. Ур. Знает: - правила организации рабочего места; Умеет: - самостоятельно организовать свое рабочее место с помощью педагога (инструкция); Дост. Ур. Знает: - правила организации рабочего места, в полном объёме; - как самостоятельно организовать свое рабочее место; |
Выяснение (сообщение) темы урока. Актуализация знаний. (9 мин)
|
Привлекает внимание к отвёрнутой фотографии на доске (прил.2), предлагает угадать что на ней отгадав загадку «Ловко прячется в лесу, любит прятаться в нору! Хитрая и рыжая она. И зовут её… (Лиса)». П: «Верно! Это Лиса!». Переворачивает фотографию. «Вот такая у нас красивая лисица на картинке» Педагог просит показать и отметить части из которых состоит кот, её конечности, уши, туловище глаза. А потом спрашивает, как думают обучающиеся, какая тема сегодняшнего урока и деятельности. Как вы это поняли, что это лиса? (Рыжая, прячется в норе) Вся ли она рыжая? Какие ещё цвета вы видите на теле лисы? (Коричневый, белый) Чем она покрыта? (Шубкой) Какой у неё мех? (Пушистый) Где её голова? (Да сверху) Какой формы её мордочка? (Треугольная) Что на её мордочке ещё есть? (Глаза и рот) Сколько глаз? (Два) Сколько носов? (Один) Что у неё находится сверху на голове? (Ушки) Какой формы ушки? Сколько их? (Треугольные, Два) Покажите её лапы. Сколько у лисы лап? (Четыре) Какого они цвета? (Черные) Что на конце у лапы? (Когти) Какие у неё когти? (Острые) Какой у неё хвост? (Большой, пушистый) Как думаете для чего ей хвост? (Чтобы было тепло.) Где они живут? (В норах) Чем они питаются? Вы видели лис? П: «На прошлой неделе мы с вами изготовили вот такие предметы. Что это такое?» Демонстрирует подделки из бумаги. Детям предлагает назвать/показать знакомые части (соотнести с предметами на партах, столе учителя), сказать, для чего они нужны (ножницы – для разрезания бумаги). П: «Сегодня продолжим работать в технике оригами. А что именно, мы будем делать? Как вы думаете?» П: «Правильно. Сегодня мы будем делать фигурку «Лисицы».
|
Обучающиеся отвечают на вопросы, угадывают загадку и определяют о чём идёт речь. Слушают педагога, рассматривают картинку, проводят анализ. Соотносят предметы на партах с картинками на доске. |
Объяснение, беседа. Загадка. Вопросы. Формулировка темы урока, худ. Слово. Развитие памяти во время припоминания. Соотнесение картинок с образцом. Наглядный (развитие зрительного восприятия при анализе изображений). Логические (сравнение объектов, выявление признаков). |
БУД. Л: - готовность к организации взаимодействия с действительностью и эстетическому ее восприятию; БУД. К: - вступать в контакт и работать в коллективе; БУД. Р: - соблюдать правила внутреннего распорядка (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты); БУД. П: - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - делать простейшие обобщения и сравнивать на наглядном материале; - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; Предметные. Мин. Ур. Знает: - названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда - некоторые технологические приемы ручной обработки поделочных материалов; Умеет: - анализировать объект для изготовления, выделять и называть его признаки и свойства; - определять способы соединения деталей; - работать с доступным материалом: бумагой. Дост. Ур. Умеет: - работать с разнообразной наглядностью: определять план работы над изделием с опорой графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; |
Изучение познавательных сведений. Анализ образца изделия. (10 мин)
|
П: «Давайте посмотрим из чего будет состоять наша лиса?» Педагог проводит анализ образца изделия. Педагог просит показать и отметить части из которых состоит изделие «Лиса», её конечности, уши, туловище глаза. Далее педагог проводит анализ образца изделия с показом последовательности действия. Уточная, что сначала, что в средине, что потом. П: «Сначала берем лист бумаги под цвет шубки лисы. Кладём на стол перед собой, таким образом. И так, дети, покажите, где находится сама короткая и длинная сторона? (По бокам короткие, сверху и снизу длинные) Как они называются? (Ширина и Длина) Верно». П: «Теперь складываем короткую сторону с длинной, чтобы они соприкоснулись и получился треугольник». П: «Теперь проводим карандашиком по линии где цветная сторона соприкасается с не цветной. И складываем». П: «Разворачиваем и отрезаем эту часть. Так чтобы у нас получился квадратик с равными сторонами. Убираем в сторону отрезанный прямоугольник». П: «Складываем ещё раз, теперь другой стороной». П: «Выворачиваем цветной стороной наружу». П: «Находим средину треугольника. Складываем уголок с срединой». П: «Тоже самое мы делаем со второй стороной». П: «Складываем сгибом наружу ромб, чтобы получить треугольник» П: «Разворачиваем так, чтобы правой стороны были 3 листика». П: «Берем один из листов и отворачиваем в лево, так как я показываю». П: «Находим и отгибаем треугольник по средине». П: «Вгибаем во внутрь треугольник и получаем мордочку с ушками». П: «Рисуем носик в конце мордочки и посредине мордочки - сощуренные глазки». П: «Складываем бочок треугольника, чтобы получить хвостик». П: «Таким образом мы получаем лису, Которую можем поставить на стол и она будет держаться за счет хвоста». Демонстрируется пиктограмма «Оригами». Педагог фиксирует внимание обучающихся на количестве деталей, прося напомнить сколько лап, голов и глаз у лисы. Убирает с доски фото Лисы и ставит фото. П: «А чтобы пальцы нас слушались, сделаем для них несколько упражнений.»
|
Обучающиеся наблюдают за наглядным материалом и отвечают на вопросы. Называют слова или показывают предметы в окружении имеющие такие же формы. |
Объяснение, беседа, Вопросы. Формулировка темы урока, худ. Слово чтение пиктограмм через наглядный пример и практическое выполнение задания. Актуализация изученного материала. Логические (сравнение объектов, выявление признаков), Организационные (беседа по плану, работа фронтальная)
|
БУД. Л: - готовность к организации взаимодействия с действительностью и эстетическому ее восприятию; БУД. К: - вступать в контакт и работать в коллективе; БУД. Р: - соблюдать правила внутреннего распорядка (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты); БУД. П: - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - делать простейшие обобщения и сравнивать на наглядном материале; - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; Предметные. Мин. Ур. Знает: - некоторые технологические приемы ручной обработки поделочных материалов; Умеет: - анализировать объект для изготовления, выделять и называть его признаки и свойства; - определять способы соединения деталей; - работать с доступным материалом: бумагой. Дост. Ур. Знает: Умеет: - работать с разнообразной наглядностью: определять план работы над изделием с опорой графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; |
Физминутка (пальчиковая гимнастика) (2 мин) |
Демонстрирует образец выполнения упражнений для пальцев рук, помогает детям, у которых не получается. |
По возможности, повторяют за учителем. |
Наглядный и практический метод (развитие мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия.) |
БУД. Р: - соблюдать правила внутреннего распорядка; Выполнение действий по образцу, данные преподавателем (с контролирующей помощью учителя). |
Выполнение изделия по инструкции учителя, чередующейся с показом приемов работы. (10 мин)
|
Педагог просит учеников проверить всё ли у них на столе. Педагог фиксирует внимание обучающихся на количестве деталей, прося напомнить сколько лап, голов и глаз у лисицы. П: «Что же нам нужно для этого? Достаньте цвет, показанный на картинке. Какие части есть у лисы?» Помогает педагог при необходимости. Демонстрирует действия поэтапно помогая детям. Педагог проверяет и помогает. Обучающиеся повторяют. После того как большая часть детей выполняют задание педагог останавливает их. П: «Покажите, как выполнили, и я подойду. Можете размять пальчики. Молодцы! Давайте немного отдохнем.» |
Обучающиеся выполняют задания преподавателя. Проверяют наличие у себя на парте нужных предметов и сообщают (словами, жестом), если чего-то нет. Оценивают свое изделие. Повторяют поэтапно действия учителя. Расставляют изделия по образцу учителя. Кто не справился – работает с реальными предметами.
|
Вопросы. Объяснение. Поэтапное формирование умственных действий. Логические (сравнение объектов, выявление признаков), технические (использование различного учебного оборудования). Словесный (беседа). Соотнесение картинок с образцом (предметом). Наглядный (развитие зрительного восприятия при анализе изображений) Практический (применение нового знания на практике) |
БУД. Л: - самостоятельность в выполнении учебных заданий. БУД. Р: - соблюдать правила внутреннего распорядка (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты); выполнять задания, данные педагогом; - соотносить свои действия и их результаты с образцами, оценивать самому. БУД. П: - делать простейшие обобщения и сравнивать на наглядном материале; - работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение). Предметные. Мин. Ур. Знает: - некоторые технологические приемы ручной обработки поделочных материалов; Умеет: - анализировать объект для изготовления, выделять и называть его признаки и свойства; - определять способы соединения деталей; - работать с доступным материалом: бумагой Дост. Ур. Умеет: - изготавливать самостоятельно поделку из бумаги с опорой на план, представленный в учебнике. - работать с разнообразной наглядностью: определять план работы над изделием с опорой графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; - устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; Лич.: - обладает положительным отношением и интерес к труду; - понимает красоту в труде, в окружающей действительности; - осознаёт своё достижение в области трудовой деятельности; способность к самооценке; |
Оценка проделанной работы. Рефлексия. (3 мин)
|
Педагог повторяет словесно с обучающимися части «Лисы» на примере образца. А после предлагает каждому обучающемуся оценить свою работу и объяснить свою оценку. Педагог отмечает отличие каждой работы и ценность этого, что в этом своя особая красота. Всех обучающихся педагог просит выставить получившихся лисиц вместе на полянку, чтобы они вместе играли. (Обучающиеся выставляют аккуратно, оставляя место для друг друга.) П: «Итак, ребята, чем мы сегодня занимались? Показывает пиктограммы «складывать», «отрезать». Что мы еще делали? Какие предметы стоят на ваших столах? Для чего они нужны? Давайте по желанию кто-нибудь подведёт итоги. Я прошу вас продолжить высказывания: Я узнал … Мне было сложно… Мне понравилось …» П: «И на этом мы заканчиваем. Спасибо за урок. Давайте аккуратно уберем свои рабочие места, а потом вы можете отдыхать.» |
Называют (показывают) предметы, которые берет педагог и отвечают на вопросы. Проверяют порядок предметов на своей работе, корректируют. Отвечают, складывали в технике оригами «Лисицу»; Узнали или повторили строение лисов. Отвечают, для чего нужны бумага, ножницы. |
Объяснение, беседа, Вопросы. Самостоятельная работа с самопроверкой. Анализ и наблюдение Организационные (беседа по плану, работа индивидуальная, фронтальная) Содержательная, коллективная и индивидуальная устная рефлексия; Подведение итогов. Уборка рабочего места. Выставление оценок. |
БУД. Л: - готовность к организации взаимодействия с действительностью и эстетическому ее восприятию; - положительное отношение к окружающей действительности; БУД. К: - вступать в контакт и работать в коллективе; БУД. Р: - соблюдать правила внутреннего распорядка (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты); БУД. П: - делать простейшие обобщения и сравнивать на наглядном материале; - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; Дост. Ур. Умеет: - устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; Лич.: - обладает положительным отношением и интерес к труду; - понимает красоту в труде, в окружающей действительности; - осознаёт своё достижение в области трудовой деятельности; способность к самооценке; - умеет выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится». |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 1 - 4 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2022-2023 учебный год (Вариант 1)
Кузнецова Л. А. Технология. Ручной труд. Методические рекомендации. 1–4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. Программы. М., 2020. 369 с.
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026 Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
1 Мультимедийное сопровождение к конспекту урока "ЛИСА"PPTX / 11.02 Мб
Вовк Елена Александровна
Смирнова Виктория Олеговна