Тема урока: «Конструирование в технике оригами. Лиса.»
Тип урока: комбинированный урок
Блок целеполагания
Цель:
– создание условий для формирования умений работы с бумагой.
Задачи:
коррекционно-образовательные
Закреплять ранее полученные навыки по работе с бумагой;
Закреплять приемы обработки бумаги: «сложить», «развернуть»;
коррекционно-развивающие
Корригировать и развивать мелкую моторику рук;
Формировать умения анализировать образец объемного многодетального изделия с помощью учителя.
коррекционно-воспитательные
Формировать мотивацию к трудовой деятельности, к бережному отношению к инструментам и материалам;
Воспитывать ответственное отношение к работе, аккуратность, навыки межличностного общения.
Планируемые образовательные результаты
Предметные результаты:
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Знает:
правила организации рабочего места;
названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда: бумага, картон
названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда: ножницы, бумага.
некоторые технологические приемы ручной обработки поделочных материалов;
Умеет:
самостоятельно организовать свое рабочее место с помощью педагога (инструкция);
анализировать объект для изготовления, выделять и называть его признаки и свойства;
Знает:
правила организации рабочего места, в полном объёме;
как самостоятельно организовать свое рабочее место;
Умеет:
изготавливать самостоятельно поделку из бумаги с помощью педагога. Работать с разнообразной наглядностью: определять план работы над изделием с опорой графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
Личностные результаты:
обладает положительным отношением и интерес к труду;
понимает красоту в труде, в окружающей действительности;
осознаёт своё достижение в области трудовой деятельности; способность к самооценке;
умеет выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности;
Базовые учебные действия (БУД):
Личностные
положительное отношение к окружающей действительности;
готовность к организации взаимодействия с действительностью и эстетическому ее восприятию;
самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Коммуникативные
вступать в контакт и работать в коллективе;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
Регулятивные
соблюдать правила внутреннего распорядка (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты);
выполнять задания, данные педагогом;
соотносить свои действия и их результаты с образцами, оценивать самому.
Познавательные
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
делать простейшие обобщения и сравнивать на наглядном материале;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение).
Инструментальный блок
Основные понятия
Предметные: бумага, треугольник, прямоугольниик.
Метапредметные:работа с материалом, анализ образца, выполнение самостоятельно работы по примеру.
Межпредметные связи
Изобразительное искусство, чтение, математика, мир природы и человека.
Традиционный урок, личностно-ориентированный подход в обучении, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Оборудование
Для учителя: Презентация «Оригами Лисы» или цветные иллюстрации технологических операций, фото животных, выполняемых при практической части, технологическая карта, инструкции по технике безопасности.
Для обучающихся: образец изделий, бумага разных цветов, ножницы, карандаши.
Организационно-деятельностный блок
Этап, время
Действия педагога
Действия обучающихся
Методы и приёмы
Планируемые результаты
Организационный этап.
(2 мин)
Организация рабочего места.
Педагог приветствует обучающихся.
«Прозвенел звонок - начинается урок.
Первый ряд сел за парты тихо-тихо.
И второй ряд сел за парты тихо-тихо. И на меня все посмотрели.»
Педагог рассаживает по местам, проверяют правильно ли все сидят, проверяет готовность к уроку и напоминает правила поведения на уроке:
П: «На уроке тишина.
Помним вместе мы всегда:
Если хочешь отвечать –
руку нужно поднимать.
Спинку выпрямляем.
Урок мы начинаем.»
Здороваются, слушают стихотворения и подготавливают своё место к уроку.
Словесный (беседа).
БУД. Л: - готовность к организации взаимодействия с действительностью и эстетическому ее восприятию;
БУД. К: - вступать в контакт и работать в коллективе;
БУД. Р: - соблюдать правила внутреннего распорядка (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты);
Предметные. Мин. Ур.
Знает: - правила организации рабочего места; Умеет: - самостоятельно организовать свое рабочее место с помощью педагога (инструкция);
Дост. Ур.
Знает: - правила организации рабочего места, в полном объёме; - как самостоятельно организовать свое рабочее место;
Выяснение (сообщение) темы урока.
Актуализация знаний.
(9 мин)
Привлекает внимание к отвёрнутой фотографии на доске (прил.2), предлагает угадать что на ней отгадав загадку «Ловко прячется в лесу, любит прятаться в нору! Хитрая и рыжая она. И зовут её… (Лиса)».
П: «Верно! Это Лиса!». Переворачивает фотографию. «Вот такая у нас красивая лисица на картинке»
Педагог просит показать и отметить части из которых состоит кот, её конечности, уши, туловище глаза. А потом спрашивает, как думают обучающиеся, какая тема сегодняшнего урока и деятельности.
Как вы это поняли, что это лиса? (Рыжая, прячется в норе)
Вся ли она рыжая? Какие ещё цвета вы видите на теле лисы? (Коричневый, белый)
Чем она покрыта? (Шубкой)
Какой у неё мех? (Пушистый)
Где её голова? (Да сверху)
Какой формы её мордочка? (Треугольная)
Что на её мордочке ещё есть? (Глаза и рот)
Сколько глаз? (Два)
Сколько носов? (Один)
Что у неё находится сверху на голове? (Ушки)
Какой формы ушки? Сколько их? (Треугольные, Два)
Покажите её лапы. Сколько у лисы лап? (Четыре)
Какого они цвета? (Черные) Что на конце у лапы? (Когти) Какие у неё когти? (Острые)
Какой у неё хвост? (Большой, пушистый) Как думаете для чего ей хвост? (Чтобы было тепло.)
Где они живут? (В норах)
Чем они питаются?
Вы видели лис?
П: «На прошлой неделе мы с вами изготовили вот такие предметы. Что это такое?» Демонстрирует подделки из бумаги.
Детям предлагает назвать/показать знакомые части (соотнести с предметами на партах, столе учителя), сказать, для чего они нужны (ножницы – для разрезания бумаги).
П: «Сегодня продолжим работать в технике оригами. А что именно, мы будем делать? Как вы думаете?»
П: «Правильно. Сегодня мы будем делать фигурку «Лисицы».
Обучающиеся отвечают на вопросы, угадывают загадку и определяют о чём идёт речь. Слушают педагога, рассматривают картинку, проводят анализ.
Соотносят предметы на партах с картинками на доске.
Объяснение, беседа.
Загадка.
Вопросы.
Формулировка темы урока, худ. Слово. Развитие памяти во время припоминания. Соотнесение картинок с образцом. Наглядный (развитие зрительного восприятия при анализе изображений).
БУД. Л: - готовность к организации взаимодействия с действительностью и эстетическому ее восприятию;
БУД. К: - вступать в контакт и работать в коллективе;
БУД. Р: - соблюдать правила внутреннего распорядка (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты);
БУД. П: - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - делать простейшие обобщения и сравнивать на наглядном материале; - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
Предметные. Мин. Ур.
Знает: - названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда - некоторые технологические приемы ручной обработки поделочных материалов; Умеет: - анализировать объект для изготовления, выделять и называть его признаки и свойства; - определять способы соединения деталей; - работать с доступным материалом: бумагой.
Дост. Ур.
Умеет: - работать с разнообразной наглядностью: определять план работы над изделием с опорой графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
Изучение познавательных сведений.
Анализ образца изделия.
(10 мин)
П: «Давайте посмотрим из чего будет состоять наша лиса?»
Педагог проводит анализ образца изделия.
Педагог просит показать и отметить части из которых состоит изделие «Лиса», её конечности, уши, туловище глаза.
Далее педагог проводит анализ образца изделия с показом последовательности действия. Уточная, что сначала, что в средине, что потом.
П: «Сначала берем лист бумаги под цвет шубки лисы. Кладём на стол перед собой, таким образом. И так, дети, покажите, где находится сама короткая и длинная сторона? (По бокам короткие, сверху и снизу длинные) Как они называются? (Ширина и Длина) Верно».
П: «Теперь складываем короткую сторону с длинной, чтобы они соприкоснулись и получился треугольник».
П: «Теперь проводим карандашиком по линии где цветная сторона соприкасается с не цветной. И складываем».
П: «Разворачиваем и отрезаем эту часть. Так чтобы у нас получился квадратик с равными сторонами. Убираем в сторону отрезанный прямоугольник».
П: «Складываем ещё раз, теперь другой стороной».
П: «Выворачиваем цветной стороной наружу».
П: «Находим средину треугольника. Складываем уголок с срединой».
П: «Тоже самое мы делаем со второй стороной».
П: «Складываем сгибом наружу ромб, чтобы получить треугольник»
П: «Разворачиваем так, чтобы правой стороны были 3 листика».
П: «Берем один из листов и отворачиваем в лево, так как я показываю».
П: «Находим и отгибаем треугольник по средине».
П: «Вгибаем во внутрь треугольник и получаем мордочку с ушками».
П: «Рисуем носик в конце мордочки и посредине мордочки - сощуренные глазки».
П: «Складываем бочок треугольника, чтобы получить хвостик».
П: «Таким образом мы получаем лису, Которую можем поставить на стол и она будет держаться за счет хвоста».
Демонстрируется пиктограмма «Оригами».
Педагог фиксирует внимание обучающихся на количестве деталей, прося напомнить сколько лап, голов и глаз у лисы.
Убирает с доски фото Лисы и ставит фото.
П: «А чтобы пальцы нас слушались, сделаем для них несколько упражнений.»
Обучающиеся наблюдают за наглядным материалом и отвечают на вопросы. Называют слова или показывают предметы в окружении имеющие такие же формы.
Объяснение, беседа,
Вопросы. Формулировка темы урока, худ. Слово
чтение пиктограмм через наглядный пример и практическое выполнение задания. Актуализация изученного материала.
Логические (сравнение объектов, выявление признаков), Организационные (беседа по плану, работа фронтальная)
БУД. Л: - готовность к организации взаимодействия с действительностью и эстетическому ее восприятию;
БУД. К: - вступать в контакт и работать в коллективе;
БУД. Р: - соблюдать правила внутреннего распорядка (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты);
БУД. П: - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - делать простейшие обобщения и сравнивать на наглядном материале; - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
Предметные. Мин. Ур.
Знает: - некоторые технологические приемы ручной обработки поделочных материалов; Умеет: - анализировать объект для изготовления, выделять и называть его признаки и свойства; - определять способы соединения деталей; - работать с доступным материалом: бумагой.
Дост. Ур. Знает:
Умеет: - работать с разнообразной наглядностью: определять план работы над изделием с опорой графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
Физминутка (пальчиковая гимнастика)
(2 мин)
Демонстрирует образец выполнения упражнений для пальцев рук, помогает детям, у которых не получается.
По возможности, повторяют за учителем.
Наглядный и практический метод (развитие мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия.)
БУД. Р: - соблюдать правила внутреннего распорядка;
Выполнение действий по образцу, данные преподавателем (с контролирующей помощью учителя).
Выполнение изделия по инструкции учителя, чередующейся с показом приемов работы.
(10 мин)
Педагог просит учеников проверить всё ли у них на столе.
Педагог фиксирует внимание обучающихся на количестве деталей, прося напомнить сколько лап, голов и глаз у лисицы.
П: «Что же нам нужно для этого? Достаньте цвет, показанный на картинке. Какие части есть у лисы?»
Помогает педагог при необходимости.
Демонстрирует действия поэтапно помогая детям.
Педагог проверяет и помогает.
Обучающиеся повторяют.
После того как большая часть детей выполняют задание педагог останавливает их.
П: «Покажите, как выполнили, и я подойду. Можете размять пальчики. Молодцы! Давайте немного отдохнем.»
Обучающиеся выполняют задания преподавателя. Проверяют наличие у себя на парте нужных предметов и сообщают (словами, жестом), если чего-то нет.
Оценивают свое изделие.
Повторяют поэтапно действия учителя. Расставляют изделия по образцу учителя. Кто не справился – работает с реальными предметами.
технические (использование различного учебного оборудования).
Словесный (беседа). Соотнесение картинок с образцом (предметом). Наглядный (развитие зрительного восприятия при анализе изображений)
Практический (применение нового знания на практике)
БУД. Л: - самостоятельность в выполнении учебных заданий.
БУД. Р: - соблюдать правила внутреннего распорядка (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты); выполнять задания, данные педагогом; - соотносить свои действия и их результаты с образцами, оценивать самому.
БУД. П: - делать простейшие обобщения и сравнивать на наглядном материале; - работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение).
Предметные. Мин. Ур.
Знает: - некоторые технологические приемы ручной обработки поделочных материалов; Умеет: - анализировать объект для изготовления, выделять и называть его признаки и свойства; - определять способы соединения деталей; - работать с доступным материалом: бумагой
Дост. Ур.
Умеет: - изготавливать самостоятельно поделку из бумаги с опорой на план, представленный в учебнике. - работать с разнообразной наглядностью: определять план работы над изделием с опорой графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
Лич.: - обладает положительным отношением и интерес к труду; - понимает красоту в труде, в окружающей действительности; - осознаёт своё достижение в области трудовой деятельности; способность к самооценке;
Оценка проделанной работы.
Рефлексия.
(3 мин)
Педагог повторяет словесно с обучающимися части «Лисы» на примере образца. А после предлагает каждому обучающемуся оценить свою работу и объяснить свою оценку.
Педагог отмечает отличие каждой работы и ценность этого, что в этом своя особая красота.
Всех обучающихся педагог просит выставить получившихся лисиц вместе на полянку, чтобы они вместе играли. (Обучающиеся выставляют аккуратно, оставляя место для друг друга.)
П: «Итак, ребята, чем мы сегодня занимались? Показывает пиктограммы «складывать», «отрезать». Что мы еще делали? Какие предметы стоят на ваших столах? Для чего они нужны?
Давайте по желанию кто-нибудь подведёт итоги. Я прошу вас продолжить высказывания:
Я узнал …
Мне было сложно…
Мне понравилось …»
П: «И на этом мы заканчиваем. Спасибо за урок. Давайте аккуратно уберем свои рабочие места, а потом вы можете отдыхать.»
Называют (показывают) предметы, которые берет педагог и отвечают на вопросы. Проверяют порядок предметов на своей работе, корректируют.
Отвечают, складывали в технике оригами «Лисицу»; Узнали или повторили строение лисов.
Отвечают, для чего нужны бумага, ножницы.
Объяснение, беседа,
Вопросы.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Анализ и наблюдение
Организационные (беседа по плану, работа индивидуальная, фронтальная)
Содержательная, коллективная и индивидуальная устная рефлексия;
Подведение итогов. Уборка рабочего места.
Выставление оценок.
БУД. Л: - готовность к организации взаимодействия с действительностью и эстетическому ее восприятию; - положительное отношение к окружающей действительности;
БУД. К: - вступать в контакт и работать в коллективе;
БУД. Р: - соблюдать правила внутреннего распорядка (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты);
БУД. П: - делать простейшие обобщения и сравнивать на наглядном материале; - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
Дост. Ур.
Умеет: - устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
Лич.: - обладает положительным отношением и интерес к труду; - понимает красоту в труде, в окружающей действительности; - осознаёт своё достижение в области трудовой деятельности; способность к самооценке; - умеет выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 1 - 4 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2022-2023 учебный год (Вариант 1)
Кузнецова Л. А. Технология. Ручной труд. Методические рекомендации. 1–4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. Программы. М., 2020. 369 с.
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026 Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).