План-конспект урока с мультимедийным сопровождением по теме «Как происходило объединение Франции»
План — конспект урока с мультимедийным сопровождением по теме «Как происходило объединение Франции»
I. Пояснительная записка
Учитель: Аладышева Татьяна Петровна
Предмет: Всеобщая история / История средних веков
Уровень образования: Основное общее образование. 6 класс
Базовый учебник: Всеобщая история. История средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.В. Агибалова; под ред. А.А. Сванидзе. - 5-е изд. - М. : Просвещение, 2016.
Место темы в системе учебных занятий: Урок № 15 в курсе истории средних веков, первый урок в теме 7 (глава 7) «Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV) вв.»
Мультимедийное сопровождение к разработке урока состоит из интерактивных заданий разных типов, созданных автором с использованием конструктора тестовых заданий Библиотеки Московской электронной школы. Используемые на уроке иллюстрации и карты также расположены в Библиотеке МЭШ.
Для создания заданий использовались следующие источники:
- Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» // http://az.lib.ru/a/awerchenko_a_t/text_0120.shtml
- История средних веков / М.Л. Абрамсон, А.А. Кириллова, Н.Ф. Колесницкий и др.; под ред. Н.Ф. Колесницкого. - М.: Просвещение, 1980. - 576 с.
- История древнего мира / Р.Ю. Виппер. История средних веков /А.А. Васильев. - М.: Республика, 1993. - 511 с.
II.
1. Цель урока: формирования знаний о процессе объединения Франции, его особенностях.
2. На реализацию цели направлено решение следующих задач:
- Рассказать об экономических успехах Франции.
- Подвести обучающихся к выводу, почему горожане, крестьяне-земледельцы, часть рыцарства объединились вокруг короля, почему королей поддерживала церковь.
- Показать как началось объединение Франции при Филиппе II Августе, как происходила борьба французского и английского королей за французские территории.
- Сформулировать мнение обучающихся о процессе укрепления власти короля при Людовике IX Святом: как происходило ограничение самовластия феодалов и междоусобиц; как утверждалась единая денежная система.
- Анализировать причины и обобщить факты о конфликте между королём Филиппом IV Красивым и папой римским Бонифацием VIII: об Авиньонском пленении пап; об ослаблении могущества римского папы.
- Сформулировать знание о Генеральных штатах — французском парламенте.
- Подвести к выводу: во Франции оформилась сословная монархия.
3. Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностноориентированного подходов в процессе усвоения темы.
Личностные результаты:
- Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
- Способность к определению своей позиции.
- Уважение к истории своего и других народов.
Метапредметные результаты:
- Способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность.
- Овладение умениями работать с учебной информацией (формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе электронные.
- Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме сообщения.
- Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Предметные результаты:
- Овладение целостными представлениями об историческом пути государств Западной Европы в период развитого Средневековья.
- Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения процесса объединения Франции.
- Способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве.
- Овладение умениями изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней.
- Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний французский королей, римских пап, живших и действовавших в период объединения Франции.
4. Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
- Обсуждать состояние экономики страны, его социальные эффекты.
- Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления централизованной власти короля.
- Объяснять, почему крестьяне, горожане и рыцари поддерживали королей в стремлении объединить Францию.
- Отбирать материал из интерактивных ресурсов для сообщений и для дальнейшей совместной работы в группах.
- Группировать материал с целью анализа действий королей Франции по объединению страны.
- Выявлять новизну реформ французских королей.
- Характеризовать Генеральные штаты с позиции сословного представительства.
- Анализировать процесс объединения Франции и превращения её в сословную монархию.
5. Тип урока: Урок изучения нового материала.
6. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, выполнение интерактивных заданий.
7. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, планшеты или ноутбуки для обучающихся, выход в интернет.
8. Перечень вопросов для обязательного рассмотрения:
- Экономические успехи Франции.
- Кто был заинтересован в объединении Франции.
- Первые успехи объединения.
- Филипп IV Красивый и Генеральные штаты. Франция - сословная монархия.
9. Понятия и термины: денежный оброк, сословная монархия, Генеральные штаты.
10. Основная дата: 1302 г. — первые Генеральные штаты во Франции.
11. Имена: Филипп II Август, Людовик IX Святой, Филипп IV Красивый, Бонифаций VIII
III. Структура и ход урока:
Таблица 1
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР) |
Деятельность ученика |
Время в мин. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Организационный момент |
|
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой учащихся. |
Организация рабочего места. |
1 |
2 |
Актуализация |
|
В качестве мотивации можно предложить ситуацию выбора. Учитель предлагает обучающимся обратить внимание на высказывание Иоганна Вольфганга Гёте «Разделяй и властвуй — мудрое правило; но объединяй и направляй — еще лучше». Учитель, обращается к учащимся: Какое государство сильнее: единое, или, когда состоит из отдельных областей со своими правителями? |
Отвечают на вопросы учителя, приходят к выводу «Государство сильнее, когда оно единое, а не раздробленное». «В сильном государстве один король, который обладает всей полнотой власти». |
2 |
3 |
Постановка проблемы урока |
№ 1 Карта "Франция в период феодальной раздробленности
№ 2 |
Проблема: «Как происходил процесс объединения Франции. Какую роль в нём сыграли короли Филипп II Август, Людовик IX Святой, Филипп IV Красивый» . Обращает внимание на одну интересную деталь. Историческая прогрессивность возникновения крупных национальных государств была не очевидна современникам. Тем не менее их формирование оказало огромное влияние на все сферы общественной жизни, заложило условия последующего прогресса в развитии торговли, производства, науки и техники. Демонстрирует карты по ссылкам № 1 и № 2. |
Обращаются к картам, которые демонстрируются на экране. (Карта "Франция в XI - XII вв." имеется на странице 154 учебника). Смотрят на владения французского короля в начале XII века, на владения крупных феодалов, на владения Англии к 1188 году. Понимают, что Франция не была единым государством, что власть французского короля была слабой, что на территории Франции были английские владения. |
2 |
4 |
Опора на ранее изученный материал по истории Франции |
№ 3 |
Изучая новое, важно постоянно повторять пройденное. Учитель напоминает, что были изучены темы «Государство франков в VI - VIII веках», «Возникновение и распад империи Карла Великого». Затем предлагает обучающимся выполнить интерактивное задание № 1. После выполнения учениками задания учитель говорит о том, что на уроке мы познакомимся с другими французскими королями, которые решали сложнейшие задачи по объединению страны. Но сначала узнаем, какие предпосылки способствовали централизации страны. |
Выполняют интерактивное задание, вспоминают деяния первых франкских правителей. |
4 |
5 |
Изучение нового материала 1. «Экономические успехи Франции» |
|
Рассказывает об экономическом подъёме во Франции, о развитии сельского хозяйства, о распространении оброчной системы (денежный оброк), об ослаблении личной зависимости крестьян, о росте городов и борьбе за городское самоуправление, о развитии королевских областей. Подчёркивает, что междоусобные войны и грабежи на дорогах причиняли большой вред жизни страны |
Слушают рассказ учителя. |
3 |
6 |
Изучение нового материала 2. «Кто был заинтересован в объединении Франции» |
№ 4 |
Демонстрирует задание, предлагает его выполнить. Делит класс на три группы: первая группа готовит выступление от имени крестьян, вторая группа - от имени горожан, третья группа - от имени рыцарей. |
Выполняют интерактивное задание. В случае затруднения могут обратиться к странице 152 учебника. После выполнения интерактивной части задания от каждой группы выступает ученик, в результате обучающиеся формулируют выводы по проблеме: «Почему горожане, крестьяне и рыцари стали опорой королевской власти в процессе объединения Франции и других европейских стран». |
7 |
7 |
Изучение нового материала 3. «Первые успехи объединения» |
№ 5 Изображение
№ 6 Изображение
№ 7 Аудио - рассказ "Успехи обединения Франции при Людовике IX Святом" и задание к рассказу |
Переходим к вопросу «Первые успехи объединения». Значительные шаги в объединении Франции были сделаны в правление Филиппа II Августа (1180 - 1223), Людовика IX Святого (1226 - 1270). Демонстрирует изображения № 5, № 6. Предлагает интерактивное задание № 7. |
Слушают аудио-рассказ и выполняют интерактивные задания, ведут записи в тетради. Если необходимо, пользуются учебником (страница 153 - 154). Работа сопровождается закреплением по карте (страница 154). Готовятся к выступлению, которое должно содержать анализ деятельности Филиппа II Августа и Людовика IX Святого.
|
7 |
8 |
Изучение нового материала 4. «Филипп IV Красивый и Генеральные штаты. Франция - сословная монархия». |
№ 8
№ 9 Папский дворец в Авиньоне / Задание в формате ВПР
№ 10
№ 11 |
Демонстрирует ресурсы. Акцентирует внимание на следующих действиях Филиппа IV Красивого: присоединение графств Шампань и Наварра, столкновение с папой Бонифацием VIII, созыв Генеральных штатов. Вводит понятие «сословная монархия». Предлагает выполнить интерактивные задания № 9, № 10, № 11. |
Выполняют интерактивные задания, по заданию № 11 ведут записи в тетради.Работают по учебнику (страницы 155 -156). |
7 |
9 |
Делаем вывод по поставленной проблеме |
№ 12 |
Ставит задачи: 1) выделить действия французских королей по объединению Франции; 2) определить, какие черты в их деятельности были общими. |
Выполняют задание. Работают в группах. Первая группа обобщает материал о действиях Филиппа II Августа, вторая - Людовика IX Святого, третья - Филиппа IV Красивого. От каждой группы выступает ученик. Все вместе делают вывод: какие черты были общими в действиях французских королей по объединению страны. |
4 |
10 |
Рефлексия |
№ 13 «Да» ‒ «Нет»: Верны ли утверждения по теме "Как происходило объединение Франции"? |
Предлагает обучающимся проверить, как они усвоили тему. |
Выполняю задание, проводят самоанализ знаний по новой теме. |
3 |
11 |
Итог урока |
|
Формулирует выводы. Оценивает ответы учащихся. |
Фиксируют выводы. |
3 |
12 |
Домашнее задание |
Параграф 18. Вопросы 3-5. № 14 Задание по фрагментам из юмористической книги «Всеобщая история, обработанная Сатириконом» |
Формулирует задание, комментирует его. |
Воспринимают информацию. Фиксируют задание (записывают в дневник). |
2 |
Приложение к плану урока
Таблица 2. Перечень используемых мультимедийных ресурсов
№ |
Название ресурса. Гиперссылка на ресурс |
Форма предъявления информации |
1 |
Изображение карты |
|
2 |
Изображение карты |
|
3 |
Интерактивное задание на установление соответствия между датами, расположенными на ленте времени и описанием событий |
|
4 |
Интерактивное задание на установление соответствия |
|
5 |
Изображение короля |
|
6 |
Изображение короля |
|
7 |
Аудио - рассказ "Успехи обединения Франции при Людовике IX Святом" и задание к рассказу. |
Аудио «Успехи объединения Франции при Людовике IX Святом» и интерактивное задание с выбором трёх верных ответов из шести |
8 |
Интерактивное задание по тексту. Необходимо заполнить пропуски в тексте именами и терминами из предложенного раскрывающегося списка |
|
9 |
Интерактивное задание по иллюстрациям: предложено четыре фотографии средневековых архитектурных памятников, нужно выбрать дворец римского папы в городе Авиньоне |
|
10 |
Изображение |
|
11 |
Интерактивное задание «Лента времени» |
|
12 |
Интерактивное задание на установление соответствия между именем короля и его деянием |
|
13 |
«Да» ‒ «Нет»: Верны ли утверждения по теме "Как происходило объединение Франции"? |
Интерактивное тестовое задание на определение истинности или ложности суждения |
14 |
Задание по фрагментам из юмористической книги «Всеобщая история, обработанная Сатириконом» |
Задание по тексту: необходимо вписать имена франкских правителей, о которых идёт речь в тексте |
PDF / 90.32 Кб
_____________________________________________________________________
- Файлы, содержащие план-конспект урока (в pdf и doc)
PDF / 179.97 Кб
Урок «Как происходило объединение Франции»
DOC / 104 Кб
Трефилова Раиса Поликарповна
Аладышева Татьяна Петровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Аладышева Татьяна Петровна
Красильникова Ирина Сергеевна
Аладышева Татьяна Петровна
Перминова Елена Федоровна
Аладышева Татьяна Петровна
Новикова Анастасия Алексеевна
Аладышева Татьяна Петровна
Болдычева Ирина Викторовна
Аладышева Татьяна Петровна