Конспект урока русского языка в 7-м классе «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»
презентация "Слитное и раздельное написание Не с причас
PPTX / 1.36 Мб
/data/files/n1667478672.pptx (презентация "Слитное и раздельное написание Не с причас)
Конспект урока русского языка в 7-м классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"
Тип урока: ОНЗ (по ФГОС).
Цель: вырабатывать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания НЕ с причастиями и руководствоваться им при решении типовых задач.
Задачи:
Образовательные:
Различать не-частицу, не-приставку и не в составе корня;
Освоить способ выбора раздельного и слитного написания не с причастиям;
Развивающие:
Развивать интеллектуальные умения (выдвигать гипотезы, самостоятельно добывать новые знания, извлекать информацию);
Развивать коммуникативные умения (оформлять свои мысли в устной речи; выделять главное; сотрудничать с товарищами по группе;
Развивать организационные умения (самостоятельно формулировать тему, цели урока, составлять план разрешения проблемы).
Воспитывающие:
воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах и группе;
воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки;
создавать положительную мотивацию путём вовлечения каждого в активную деятельность.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
опознание орфограммы и анализ написания не с причастиями;
применение алгоритма выбора слитного и раздельного написания.
Метапредметные:
уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
уметь оформлять свои мысли в устной форме;
уметь ориентироваться в системе знаний.
Личностные:
развитие Я-компетенции и самооценки.
Методы: словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала); поисковые, проблемные (по характеру учебно-познавательной деятельности).
Приемы: использование групповых, парных, коллективных форм обучения, контроль усвоения знаний, умений и навыков на каждом этапе, подбор дидактического материала, ИКТ-технологии.
Используемое оборудование:
Интерактивная доска
Раздаточный материал
Лист оценивания
ХОД УРОКА
I. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.)
Цель: включить учащихся в учебную деятельность
-Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу успеха! Вы готовы к работе, взаимовыручке, новым открытиям? Тогда мы начинаем наш урок. Я уверена, что у нас с вами все получится.
II.Актуализация знаний
Какую часть мы с вами изучали на прошлых уроках? (Причастие)
Давайте сыграем с вами игру верно-неверно.
Игра верно-неверно
Верно ли, что причастия обозначают постоянный признак предмета? (Нет).
Верно ли, что причастия образуются от существительных? (Нет).
Верно ли, что причастия склоняется как прилагательные? (Да).
Верно ли, что причастия бывают совершенного и несовершенного вида? (Да).
Верно ли, что у причастий нет формы будущего времени? (Да).
Верно ли, что причастия не имеют краткой формы? (Нет).
Верно ли, что действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов ИМ, ЕМ? (Нет).
Верно ли, что полная форма страдательного причастия пишется с двумя Н в суффиксе, краткая – с одной Н? (Да).
Верно ли, что причастный оборот – это причастие с определяемым словом (Нет).
Верно ли, что причастный оборот всегда обособляется (Нет).
Верно ли, что причастие бывает в предложении определением или сказуемым (Да).
- Молодцы! Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, выполним задание на повторение . Запишите в тетрадях число, классная работа.
Посмотрите, на экран. СЛАЙД (Актуализация опорных знаний, умений и навыков. Учитель просит учащихся ответить на вопросы и выполнить задания). Скажите, какое задание вы должны будете выполнить? (Определить слитное и раздельное написание НЕ.) Какую роль может играть НЕ? (быть частицей, приставкой, входить в состав корня)
Цифровой Диктант (Записать номера слитного и раздельного написания)
1) (Не)широкая, а узкая дорога; 2)(не)был в школе; 3)(не)годовал по поводу проступка; 4)чувствовать (не)искренность; 5)(не)уклюжий медвежонок; 6)ценим (не) лень, а трудолюбие; 7)(не)добрый взгляд; 8)(не)сделал ничего предосудительного; 9)(не)дорогой материал; 10) вовсе (не)грустная песня
Взаимопроверка по ЭТАЛОНУ (слайд)
раздельно: 1, 2, 6, 8, 10,
слитно: 3, 4, 5, 7, 9
Взаимопроверка по эталону (на слайде)
- Все справились с заданием? Повторим все известные вам правила правописания не с разными частями речи. (Не с глаголами: всегда раздельно, кроме тех случаев, когда без не не употребляется
Не с существительными и прилагательными: Если без НЕ не употребляется или можно заменить синонимом или близким по значению словом без не – слитно, если есть противопоставление с союзом а , а при прилагательных слова есть слова ничуть не, нисколько не, вовсе не, совсем не – раздельно)
- Теперь посмотрите на следующие словосочетания. Как вы напишите данные слова? (Не знаем) Что в нем нового? ( НЕ с причастиями, мы не знаем, как пишется НЕ с причастиями
Дверь (не)закрыта | (Не)годующий взгляд |
Дверь (не)закрытая, а открытая | (Не)закрытая дверь |
(Не)закрытая учителем дверь |
|
III.Построение проекта выхода из затруднения ( тема, задачи,способ, план, средство).
- Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (Слитное и раздельное написание не с причастиями)
Запись темы в тетрадях.
- Какие задачи мы с вами поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (Узнать правила слитного и раздельного написания не с причастиями, научиться правильно писать не с причастиями)
- Как будем добиваться этого?
(Постараемся открыть правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями)
IVОткрытие новых знаний.
Посмотрите еще раз на словосочетание и попробуйте сформулировать правило.
1Краткая форма причастия. 2.Есть противопоставление с союзом А 3. Есть ли зависимые слова | Слитно: 1 Без НЕ не употребляется 2.Нет противопоставления с союзом А и зависимых слов |
Откройте учебники на стр. 68, прочитайте правило про себя. Соответствует ли правило учебника алгоритму, составленному нами? (Да)
V.Первичное закрепление. Составление орфографического алгоритма “НЕ с причастиями”.
Приведём ваши мысли в порядок, составим алгоритм (порядок действий, рассуждений). Возьмите листы-шаблоны для алгоритма.
Скажите, при каком условии причастие всегда будет писаться с НЕ слитно? (если не употребляется без НЕ). Значит, в каком случае ученик засомневается в написании НЕ с причастием? (Когда причастие употребляется и без НЕ) С этого и начнём алгоритм. Впишите слово “употребляется”
Далее заполните пустые места, вписав необходимые условия. Обратите внимание на примеры (работа в группах, ученики заполняют карточки-алгоритмы, 1 ученик может эту работу выполнять на ИД)
Прочитайте ваш алгоритм. (представитель одной группы)
Чтобы правильно написать причастие с НЕ нужно:
1. Определить часть речи.
2. Определить полное или краткое причастие.
3. Если краткое – пиши раздельно. Если полное – определи, употребляется ли причастие без НЕ
4. Если нет – пиши слитно . Если да – установи, есть ли противопоставление с союзом А
5. Если есть – пиши раздельно.
6. Если нет, определи, есть ли при причастии зависимое слово (причастный оборот).
7. Если нет – пиши слитно, если есть – пиши раздельно
VI Первичное закрепление.
Объяснительно-распределительный диктант. Пользуясь составленным алгоритмом, выполним упражнение. Распределите словосочетание в две группы :слитное и раздельное написание, орфограмму обозначьте. (два ученика работают у доски, один выписывает словосочетание с слитным написанием ,другой с раздельным ).
Слитно/Раздельно
1.Помещение (не)проветрено, (Не)годующий человек (Не)выполненное задание, (Не)прочитанная книга , (Не)засеянное, а перепаханное поле, (Не)затихающая буря (Не)стелющийся по земле.,дорога (не)заасфальтирована , (Не)освещенные солнцем места, (Не)погасший костер (Не)доумевающий взгляд,
VII Физкультминутка
Встали, подтянулись, приготовились. Я называю причастия – вы выполняете действия, но только те, которые обозначены причастиями настоящего времени!
Поднимающий руки.
Опускающий руки.
Поворачивающийся влево.
Поворачивающийся вправо.
Наклоняющийся вперед.
Наклоняющийся назад.
Бегущий на месте.
Хлопающий в ладоши.
Упавший на пол.
Топающий ногами.
Машущий руками.
Севший за стол.
Садящийся за стол.
Закрывающий глаза.
Отдыхающий 3 секунды.
Приступающий к работе.
VIII Закрепление изученного.
Самостоятельное выполнение упражнения 153 (с дальнейшим комментированием)
1 вариант - предложения №2,3
2 вариант - предложения №4,5
Разгадай ребус
- Вам необходимо разгадать ребус-глагол. От этого глагола образовать причастия, далее составить с ним словосочетания, употребляя с НЕ таким образом, чтобы они писались по-разному: и слитно, и раздельно
1) Глагол выполнить: невыполненное обещание
Не выполненое мной обещание, не выполненное, а забытое обещание, обещание не выполнено
2)Глагол проверить: непроверенная работа, не проверенная учителем работа, не проверенная, а просмотренная работа, работа не проверена
IX Рефлексия учебной деятельности
– Заканчивается урок. Пора подвести итоги. Что нового для себя вы сегодня открыли? (Правописание НЕ с причастиями).
– Чему учились на уроке? (Правильно писать НЕ с причастиями).
– От чего же зависит выбор слитного и раздельного написания НЕ с причастиями? ( От формы причастия, наличия противопоставления и зависимых слов).
Теперь мы проверим, как вы оцениваете свои знания и умения, полученные на занятии. Я озвучиваю их. Ваша задача: поднимать правую руку, если вы согласны, если сомневаетесь – пожмите плечами, не согласны – покачать головой в разные стороны.
Я знаю, когда НЕ с причастиями пишется слитно, а когда раздельно.
Я могу правильно написать НЕ с причастием.
Мне нужно закрепить мои умения писать НЕ с причастиями.
X Домашнее задание
Выписать из повести «Станционный смотритель» 5 предложений, содержащих причастие с орфограммой «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». Графически обозначить условия выбора орфограммы.
7