12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Маймистова Лариса Ивановна18
Россия, Ленинградская обл., лодейное поле

Конспект урока

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тема: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»

Тип урока: объяснение нового материала

Цели урока:

Предметная цель:

получить знания учащихся по теме: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».

Метапредметная цель:

применять полученных знания в различных областях.

Личностная цель:

воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине;

прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру.

Задачи урока:

Дидактические:

развитие коммуникативных навыков, навыков сопоставительного анализа, навыков составления алгоритма и выработки умения работать по инструкции (алгоритму);

формирование умения правильно использовать в речи и на письме причастий с НЕ.

Развивающие:

развитие речи, внимания учащихся;

развитие креативности, познавательной активности, самостоятельности;

повышение уровня рефлексии и самосознания.

Воспитательные:

формирование умения внимательно слушать собеседника;

формирование у учащихся интереса к предмету; 

воспитывать умение работать индивидуально и в коллективе.

Оборудование:

электронная презентация;

раздаточный материал для индивидуальной работы;

раздаточный материал для групповой работы;

интерактивная доска.

УМК:

Учебник: Русский язык. Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская и др. Русский язык 7 кл. М., Просвещение, 2015.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

личностные (Зачем мне знать эту тему?);

регулятивные (умение планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самооценку; самокоррекцию);

целеполагание (анализ, сравнение, коррекция знаний и самооценка);

познавательные (применение методов информационного поиска, осознанное построение речевого высказывания умение строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами);

коммуникативные (умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками по ходу выполнения задания, соблюдать правила речевого этикета, готовность слушать собеседника, установление причинно-следственных связей).

Прогнозируемые результаты:

Личностные УУД:

положительное отношение к проделанной работе;

умение видеть и признавать свои ошибки;

осознание практической важности применения самостоятельных частей речи

с НЕ в речи.

Метапредметные УУД:

умение слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;

умение сравнивать, делать выводы;

умения выбирать действия по достижению цели;

умение планировать, контролировать свои действия;

умение проводить рефлексию своих действий на уроке.

Предметные УУД:

формировать прочные осознанные знания по выбору слитного или раздельного написания НЕ с причастиями»;

закрепить сведения о слитном и раздельном написании частей речи с НЕ; познакомить с написанием причастий с НЕ; формировать умение различать написание слов с НЕ, сравнивать, анализировать похожие языковые явления;

умение применять знания на практике.



Ход урока.

Организационный момент урока.

«Разминка». Цель: создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу;

Слайд 1.

- Я очень рада войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок!


Актуализация опорных знаний, умений и навыков. Цель: активизировать

мыслительную деятельность; создать положительную мотивацию к повторению изученного материала по теме «Причастие».


Словарная работа. Цель: формировать умение определять лексическое значение слова и правильно записывать его.

Слайд 2.

- Прислушайтесь, пожалуйста, к звукам, которыми заполнилась тишина в классе? Что это за звуки? Думаю, вы догадались, что это звуки метро.

- А что такое метро, ребята? Как вы понимаете значение этого слова? (Ответы учащихся)

- С.И. Ожегов в толковом словаре русского языка предлагает такое значение слова (ученик читает): «Метро – подземная и надземная городская электрическая железная дорога».


Слайд 3.

- Это один из самых распространенных видов городского транспорта, предназначенных для перевозки пассажиров. Метро называют подземным мировым пространством, основанном в 18 веке. Ежедневно в переполненных вагонах отправляются в путь несколько тысяч россиян, но метро, как вы, наверное, знаете, есть не только в России.


Контрольно-подготовительный этап урока.

Погружение. Цель: повторить изученный материал и выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Слайд 4.

- Вы совершите путешествие по станциям мирового метро. Путешествие будет нетрудное и интересное. Переходя из одной станции метро на другую, вы должны выполнить задания. Каждое выполненное задание оцениваете сами, зарабатывая таланты.


Слайд 5.

Критерии оценки:

Нет ошибок - 5 талантов

1 ошибка - 4 таланта

2 ошибки – 3 таланта.

- Отметка за урок будет зависеть от заработанных вами талантов.

- На уроке вы работаете в маршрутных листах вашего путешествия. Запишите номер маршрутного листа. Это сегодняшнее число. Укажите фамилию и имя.


Прием. «Верные – неверные утверждения». Цель: создать основу для дальнейшего освоения материала.

Слайд 6 -7.

- Для отправления в путь необходимы знания. Проверьте их, выполняя задание «Верные – неверные утверждения».


Задание. Прочитайте утверждения и выберите один из вариантов.

Верно ли то, что причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию? (верно)

Верно ли то, что причастие сочетает грамматические признаки глагола и прилагательного? (верно)

Верно ли, что причастный оборот, это причастие с зависимыми словами? (верно)

Верно ли, что страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета? (верно)

Верно ли, что страдательные причастия имеет только полную форму? (неверно)


- Почему утверждение № 5 неверное? (ответы учащихся).


Слайд 8.

- Вспомните, как образуются краткие страдательные причастия. Это тоже очень важные знания. Образуйте устно формы кратких страдательных причастий. Спасибо!


Слайд 9.

- Продолжайте путь, и вы познакомитесь с удивительными и необычными станциями метро.


Задание. Прочитайте текст (тексты распределены между учащимися 1-3 ряда) и выполните задания:

раскройте скобки в словах.

объясните написание данных слов.

определите часть речи.

сделайте вывод, от чего зависит написание данных слов.

обсудите в парах.


Слайд 10.

1 ряд. Метро в Барселоне.

1. Эта станция метро была открыта в 1968-м году.

2. Но после (не)давней реконструкции она превратилась в самую настоящую изюминку всей барселонской подземки.

3. Яркая и красочная станция – отличный пример того, на что нужно равняться.

4. Станция метро в Барселоне имеет (не)стандартную форму.

5. (Не)предсказуемость и яркость (не)могут (не)выделять станцию.


Слайд 12.

2 ряд. Метро в Стокгольме.

1.Стокгольмское метро – пример того, как можно совместить современные технологии с природой.

2. (Не)обычные станции вырублены прямо в монолитной скале.

3. В Стокгольме решили эту скалу (не)прикрывать, (не)облагораживать (разве что местами слегка подкрасить и подсветить).

4. Получилось очень красиво.

5. (Не)замысловатая стокгольмская станция-пещера вызывает (не)доумение.


Слайд 14.

3 ряд. Метро в Мюнхене.

1.Убранство мюнхенского метро – типично немецкое.

2. Четкие, прямые линии, максимальная практичность, отсутствие особых прелестей (не)нарушает привлекательность станции.

3. Метро в Мюнхене (не) изысканное, а строгое и лаконичное.

4.Такая (не)обходимость определена традициями.


Слайды 11,13,15

Ответьте на вопросы.

- Какое задание вы выполняли, раскрывая скобки? Что нужно было сделать?

- Определить (слитное и раздельное написание НЕ со словами)

Каким правилом вы пользовались? (Слитное и раздельное написание НЕ с частями речи).

- Слова каких частей речи вы встретили в тексте? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол)

- От чего зависит написание НЕ с частями речи? Ответы.

- Проверьте написание слов с НЕ по эталону. Оцените это задание по критериям.


Слайд 16

- Запишите свои таланты в маршрутный лист.


Слайд 17

Задание. Составьте кластер.

- Сгруппируйте знания о слитном и раздельном написании НЕ с частями речи (все работают устно, 2 ученика выполняют задание на интерактивной доске)


Слитно Раздельно

НЕ

если слово без НЕ не употребляется;

если слово можно заменить синонимом

или близким по значению выражением;

если есть противопоставление с союзом А

Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова».

Цель: создать ситуацию преодоления: учитель и ученик сознательно ставят себе или партнёру задачу, решение которой потребует определённых усилий.

Слайд 18

Задание 3.

-Прочитайте текст «Московское метро» и выполните задание.

- Следуйте дальше. Впереди вас ожидает знакомство со станциями Московского метро.


1. В России одним из самых красивых метро считается Московское. 2. Станции по своему убранству вполне сопоставимы с дворцами: лепные узоры, мозаики, фрески, статуи, картины, шикарные люстры. 3. (Не)заполненные вагоны московского метро - это большая редкость. 4. Жители столицы уже не обращают внимание на (не)доумевающие взгляды туристов. 5. Московское метро не оставит никого равнодушным. 6. (Не)обработанные, а просто выкрашенные стены - отличное решение для дизайна метро. 7. Станции, (не)украшенные мозаикой, не менее ценны. 8. Некоторые станции Московского метро еще (не) достроены.


Слайд 19

Какой частью речи являются слова, выделенные в тексте курсивом? (Причастие.)

- Можете ли вы определить, в каком случае слово с НЕ пишется слитно, а в каком случае – раздельно.

В чем возникло затруднение? (Не знают правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.)

Как вы думаете, чему же вы будете сегодня учиться на уроке? Что вы хотите узнать?


Слайд 20

Какая цель урока? (Узнать правила слитного и раздельного написания НЕ с причастиями и научиться применять на письме)


Постановка темы урока. Цель: формировать умение видеть и формулировать

тему урока.


- Правильно, значит, вы сможете сформулировать и тему урока. Какова тема сегодняшнего урока? (Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями).


Слайд 21

- Запишите тему урока в маршрутный лист.

Сотворчество. Цель: поддержка активности, интереса, усилий всех участников

учебного процесса, возникших на предыдущих этапах урока, и сведение этих усилий и находок воедино.


Индивидуальная работа учащихся. Цель: формировать умение применять полученные знания на практике.


- В правиле о написании НЕ с причастиями есть утверждения, присущие только причастию, а есть те, которые повторяют уже известные правила для существительных и прилагательных, глаголов.

- Найдите в путевых листах теоретические знания под заголовком «Узнай меня».


«Узнай обо мне» (теоретический материал).

Прочитайте высказывание, по данному началу предложений попробуйте вывести правило, используя приведенные примеры. Запишите. Обсудите в паре.


НЕ с полными причастиями пишется слитно, если________________________________

Например: недоумевающий, ненавидящий


НЕ с полными причастиями пишется слитно, если нет_________________________________ Например,: невспаханное, незасеянное (Данный пункт правила лучше заполнить последним.


НЕ с полными причастиями пишется раздельно, если есть________________________________________________________

Например: не исследованные, а глухие места; не написанная, а напечатанная книга.





























НЕ с полными причастиями пишется раздельно, если есть________________________________

Например,: не прочитанная до конца; не пришедшая вовремя….


НЕ с причастиями пишется раздельно, если________________________________

Например,: не сделана (какова?), не сложена (какова?)




Слайд 22

Работа с учебником.

- Проверьте предположения по учебнику. Откройте учебник на странице 67.

Слайд 23

- Вернитесь к тексту «Московское метро».

1). В России одним из самых красивых метро считается Московское.

2). Станции по своему убранству вполне сопоставимы с дворцами: лепные узоры, мозаики, фрески, статуи, картины, шикарные люстры.

3). (Не)заполненные вагоны московского метро - это большая редкость.

4). Жители столицы уже не обращают внимание на (не)доумевающие взгляды туристов. 5). Московское метро не оставит никого равнодушным.

6). (Не)обработанные, а просто выкрашенные стены - отличное решение для дизайна метро.

7). Станции, (не)украшенные мозаикой, не менее ценны.

8). Некоторые станции Московского метро еще (не) достроены.


- Найдите причастия и объясните их написание.

Слайд 24

- Чтобы правильно выполнить это задание, используйте алгоритм работы.

Слайд 25

Например, причастие из предложения №3.

- Выполните работу устно.

3. (Не) заполненные вагоны московского метро-это большая редкость.

Слайд 26

Проверка. Оцените свою работу по критериям. - Молодцы!

Слайд 27

- Продолжаем путешествие.

- Однажды в английском метро был организован проект «Ожившее слово», участники проекта украшали стены различными надписями известных английских пословиц и поговорок. (Приложение 2,3)

- Представьте, что такой конкурс мог пройти и в России. Вашему вниманию представлены русские пословицы и поговорки. Попытайтесь украсить стены Московского метро.

- Для выполнения этого задания вам нужно объединиться в группы по 4 человека.

- На отдельных партах найдите конверты с инструкцией и необходимый материал для выполнения задания: карточки с пословицами и поговорками.


Задание 4. Проект «Ожившее слово».

Инструкция по выполнению проекта

1. Прочитайте пословицы и поговорки:

1 пословица

2 пословица

2. Определите, к какой части речи принадлежат выделенные слова. Обсудите их написание. Раскройте скобки, используя изученное сегодня правило.

3. В таблицу ответов запишите номера предложений, в которых выделенные слова пишутся слитно, и номера предложений, в которых - раздельно.

4. Сверьте свои ответы с эталоном (спросить у учителя). При обнаружении ошибок – исправьте их.

5. Распределите все пословицы между участниками группы (по одной) и запишите их (каждый по одной) на полоски цветной бумаги.

6. Наклейте выбранные пословицы на лист формата А4.

7. Вывесите проект на доску.


1 ряд 1 группа

1. Делить шкуру (не) убитого медведя.

2. Сила, (не) знающая цели,- мать лени.

3. Для знающего мир светел, а для (не) знающего - темен.

4. (Не) пойман - не вор.

1 ряд 2 группа

1. (Не) знающий меры будет горевать в богатстве.

2. (Не) умеющий ходить портит дорогу.

3. (Не) жданный успех голову кружит.

4.(Не) выполненное обещание - что письмо на воде.


1 ряд 3 группа

1. (Не) вспаханное поле урожая не даст.

2.Поле (не) засеянное вовремя урожая не принесет.

3.На (не) накормленной лошади далеко не уедешь.

4. (Не) пойман - не вор.

2 ряд 1 группа

1. (Не) вспаханное поле урожая не даст.

2.Поле (не) засеянное вовремя урожая не принесет.

3.На (не) накормленной лошади далеко не уедешь.

4. (Не) пойман - не вор.

2 ряд 2 группа

1.Войско (не) обученное, что сабля (не) отточенная.

2.Ничего (не) видевший ничего не знает.

3. (Не) испытавший невзгоды не может ценить спокойствие

4. (Не) милостивому мил не будешь.

2 ряд 3 группа

1. (Не) знаемая прямизна наводит на кривизну.

2. (Не) сказанному слову сам хозяин, сказанное слово – общее достояние.

3.Человек (не) знающий меры будет горевать и в богатстве.

4. Сила (не) знающая цели - мать лени.

3 ряд 1 группа

1. (Не) знаемая прямизна наводит на кривизну.

2. (Не) сказанному слову сам хозяин, сказанное слово – общее достояние.

3.Человек (не) знающий меры будет горевать и в богатстве.

4. Сила (не) знающая цели - мать лени.

3 ряд 2 группа

1. (Не) умеющий ходить портит дорогу.

2. (Не) вспаханное поле урожая не даст.

3.Ничего (не) видевший ничего не знает.

4. (Не) сказанному слову сам хозяин, сказанное слово – общее достояние.

3 ряд 3 группа

1. Делить шкуру (не) убитого медведя.

2. Сила, (не) знающая цели,- мать лени.

3. Для знающего мир светел, а для (не) знающего - темен.

4. (Не) пойман - не вор.


- Молодцы, справились с этим заданием. Конкурс прошел успешно.

- Многие станции Московского метро названы именами известных историков, ученых, поэтов и писателей. Одна из станций Московского метро носит имя известного поэта 20 века.

Слайд 29

- Знаете ли вы этого человека?

- Владимир Владимирович Маяковский. Он был талантлив во всем: в живописи, в поэзии, кинематографе. Достоин того, чтобы его именем называли площади, улицы, станции метро.


Слайд 30

- Найдите в маршрутных листах текст №3.

- Прочитайте. Выполните тест. (Приложение 4)

- Столица посв..тила свою Триумфальную площадь имени памяти поэта. Сейчас она называ..тся площадью Маяковского. Вот где он прописан навечно в Москве. Под площадью находится чудесный дворец, самая красивая из станц..й московского метрополитена — «Маяковская». (Не)забываемое впечатление оставляет станц..я на гостей города. (Не)утомимые работники возвели изысканный подземный дворец с красивым осв..щением.  (Не)объятный свод кассового зала станции украшен мозаиками художника И. Лубенкова на тему неба и строками из стихотворений Владимира Маяковского. Здесь же находится бюст (не)подражаемого поэта. Станция отделана (не)ржавеющей сталью. (Не)превзойденный архитектор строивший станцию выбрал для ее отделки этот суровый, скромный и благ..родный мета(л,лл) некогда шедший на брелоки и на разменную монету. (Не)ржавеющей сталью отделана она. Архитектор строивший станц_ю выбрал для ее отделки этот суровый, скромный и благ_родный мета(л,лл) некогда шедший на брелоки и на разменную монету. Эта сталь (не)боится ржавчины. Строгий и (не)гнущийся прочный и верный мета(л,лл) сродни стиху Маяковского. (Л. А. Кассиль)


6) Тест. Определите, слитное или раздельное написание НЕ с причастием.


Цель: формировать умение применять полученные знания на практике.

Выполнение теста с последующей проверкой

Задание. Каждый ученик получает тест. Необходимо правильно выбрать ответы и записать на листочке.

Тест. Определите, слитное или раздельное написание НЕ с причастием.


1. (НЕ)забываемое впечатление оставляет станция «Маяковская» на гостей города.

А) пишется слитно, так как причастие не употребляется без НЕ;

Б) пишется слитно, так как это полное причастие без противопоставления и зависимых слов


2. (НЕ)утомимые работники возвели изысканный подземный дворец с красивым освещением.

А) пишется слитно, так как причастие не употребляется без НЕ;

Б) пишется слитно, так как это полное причастие без противопоставления и зависимых слов


3. Станция отделана (не)ржавеющей со временем сталью.

А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово;

Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие.


4. (Не)превзойденный в мастерстве архитектор строил эту станцию.

А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово;

Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие.


5. Для отделки станции выбрал суровый и благородный металл, еще (не) ставший таким необходимым.

А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово;

Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие


6. Строгий и (не)гнущий, прочный и верный металл похож на стих известного поэта В.В.Маяковского.

А) пишется слитно, так как причастие не употребляется без НЕ;

Б) пишется слитно, так как это полное причастие без противопоставления и зависимых слов


7. (Не)объятный свод станции украшен мозаиками на тему неба и строчками их стихотворений поэта.

А) пишется слитно, так как причастие не употребляется без НЕ;

Б) пишется слитно, так как это полное причастие без противопоставления и зависимых слов


- Поменяйтесь маршрутными листами и проверьте тест друг у друга.


Слайд 31

- Проверьте по эталону. Оцените свою работу по критериям.

- Заполните маршрутный лист талантами.


Рефлексивный этап урока

Цель: формировать умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности.


- Ваше путешествие подошло к завершению.

- Думаю, что незабываемые впечатления останутся у вас от маленького путешествия по известным станциям метро.

- Необходимо подвести итоги.

1). Самоанализ деятельности на уроке.

- Над чем работали на уроке?

- Что нового вы узнали на уроке? (Мы узнали правило о слитном и раздельном написании НЕ с причастиями. Мы узнали многое о московском и мировом метро. Открылись для нас новые факты о В.В. Маяковском).

- Считаете ли эту работу полезной?

- Сложный ли материал? Требует ли дополнительного самостоятельного закрепления?


Итог урока.

- Каждый из вас потрудился сегодня.

- Подсчитайте заработанные в течение урока таланты.

- Заполните графу «итого» и поставьте себе итоговую отметку, заработанную на уроке.

Слайд 33

- Если в течение урока вы заработали

18-20 талантов – оценка «5»

14-17 талантов – оценка «4»

10-13 талантов – оценка «3»


Слайд 34

Определение домашнего задания.

§ 24. Выучить правило написания НЕ с причастиями.

Выполнить упр.136 (письменно).

Составить или найти в художественных произведениях примеры,

иллюстрирующие орфограмму «Правописание НЕ с причастиями», записать их в тетрадь, обозначив условия выбора написания.


- Ребята, урок подошел к концу. Вы эффективно поработали, проявили ум и смекалку. Молодцы. Спасибо за работу.



6


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Ирина Владимировна Казарцева, 08.04.23 в 12:21 2Ответить Пожаловаться
А где же презентация? Вы постоянно ссылаетесь на слайды...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.