Конспект к уроку русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»
Конспект урока
Предмет: русский язык
Класс: 7
Тема: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»
Тип урока: объяснение нового материала
Цели урока:
Предметная цель:
получить знания учащихся по теме: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».
Метапредметная цель:
применять полученных знания в различных областях.
Личностная цель:
воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине;
прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру.
Задачи урока:
Дидактические:
развитие коммуникативных навыков, навыков сопоставительного анализа, навыков составления алгоритма и выработки умения работать по инструкции (алгоритму);
формирование умения правильно использовать в речи и на письме причастий с НЕ.
Развивающие:
развитие речи, внимания учащихся;
развитие креативности, познавательной активности, самостоятельности;
повышение уровня рефлексии и самосознания.
Воспитательные:
формирование умения внимательно слушать собеседника;
формирование у учащихся интереса к предмету;
воспитывать умение работать индивидуально и в коллективе.
Оборудование:
электронная презентация;
раздаточный материал для индивидуальной работы;
раздаточный материал для групповой работы;
интерактивная доска.
УМК:
Учебник: Русский язык. Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская и др. Русский язык 7 кл. М., Просвещение, 2015.
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
личностные (Зачем мне знать эту тему?);
регулятивные (умение планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самооценку; самокоррекцию);
целеполагание (анализ, сравнение, коррекция знаний и самооценка);
познавательные (применение методов информационного поиска, осознанное построение речевого высказывания умение строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами);
коммуникативные (умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками по ходу выполнения задания, соблюдать правила речевого этикета, готовность слушать собеседника, установление причинно-следственных связей).
Прогнозируемые результаты:
Личностные УУД:
положительное отношение к проделанной работе;
умение видеть и признавать свои ошибки;
осознание практической важности применения самостоятельных частей речи
с НЕ в речи.
Метапредметные УУД:
умение слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
умение сравнивать, делать выводы;
умения выбирать действия по достижению цели;
умение планировать, контролировать свои действия;
умение проводить рефлексию своих действий на уроке.
Предметные УУД:
формировать прочные осознанные знания по выбору слитного или раздельного написания НЕ с причастиями»;
закрепить сведения о слитном и раздельном написании частей речи с НЕ; познакомить с написанием причастий с НЕ; формировать умение различать написание слов с НЕ, сравнивать, анализировать похожие языковые явления;
умение применять знания на практике.
Ход урока.
Организационный момент урока.
«Разминка». Цель: создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу;
Слайд 1.
- Я очень рада войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сочиним урок!
Актуализация опорных знаний, умений и навыков. Цель: активизировать
мыслительную деятельность; создать положительную мотивацию к повторению изученного материала по теме «Причастие».
Словарная работа. Цель: формировать умение определять лексическое значение слова и правильно записывать его.
Слайд 2.
- Прислушайтесь, пожалуйста, к звукам, которыми заполнилась тишина в классе? Что это за звуки? Думаю, вы догадались, что это звуки метро.
- А что такое метро, ребята? Как вы понимаете значение этого слова? (Ответы учащихся)
- С.И. Ожегов в толковом словаре русского языка предлагает такое значение слова (ученик читает): «Метро – подземная и надземная городская электрическая железная дорога».
Слайд 3.
- Это один из самых распространенных видов городского транспорта, предназначенных для перевозки пассажиров. Метро называют подземным мировым пространством, основанном в 18 веке. Ежедневно в переполненных вагонах отправляются в путь несколько тысяч россиян, но метро, как вы, наверное, знаете, есть не только в России.
Контрольно-подготовительный этап урока.
Погружение. Цель: повторить изученный материал и выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Слайд 4.
- Вы совершите путешествие по станциям мирового метро. Путешествие будет нетрудное и интересное. Переходя из одной станции метро на другую, вы должны выполнить задания. Каждое выполненное задание оцениваете сами, зарабатывая таланты.
Слайд 5.
Критерии оценки:
Нет ошибок - 5 талантов
1 ошибка - 4 таланта
2 ошибки – 3 таланта.
- Отметка за урок будет зависеть от заработанных вами талантов.
- На уроке вы работаете в маршрутных листах вашего путешествия. Запишите номер маршрутного листа. Это сегодняшнее число. Укажите фамилию и имя.
Прием. «Верные – неверные утверждения». Цель: создать основу для дальнейшего освоения материала.
Слайд 6 -7.
- Для отправления в путь необходимы знания. Проверьте их, выполняя задание «Верные – неверные утверждения».
Задание. Прочитайте утверждения и выберите один из вариантов.
Верно ли то, что причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию? (верно)
Верно ли то, что причастие сочетает грамматические признаки глагола и прилагательного? (верно)
Верно ли, что причастный оборот, это причастие с зависимыми словами? (верно)
Верно ли, что страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета? (верно)
Верно ли, что страдательные причастия имеет только полную форму? (неверно)
- Почему утверждение № 5 неверное? (ответы учащихся).
Слайд 8.
- Вспомните, как образуются краткие страдательные причастия. Это тоже очень важные знания. Образуйте устно формы кратких страдательных причастий. Спасибо!
Слайд 9.
- Продолжайте путь, и вы познакомитесь с удивительными и необычными станциями метро.
Задание. Прочитайте текст (тексты распределены между учащимися 1-3 ряда) и выполните задания:
раскройте скобки в словах.
объясните написание данных слов.
определите часть речи.
сделайте вывод, от чего зависит написание данных слов.
обсудите в парах.
Слайд 10.
1 ряд. Метро в Барселоне.
1. Эта станция метро была открыта в 1968-м году.
2. Но после (не)давней реконструкции она превратилась в самую настоящую изюминку всей барселонской подземки.
3. Яркая и красочная станция – отличный пример того, на что нужно равняться.
4. Станция метро в Барселоне имеет (не)стандартную форму.
5. (Не)предсказуемость и яркость (не)могут (не)выделять станцию.
Слайд 12.
2 ряд. Метро в Стокгольме.
1.Стокгольмское метро – пример того, как можно совместить современные технологии с природой.
2. (Не)обычные станции вырублены прямо в монолитной скале.
3. В Стокгольме решили эту скалу (не)прикрывать, (не)облагораживать (разве что местами слегка подкрасить и подсветить).
4. Получилось очень красиво.
5. (Не)замысловатая стокгольмская станция-пещера вызывает (не)доумение.
Слайд 14.
3 ряд. Метро в Мюнхене.
1.Убранство мюнхенского метро – типично немецкое.
2. Четкие, прямые линии, максимальная практичность, отсутствие особых прелестей (не)нарушает привлекательность станции.
3. Метро в Мюнхене (не) изысканное, а строгое и лаконичное.
4.Такая (не)обходимость определена традициями.
Слайды 11,13,15
Ответьте на вопросы.
- Какое задание вы выполняли, раскрывая скобки? Что нужно было сделать?
- Определить (слитное и раздельное написание НЕ со словами)
− Каким правилом вы пользовались? (Слитное и раздельное написание НЕ с частями речи).
- Слова каких частей речи вы встретили в тексте? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол)
- От чего зависит написание НЕ с частями речи? Ответы.
- Проверьте написание слов с НЕ по эталону. Оцените это задание по критериям.
Слайд 16
- Запишите свои таланты в маршрутный лист.
Слайд 17
Задание. Составьте кластер.
- Сгруппируйте знания о слитном и раздельном написании НЕ с частями речи (все работают устно, 2 ученика выполняют задание на интерактивной доске)
Слитно Раздельно
НЕ
если слово без НЕ не употребляется;
если слово можно заменить синонимом
или близким по значению выражением;
если есть противопоставление с союзом А
Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова».
Цель: создать ситуацию преодоления: учитель и ученик сознательно ставят себе или партнёру задачу, решение которой потребует определённых усилий.
Слайд 18
Задание 3.
-Прочитайте текст «Московское метро» и выполните задание.
- Следуйте дальше. Впереди вас ожидает знакомство со станциями Московского метро.
1. В России одним из самых красивых метро считается Московское. 2. Станции по своему убранству вполне сопоставимы с дворцами: лепные узоры, мозаики, фрески, статуи, картины, шикарные люстры. 3. (Не)заполненные вагоны московского метро - это большая редкость. 4. Жители столицы уже не обращают внимание на (не)доумевающие взгляды туристов. 5. Московское метро не оставит никого равнодушным. 6. (Не)обработанные, а просто выкрашенные стены - отличное решение для дизайна метро. 7. Станции, (не)украшенные мозаикой, не менее ценны. 8. Некоторые станции Московского метро еще (не) достроены.
Слайд 19
− Какой частью речи являются слова, выделенные в тексте курсивом? (Причастие.)
- Можете ли вы определить, в каком случае слово с НЕ пишется слитно, а в каком случае – раздельно.
− В чем возникло затруднение? (Не знают правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.)
– Как вы думаете, чему же вы будете сегодня учиться на уроке? Что вы хотите узнать?
Слайд 20
− Какая цель урока? (Узнать правила слитного и раздельного написания НЕ с причастиями и научиться применять на письме)
Постановка темы урока. Цель: формировать умение видеть и формулировать
тему урока.
- Правильно, значит, вы сможете сформулировать и тему урока. Какова тема сегодняшнего урока? (Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями).
Слайд 21
- Запишите тему урока в маршрутный лист.
Сотворчество. Цель: поддержка активности, интереса, усилий всех участников
учебного процесса, возникших на предыдущих этапах урока, и сведение этих усилий и находок воедино.
Индивидуальная работа учащихся. Цель: формировать умение применять полученные знания на практике.
- В правиле о написании НЕ с причастиями есть утверждения, присущие только причастию, а есть те, которые повторяют уже известные правила для существительных и прилагательных, глаголов.
- Найдите в путевых листах теоретические знания под заголовком «Узнай меня».
«Узнай обо мне» (теоретический материал).
Прочитайте высказывание, по данному началу предложений попробуйте вывести правило, используя приведенные примеры. Запишите. Обсудите в паре.
НЕ с полными причастиями пишется слитно, если________________________________
Например: недоумевающий, ненавидящий
НЕ с полными причастиями пишется слитно, если нет_________________________________ Например,: невспаханное, незасеянное (Данный пункт правила лучше заполнить последним.
НЕ с полными причастиями пишется раздельно, если есть________________________________________________________
Например: не исследованные, а глухие места; не написанная, а напечатанная книга.
НЕ с полными причастиями пишется раздельно, если есть________________________________
Например,: не прочитанная до конца; не пришедшая вовремя….
НЕ с причастиями пишется раздельно, если________________________________
Например,: не сделана (какова?), не сложена (какова?)
Слайд 22
Работа с учебником.
- Проверьте предположения по учебнику. Откройте учебник на странице 67.
Слайд 23
- Вернитесь к тексту «Московское метро».
1). В России одним из самых красивых метро считается Московское.
2). Станции по своему убранству вполне сопоставимы с дворцами: лепные узоры, мозаики, фрески, статуи, картины, шикарные люстры.
3). (Не)заполненные вагоны московского метро - это большая редкость.
4). Жители столицы уже не обращают внимание на (не)доумевающие взгляды туристов. 5). Московское метро не оставит никого равнодушным.
6). (Не)обработанные, а просто выкрашенные стены - отличное решение для дизайна метро.
7). Станции, (не)украшенные мозаикой, не менее ценны.
8). Некоторые станции Московского метро еще (не) достроены.
- Найдите причастия и объясните их написание.
Слайд 24
- Чтобы правильно выполнить это задание, используйте алгоритм работы.
Слайд 25
Например, причастие из предложения №3.
- Выполните работу устно.
3. (Не) заполненные вагоны московского метро-это большая редкость.
Слайд 26
Проверка. Оцените свою работу по критериям. - Молодцы!
Слайд 27
- Продолжаем путешествие.
- Однажды в английском метро был организован проект «Ожившее слово», участники проекта украшали стены различными надписями известных английских пословиц и поговорок. (Приложение 2,3)
- Представьте, что такой конкурс мог пройти и в России. Вашему вниманию представлены русские пословицы и поговорки. Попытайтесь украсить стены Московского метро.
- Для выполнения этого задания вам нужно объединиться в группы по 4 человека.
- На отдельных партах найдите конверты с инструкцией и необходимый материал для выполнения задания: карточки с пословицами и поговорками.
Задание 4. Проект «Ожившее слово».
Инструкция по выполнению проекта
1. Прочитайте пословицы и поговорки:
1 пословица
2 пословица
2. Определите, к какой части речи принадлежат выделенные слова. Обсудите их написание. Раскройте скобки, используя изученное сегодня правило.
3. В таблицу ответов запишите номера предложений, в которых выделенные слова пишутся слитно, и номера предложений, в которых - раздельно.
4. Сверьте свои ответы с эталоном (спросить у учителя). При обнаружении ошибок – исправьте их.
5. Распределите все пословицы между участниками группы (по одной) и запишите их (каждый по одной) на полоски цветной бумаги.
6. Наклейте выбранные пословицы на лист формата А4.
7. Вывесите проект на доску.
1 ряд 1 группа
1. Делить шкуру (не) убитого медведя.
2. Сила, (не) знающая цели,- мать лени.
3. Для знающего мир светел, а для (не) знающего - темен.
4. (Не) пойман - не вор.
1 ряд 2 группа
1. (Не) знающий меры будет горевать в богатстве.
2. (Не) умеющий ходить портит дорогу.
3. (Не) жданный успех голову кружит.
4.(Не) выполненное обещание - что письмо на воде.
1 ряд 3 группа
1. (Не) вспаханное поле урожая не даст.
2.Поле (не) засеянное вовремя урожая не принесет.
3.На (не) накормленной лошади далеко не уедешь.
4. (Не) пойман - не вор.
2 ряд 1 группа
1. (Не) вспаханное поле урожая не даст.
2.Поле (не) засеянное вовремя урожая не принесет.
3.На (не) накормленной лошади далеко не уедешь.
4. (Не) пойман - не вор.
2 ряд 2 группа
1.Войско (не) обученное, что сабля (не) отточенная.
2.Ничего (не) видевший ничего не знает.
3. (Не) испытавший невзгоды не может ценить спокойствие
4. (Не) милостивому мил не будешь.
2 ряд 3 группа
1. (Не) знаемая прямизна наводит на кривизну.
2. (Не) сказанному слову сам хозяин, сказанное слово – общее достояние.
3.Человек (не) знающий меры будет горевать и в богатстве.
4. Сила (не) знающая цели - мать лени.
3 ряд 1 группа
1. (Не) знаемая прямизна наводит на кривизну.
2. (Не) сказанному слову сам хозяин, сказанное слово – общее достояние.
3.Человек (не) знающий меры будет горевать и в богатстве.
4. Сила (не) знающая цели - мать лени.
3 ряд 2 группа
1. (Не) умеющий ходить портит дорогу.
2. (Не) вспаханное поле урожая не даст.
3.Ничего (не) видевший ничего не знает.
4. (Не) сказанному слову сам хозяин, сказанное слово – общее достояние.
3 ряд 3 группа
1. Делить шкуру (не) убитого медведя.
2. Сила, (не) знающая цели,- мать лени.
3. Для знающего мир светел, а для (не) знающего - темен.
4. (Не) пойман - не вор.
- Молодцы, справились с этим заданием. Конкурс прошел успешно.
- Многие станции Московского метро названы именами известных историков, ученых, поэтов и писателей. Одна из станций Московского метро носит имя известного поэта 20 века.
Слайд 29
- Знаете ли вы этого человека?
- Владимир Владимирович Маяковский. Он был талантлив во всем: в живописи, в поэзии, кинематографе. Достоин того, чтобы его именем называли площади, улицы, станции метро.
Слайд 30
- Найдите в маршрутных листах текст №3.
- Прочитайте. Выполните тест. (Приложение 4)
- Столица посв..тила свою Триумфальную площадь имени памяти поэта. Сейчас она называ..тся площадью Маяковского. Вот где он прописан навечно в Москве. Под площадью находится чудесный дворец, самая красивая из станц..й московского метрополитена — «Маяковская». (Не)забываемое впечатление оставляет станц..я на гостей города. (Не)утомимые работники возвели изысканный подземный дворец с красивым осв..щением. (Не)объятный свод кассового зала станции украшен мозаиками художника И. Лубенкова на тему неба и строками из стихотворений Владимира Маяковского. Здесь же находится бюст (не)подражаемого поэта. Станция отделана (не)ржавеющей сталью. (Не)превзойденный архитектор строивший станцию выбрал для ее отделки этот суровый, скромный и благ..родный мета(л,лл) некогда шедший на брелоки и на разменную монету. (Не)ржавеющей сталью отделана она. Архитектор строивший станц_ю выбрал для ее отделки этот суровый, скромный и благ_родный мета(л,лл) некогда шедший на брелоки и на разменную монету. Эта сталь (не)боится ржавчины. Строгий и (не)гнущийся прочный и верный мета(л,лл) сродни стиху Маяковского. (Л. А. Кассиль)
6) Тест. Определите, слитное или раздельное написание НЕ с причастием.
Цель: формировать умение применять полученные знания на практике.
Выполнение теста с последующей проверкой
Задание. Каждый ученик получает тест. Необходимо правильно выбрать ответы и записать на листочке.
Тест. Определите, слитное или раздельное написание НЕ с причастием.
1. (НЕ)забываемое впечатление оставляет станция «Маяковская» на гостей города.
А) пишется слитно, так как причастие не употребляется без НЕ;
Б) пишется слитно, так как это полное причастие без противопоставления и зависимых слов
2. (НЕ)утомимые работники возвели изысканный подземный дворец с красивым освещением.
А) пишется слитно, так как причастие не употребляется без НЕ;
Б) пишется слитно, так как это полное причастие без противопоставления и зависимых слов
3. Станция отделана (не)ржавеющей со временем сталью.
А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово;
Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие.
4. (Не)превзойденный в мастерстве архитектор строил эту станцию.
А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово;
Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие.
5. Для отделки станции выбрал суровый и благородный металл, еще (не) ставший таким необходимым.
А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово;
Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие
6. Строгий и (не)гнущий, прочный и верный металл похож на стих известного поэта В.В.Маяковского.
А) пишется слитно, так как причастие не употребляется без НЕ;
Б) пишется слитно, так как это полное причастие без противопоставления и зависимых слов
7. (Не)объятный свод станции украшен мозаиками на тему неба и строчками их стихотворений поэта.
А) пишется слитно, так как причастие не употребляется без НЕ;
Б) пишется слитно, так как это полное причастие без противопоставления и зависимых слов
- Поменяйтесь маршрутными листами и проверьте тест друг у друга.
Слайд 31
- Проверьте по эталону. Оцените свою работу по критериям.
- Заполните маршрутный лист талантами.
Рефлексивный этап урока
Цель: формировать умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности.
- Ваше путешествие подошло к завершению.
- Думаю, что незабываемые впечатления останутся у вас от маленького путешествия по известным станциям метро.
- Необходимо подвести итоги.
1). Самоанализ деятельности на уроке.
- Над чем работали на уроке?
- Что нового вы узнали на уроке? (Мы узнали правило о слитном и раздельном написании НЕ с причастиями. Мы узнали многое о московском и мировом метро. Открылись для нас новые факты о В.В. Маяковском).
- Считаете ли эту работу полезной?
- Сложный ли материал? Требует ли дополнительного самостоятельного закрепления?
Итог урока.
- Каждый из вас потрудился сегодня.
- Подсчитайте заработанные в течение урока таланты.
- Заполните графу «итого» и поставьте себе итоговую отметку, заработанную на уроке.
Слайд 33
- Если в течение урока вы заработали
18-20 талантов – оценка «5»
14-17 талантов – оценка «4»
10-13 талантов – оценка «3»
Слайд 34
Определение домашнего задания.
§ 24. Выучить правило написания НЕ с причастиями.
Выполнить упр.136 (письменно).
Составить или найти в художественных произведениях примеры,
иллюстрирующие орфограмму «Правописание НЕ с причастиями», записать их в тетрадь, обозначив условия выбора написания.
- Ребята, урок подошел к концу. Вы эффективно поработали, проявили ум и смекалку. Молодцы. Спасибо за работу.
6
Ирина Владимировна Казарцева