Конспект урока по всеобщей истории «США в первой половине XIX в.: причины Гражданской войны»

3
0
Материал опубликован 29 May 2023







ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

по всеобщей истории на тему:

«США в первой половине XIX в.: причины Гражданской войны»





Разработал:

Учитель истории и обществознания

Лодейнопольской СОШ №68

Патлах Никита Александрович





















Лодейное Поле, 2023

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Автор-составитель:

Патлах Никита Александрович, учитель истории и обществознания «Лодейнопольской СОШ №68»

Предмет: история (всеобщая история)

Класс: 9 (девятый)

Дата проведения: по календарно-тематическому планированию

Учебник: Морозов А.Ю., Адбулаев Э.Н., Тырин С.В., Чиликин К.П. Всеобщая история. История Нового времени. XIX – начало XX века. Под общ. ред. В.Р. Мединского. М.: Просвещение, 2021.

Цель урока: Формирование представлений о причинах начала Гражданской войны в США.

Задачи:

обучающие:

ознакомить учащихся с новым знанием о жизни в США в первой половине XIX в., причинах начала внутренних конфликтов на территории США, развитии демократии и недопустимости рабства, как социального явления;

научить учащихся работать индивидуально и в группе, способствовать умению анализировать и оценивать результаты собственной деятельности;

развивающие:

развивать умение находить нужную информацию, работать с новым материалом и выбирать главное, необходимое для работы;

развивать умение сравнивать и систематизировать знания;

развивать умение самостоятельно делать выводы;

воспитательные:

выявить значение развития демократии, как политического режима;

продолжить развитие познавательного интереса к предмету;

воспитание чувства толерантности у учащихся, любви к ближним и недопустимости проявления насилия и принуждения по отношению к окружающим;

способствовать формированию у учащихся чувства ответственности и деликатного отношения к одноклассникам.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальный опрос, работа с иллюстративным материалом, работа с картой, самостоятельная работа (самостоятельное изучение материалов параграфа учащимися), работа с текстом (раздаточный материал).

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, презентация.

Особенность:

Включена межпредметная интеграция – синтез фактов, понятий, принципов (история, литература, обществознание)



Структура и ход урока



Этап. Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Контроль. Оценки. Отметки

Желаемый результат

I этап

Организация

Включить обучающихся в учебный процесс. Мотивация

2м.

Приветствие.

На презентации изображена карта расширения территории США первой половины XIX в.

Ребята, мы с вами продолжаем изучать мировую историю в Новое время. Как вы думаете, о каком государстве пойдёт речь сегодня? Что вы помните о нём из предыдущих уроков?

Оживление, проявление интереса. Высказывания, ответы на вопросы.

Без оценок

Максимальное включение обучающихся в учебный процесс

II этап

Постановка цели и задач. Актуализация знаний.

4м.

Актуализации знаний по прошлым темам. Постановка цели урока.

Вопрос:

На прошлых уроках мы с вами уже говорили о США. Вспомните как образовалось данное государство? В чём значение его образования для мировой истории?

Сегодня мы с вами продолжим изучать развитие США и поговорим о том, как молодое государство расширялось и в конце концов раскололась на два лагеря.

Давайте откроем тетради и запишем с вами тему нашего сегодняшнего урока: США в первой половине XIX в.: причины Гражданской войны.

Соответственно целью урока будет: выяснить, что стало причинами для «американского раскола» - Гражданской войны.

Вспоминают. Отвечают, дополняют. Анализируют.

Примерные ответы обучающихся в рамках актуализации знаний:

США образовались в результате Войны за Независимость от Великобритании.

Значение образование США заключается в том, что это первое государство принявшее конституционное устройство общества.


Контроль временных рамок урока

Определить тему и цель урока;

уметь вести дискуссию;

уметь анализировать;

уметь выступать;

уметь доказывать и отстаивать свою позицию;

уметь ставить цели и планировать свою учебную деятельность.

III этап

Получение новых знаний

30 мин.


На презентации открывается следующий слайд: портреты президентов Томаса Джефферсона и Эндрю Джексона.

Запись в тетрадь: В XIX в. демократические порядки в США продолжали укрепляться: исчезли цензы на выборах, стало привычным состязание разных партий. Однако «демократия» и другие конституционные порядки не распространялись на целые категории населения США.

Давайте откроем учебник на странице 114. Перед вами изображена картина неизвестного художника «Дорога слёз».

Вопросы: что вы видите на картине? О чём она? Как увиденное вами соотносится с понятием «демократии»?

Как видно из данной картины, индейцы были одной из тех категорий населения, на которых «демократия» не распространялась.

Однако они были не единственными. Схожая участь, возможно даже ещё более печальная, ожидала негров-рабов.

Да, в начале XIX в. в США по-прежнему сохранялось рабство, однако оно было распространено не везде.

На презентации открывается следующий слайд: карта США времён Гражданской войны (с чётким разделением по цветам на «южные» и «северные» штаты).

Итак, все штаты в XIX в. мы можем отнести либо к «северным», либо к «южным», давайте вместе с вами посмотрим на карте, какие штаты мы считаем «северными», а какие «южными».

Замечательно, но чем же отличались «южные» и «северные» штаты друг от друга?

Сейчас вы, с помощью учебника (параграф 11, пункт «2» «Север и Юг»), составите таблицу – Север-Юг: Отличия. После чего мы вернёмся к нашему обсуждению. На данное задание у вас ровно 8 минут.

Опрос обучающихся по завершению задания: так в чём же заключались основные отличия северных и южных штатов?

Как видите, отличия между южными и северными штатами были значительными, а интересы различных фермеров, промышленников и плантаторов рано или поздно должны были привести их к противоречиям.

Особенно это стало очевидно, с появлением нового социального движения – Аболиционизма (термин выводится на слайд, ученики фиксируют его себе в тетрадь).

Аболиционизм оставил неизгладимое впечатление о том, каким мы представляем себе Юг США XIX в. сейчас. Однако даже не смотря на активную пропаганду аболиционистов, Юг воспринимался как современниками, так и их потомками по-разному. У вас на столах разложены отрывки из художественных произведений на тему рабства в США (отрывки из произведения М. Митчелл «Унесённые ветром» (1936 г.), а также из произведения Г. Битчер-Стоун «Хижина дяди Тома» (1852 г.)). Прочитайте и подготовьте ответы на следующие вопросы:
1) Какими представляются читателям образы рабов в данных произведениях?
2) Что общего и в чём различия в представлении американского рабства у авторов?
3) Какая точка зрения вам кажется наиболее достоверной и почему? Свой ответ аргументируйте.

Итак, как видите, юг и его рабовладельческий строй являются весьма острой и крайне противоречивой социальной проблемой.

Многие негры, действительно, несмотря на всю бесчеловечность ситуации жили, возможно, даже лучше, чем многие «белые» семьи. Однако зависимость от «господ» и зачастую нечеловеческие условия труда – делали из рабовладения пороховую бочку, почву для будущих конфликтов.

Делают запись в тетрадь под диктовку учителя.

Примерные ответы на вопросы по картине:

Мы видим индейцев в момент их массового переселения

Художник на картине подчёркивает весь масштаб переселения и тяжесть происходящего.

Изображённое плохо соотносится с понятием демократии и подчёркивает её избирательность в США в первой половине XIX в.

Работают с картой, перечисляют штаты, в зависимости от их принадлежности к «северу» или «югу».

Составляют в тетрадях таблицу: Север и Юг, отличия.

Примерные ответ обучающихся:

Основой экономики юга были хлопковые плантации и рабовладение (больше половины населения – рабы). Север же состоял из фермерских хозяйств и промышленных центров, здесь рабство практически сошло на нет, в особенности в условиях постоянной волны миграции из Европы.

Фиксируют термин в тетрадь. Аболиционизм – это движение за отмену рабства и освобождение рабов.

Примерные ответы учащихся могут быть разными в зависимости от их конкретного восприятия данного вопроса.
Перекрёстные ответы.

Анализ иллюстративного материала

Самоподготовка к выступлению.

Работа с картографическим материалом

Самостоятельная работа с текстом параграфа

Работа с текстом

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Продолжать формировать и развивать навыки работы в группе, навыков высказывать свое мнение и защищать его.

Приучать быть способным учувствовать в диалоге, сотрудничать с другими.

IV этап

Усвоение новых знаний

6 минут


Итак, давайте закрепим, полученные сегодня на уроке знания. Для этого откройте учебники на страницах 118-119.

Ученики выполняют 2 задания: №3 («Что способствовало быстрому экономическому подъёму Севера? Почему Юг развивался медленнее?») и №9 (Определите, ситуацию в каких регионах США характеризуют отрывки из документов.)

Ученики отвечают на вопросы, поставленные в конце параграфа. Перекрёстный опрос учащихся.

Работа с текстом учебника

Уметь ориентироваться в

в содержании предмета и параграфа, правильно использовать информацию.

Навыки речевой и ораторской деятельности

V этап

Оценочный.

Рефлексия

3 мин.

Выявление, как обучающиеся относятся к новым знаниям, и как оценивают свою деятельность и деятельность товарищей

Давайте ответим на тот вопрос, который был поставлен нами в самом начале параграфа: в чём кроются причины начала Гражданской войны в США?



Домашнее задание: параграф 11, читаем и повторяем.





Учитель: Урок окончен. Озвучивает оценки за урок.


Примерный ответ обучающихся:

Противоречия между разными слоями населения – фермерами, промышленниками, плантаторами. Аболиционизм и проблема рабства.










Оценка учащихся.

Уметь систематизировать знания;

соотносить цели с результатом;

формировать собственное представление;


















Дополнительный материал к теме урока

Карта США времён Гражданской войны

t1685386049aa.png

Раздаточный материал

Отрывки из произведения М. Митчелл «Унесённые ветром»:

«– О боже, никогда! Ноги их не будет в моем доме. Это уму непостижимо! – Мне пришлось бы не спускать с них глаз – один бог знает, что они могли бы натворить у меня за спиной! А уж отдать им моих малышей…

Скарлетт подумала о добрых, загрубевших в работе руках Мамушки, которые вырастили Эллин, ее и Уэйда. Да что знают эти заезжие о негритянских руках, об этих заботливых и верных руках, всегда умеющих вовремя успокоить, погладить, приласкать?»

«Брошенные негритята носились по городу, как пугливые животные, и мягкосердечные белые люди забирали их к себе на кухню. Черные деревенские старики, брошенные и забытые детьми, напуганные и не находящие себе места в городе, плакали на обочинах, взывая к проходящим мимо женщинам: «Хозяйка, Христа ради, мэм, напишите старому хозяину в графство Фейет, что я тут. Пусть заберет своего старого негра домой. Видит бог, хватит с меня этой свободы!»

«Бюро содействия свободным гражданам, не справляясь с наплывом негров, слишком поздно осознало свою ошибку и начало отправлять их обратно к бывшим хозяевам. При этом неграм говорили, что, возвращаясь к прежним хозяевам, они станут вольнонаемными работниками, а их права будут защищены контрактами с указанием ежедневного заработка. Старые негры с радостью возвращались на прежнее место жительства, чем усугубляли положение своих обнищавших хозяев, но те были слишком добры и не могли их прогнать.»

Отрывки из произведения Г. Бичера-Стоу «Хижина дяди Тома»:

«Невольничий барак! При этих словах некоторые из моих читателей, вероятно, нарисуют себе страшную картину. Перед их мысленным взором предстанет мрачное, смрадное логово. Но вы ошибаетесь, простодушные мои друзья! Живой товар высоко ценится на рынке, следовательно, за ним нужен уход, его надо хорошо кормить и содержать в чистоте, так, чтобы он лоснился. Невольничий барак в Новом Орлеане мало чем отличается от всякого другого торгового склада. Подойдя к нему, вы увидите под навесом у входа несколько негров и негритянок, выставленных там в качестве образца товара, имеющегося в самом помещении.

Вам вежливо предложат пройти внутрь и покажут мужей, жен, братьев, сестер, отцов, матерей и маленьких ребятишек, которых «можно приобрести поштучно и оптом, в зависимости от желания покупателя», можно нанять на время, заложить в банк или обменять на любой другой товар, пользующийся спросом на рынке.

Том, как и остальные его товарищи, взял с собой солидных размеров сундучок с одеждой. На ночь их поместили в длинную комнату, обитатели которой – негры всех возрастов, всех оттенков кожи – предавались безудержному веселью и то и дело разражались громкими взрывами хохота.

Я вижу, вы, ребята, не скучаете. «И правильно делаете», —сказал мистер Скеггс, входя в барак. – У меня негры всегда веселятся. Молодец, Сэмбо! – обратился он к огромному детине, который кривлялся и паясничал на потеху своим собратьям.

Торговцы живым товаром обычно из кожи вон лезут, стараясь поддерживать среди невольников бесшабашное веселье, ибо это лучший способ отвлечь их от мыслей о своем положении. Люди, которые вершат судьбу негра с той минуты, как его продают на Севере, и до тех пор, пока он не попадет на Юг, прилагают немало усилий к тому, чтобы сделать свой товар ко всему равнодушным, бесчувственным, грубым. Работорговец собирает партию невольников в Виргинии или Кентукки и гонит их в какую-нибудь здоровую местность на откорм. Сыты они там бывают по горло и все-таки нет-нет, да и затоскуют, а чтобы не тосковали, к ним приставляют скрипача и велят плясать и веселиться под музыку. Но попадаются среди них такие, кому пляски и пение не идут на ум, кто не перестает думать о жене, детях, о родном доме. И этих считают строптивыми, опасными и обращаются с ними соответственно. А какого обращения можно ждать от работорговцев – людей жестоких и к тому же ни перед кем не отвечающих за свои действия! «Будь молодцом – веселым, бойким, особенно когда ты на виду, – внушают негру, – иначе не попасть тебе к хорошему хозяину, да и от работорговца влетит, если он не сбудет тебя с рук».



Список используемой литературы

Бичер-Стоу Г. Хижина дяди Тома / пер. с англ. В. Вальдман. М.: Азбука, 2020.

Всеобщая история. История Нового времени. XIX – начало XX века: 9-й класс: учебник / А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев, С.В. Тырин, К.П. Чиликин; под общ. ред. В.Р. Мединского. М.: Просвещение, 2021.

Методика обучения истории: учебник для студ. учреждений высш. образования / Под ред. В.В. Барабанова, Н.Н. Лазуковой. М.: Издательский центр «Академия», 2014.

Митчелл М. Унесённые ветром (Т. 1-2) / пер. с англ. Т.А. Озерская. М.: Машиностроение, 1991.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации