Конспект урока труда (технологии) в 1 классе по теме «Вышивка – способ отделки изделий. Мережка (осыпание края заготовки из ткани»

Цель: знакомство с вышивкой, её видами и назначением, формирование умения размечать линию строчки приёмом продергивания ниток (мережка).
Целевые установки урока
Предметные
-познакомить с вышивками, дать общее представление об их назначении и видах;
-освоить умение размечать линии строчек продёргиванием ниток (мережка);
-освоить способ обработки края тканого изделия осыпанием (изготовление бахромы);
-закрепить понятие «игла — швейный инструмент»;
- учить пользоваться правилами безопасной работы иглой и булавками;
-закреплять умение организовывать индивидуальное рабочее место для работы с текстилем.
Метапредметные
Через вопросы, обсуждение и практическую исследовательскую деятельность учить первоклассников умениям:
-наблюдать и сравнивать конструктивные особенности строчки прямого стежка и её вариантов;
-анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;
-открывать новые знания и практические умения через пробные упражнения (осыпание краёв, продёргивание ниток для раз метки линии строчки, приёмы выполнения строчки прямого стежка);
-делать выводы о наблюдаемых явлениях;
-выполнять строчку по размеченной основе;
-осуществлять контроль по точкам разметки.
Личностные
-осознавать необходимость уважительного отношения к куль туре своего народа.
ПРЕЗЕНТАЦИЯPPTX / 4.28 Мб
Ход урока:
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Ниточку души от каждого из вас
В руки бережно возьму сейчас.
Мы соткём из ниточек урок,
Он знакомства нашего исток.
А исток начало многих дел.
Я хочу, чтоб каждый захотел
На уроке что-то клеить, вышивать,
Думать, говорить, мечтать.
2. Актуализация знаний и выход на тему урока.
-Вспомните, с каким инструментом вы познакомились на прошлом уроке?
-Что можно делать с помощью иглы? (пришивать пуговицы, шить одежду, вышивать и др.).
-Одинаковые ли нитки используют для разных видов работ мамы, бабушки, мастера портные, вышивальщицы?
-Какие это нитки? (швейные, шёлковые, мулине и пр.)
- Чтобы определить тему урока, предлагаю вам рассмотреть несколько фотографий.
СЛАЙД 1.
-Что объединяет данные картинки? Чем украшены представленные изделия? Сформулируйте тему урока.
Тема урока: «Вышивка – способ отделки изделий. Мережка (осыпание края заготовки из ткани»
3. Изучение нового материала.
Вышивка — древнее искусство украшения ткани с помощью иглы и нитей. Археологи нашли подтверждение тому, что вышивка была развита во всем мире. Находили одежду, украшенную вышивкой в Древнем Китае, Египте, Индии, Греции. В Древней Руси все женщины хорошо вышивали. Уже с семилетнего возраста девушки готовили себе приданое, вышивая полотенца, скатерти и красивую одежду, по качеству которой перед свадьбой судили о трудолюбии невесты. Вышивкой также украшали иконы, скатерти, полотенца, головные уборы, обувь, конскую сбрую.
Раньше, по одежде можно было определить статус человека. Богатые люди носили одежду, вышитую золотыми и серебряными нитями, в то время как крестьяне довольствовались самыми обычными нитками.
СЛАЙД 2.
В России вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и обрядами.
Вышивки крестиком на рубашках располагалась по вороту, рукавах, подолу и играли роль оберега. Украшали вышивкой белье, одежду, полотенца. Главным узором народных вышивок крестом является орнамент и изображения животных и птиц. Каждый узор вышивался определённым цветом, имело символическое значение.
СЛАЙД 3.
Вот некоторые геометрические символы в вышивке и их значение.
СЛАЙД 4.
-Рассмотрите несколько закладок на слайде. Из каких материалов изготовлены салфетки и закладки? (Ткань канва и цветные нитки мулине.)
СЛАЙД 5.
-Каким способом изготовлены?
-Одинаковые ли узоры вышивок? (Разные.)
-С каким видом шва вы уже знакомы?
-Как подобраны по цвету нитки, какое у вас возникает настроение от рассматривания закладок?
Обратите внимание на то, что строчка вышивки проложена по дорожке, по краям салфетки — бахрома.
Для чего по краям салфеток и закладок сделана бахрома?
Сегодня вы попробуете создать подобную закладку, выполнив предварительно мережку. Мережка- это дорожка из вытянутых нитей.
Но сначала я предлагаю вам разучить новую игру на внимание. Она называется «Ниточка. Иголочка. Узелок».
Встаете в круг. На слово «ниточка» нужно опустить руки вниз и расслабить их, они должны висеть как ниточки. На слово «иголка» — поднять руки вверх и напрячь их, они должны быть твёрдыми и острыми как иголка. На слово «узелок» — поставить руки на пояс.
4. Практическая деятельность.
Прежде, чем мы начнем практическую часть урока, повторим правила работы с инструментами: ножницами и иглой.
Труд – дело важное.
Порой небезопасное.
Правила должны мы знать,
Их четко нужно выполнять.
Ты с иголкой не шути,
И в руках не тереби,
А, уж взяв ее за ушко,
Уколи ее в подушку.
С ножницами не играй,
Высоко не поднимай.
И, держа за острый край,
Подружке их передавай.
Лишь окончена работа -
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
Я сейчас раздам вам лоскуты — заготовки салфеток. попробуйте вытянуть по одной нитке с краёв.
Продолжим работу. Чтобы сделать бахрому, надо взять булавку с колечком, подцепить 2-3 ниточки и потянуть «к себе». А потом, надо выдергивать по одной ниточке, до получения нужной ширины бахромы.
Практическая работа. Индивидуальная помощь.
5. Подведение итогов урока.
-Что нового для себя вы сегодня узнали? Чему научились?
Сегодня вы узнали, как можно выполнить разметку дорожки для вышивки и как обработать края салфетки или закладки, чтобы они были красивыми. На следующем уроке каждый из вас украсит свою закладку вышивкой.
Источники:
Лутцева Е. А. Л. Технология. Методическое пособие с поуроч ными разработками. 1 класс : пособие для учите лей общеобразоват. организаций / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 204 с. — ISBN 978-5-09-034287-2.
https://vk.com/wall-222127289_1960?ysclid=mcypo4ggfz621119188
https://www.1urok.ru/categories/10/articles/40594
https://m.ok.ru/group/53203083395164/topic/152665799859548?ysclid=md1i5kid28902049596
Картинки:
Кияйкина Наталья Федоровна
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Марьяна Олеговна
Сорокина Светлана Валерьевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Галина Владимировна
Сорокина Светлана Валерьевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Сорокина Светлана Валерьевна