Конспект урока труда (технологии) в 1 классе по теме «Вышивка – способ отделки изделий. Мережка (осыпание края заготовки из ткани»

18
15
Материал опубликован 18 July в группе

Цель: знакомство с вышивкой, её видами и назначением, формирование умения размечать линию строчки приёмом продергивания ниток (мережка). 

Целевые установки урока

Предметные

-познакомить с вышивками, дать общее представление об их назначении и видах;

-освоить умение размечать линии строчек продёргиванием ниток (мережка);

-освоить способ обработки края тканого изделия осыпанием (изготовление бахромы);

-закрепить понятие «игла — швейный инструмент»;

- учить пользоваться правилами безопасной работы иглой и булавками;

-закреплять умение организовывать индивидуальное рабочее место для работы с текстилем.

Метапредметные

Через вопросы, обсуждение и практическую исследовательскую деятельность учить первоклассников умениям:

-наблюдать и сравнивать конструктивные особенности строчки прямого стежка и её вариантов;

-анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

-открывать новые знания и практические умения через пробные упражнения (осыпание краёв, продёргивание ниток для раз метки линии строчки, приёмы выполнения строчки прямого стежка);

-делать выводы о наблюдаемых явлениях;

-выполнять строчку по размеченной основе;

-осуществлять контроль по точкам разметки.

Личностные

-осознавать необходимость уважительного отношения к куль туре своего народа.



ПРЕЗЕНТАЦИЯPPTX / 4.28 Мб

Ход урока:

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Ниточку души от каждого из вас

В руки бережно возьму сейчас.

Мы соткём из ниточек урок,

Он знакомства нашего исток.

А исток начало многих дел.

Я хочу, чтоб каждый захотел

На уроке что-то клеить, вышивать,

Думать, говорить, мечтать.

2. Актуализация знаний и выход на тему урока.

-Вспомните, с каким инструментом вы познакомились на прошлом уроке?

-Что можно делать с помощью иглы? (пришивать пуговицы, шить одежду, вышивать и др.).

-Одинаковые ли нитки используют для разных видов работ мамы, бабушки, мастера портные, вышивальщицы?

-Какие это нитки? (швейные, шёлковые, мулине и пр.)

- Чтобы определить тему урока, предлагаю вам рассмотреть несколько фотографий.

СЛАЙД 1.


y1752800022.JPG

-Что объединяет данные картинки? Чем украшены представленные изделия? Сформулируйте тему урока.

Тема урока: «Вышивка – способ отделки изделий. Мережка (осыпание края заготовки из ткани»

3. Изучение нового материала.

Вышивка — древнее искусство украшения ткани с помощью иглы и нитей. Археологи нашли подтверждение тому, что вышивка была развита во всем мире. Находили одежду, украшенную вышивкой в Древнем Китае, Египте, Индии, Греции. В Древней Руси все женщины хорошо вышивали. Уже с семилетнего возраста девушки готовили себе приданое, вышивая полотенца, скатерти и красивую одежду, по качеству которой перед свадьбой судили о трудолюбии невесты. Вышивкой также украшали иконы, скатерти, полотенца, головные уборы, обувь, конскую сбрую.

Раньше, по одежде можно было определить статус человека. Богатые люди носили одежду, вышитую золотыми и серебряными нитями, в то время как крестьяне довольствовались самыми обычными нитками.

СЛАЙД 2.


a1752800038.JPG

В России вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и обрядами.

Вышивки крестиком на рубашках располагалась по вороту, рукавах, подолу и играли роль оберега. Украшали вышивкой белье, одежду, полотенца. Главным узором народных вышивок крестом является орнамент и изображения животных и птиц. Каждый узор вышивался определённым цветом, имело символическое значение.

СЛАЙД 3.


d1752800054.JPG

Вот некоторые геометрические символы в вышивке и их значение.

СЛАЙД 4.


o1752800069.JPG

-Рассмотрите несколько закладок на слайде. Из каких материалов изготовлены салфетки и закладки? (Ткань канва и цветные нитки мулине.)

СЛАЙД 5.

q1752800158.JPG

-Каким способом изготовлены?

-Одинаковые ли узоры вышивок? (Разные.)

-С каким видом шва вы уже знакомы?

-Как подобраны по цвету нитки, какое у вас возникает настроение от рассматривания закладок?

Обратите внимание на то, что строчка вышивки проложена по дорожке, по краям салфетки — бахрома.

Для чего по краям салфеток и закладок сделана бахрома?

Сегодня вы попробуете создать подобную закладку, выполнив предварительно мережку.  Мережка- это дорожка из вытянутых нитей.

Но сначала я предлагаю вам разучить новую игру на внимание. Она называется «Ниточка. Иголочка. Узелок».

Встаете в круг. На слово «ниточка» нужно опустить руки вниз и расслабить их, они должны висеть как ниточки. На слово «иголка» — поднять руки вверх и напрячь их, они должны быть твёрдыми и острыми как иголка. На слово «узелок» — поставить руки на пояс.

4. Практическая деятельность.

Прежде, чем мы начнем практическую часть урока, повторим правила работы с инструментами: ножницами и иглой.

Труд – дело важное.

Порой небезопасное.

Правила должны мы знать,

Их четко нужно выполнять.


Ты с иголкой не шути,

И в руках не тереби,

А, уж взяв ее за ушко,

Уколи ее в подушку.


С ножницами не играй,

Высоко не поднимай.

И, держа за острый край,

Подружке их передавай.

Лишь окончена работа -

Ножницам нужна забота:

Не забудь ты их закрыть

И на место положить.

Я сейчас раздам вам лоскуты — заготовки салфеток. попробуйте вытянуть по одной нитке с краёв.

Продолжим работу. Чтобы сделать бахрому, надо взять булавку с колечком, подцепить 2-3 ниточки и потянуть «к себе». А потом, надо выдергивать по одной ниточке, до получения нужной ширины бахромы.

Практическая работа. Индивидуальная помощь.

5. Подведение итогов урока.

-Что нового для себя вы сегодня узнали? Чему научились?

Сегодня вы узнали, как можно выполнить разметку дорожки для вышивки и как обработать края салфетки или закладки, чтобы они были красивыми. На следующем уроке каждый из вас украсит свою закладку вышивкой.

Источники:

Лутцева Е. А. Л. Технология. Методическое пособие с поуроч ными разработками. 1 класс : пособие для учите лей общеобразоват. организаций / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 204 с. — ISBN 978-5-09-034287-2.

https://vk.com/wall-222127289_1960?ysclid=mcypo4ggfz621119188

https://www.1urok.ru/categories/10/articles/40594

https://m.ok.ru/group/53203083395164/topic/152665799859548?ysclid=md1i5kid28902049596

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/2023/01/15/vyshivka-dlya-chego-ona-nuzhna-salfetka

Картинки:

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fi.pinimg.com%2F736x%2F5a%2F76%2Faf%2F5a76af1aa44bc33d7e10345fae594660.jpg&lr=20647&pos=3&rpt=simage&text=вышитые%20изделия%20картинки

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fsun9-40.userapi.com%2Fimpf%2Fc840223%2Fv840223619%2F3b43a%2Fc8LYI2loDBY.jpg%3Fsize%3D600x399%26quality%3D96%26sign%3D3b00120e6ab37ae6e602d8c0daa32f7c%26c_uniq_tag%3DRBkJ0pOQSpXnHK-z6D2eRn2gqLZ990O2hDRg5dxnVgk%26type%3Dalbum&lr=20647&pos=9&rpt=simage&text=вышитые%20изделия%20картинки

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Ffashionhot.club%2Fuploads%2Fposts%2F2022-07%2F1657070761_16-fashionhot-club-p-vishivka-tsvetov-sherstyanimi-nitkami-16.jpg&lr=20647&pos=26&rpt=simage&text=вышитые%20изделия%20картинки

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Favatars.dzeninfra.ru%2Fget-zen_doc%2F759807%2Fpub_5ec9f335de19437ef5dde5f1_5ecbaade71f6bb078b0d5700%2Fscale_1200&lr=20647&pos=25&rpt=simage&text=Раньше%2C%20по%20одежде%20можно%20было%20определить%20статус%20человека.%20Богатые%20люди%20носили%20одежду%2C%20вышитую%20золотыми%20и%20серебряными%20нитями%2C%20в%20то%20время%20как%20крестьяне%20довольствовались%20самыми%20обычными%20нитками.

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fzlobina-ov.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2F%25D0%25B2%25D1%258B%25D1%2588%25D0%25B8%25D0%25B2%25D0%25BA%25D0%25B0-%25D0%25BD%25D0%25B0-%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25B6%25D0%25B4%25D0%25B5.jpg&lr=20647&pos=24&rpt=simage&text=вышивка%20крестиком%20одежда%20в%20старину

Комментарии

Какой интересный и ценный ресурс! В копилку! Благодарю за очередной содержательный материал, Светлана Валерьевна!

6
18 July

Наталья Федоровна, спасибо Вам за внимание к моим разработкам! Очень приятно мнение коллег-профессионалов своего дела!

4
18 July

Благодарю за красивый ресурс,Светлана Валерьевна!

6
18 July

Спасибо, Марина Юрьевна!

5
18 July

Круг тем, подлежащих рассмотрению на Ваших занятиях, Светлана Валерьевна, поражает. Ваши детки в очень хороших руках!

6
18 July

Ирина Геннадьевна, благодарю Вас за положительные отзывы в адрес моих публикаций. Очень надеюсь, что сумею заинтересовать материалом и своих будущих первоклассников!

4
18 July

Светлана Валерьевна, фонтан ваших идей не иссякает!::smile1:: Браво!::smile28::

6
18 July

Спасибо, Наталия Алексеевна!

5
18 July

Нравятся мне Ваши работы! Хорошие выдумки и творчество Вы проявляете при их создании.

6
18 July

Спасибо, Марьяна Олеговна! Осталось несколько уроков и все 33 разработки, соответствующие конструктору, будут готовы.

5
18 July

Как всегда, отличная работа! Спасибо!!!

6
18 July

Спасибо, Галина Владимировна!

3
19 July

Светлана Валерьевна, спасибо вам за творческие, интересные, методически грамотные уроки! Вы большая умница!

4
19 July

Елена Гаврииловна, благодарю Вас за высокую оценку моих публикаций!

1
14 September