12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Никонова Ольга Сергеевна43
0

Конспект урока по теме «Алфавит», 5 класс



Никонова Ольга Сергеевна учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ №9 г. Ульяновска

Конспект урока по теме: «Алфавит» 5 класс учебник Т.А. Ладыженской

Цели: показать значение знания алфавита в повседневной жизни; развивать навыки пользования алфавитом, навык работы в группах и парах; познакомить с историей создания русского алфавита.

I. Организационный момент. Сценка.

Мальчик: Опять алфавит! С первого класса учим!

Девочка: И все без толку! Ты ведь до сих пор его не запомнил.

Мальчик: А зачем? Я знаю сами буквы, а их порядок знать не обязательно.

Девочка: То-то ты вчера в словаре полчаса слово искал!

Учитель: Спасибо. Как вы поняли, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Дети: Об алфавите.

Учитель: Да, тема урока «Алфавит». Откроем тетради, запишем число, классная работа, тему урока.

II.Целеполагание.

Учитель: Как вы думаете, зачем нам нужно знать алфавит?

Дети: (звучат варианты ответов)

Учитель: (подводит итог) В алфавитном порядке располагаются слова в словарях, энциклопедиях, в библиотечной картотеке, в телефонном справочнике, даже контакты в ваших телефонах записаны в алфавитном порядке. Тот, кто хорошо знает алфавит, легко и быстро может найти то, что нужно.

Давайте определим цели урока.

Дети: (звучат варианты ответов)

Учитель: (подводит итог после вариантов, высказанных детьми) Вспомнить(повторить) русский алфавит; повторить названия русских букв; обратиться к истории создания русского алфавита.

III. Словарно-орфографическая работа.

Алфавит (греч. Альфа и бета ) – совокупность букв, расположенных в определенной последовательности.

Подбор однокоренного слова : алфавитный.

Учитель: Какое слово, близкое по значению к слову алфавит, существует в русском языке?

Дети: азбука - русское слово, также составленное из первых букв аз и буки.

Учитель: Составим предложение со словом алфавит, произведем его синтаксический разбор.

Дети: Слова в словаре располагаются по алфавиту. (повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное).

IV. «Открытие» нового знания.

Учитель: С чего вы предлагаете начать работу по теме урока?

Дети: (варианты ответов)

Учитель: Вспомним алфавит. Откроем учебник на странице 134, каждый прочитает алфавит про себя. Теперь поработаем в парах. Расскажите друг другу алфавит. Кто не сделал ни одной ошибки?

(беседа по вопросам) 1. Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Сколько гласных букв? (10)

3. Сколько согласных букв? (21)

4. Сколько букв, которые не обозначают звуков? (2) Какие? (Ъ, Ь)

Обратимся к словарю Владимира Ивановича Даля. Посмотрите третий том посвящен только одной букве П. А по какому принципу расположены слова на одну букву? (демонстрация словаря).

Дети:

Учитель: мы должны учитывать вторую букву в слове, а иногда и третью. Применим наши знания на практике. Выполним задание по группам.

Задание 1. Кто самый большой любитель сладкого? (Карлсон) Но Малыш тревожится за его здоровье – уж очень много сладких вкусностей поедает его друг с моторчиком. Поэтому Малыш придумал такую хитрость: в один день Карлсон ест только те конфеты названия, которых начинаются на твердый согласный, а на другой день – те, которые начинаются с мягкого согласного. Но мало того, Малыш решил расположить все конфеты в алфавитном порядке. Помогите Малышу распределить конфеты в две колонки, поставив все слова в алфавитном порядке.

 Слова для работы: белочка, шоколапки, корова Мушка, левушка, северный мишка, кизил, сочная долька, восторг, лесной олень, чернослив, суфле, былина, минчанка, лещина, малютка, трюфель.

Конфеты с названиями на мягкий согласный по алфавиту

Конфеты с названиями на твердый согласный по алфавиту

   
   
   


 

Если вы все сделали правильно, колонки уравнялись. Взаимопроверка(обмен работами между группами, проверка по слайду).

V. Работа по теме урока.

Задание 2. Обратимся к истории создания русского алфавита. Откроем учебник на странице 133, прочитаем теоретические сведения. Запишите вопросы, которые можно задать к этому отрывку.

Возможные вопросы:

1. От какого алфавита произошел русский алфавит? (старославянский)

2. Кто является создателем старославянского алфавита? (Кирилл и Мефодий)

3. В каком году? (В 863 году)

4.Какой алфавит был взят за основу старославянского языка? (греческий)

5. Как назвали новую азбуку? (кириллица)

6. Какие языки также используют кириллицу? (украинский, белорусский, сербский, болгарский)

Дети читают вопрос, кто-то отвечает, кто-то дополняет.

Задание 3. (индивидуальная работа) Выпишите в правую колонку только то слово, которое требуется по условию.

Слова для работы

Учебная задача

Ответ

Ульяна, Нина, Светлана

В этом слове гласная буква обозначает два звука.

 

Гора, дрова, мять

В этом слове все согласные звуки мягкие.

 

Небесный, хоккей, брошюра

В этом слове есть безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением.

 

Извес_ный, ужас_ный, опас_ный

В этом слове есть непроизносимый согласный в корне слова.

 

Пятно, цифра, ящик

В этом слове все согласные звуки твердые.

 

_пельсин, в_кзал, в_склицательный

В этом словарном слове в корне пишется буква А.

 


 

Из первых букв слов, выписанных в колонку «Ответы», составьте слово. (умница)

Задание 4. (индивидуальная работа) Найдите и исправьте ошибки, которые допустил в ответе ученик.

1. В слове ЛИСТ - 4 звука «эль», «и», «эс», «тэ».

2. В слове СТРОЧКА – 7 букв «сэ», «тэ», «рэ», «о», «че», «ка», «а».

3. В слове РОТ – 3 буквы «рэ», «о», «тэ».

4. В слове ШУБКА – 5 букв «шэ», «у», «бэ», «ка», «а».

Задание 5. (индивидуальная работа) Работа с текстом Михаила Викторовича Панова. Краткая справка: лингвист, доктор филологических наук. Закончил МГПИ в 1941 году, ушел добровольцем на фронт, прослужил всю войну в противотанковой артиллерии. После войны работал учителем в школе; с 1958 года в Институте РЯ АН СССР, заведующим группы фонетики. В1968 году получил степень доктора наук за исследование «Русская фонетика». Писал для детей, по его инициативе созданы энциклопедии по русскому языку для детей.

Записать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Письмо одежда ус_ной реи. Оно передает «изображает» ус_ную реч_. Звук пр_износят и слышат, букву пишут и читают. Прочесть букву – значит пр_изнести звук, который буква обозн_чает. Звук произносит_ся а буква читает_ся.

1. Определите тему текста.

2. Найдите слова, в которых все согласные звуки мягкие.

3. Найдите слова, в которых все согласные звуки твердые.

VI. Рефлексия.

Учитель: Вы очень хорошо работали на уроке. Напишите о своих впечатлениях от урока: что вас удивило (обрадовало, огорчило) с учетом темы урока.

VII. Домашнее задание.

П. 58, упражнение по выбору 295 или 298.


 


 

Справочные материалы к уроку.

В 1783 году при подготовке славяно-российского словаря княгиня Екатерина Романовна Дашкова предложила заменить две буквы «io» одной буквой «Ё». Популяризацией новой буквы мы обязаны Николаю Михайловичу Карамзину. В 1797 году он выпустил сборник своих стихов, заменив традиционные «io» на «Ё». Книга вышла большим тиражом, а русский язык обогатился новой буквой. В сентябре 2005 года в Ульяновске на родине Н.М.Карамзина был открыт памятник букве «Ё».

В русском языке мало слов на букву «Ф». До 1918 года в русском языке были буквы «фита» и «ферт». Они попали в наш алфавит потому, что были в греческом языке. В русском языке двойной звук Ф вносил только путаницу, поэтому в 1918 году «фита» была исключена из нашего алфавита. Когда в русский язык попадает иностранное слово со звуком Ф, тогда нужна буква «эф». Так появились слова ФОКУС, ФАКЕЛ, ФОТОГРАФИЯ.


Презентация к уроку по теме "Алфавит" 5 класс
PPTX / 2.11 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.