12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Задровская Екатерина Сергеевна53

Конспект урока русского языка

Тема урока: «Инфинитив» (§ 76).

Класс: 5.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Учебник: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М.: Дрофа, 2013.

Основные термины и понятия: глагол; неопределённая/начальная форма глагола (инфинитив).

Формы и приёмы работы: индивидуальная, групповая и фронтальная работа; приёмы развития ИКТ-компетенции (просмотр слайдов презентации, прослушивание аудио в течение урока); методы и приёмы смыслового чтения («Инсерт», «Синквейн», «Собери предложение» и «Восстанови текст»); приём развития критического мышления «Телеграмма»; здоровьесберегающая технология (физкультминутка и создание в течение урока ситуаций успеха); элементы дифференцированного обучения (класс получает задания по уровню обученности).

Оборудование: ноутбук; проектор; аудиоколонки; на каждом столе находятся рабочие материалы, подготовленные учителем; учебники.

Цель:

научить образовывать неопределённую форму глагола;

развить коммуникативные компетенции учащихся;

воспитать уважительное отношение к языку и к изучаемому предмету.

Планируемые результаты по ФГОС:

личностные: формировать интерес к языку; развивать воображение и ответственность; развивать активность; тренировать творческие способности; формировать систему ценностей; развивать умение рефлексировать;

метапредметные

а) регулятивные УУД: организовывать рабочее место; выполнять правила гигиены учебного труда; определять тему урока; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; уметь организовать учебный процесс; уметь контролировать учебный труд;

б) познавательные УУД: понимать текст вопроса; логически устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждение; развивать приёмы обобщения, анализа;

в) коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы; уметь владеть различными видами речи; уметь выступать перед классом; усваивать информацию с помощью аудио- и видеотехники; формировать компетентность в общении со сверстниками; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с ними; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; уметь рассуждать, доказывать и отстаивать свою точку зрения;

предметные: отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения; различать формы глаголов; объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); проводить морфемный анализ слова.


 

I. Оргмомент

Слово учителя:

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели. (Садятся девочки).

Тихо мальчики за парту сели. (Садятся мальчики).

На меня все посмотрели.

Быть должны всегда в порядке:

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас такой:

«Всё, что надо, под рукой!»

(Отмечает отсутствующих, дети проверяют свою готовность к уроку).


 

II. Проверка домашнего задания

(Несколько учеников по желанию зачитывают домашние работы, остальные учащиеся комментируют выступления товарищей).


 

III. Мотивация

Слово учителя:

Молодцы, с домашней работой вы справились. Теперь предлагаю вам обратить внимание на слайд презентации. (Включает слайд презентации № 1).

К сожалению, у нас случился сбой в программе компьютера. И получилось так, что некоторые слова из этого стихотворения показываются не в той форме, как задумал автор. Попробуйте вернуть их к первоначальному замыслу. (Дети в течение минуты пытаются самостоятельно поставить глаголы в нужную форму, в это время учитель включает аудиозапись на этом же слайде).

Что же у вас получилось? (Слушает ответы, корректирует их).

Молодцы! Проверим наши ответы? (Включает слайд презентации № 2).

О чём это стихотворение? (Слушает ответы).

Какого числа полетел Гагарин в космос? (Слушает ответы).

Какой праздник отмечается ежегодно в день полёта Гагарина в космос? (12 апреля — День авиации и космонавтики).

К какой части речи относятся восстановленные вами слова? (Слушает ответы).

Слова, которые вы восстанавливали, по причине сбоя программы вернулись в какую-то одну форму. Как называется такая форма глагола? (Слушает версии, тема уже изучалась в начальной школе, поэтому ученики дают верные ответы).

Подумайте, какой может быть тема сегодняшнего урока? (Слушает ответы, после этого выводит на экран слайд № 3 — название урока).

(Дети записывают тему урока в тетрадь).

Слово учителя:

Многие из вас близко подобрались к истинной теме урока. Мы будем говорить об инфинитиве. У каждого глагола есть начальная, или неопределённая, форма, то есть инфинитив.


 

IV. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Слово учителя:

Откройте &76 учебника. Найдите теоретический материал. Прочтите его. Однако читать нужно, делая карандашом определённые пометки около каждого предложения. Обратите внимание на слайд, на нём объяснено, какие метки нужно ставить. (Включает слайд № 4. Дети читают информацию на нём, задают интересующие вопросы и приступают к работе).

Слово учителя:

Молодцы! Скажите, имеет ли инфинитив категорию времени, лица, рода, числа? А какие категории он имеет? (Дети говорят о том, что инфинитив не имеет категории времени, лица, рода, числа. Однако он имеет категорию вида).

Итак, сделаем вывод. Что мы узнали об инфинитиве? (Дети делают вывод).


 

V. Закрепление с проговариванием во внешней речи

Слово учителя:

Молодцы! А теперь переходим к практике. Выполним упражнение 618. (Дети по цепочке выходят к доске и ставят глаголы в начальную форму, указывая их вид, основу и окончание).


 

Видит – видеть

Лает – лаять

Слышит – слышать

Выброшу – выбросить

Вылетит – вылететь

Ненавидит – ненавидеть

Склеил – склеить

Езжу – ездить

Еду – ехать

2) Привезли – привезти

Прошли – пройти

Гребу – грести

Ползет – ползти

Плетет – плести

Бреду – брести

Зацвел – зацвести

Строятся – строиться

Стрижется – стричься

Несутся – нестись

Могу – мочь

Будешь – быть

Остановился – остановиться

Обжегся – обжечься

Отлично! Поработаем с текстом. Возьмите на столах приложение, прочитайте текст.

О чём он? (Дети читают текст и отвечают на вопрос).

Для чего нам эта информация? (Дети выдвигают предположения).

Работаем внутри группы. Выпишите все глаголы из текста в столбик. Рядом с каждым глаголом запишите его инфинитив. Выделите в каждом инфинитиве окончание.

Проверяем, что у нас получилось. (Дети по группам комментируют ответы, меняемся тетрадями).


 

VI. Включение изученного в систему знаний

Слово учителя:

Вы отлично потрудились, нужно отдохнуть и размяться.

(Учитель проводит физкультминутку https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E ).


 

Слово учителя:

Как вы думаете, что общего у Вселенной и словаря? (Дети выдвигают гипотезы).

Как вы думаете, о чём это высказывание? (Выслушивает ответы). Запишем это предложение в тетрадь. Давайте попытаемся объяснить постановку знаков препинания в этом предложении.

Таким образом, мы с вами тоже в какой-то мере космонавты, первопроходцы, как и Юрий Гагарин! Ведь мы тоже с вами погрузились во Вселенную — Вселенную слов!

Найдите в этом предложении глагол. В какой форме он употреблён? Поставьте его в начальную форму. (Дети отвечают).


 

VII. Рефлексия

Слово учителя:

Какие вы молодцы! Наверное, вы никогда не получали телеграммы. А вот для ваших бабушек и дедушек письма и телеграммы иногда были единственным средством общения. Как вы думаете, каковы принципы построения телеграммы? (Выслушивает ответы о краткости, содержательности телеграммы, замене знаков препинания на слова «зпт», «тчк»). Посмотрите на экран, вы узнаете этого героя? Из какого он произведения?

Нам пришла телеграмма от Незнайки, давайте попробуем его расшифровать.

Еигород атябер вск Ов ямерв атёлоп яслапсар шан ьлбарок тчк Сан оласорбзар в моксачимсок евтснартсорп тчк Игомоп манн тчк Шав акйанзен тчк


 

(перевод: Дорогие ребята! Во время полёта распался наш корабль. Нас разбросало в космическом пространстве. Помогите нам. Ваш незнайка.

Слово учителя:

для того, чтобы помочь незнайке, посмотрите на экран, продолжите фразы.

Рефлексия

VIII. Домашнее задание


 

Слово учителя:


 

Домашнее задание п.76 (выучить правило). Задания по выбору:

Упражнение 620, упражнение 621 и творческое задание «Для чего нужен инфинитив?». Есть ли вопросы по выполнению? (Дети знакомятся с заданием, задают вопросы). Спасибо за урок. До свидания. (Дети записывают домашнее задание, прощаются с учителем).

Приложение 1


 

На дворе апрель — месяц необыкновенный. Ведь именно 12 апреля 1961 года человек впервые вышел за пределы земной атмосферы.

Веками человек смотрел в небо. Он ходил по земле и не боялся уплывать далеко в море, но небо было огромным и непонятным для него. Человек поселил в небе богов. Но человеку хотелось подняться туда самому. И тогда возникали сказания о людях, которые могут летать, появлялись фантастические романы, конструировались летательные аппараты, так и оставшиеся на земле.

И вот, наконец, обычный трудовой день 12 апреля 1961 года был прерван сообщением: «Работают все радиостанции Советского Союза! Впервые в мире! Человек в космосе!»

День 12 апреля стал доказательством осуществления любой, самой смелой, человеческой мечты. С тех пор он ежегодно празднуется человечеством как Всемирный день космонавтики.


 

Приложение 2

Лист самоконтроля

Оцени СВОЮ работу на уроке!

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал (-а) (ЧТО?) ____________________________________________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился (-ась) (ЧЕМУ?) ____________________________________________________________________________

3. Сегодня на уроке научился (-ась) лучше делать (ЧТО?) ____________________________________________________________________________

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?) ____________________________________________________________________________

5. Сегодня на уроке я мог (-ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?) ____________________________________________________________________________

6.Осталось непонятным (ЧТО?) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Сегодня на уроке я был (-а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?) ____________________________________________________________________________


 

Приложение 3

1 группа

2 группа

3 группа

     
     
     
     
     
     
     
     
     
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.