Конспект урока в 9 классе по биологии «Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Мустаевская средняя общеобразовательная
школа имени Шабдара Осыпа»
Сернурского района Республики Марий Эл
Конспект урока в 9 классе по биологии
«Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова»
Автор:
Макаров Игорь Геннадьевич
учитель биологии
1 квалификационной категории
Мустаево
2022г.
Урок в 9 классе по биологии «Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова»
Цели: сформировать первоначальные знания о селекции как науке, определить цели и задачи науки селекции и познакомить обучающихся с центрами происхождения культурных растений.
Задачи урока:
образовательные: научить находить обучающихся центры происхождения культурных растений по географической карте; сформировать уважительное отношение к труду ученых-селекционеров на примере научной деятельности Н.И.Вавилова; познакомить обучающихся с практическим значением закона гомологических рядов.
развивающие: создать условия для развития универсальных учебных действий:
а) познавательных: постановка и решение проблемы, действия со знаково-символическими средствами, умение работать с информацией, анализ, установление причинно-следственных связей, доказательство суждений;
б) личностных: соотношение цели действия и его результата, ориентация в межличностных отношениях;
в) коммуникативных: умение грамотно выражать свои мысли, постановка вопросов, сотрудничество в паре, ведение диалога;
г) регулятивных: целеполагание, планирование, определение последовательности действий, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Оборудование: презентация «Учение Н.И.Вавилова».
Тип урока – урок открытия нового знания.
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Актуализация знаний и постановка проблемы.
1.Формулирование темы и задач урока.
На столах обучающихся кроссворды. Ученикам предлагается разгадать его.
1 | |||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||
8 |
Ключевое слово по вертикали:
Наука о наследственности и изменчивости организмов.
По горизонтали:
1.Организм, полученный в результате скрещивания особей, отличающихся наследственными задатками.
2.Процесс передачи «наследственных задатков» от поколения к поколению.
3.Участок молекулы ДНК, ответственный за синтез определенной молекулы белка и обуславливающий развитие определенного признака.
4.Совокупность признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии генотипа со средой обитания.
5.Совокупность генов, которую организм получает от родителей.
6.Наследственное изменение, которое выражается в кратном увеличении числа хромосом.
7.Одна из важнейших областей практического использования закономерностей, исследуемых генетиками, которая, по словам Н.И.Вавилова, представляет собой эволюцию, направляемую волей человека.
8.Наследственное изменение генотипа.
Затруднение у обучающихся вызовет пункт №7.
Возникают вопросы (учитель просит обучающихся сформулировать вопросы).
-Что такое селекция?
-Для чего селекции необходимо знание законов наследственности и закономерностей изменчивости?
-Почему селекцию можно назвать эволюцией, направляемой желаниями и трудом человека?
-Каковы основные направления научной работы Н.И.Вавилова?
На основе дефицита знаний обучающихся по теме формулируется тема и задачи урока.
2.Слово учителя.
Селекция – наука об улучшении уже существующих и о выведении новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку свойствами. Название этой науки происходит от латинского слова «selectio» - отбор.
-В широком смысле слова селекция как процесс изменения домашних животных и культурных растений, по выражению Н.И.Вавилова «представляет собой эволюцию, направляемую волей человека».
-Все современные сорта растений и породы животных созданы человеком благодаря селекции.
Показ слайдов презентации (сорта и гибриды культурных растений, породы животных).
Учитель вводит новые понятия:
Сорт – совокупность культурных растений одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями: продуктивностью, морфологическими и физиологическими признаками.
Порода – совокупность домашних животных одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями: продолжительностью, экстерьером (внешний вид и телосложение животного).
Штамм – совокупность микроорганизмов.
Из определения селекции видно, что целью практической деятельности селекционеров является создание новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов, обладающих нужными для человека качествами.
3.Работа в малых группах.
Ответы ученики записывают на листах бумаги, которые раздаются каждой группе.
Задание №1
Представьте, что вы селекционеры, вам необходимо создать новый сорт томатов. Какими признаками вы надели бы свой новый сорт? Почему именно на эти признаки вы обратили внимание?
Задание №2 (этап №2)
Вам необходимо вывести новый сорт томата, пригодного для механизированной уборки плодов. Какими признаками вы наделили бы свой сорт? Почему?
Задание №3 (этап №3)
Какими способами, методами вы будете пользоваться при выведении нового сорта? Где вы будете искать источники новых генов, формирующих лучшие продуктивные качества вашего сорта?
После завершения работы в группах заслушиваются варианты решения поставленных задач, проводится беседа, в ходе которой учитель подводит учеников к формулировке задач селекции и постановке новой проблемы: какими методами пользуется селекция при выведении новых сортов, пород животных и штаммов микроорганизмов?
Задачи селекции:
1.Повышение урожайности сортов и продуктивности пород.
2.Улучшение качества продукции.
3.Повышение устойчивости к заболеваниям, вредителям.
4.Экологическая пластичность сортов и пород.
5.Пригодность для механизированного и промышленного выращивания и разведения.
По ходу рассказа показ слайдов презентации об одомашнивании диких животных и растений в культурные.
Рассказ об экспедициях, организованных Н.И.Вавиловым и установлению мировых очагов происхождения важнейших культурных растений.
Задание обучающимся: прочитайте текст §3.13, заполните таблицу «Центры происхождения культурных растений (по Н.И.Вавилову).
Центры происхождения культурных растений (%) | Местоположение | Культивируемые растения | |||
1.Индийский (Южно-азиатский тропический) – 50% | |||||
2.Восточно-азиатский (китайский) – 20% | |||||
3.Среднеазиатский | 14% | ||||
4.Переднеазиатский | |||||
5.Среднеземноморский – 11% | |||||
6.Абиссинский | |||||
7.Центральноамериканский | |||||
8.Южноамериканский |
Вывод: центры формообразования важнейших культурных растений в значительной степени связаны с очагами человеческой культуры и центрами разнообразия домашних животных.
Н.И.Вавилов, изучая наследственную изменчивость у культурных растений и их диких предков, обнаружил ряд закономерностей, которые позволили сформулировать закон гомологических рядов наследственной изменчивости.
Дается формулировка закона, и приводятся примеры.
Каково значение закона гомологических рядов для селекции? (Закон позволяет предугадать наличие форм, не обнаруженных видов, то есть закон указывает направление поиска организмов с признаками, ценными для селекционной работы).
Учитель приводит в доказательство этому один пример, а другой пример со свеклой, находится на странице 196 учебника.
Пример: люпин (растение семейства Бобовые) содержит много белка и мог бы стать ценной кормовой культурой, если бы не содержал в семенах ядовитый алкалоид. Однако другие виды бобовых не содержат этого вещества. Согласно закону гомологических рядов подобные безалкалоидные мутации должны быть и у люпина. Такая форма была найдена и послужила основой для создания ценного сорта сладкого безалкалоидного люпина.
С помощью учителя обучающиеся записывают в тетради основные направления научной работы Н.И.Вавилова.
Формирование задач современной селекции.
Создание учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Закон гомологических рядов.
Разработка проблемы иммунитета растений.
Создание коллекции семян культурных растений и их дикорастущих предков.
Создание сети институтов и селекционных опытных станций в стране.
III.Закрепление.
Рефлексия.
Обучающиеся формулируют выводы по теме урока.
Домашнее задание.
§3.13, записи в тетради, выводы по уроку, вопросы после параграфа.