Конспект урока в 9 классе по биологии «Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова»

0
0
Материал опубликован 4 November 2022

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Мустаевская средняя общеобразовательная

школа имени Шабдара Осыпа»

Сернурского района Республики Марий Эл














Конспект урока в 9 классе по биологии

«Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова»
















Автор:

Макаров Игорь Геннадьевич

учитель биологии

1 квалификационной категории






Мустаево

2022г.

Урок в 9 классе по биологии «Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова»


Цели: сформировать первоначальные знания о селекции как науке, определить цели и задачи науки селекции и познакомить обучающихся с центрами происхождения культурных растений.

Задачи урока:

образовательные: научить находить обучающихся центры происхождения культурных растений по географической карте; сформировать уважительное отношение к труду ученых-селекционеров на примере научной деятельности Н.И.Вавилова; познакомить обучающихся с практическим значением закона гомологических рядов.

развивающие: создать условия для развития универсальных учебных действий:

а) познавательных: постановка и решение проблемы, действия со знаково-символическими средствами, умение работать с информацией, анализ, установление причинно-следственных связей, доказательство суждений;

б) личностных: соотношение цели действия и его результата, ориентация в межличностных отношениях;

в) коммуникативных: умение грамотно выражать свои мысли, постановка вопросов, сотрудничество в паре, ведение диалога;

г) регулятивных: целеполагание, планирование, определение последовательности действий, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.


Оборудование: презентация «Учение Н.И.Вавилова».


Тип урока – урок открытия нового знания.


Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний и постановка проблемы.

1.Формулирование темы и задач урока.

На столах обучающихся кроссворды. Ученикам предлагается разгадать его.



1







2













3





4









5













6











7













8












Ключевое слово по вертикали:

Наука о наследственности и изменчивости организмов.

По горизонтали:

1.Организм, полученный в результате скрещивания особей, отличающихся наследственными задатками.

2.Процесс передачи «наследственных задатков» от поколения к поколению.

3.Участок молекулы ДНК, ответственный за синтез определенной молекулы белка и обуславливающий развитие определенного признака.

4.Совокупность признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии генотипа со средой обитания.

5.Совокупность генов, которую организм получает от родителей.

6.Наследственное изменение, которое выражается в кратном увеличении числа хромосом.

7.Одна из важнейших областей практического использования закономерностей, исследуемых генетиками, которая, по словам Н.И.Вавилова, представляет собой эволюцию, направляемую волей человека.

8.Наследственное изменение генотипа.


Затруднение у обучающихся вызовет пункт №7.

Возникают вопросы (учитель просит обучающихся сформулировать вопросы).

-Что такое селекция?

-Для чего селекции необходимо знание законов наследственности и закономерностей изменчивости?

-Почему селекцию можно назвать эволюцией, направляемой желаниями и трудом человека?

-Каковы основные направления научной работы Н.И.Вавилова?

На основе дефицита знаний обучающихся по теме формулируется тема и задачи урока.

2.Слово учителя.

Селекция – наука об улучшении уже существующих и о выведении новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку свойствами. Название этой науки происходит от латинского слова «selectio» - отбор.

-В широком смысле слова селекция как процесс изменения домашних животных и культурных растений, по выражению Н.И.Вавилова «представляет собой эволюцию, направляемую волей человека».

-Все современные сорта растений и породы животных созданы человеком благодаря селекции.

Показ слайдов презентации (сорта и гибриды культурных растений, породы животных).

Учитель вводит новые понятия:

Сорт – совокупность культурных растений одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями: продуктивностью, морфологическими и физиологическими признаками.

Порода – совокупность домашних животных одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями: продолжительностью, экстерьером (внешний вид и телосложение животного).

Штамм – совокупность микроорганизмов.

Из определения селекции видно, что целью практической деятельности селекционеров является создание новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов, обладающих нужными для человека качествами.

3.Работа в малых группах.

Ответы ученики записывают на листах бумаги, которые раздаются каждой группе.

Задание №1

Представьте, что вы селекционеры, вам необходимо создать новый сорт томатов. Какими признаками вы надели бы свой новый сорт? Почему именно на эти признаки вы обратили внимание?

Задание №2 (этап №2)

Вам необходимо вывести новый сорт томата, пригодного для механизированной уборки плодов. Какими признаками вы наделили бы свой сорт? Почему?

Задание №3 (этап №3)

Какими способами, методами вы будете пользоваться при выведении нового сорта? Где вы будете искать источники новых генов, формирующих лучшие продуктивные качества вашего сорта?

После завершения работы в группах заслушиваются варианты решения поставленных задач, проводится беседа, в ходе которой учитель подводит учеников к формулировке задач селекции и постановке новой проблемы: какими методами пользуется селекция при выведении новых сортов, пород животных и штаммов микроорганизмов?

Задачи селекции:

1.Повышение урожайности сортов и продуктивности пород.

2.Улучшение качества продукции.

3.Повышение устойчивости к заболеваниям, вредителям.

4.Экологическая пластичность сортов и пород.

5.Пригодность для механизированного и промышленного выращивания и разведения.

По ходу рассказа показ слайдов презентации об одомашнивании диких животных и растений в культурные.

Рассказ об экспедициях, организованных Н.И.Вавиловым и установлению мировых очагов происхождения важнейших культурных растений.

Задание обучающимся: прочитайте текст §3.13, заполните таблицу «Центры происхождения культурных растений (по Н.И.Вавилову).

Центры происхождения культурных растений (%)

Местоположение

Культивируемые растения

1.Индийский (Южно-азиатский тропический) – 50%



2.Восточно-азиатский (китайский) – 20%



3.Среднеазиатский

14%




4.Переднеазиатский

5.Среднеземноморский – 11%



6.Абиссинский



7.Центральноамериканский



8.Южноамериканский




Вывод: центры формообразования важнейших культурных растений в значительной степени связаны с очагами человеческой культуры и центрами разнообразия домашних животных.

Н.И.Вавилов, изучая наследственную изменчивость у культурных растений и их диких предков, обнаружил ряд закономерностей, которые позволили сформулировать закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Дается формулировка закона, и приводятся примеры.

Каково значение закона гомологических рядов для селекции? (Закон позволяет предугадать наличие форм, не обнаруженных видов, то есть закон указывает направление поиска организмов с признаками, ценными для селекционной работы).

Учитель приводит в доказательство этому один пример, а другой пример со свеклой, находится на странице 196 учебника.

Пример: люпин (растение семейства Бобовые) содержит много белка и мог бы стать ценной кормовой культурой, если бы не содержал в семенах ядовитый алкалоид. Однако другие виды бобовых не содержат этого вещества. Согласно закону гомологических рядов подобные безалкалоидные мутации должны быть и у люпина. Такая форма была найдена и послужила основой для создания ценного сорта сладкого безалкалоидного люпина.

С помощью учителя обучающиеся записывают в тетради основные направления научной работы Н.И.Вавилова.

Формирование задач современной селекции.

Создание учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Закон гомологических рядов.

Разработка проблемы иммунитета растений.

Создание коллекции семян культурных растений и их дикорастущих предков.

Создание сети институтов и селекционных опытных станций в стране.

III.Закрепление.

Рефлексия.

Обучающиеся формулируют выводы по теме урока.

Домашнее задание.

§3.13, записи в тетради, выводы по уроку, вопросы после параграфа.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.