12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нина Александровна3785
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе «Экономическое образование»

1.       Естественные и социальные условия жизни.  Проблема

ограниченности ресурсов и безграничности потребностей.

Экономическая деятельность людей осуществляется в определенных условиях:

 

  • естественной среде и
  • социальной среде.

 

К естественной среде относятся: природные и трудовые ресурсы.

В мире лишь 3 государства: Россия, США и Китай имеют практически все виды природных ресурсов. Остальные страны осуществляют свою экономическую деятельность в условиях естественной ограниченности ресурсов. Это обстоятельство ставит хозяйственную деятельность многих стран в сырьевую зависимость от стран-поставщиков сырья. Поэтому в развитых странах разрабатываются способы утилизации промышленных и бытовых отходов. Экономисты предсказывают наступление эры повторного использования ресурсов, когда в экономике главными сырьевыми материалами станут отходы.

Природные ресурсы, вовлеченные в процесс производства и многократно в нем преобразованные, превращаются в экономические ресурсы.

Вторым важнейшим элементом естественной среды являются трудовые ресурсы. Их часть, занятая в материальной или непроизводственной сфере, образует экономически активное население. В развитых странах Запада его доля составляет 70% всех трудовых ресурсов, в развивающихся – 45-55%. Важно учитывать соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими. Его называют демографической нагрузкой. В среднем в мире 100 трудоспособных обеспечивают своим заработком 70 детей и пенсионеров.

Все ресурсы обладают одним общим свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве.

Социальную среду жизни людей образуют: отношения собственности и социальное устройство общества. Об уровне социальной среды судят по таким показателям, как жилищно-коммунальные и бытовые условия жизни и труда, возможности для использования свободного времени, уровень здравоохранения, образования, культуры и т.д. От социального законодательства зависит состояние в стране социального страхования, предполагающего выплату пенсий, пособий, обслуживание инвалидов и др. категорий нетрудоспособного населения. С целью создания благоприятной социальной среды государство часть благ должно оставлять общедоступными: природные богатства, леса, парки, заповедники, общественный транспорт, водные ресурсы и т.д.

Потребность – это недостаток личности или общества в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития. Потребности людей многообразны. Обычно выделяют 3 группы потребностей:  материальные, духовные и социальные.

На первом плане всегда стоит удовлетворение материальных потребностей: в пище, одежде, жилье, транспорте и т.д. Материальные потребности могут удовлетворяться как товарами, так и услугами – ремонт автомобиля, консультация врача и т.д.

Духовные потребности удовлетворяются в занятиях наукой, искусством, в получении образования и т.д. В широком смысле к духовной пище относятся все виды информации, которую получает человек.

Социальные потребности связаны с участием в различных формах общественной и коллективной деятельности. Главное в них то, что они носят общественный характер и обусловлены необходимостью многих людей жить и сотрудничать вместе.

Другая классификация – «Пирамида человеческих потребностей» Маслоу, в которой различные виды потребностей расположены в виде иерархической лестницы. Каждый следующий уровень потребностей возникает у человека тогда, когда удовлетворены потребности, стоящие на более низком уровне.

 

 

 

С течением времени, в ходе развития общества потребности изменяются в сторону умножения и усложнения. Можно сказать, что экономические потребности общества безграничны, в то время как экономические ресурсы всех видов, которыми общество располагает, ограничены. Это противоречие разрешается путем выбора товаров и услуг, которые необходимо произвести, и тех, от которых в определенных условиях следует отказаться.

Выбор вариантов, направлений и способов распределения редких ресурсов занимает одно из центральных мест в экономическом анализе. Экономисты исходят в своих рассуждениях  об экономическом выборе из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональное поведение – это поведение, направленное на достижение участниками хозяйственной деятельности максимальных результатов при имеющихся ограничениях. Рациональное поведение может повышать общую эффективность экономики.

Т.о. экономику можно рассматривать как науку о применении методов рационального поведения людей в процессе их хозяйственной деятельности.

Домашнее задание.

Письменно ответить на вопросы:

1.      Приведите примеры общественных и личных потребностей.

2.      Стремление к выгоде и комфорту – один из главных мотивов экономической деятельности. А что еще может определять прогресс человечества?

3.      Назовите отрицательные последствия стремления человечества жить все более комфортабельно.

 

2.  Факторы производства, их  взаимодействие.

Производственная функция.

 

Исходным моментом экономической деятельности людей является производство. Производство предполагает взаимодействие различных факторов, которые можно разделить на три основные группы: труд, земля, капитал.

1)    Труд – это процесс расходования человеком его физической, интеллектуальной и духовной энергии.

Каждый человек обладает рабочей силой, или способностью к труду. Труд представляет собой потребление рабочей силы.

Совокупность способностей личности, обусловленная образованием, навыками, здоровьем, образует человеческий капитал. Чем квалифицированнее труд человека, тем выше его капитал и, соответственно, доход на этот капитал – оплата труда. Инвестиционные вложения в человеческий капитал в настоящее время являются самыми эффективными и быстро окупаются как для самого человека, так и для всего общества.

2)    Земля как фактор производства охватывает всё полезное, что дано природой и используется в производстве: саму землю, полезные ископаемые, водные и лесные ресурсы, выгодное географическое положение и т.д.

Свойства земли можно разделить на :

·         естественные, т.е. данные изначально, и

·         искусственные, т.е. приобретённые благодаря орошению, внесению удобрений и т.д.

Особенность земли как фактора производства заключается в следующем:

1)      Земля – природный фактор, а не продукт человеческой деятельности;

2)      Земля имеет неограниченный срок службы и невоспроизводима по желанию;

3)      Земля недвижима;

4)      Земля, используемая в сельском хозяйстве, при рациональной эксплуатации не только не изнашивается, но и улучшает свою продуктивность.

3)   Капитал – это созданные людьми средства производства (инструменты, оборудование, производственные здания, сооружения, транспортные средства, средства связи, дороги, трубопроводы и т.д.), а так же денежные средства, используемые в производстве.

Капитал делится на: основной и оборотный.

Основной капитал действует в процессе производства неоднократно, не изменяет при этом свою натурально-вещественную форму и переносит свою стоимость на готовый продукт по частям, по мере износа в виде амортизационных отчислений.

Оборотный капитал действует в процессе производства однократно, изменяя при этом свою натурально-вещественную форму, и полностью переносит свою стоимость на готовый продукт.

На каждом новом этапе развития производства появляются новые факторы, без которых  производство не может успешно развиваться:

 

  • предпринимательские способности – особые способности людей, предполагающие использование инициативы, предприимчивости и риска в организации производства;
  • технологии, понимаемые в экономике как способ производства;
  • информация;
  • экология и др.

 

Ни один из факторов в отдельности не может произвести продукт и принести доход. Поэтому процесс производства представляет собой взаимодействие факторов.

Каждого предпринимателя интересует вопрос о том, как достичь такого соотношения факторов, при котором можно получить максимальный выпуск продукции. Если возможны различные сочетания факторов, значит, есть вариант, при котором можно достичь их оптимального соотношения.

Производственная функция – это техническое соотношение, отражающее взаимосвязь между совокупными затратами факторов производства и максимальным выпуском продукции.

Математически эта зависимость выражается формулой:

                                   у = f (а1, а2, … , ап),   где

у – количество произведённой продукции;

f – функция;

аi – факторы производства (i = 1, 2, … , п)

Вопросы для размышления:

1.      Какой вариант содержит три основных фактора производства:

а)  учёные, воздух, автомобили;

б)  рабочие, станки, здания;

в)  нефть, газопровод, ювелирные украшения.

2.      Разграничьте средства производства, относящиеся к основному и оборотному капиталу:

 

  • компьютер
  • здание цеха
  • сырьё
  • счёт в банке
  • подъёмный кран
  • готовая продукция
  • упаковочные материалы
  • электроэнергия.

 

3.      Объясните, почему нельзя ставить цель: достигнуть максимального результата при минимальных затратах.

 

3. Производственные возможности общества

и эффективность производства.

В основе жизни человека и общества лежит хозяйственная деятельность, производство.

Производство – это совокупность взаимосвязанных технологических операций, в процессе которых с помощью орудий труда и рабочей силы природные и материальные ресурсы перерабатываются и превращаются в готовый продукт.

Результатом хозяйственной деятельности людей в течение года является общественный продукт. В своем движении он проходит 4 стадии:

 

  • производство
  • распределение
  • обмен
  • потребление.

 

Все 4 стадии движения общественного продукта образуют общественное производство. Важнейшим показателем функционирования общественного производства является его эффективность.

При рассмотрении большинства экономических проблем экономисты широко используют различные модели, которые, хотя и упрощают реальную действительность, позволяют учитывать основные факторы и иллюстрировать выводы. При решении проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов используется модель кривой производственных возможностей.

Производственные возможности показывают способность предприятия или общества в целом производить различные сочетания товаров при постоянстве ресурсов и при условии их полного использования.

Кривая производственных возможностей дает представление о четырех взаимосвязанных понятиях:

 

  • ограниченности ресурсов;
  • эффективности экономики
  • экономическом выборе;
  • альтернативных затратах.

 

 

 

 

Точки С, К, Е – максимально возможное производство при данных условиях, т.е. эффективное  производство. Эффективной считается такая комбинация ресурсов, при которой невозможно увеличить производство одного товара, не сократив производство другого, т.е. ресурсы используются полностью.

Точка Т – часть ресурсов не задействована или ресурсы используются неэффективно.

Точка Р – невозможный объем производства, т.к. она лежит за границей производственных возможностей общества .

Если изменяются производственные возможности, то кривая сдвигается вправо или влево.

Если в течение длительного времени техника и технология не изменяются, то производственные ресурсы сокращаются, и кривая сдвигается влево. Это явление носит название закон убывающей эффективности производства.  Следовательно, необходимо постоянно стимулировать развитие техники  и технологий.

Т.к. в ситуации эффективного производства желание увеличить объем производства одного товара отражается на возможностях производства другого, возникает понятие цена выбора, или альтернативные издержки, т.е. количество одного товара, которое необходимо пожертвовать для увеличения производства другого.

Однако низкая взаимозаменяемость ресурсов приводит к необходимости увеличивать их количество при переключении с одного продукта на другой. Это явление составляет экономический смысл закона возрастания дополнительных затрат.

Задача:

Малое предприятие способно произвести и реализовать в день:

Вареная колбаса, кг

70

60

50

30

10

Копченая колбаса, кг

20

45

65

85

92

а)      С помощью графика производственных возможностей определить степень эффективности следующих заказов:

 

  • 65 кг копченой колбасы и 50 кг вареной колбасы;
  • 55 кг копченой колбасы и 55 кг вареной колбасы;
  • 20 кг копченой колбасы и 75 кг вареной колбасы.

 

б)      В ситуации эффективного производства 50 кг вареной колбасы и 65 кг копченой колбасы спрос на вареную колбасу упал на 10 кг. На сколько нужно увеличить производства копченой колбасы, чтобы сохранить эффективное производство?

Домашнее задание.

Составить и решить аналогичную задачу.

 

 

Опубликовано в группе «Экономическое образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.