Тип урока: ОНЗ.
Учебник: Биология, под редакцией И.Н. Понамаревой, М., Издательский центр «Вента-граф», 2015.
Тема урока: «Внешнее строение листа»
Основные цели урока:
Метапредметные:
1) Тренировать умение фиксировать этапы учебной деятельности.
2) Сформировать умение работать в парах, группах.
3) Сформировать умение работать с различными источниками информации.
4) Тренировать умения работать с таблицами и наглядным материалом.
5) Тренировать умение составлять устно монологический ответ.
Личностные:
1) Сформировать умение проводить рефлексивный анализ своей деятельности.
2) Тренировать умение отстаивать свою точку зрения в учебном общении.
Предметные:
1) Сформировать знание о строение листа растения.
2) Сформировать умение строить эталон на примере эталона «Строение листа растений»
3) Сформировать умение применять новое знание в практической деятельности.
Демонстрационные материалы: презентация, фото листьев разных растений, живые экземпляры, гербарий листьев, эталоны из курса «Мир деятельности» и предмета биологии.
Раздаточные материалы:
Фото листьев.
Гербарий листьев разных растений.
Карточки с заданиями для лабораторной работы.
Гербарий побегов различных растений .
Заготовки оценочных таблиц для этапа рефлексии.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем урок!
На слайде 1 загадка:
Из почек появляются,
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью –летят
- О чём загадка?
- Ребята, о чем же мы сегодня будем с вами говорить? (О листе).
- Вы хотите узнать что-то новое о растительных организмах?
- А какие шаги учебной деятельности вы должны для этого сделать? (Понять чего не знаем, а затем сами открыть новое знание).
- Итак, начинаем. Всем удачи!
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Но начнем мы нашу работу с повторения тех знаний, которые смогут нам помочь.
- Что такое орган? Слайд 3. (Орган – часть тела, выполняющая определённую функцию.)
- Вспомните, что такое побег? (Побег – это стебель с расположенными на нём листьями и почками.)
Определение понятия «побег» размещается на доске. (слайд 4)
Побег – это стебель с расположенными на нём листьями и почками.
- Какие бывают почки у растения? (Вегетативные и генеративные) (Слайд 5)
ПОЧКИ ВЕГЕТАТИВНЫЕ И ГЕНЕРАТИВНЫЕ
- Каково строение вегетативной почки? ( Зачаточный стебель, зачаточная почка, зачаточный лист)
- Каково строение генеративной почки? ( Зачаточный стебель, зачаточная почка, зачаточный лист, зачаточный цветок)
- В чём сходство строения вегетативной и генеративной почек? ( Наличие стебля, почек, листьев)
- Что развивается из почки? (Новый побег)
Слайд 6. Органы цветкового растения.
- Зачем растениям нужен такой орган как лист? (Лист нужен для того, чтобы размножаться, дышать, испарять влагу …)
- Молодцы, действительно лист является органом, служащим для размножения растений, через лист удаляется лишняя влага, в листе протекает фотосинтез. У большинства растений есть листья, они разнообразны по форме и размерам, но есть у них и много общего.
- Это мы повторили те знания, которые помогут нам в открытии нового знания.
- А сейчас я предложу вам выполнить пробное задание. Чем оно отличается от других?
( В нём будет что-то новое)
- У каждого на столе гербарные экземпляры листьев разных растений ( конверт 1). Постарайтесь определить – из каких частей состоит лист? Обоснуйте ваши ответы.
Каждый учащийся получает в качестве раздаточного материала гербарные экземпляры листьев разных растений. Слайд 7. ЛИСТЬЯ цветковых РАСТЕНИЙ
- Время подошло к концу.
- У кого нет ответа?
- Что вы не смогли? (Не смогли определить из чего состоит лист)
- У кого есть ответ?
- Докажите, что вы правы? (Не можем обосновать ответ)
- Мнения разделились.
- Что возникло? (Затруднение)
3.Выявления места и причины затруднения.
− Итак, какое задание вам предлагалось выполнить? (Надо было назвать из каких частей состоит лист.)
− Почему вы не справились с заданием? (Мы не знаем, из каких частей состоит лист.)
− Отлично, вы сами выяснили, что вы не знаете.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую же цель мы поставим на уроке? (Узнать о строении листа)
- Предлагаю выполнить работу по плану:
Слайд 8.:
1.Рассмотрите рис.51-53 на с.48 учебника и найдите части листа.
2. Заполните таблицу№1
3. Сделайте вывод.
- А работать будете в парах.
5. Реализация построенного проекта.
Слайд 9.
Заполните таблицу
Название растения |
Количество листовых пластинок |
Простой или сложный |
Тип жилкования |
сирень |
|||
пшеница |
|||
яблоня |
|||
земляника |
|||
ландыш |
Слайд 10.
Название растения |
Количество листовых пластинок |
Простой или сложный |
Тип жилкования |
сирень |
1 |
простой |
перистое |
пшеница |
1 |
простой |
параллельное |
яблоня |
1 |
простой |
перистое |
земляника |
3 |
сложный |
перистое |
ландыш |
1 |
простой |
дуговое |
- Какой вывод из заполненной таблицы можете сделать? ( Лист имеет черешок и листовую пластинку. Листья бывают простые и сложные, с перистым, дуговым жилкованием)
- Смогли ли мы преодолеть возникшее в начале затруднение? (Да)
6.Первичное закрепление во внешней речи.
Для закрепления нового знания учащимся в группах предлагается выполнить задание. На столах листья различных видов растений, отличающихся по количеству листовых пластинок, по расположению жилок. (конверт 2)
- Рассмотрите представленные гербарные экземпляры растений.
- Какие листья представлены в гербариях?(Простые и сложные). Поясните ваш ответ (У одной группы 1 пластинка, другой несколько.)
- А чем эти листья отличаются? (У одних 1 листовая пластинка, у других несколько).
- В зависимости от количества листовых пластинок различают 2 типа листьев – простые и сложные. (слайд 11)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой.
− Как проверить хорошо ли вы поняли новые знания? (Выполнить самостоятельную работу)
Карточка для каждого ученика: Листья простые и сложные. Слайд 12.
Проверьте свою работу по эталону. У кого всё так, поставьте «+», у кого – нет, поставьте «?»
Слайд 13. Эталон для самопроверки.
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Знание о строении листа нам пригодятся в биологии при изучении следующих тем и при выполнении лабораторных работ.
Учащиеся получают инструкцию для выполнения самостоятельной лабораторной работы и оборудование.
Слайд 14.
Лабораторная работа.
Тема: Листья простые и сложные.
Рассмотрите листья комнатных растений и растений из гербария. Отберите простые листья. По какому признаку вы их отбираете?
Отберите сложные листья. На основании какого признака вы это делаете? Какое жилкование у отобранных вами листьев?
Результаты внесите в таблицу:
Название растения |
Листья простые или сложные |
Жилкование |
Слайд 15.Образец для самопроверки.
Лабораторная работа.
«Листья простые и сложные».
- У кого есть ошибки?
- Что выполнено не правильно? Подумайте, почему вы ошиблись?
- У кого нет ошибок? Молодцы!
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Вспомните какую цель мы ставили с вами в начале урока? (Узнать о строении листа)
-Достигли ли мы этой цели? (Да)
- Были ли у вас трудности в процессе работы?
- Оцените себя при помощи оценочной таблицы.
Учащимся предлагается вариант таблицы для оценивания. (слайд 16)
Оценочная таблица
Сегодня я самостоятельно открывал новые знания |
|
У меня были затруднения при открытии новых знаний |
|
У меня не было ошибок в самостоятельной работе |
|
У меня возникли затруднения при выполнении самостоятельной работы |
|
Я активно помогал работать своей группе |
- Ребята, вы очень хорошо сегодня работали. Молодцы!
- Спасибо!
- До встречи на следующем уроке
Задание на дом: изучить с. 48-49 учебника
Презентация к уроку биологии 6 кл. "Внешнее строение листа".
PPT / 3.45 Мб