Конспект урока «Внешнее строение листа» (Биология, 6 класс)

1
0
Материал опубликован 20 December 2018 в группе

Тип урока: ОНЗ.

Учебник: Биология, под редакцией И.Н. Понамаревой, М., Издательский центр «Вента-граф», 2015.

Тема урока: «Внешнее строение листа»

Основные цели урока:

Метапредметные:

1) Тренировать умение фиксировать этапы учебной деятельности.

2) Сформировать умение работать в парах, группах.

3) Сформировать умение работать с различными источниками информации.

4) Тренировать умения работать с таблицами и наглядным материалом.

5) Тренировать умение составлять устно монологический ответ.

Личностные:

1) Сформировать умение проводить рефлексивный анализ своей деятельности.

2) Тренировать умение отстаивать свою точку зрения в учебном общении.

Предметные:

1) Сформировать знание о строение листа растения.

2) Сформировать умение строить эталон на примере эталона «Строение листа растений»

3) Сформировать умение применять новое знание в практической деятельности.

Демонстрационные материалы: презентация, фото листьев разных растений, живые экземпляры, гербарий листьев, эталоны из курса «Мир деятельности» и предмета биологии.

Раздаточные материалы:

Фото листьев.

Гербарий листьев разных растений.

Карточки с заданиями для лабораторной работы.

Гербарий побегов различных растений .

Заготовки оценочных таблиц для этапа рефлексии.

Ход урока:

Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем урок!

На слайде 1 загадка:

Из почек появляются,

Весною распускаются,

Летом шелестят,

Осенью –летят

- О чём загадка?

- Ребята, о чем же мы сегодня будем с вами говорить? (О листе).

- Вы хотите узнать что-то новое о растительных организмах?

- А какие шаги учебной деятельности вы должны для этого сделать? (Понять чего не знаем, а затем сами открыть новое знание).

- Итак, начинаем. Всем удачи!

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Но начнем мы нашу работу с повторения тех знаний, которые смогут нам помочь.

- Что такое орган? Слайд 3. (Орган – часть тела, выполняющая определённую функцию.)

- Вспомните, что такое побег? (Побег – это стебель с расположенными на нём листьями и почками.)

Определение понятия «побег» размещается на доске. (слайд 4)

Побег – это стебель с расположенными на нём листьями и почками.

- Какие бывают почки у растения? (Вегетативные и генеративные) (Слайд 5)

ПОЧКИ ВЕГЕТАТИВНЫЕ И ГЕНЕРАТИВНЫЕ

- Каково строение вегетативной почки? ( Зачаточный стебель, зачаточная почка, зачаточный лист)

- Каково строение генеративной почки? ( Зачаточный стебель, зачаточная почка, зачаточный лист, зачаточный цветок)

- В чём сходство строения вегетативной и генеративной почек? ( Наличие стебля, почек, листьев)

- Что развивается из почки? (Новый побег)

Слайд 6. Органы цветкового растения.

- Зачем растениям нужен такой орган как лист? (Лист нужен для того, чтобы размножаться, дышать, испарять влагу …)

- Молодцы, действительно лист является органом, служащим для размножения растений, через лист удаляется лишняя влага, в листе протекает фотосинтез. У большинства растений есть листья, они разнообразны по форме и размерам, но есть у них и много общего.

- Это мы повторили те знания, которые помогут нам в открытии нового знания.

- А сейчас я предложу вам выполнить пробное задание. Чем оно отличается от других?

( В нём будет что-то новое)

- У каждого на столе гербарные экземпляры листьев разных растений ( конверт 1). Постарайтесь определить – из каких частей состоит лист? Обоснуйте ваши ответы.

Каждый учащийся получает в качестве раздаточного материала гербарные экземпляры листьев разных растений. Слайд 7. ЛИСТЬЯ цветковых РАСТЕНИЙ

- Время подошло к концу.

- У кого нет ответа?

- Что вы не смогли? (Не смогли определить из чего состоит лист)

- У кого есть ответ?

- Докажите, что вы правы? (Не можем обосновать ответ)

- Мнения разделились.

- Что возникло? (Затруднение)

3.Выявления места и причины затруднения.

− Итак, какое задание вам предлагалось выполнить? (Надо было назвать из каких частей состоит лист.)

− Почему вы не справились с заданием? (Мы не знаем, из каких частей состоит лист.)

− Отлично, вы сами выяснили, что вы не знаете.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую же цель мы поставим на уроке? (Узнать о строении листа)

- Предлагаю выполнить работу по плану:

Слайд 8.:

 

1.Рассмотрите рис.51-53 на с.48 учебника и найдите части листа.

2. Заполните таблицу№1

3. Сделайте вывод.


 

 

- А работать будете в парах.

5. Реализация построенного проекта.

Слайд 9.

Заполните таблицу

Название растения

Количество листовых пластинок

Простой или сложный

Тип жилкования

сирень

     

пшеница

     

яблоня

     

земляника

     

ландыш

     

Слайд 10.

Название растения

Количество листовых пластинок

Простой или сложный

Тип жилкования

сирень

1

простой

перистое

пшеница

1

простой

параллельное

яблоня

1

простой

перистое

земляника

3

сложный

перистое

ландыш

1

простой

дуговое

- Какой вывод из заполненной таблицы можете сделать? ( Лист имеет черешок и листовую пластинку. Листья бывают простые и сложные, с перистым, дуговым жилкованием)

- Смогли ли мы преодолеть возникшее в начале затруднение? (Да)

6.Первичное закрепление во внешней речи.

Для закрепления нового знания учащимся в группах предлагается выполнить задание. На столах листья различных видов растений, отличающихся по количеству листовых пластинок, по расположению жилок. (конверт 2)
- Рассмотрите представленные гербарные экземпляры растений.
 

- Какие листья представлены в гербариях?(Простые и сложные). Поясните ваш ответ (У одной группы 1 пластинка, другой несколько.)

- А чем эти листья отличаются? (У одних 1 листовая пластинка, у других несколько).
- В зависимости от количества листовых пластинок различают 2 типа листьев – простые и сложные. (слайд 11)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой.

− Как проверить хорошо ли вы поняли новые знания? (Выполнить самостоятельную работу)

Карточка для каждого ученика: Листья простые и сложные. Слайд 12.

Проверьте свою работу по эталону. У кого всё так, поставьте «+», у кого – нет, поставьте «?»

Слайд 13. Эталон для самопроверки.

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Знание о строении листа нам пригодятся в биологии при изучении следующих тем и при выполнении лабораторных работ.

Учащиеся получают инструкцию для выполнения самостоятельной лабораторной работы и оборудование.

Слайд 14.

Лабораторная работа.

Тема: Листья простые и сложные.

Рассмотрите листья комнатных растений и растений из гербария. Отберите простые листья. По какому признаку вы их отбираете?

Отберите сложные листья. На основании какого признака вы это делаете? Какое жилкование у отобранных вами листьев?

Результаты внесите в таблицу:

Название растения

Листья простые или сложные

Жилкование

     
     
     
     

Слайд 15.Образец для самопроверки.
Лабораторная работа.
«Листья простые и сложные».

- У кого есть ошибки?
- Что выполнено не правильно? Подумайте, почему вы ошиблись?
- У кого нет ошибок? Молодцы!
 

9. Рефлексия учебной деятельности.


- Вспомните какую цель мы ставили с вами в начале урока? (Узнать о строении листа)
-Достигли ли мы этой цели? (Да)
- Были ли у вас трудности в процессе работы?
- Оцените себя при помощи оценочной таблицы.

Учащимся предлагается вариант таблицы для оценивания. (слайд 16)

Оценочная таблица

Сегодня я самостоятельно открывал новые знания

 

У меня были затруднения при открытии новых знаний

 

У меня не было ошибок в самостоятельной работе

 

У меня возникли затруднения при выполнении самостоятельной работы

 

Я активно помогал работать своей группе

 

- Ребята, вы очень хорошо сегодня работали. Молодцы!
- Спасибо!
- До встречи на следующем уроке

Задание на дом: изучить с. 48-49 учебника


Презентация к уроку биологии 6 кл. "Внешнее строение листа".
PPT / 3.45 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.