12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Олифирова Ольга Владимировна2077
В школе работаю девятнадцатый год. Преподаю химию и биологию. Увлекаюсь комнатными растениями. Нравится осваивать различные творческие технологии и обучать данными технологиями детей. Сейчас осваиваем модульное оригами.
Россия, Забайкальский край, Чита

Презентация по биологии по теме «Внешнее строение листа».

Пояснительная записка.

Презентация по теме «Внешнее строение листа» является сопроводительным наглядным материалом для проведения урока в 6 классе по теме «Внешнее строение листа». Разработанная презентация ориентирована на работу по учебнику В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений», рекомендованного для учащихся 6 класса основной школы. К презентации прилагается сопроводительный материал в виде конспекта урока (приложение 1)

Приложение 1.

Внешнее строение листа.

Цель: Способствовать формированию представлений о многообразии листьев, создать условия для формирования умения распознавать простые и сложные листья, их жилкование..

Задачи:

Образовательные: познакомить с многообразием листьев, особенностями их внешнего строения, типами жилкования; учить различать простые и сложные листья.

Развивающие: продолжить формирование умений работать с гербарным материалом, учебником и тетрадью; продолжить формирование личностных качеств обучающихся: наблюдательности, тренировка памяти, аккуратности при выполнении заданий, биологической речи, приёмов мыслительной деятельности; осуществлять анализ, синтез сравнивать, обобщать; формулировать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к природе, эстетическое чувство.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать внешнее листа, его роль в жизни растения;

- уметь различать простые и сложные листья, особенности сетчатого, дугового и параллельного жилкования

Метапредметные:

- регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре); слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: сформировать умение анализировать и оценивать информацию; владеют умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сформировать умение строить логическое рассуждение.

Личностные:

- имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

Орг. момент.

Актуализация знаний

Фронтальный опрос.

Что называют побегом?

Каково значение побега в жизни растений?

Что такое почка?

Какое строение имеет почка?

Чем отличается вегетативные (листовые) почки от генеративных (цветочных) почек?

За счет чего происходит развитие побега?

2. Тест.

1. Из почки на побеге появляется:

А) корень; Б) лист; В) новый побег

2. Промежутки между листьями на побеге называют:

А) узлами; Б) междоузлиями

3. Почки, из которых образуются побеги с цветами, называют:

А) вегетативными; Б) генеративными

4. Почки - это:

A) зачаточный побег

Б) зачаточные листья

B) видоизмененный побег

Г) видоизмененные листья

5. Место прикрепления листьев к побегу называют:

А) узлами; Б) междоузлиями

3. Мотивация учебной деятельности.

(Слайд 2) Отгадайте загадку:

Из почек появляются,

Весною распускаются,

Летом шелестят,

Осенью – летят (щелчок 1,2,3)

Ребята, о чем же мы сегодня будем с вами говорить? (ответы учащихся).

Правильно. Познакомимся со строением листа

(Слайд 3) Тема урока. Внешнее строение листа.

Глядя на тему урока, давайте определим, что вы сегодня на уроке должны будете узнать.

Изучение новой темы.

(Слайд 4)

Листья бывают разные…

Желтые, зеленые, красные,

Перистые, округлые, овальные.

С зубчиками и цельнокрайние.

А могут быть простыми и сложными,

Сидячими и черешковыми.

А в прочем не важно какими…

Ведь растения питается ими.

В листьях фотосинтез идет,

А он органические вещества для жизни дает!

Ты понапрасну, дружок, лист не рви!

А лучше внешнее строение его учи!

Самый большой лист у виктории амазонской до 1 м. Лист виктории так велик, что на нем, как на плоту, может сидеть трехлетний ребенок.

Самый маленький лист у ряски диаметр листа достигает 3мм.

(Слайд 5) листья имеют различную форму, все они выполняют три основных функции.

(слайд 6) (щелчок 1,2,3) листья испаряют воду,(щелчок 4,5,6,7,8) поглощают углекислый газ и выделяют кислород в процессе фотосинтеза, (щелчок 9,10,11,12,13) осуществляют газообмен, при этом поглощают кислород и выделяют кислород.

(слайд 7) Внешнее строение листа

Хотя листья разных растений сильно отличаются по внешнему виду, между ними есть и общие признаки:

большинство листьев зелёного цвета,

состоят из: (щелчок 1,2)- листовой пластинки – расширенной части листа, (щелчок 3,4) черешка – узкой стеблевидной части листа, (щелчок 5,6) основание листа - часть, которой черешок прикрепляется к стеблю, (щелчок 7,8,9) имеют жилки- проводящие сосуды листа.

(Слайд 8) У основания черешка у некоторых растений может быть прилистники.

Лист

(щелчок 1) с прилистниками (щелчок 2) без прилистников

(щелчок 3,4) примеры

(слайд 9) Прикрепление листьев к стеблю

Листья

( щелчок 1) Черешковые (щелчок 2) Сидячие

(щелчок 3,4,5,6) примеры

Зарисуйте внешнее строение листа. Подпишите основные части.

(Слайд 10) Что общего в строении простых листьев? Дайте определение, какой лист называется простым? Простые листья состоят из одной листовой пластинки

(слайд 11) Что общего в строении сложных листьев? Дайте определение, какой лист называется сложным? Сложные листья состоят из нескольких листовых пластин и одного черешка

Физкульминутка.

Из – за парт мы выйдем дружно

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши - ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный

Ветер стих. Вздохнули дружно

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

(слайд 12) простые и сложные листья имеют разную форму края листовой пластинки.

(слайд 13) (щелчок 1,2,3) листовые пластинки в разных направлениях пронизаны проводящими пучками, которые называют жилками.

Жилки проводят питательные вещества и воду и придают листу прочность.

(щелчок 4,5) параллельное – жилки расположены параллельно друг другу (щелчок 6,7) сетчатое – жилки ветвятся, образуя сплошную сеть (щелчок 8,9) дуговое – жилки расположены в виде дуги

(слайд 14) среди листьев с сетчатым жилкованием выделяют (щелчок 1,2) перистое и

пальчатое (щелчок 3,4) примеры

(слайд 15) Лабораторная работа

« Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

Цель работы: познакомиться с особенностями строения простых и сложных листьев , их жилкованием и типами листорасположение

Оборудование: гербарный материал или слайд 16

Ход работы по инструкции в учебнике на стр. 35-36.

Первичное закрепление знаний.

(слайд 17) Денису и Ане необходимо собрать гербарий. Ане необходимо собрать растения только с простыми листьями, а Денису – со сложными листьями? Помогите ребятам правильно собрать гербарий.

(слайд 18) Чтобы добраться до института, исследователю необходимо сфотографировать несколько растений с определенными видами листьев. Исходя из характеристик этих листьев, определите, какие растения и в какой последовательности сфотографирует исследователь.

Растение имеет:

Сложные листья.

Простые листья.

Сидячий лист.

Лист с прилистником.

Лист с дуговым жилкованием .

(слайд 19,20,21,22) В предложенном наборе листьев найдите одно лишнее. Аргументируйте свой выбор.

Домашнее задание.

§ 6. вопросы на странице 36

(слайд 23)

Рефлексия. Подведение итогов.

Там в зарослях лесных

Где все для сердца мило…

Загадками природа нас одарила.

Для всех умеющих их тайну разгадать -

«Спасибо за урок!» - я говорю опять.


Внешнее строение листа
PPTX / 12.34 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Медведева Татьяна Александровна, 14.04.18 в 05:05 0Ответить Пожаловаться
Ольга Владимировна, очень интересный материал. Небольшой совет по презентации: ФГОС предполагает взаимо- или самопроверку, сверить свой ответ с эталоном . На слайдах 18-22 можно было добавить верный ответ - сделать триггер на "лишнем" листе, с которым появляется образец ответа. Тем более, это было бы не так это сложно сделать, т.к. листья на слайде размещены отдельными рисунками. Большое спасибо за Вашу работу!

Отредактировано 14-04-2018 05:09

Олифирова Ольга Владимировна, 14.04.18 в 19:23 0Ответить Пожаловаться
Задания направлены на коллективную устную работу, поэтому ответы не внесла. Спасибо за замечание, учту. Но по своей практике я вижу, что дети просто списывают ответы из самопроверки и оценки получаются просто отличные.
Медведева Татьяна Александровна, 15.04.18 в 09:30 0Ответить Пожаловаться
Ольга Владимировна, но ответы же будут появляться только тогда, когда Вы сами их включите по щелчку на рисунке, это же будет триггер - не нужно, так и не будет появляться верный ответ! Вы же устно всё равно его проговариваете!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.