12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чухрий Вера Васильевна2687
Россия, Костромская обл., г. Буй
8

Технологическая карта урока по биологии в 6 классе по теме: «Внешнее строение листа»

Технологическая карта урока открытия новых знаний

Учитель: Чухрий В.В. МОУ СОШ №9 г. Буй, Костромская область.

Тема урока: «Внешнее строение листа».

Класс: 6

Учебник: В.В. Пасечник «Многообразие покрытосеменных растений», §6 «Внешнее строение листа».

Форма взаимодействий: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

Опорная часть урока: Проекты ГлобалЛаб «Морфология простого листа»https://globallab.org/ru/project/cover/morfologija_prostogo_lista.ru.html#.WBW-XTWqCSo,

«Морфология сложного листа» https://globallab.org/ru/project/cover/morfologija_slozhnogo_lista.ru.html#.WBm3zDWqCSo

Задачи урока:

1.Образовательная

Изучить особенности внешнего строения листа. Отличать простые листья от сложных.

2.Развивающая

Развивать умения самостоятельно получать знания, наблюдать, анализировать.

3.Воспитательная

Учиться взаимодействовать с учащимися и учителем. Находить красоту в многообразии листьев.

Проблемный вопрос: «В чём главные отличия внешнего строения простых листьев от строения сложных листьев?»

Роль учителя: организатор

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Л – личностные

П – познавательные

Р – регулятивные

К - коммуникативные

Обратить внимание

1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Выработка внутренней готовности на личностно значимом уровне выполнения нормативов учебной деятельности.

Задание для фронтальной работы:

1.Посмотрите на картинку проектаГлобалЛаб «Морфология простого листа» https://globallab.org/ru/project/cover/morfologija_prostogo_lista.ru.html#.WBXAGTWqCSoНазовите растение.

2.Прочитайте информацию о проекте. Какие признаки листа вы можете назвать?

3.Рассмотрите повторно картинку листьев осины и постарайтесь дополнить признаки листа. Сколько листовых пластинок на одном черешке?

4.Подумайте и предложите ответ на вопрос: «Зачем такие признаки необходимы листу осины?»

5.Посмотрите на листья в другом проекте https://globallab.org/ru/project/cover/morfologija_slozhnogo_lista.ru.html#.WBXMBDWqCSo «Морфология сложного листа». В чём отличие?

6.О чём бы вы хотели узнать сегодня на уроке и чему научиться?

7.Что для этого вам нужно?

8.Что вы можете сделать на уроке? Во внеурочное время?

Выполнение

1.Рассматривают картинку листьев осины. Называют растение.

2.Называют признакилистьев: листовая пластинка, жилки, край листа, расчленённая пластинка.

3.Отвечают. Естьу листа осины черешок, край листа неровный, лист прикрепляется к стеблю, хорошо виды жилки. На черешке одна листовая пластинка.

4.Предлагают свои суждения.

5.Называют отличия: количество листовых пластинок другое, общий черешок.

6.Хочу! Узнать, какие ещё бывают простые листья у других растений, найти чем они отличаются. Какие бывают сложные листья, чем отличаются от простых.Научиться работать в группе, работать с гербарием, выполнять задания.

7.Надо!Прочитать §6 «Внешнее строение листа». Выполнять разные задания.

Узнать дома дополнительную информацию о признаках листьев из других источников. Научиться отличать простые листья от сложных.

Провести исследование для выполнения проекта на сайте ГлобалЛаб.

Сделать вывод. Выполнить тест.

Для выполнения задач нужно объединиться в группы.

8.Могу!На уроке: прочитать §, выполнить задания, сделать вывод, выполнить тест.

Дома: выполните по желанию (в течение месяца) исследовательский проект https://globallab.org/ru/project/cover/morfologija_prostogo_lista.ru.html#.WBXAGTWqCSo, или (и) https://globallab.org/ru/project/cover/morfologija_slozhnogo_lista.ru.html#.WBXMBDWqCSo , задание «Подумайте».Ответьте на вопросы 1-4, внимательно прочитайте §6 «Внешнее строение листа» и найти отличия простых от сложных листьев.

Л – самоопределение

Л – смыслообразование

П – целеполагание

К – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Наблюдается ли готовность обучающихся к учебной деятельности?

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий.

Задания для пар на применение нового знания. Надо, хочу, могу.

Называйте все затруднения.

1

Отнесите листья гербария к определённой группе: простые или сложные листья. Обозначьте карандашом простые листья нечётными цифрами, а сложные чётными цифрами. Определите по листьям названия растений.

2

Занесите данные в таблицу, примените знак +.

3. Рассмотрите рис.23 § 6 и найдите такие же части во внешнем строении гербарных листьев.

Сделайте вывод о выполнении заданий.

.Работают в парах с гербарным материалом «Простые и сложные листья». Используют § 6 учебника.

.Выполняют задание самостоятельно на применение нового знанияв форме таблицы в тетради.

Название растения

Простой лист

Сложный лист

малина

 

+

герань луговая

+(можно спутать со сложным)

 

одуванчик

+(можно спутать со сложным)

 

шиповник

 

+

.Рассматривают, сравнивают.

.Все затруднения громко называют.

.Пытаются сформулировать вывод.

П – мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение)

П – извлечение необходимой информации из текста

П – использование знаково-символических средств (схемы - последовательности)

П – осознанное и произвольное речевое высказывание

Р – выполнение пробного задания

Р – фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии

Р – волевая саморегуляция в затруднении

К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К – аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации

Соответствует ли задание содержанию урока. Свободно ли владеют дети предложенным содержанием задания. Выявляют ли причины ошибок. Является ли парная деятельность проблемой.

3.Постановка учебной задачи

Цель учебной деятельности: научиться различать простые и сложные листья, устанавливать особенности внешнего строения листа.

Способ реализации: выполнить учебные исследования

Средства реализации: дидактический материал, информационные источники, проекты ГлобалЛабhttps://globallab.org/ru/project/cover/morfologija_prostogo_lista.ru.html#.WBXAGTWqCSo и https://globallab.org/ru/project/cover/morfologija_slozhnogo_lista.ru.html#.WBXMBDWqCSo

Сформулируйте цель урока.

Сформулируйте тему урока.

Используйте учебник.

.Формулируют конкретную цель своих будущих действий, устраняющих причину возникшего затруднения: «Научиться различать простые и сложные листья, определять признаки внешнего строения листьев».

.Тема урока: «Внешнее строение листа»

Л – самоопределение

Л – смыслообразование

П – мыслительные операции

П – самостоятельное выделение и формирование цели

П – поиск и выделение необходимой информации

Указали ли учащиеся самостоятельно причину затруднений? Выявлен ли существенный признак нового алгоритма или понятия? Достаточно ли чётко зафиксирована цель и тема урока?

4.Постановка проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания)

Построение нового способа действий и формирование умения применять его как при решении заданий, которые вызвали затруднения, так и при решении других заданий такого же типа

Новый способ действия

Учитель создаёт условия.

Задания с использованием материала учебника§ 6.

1 (алгоритм)

У листьев комнатных растений определите:

А) тип листа;

Б) край листа;

В) прикрепление к стеблю;

Г) наличие прилистников;

Д) жилкование;

Е) класс растения;

Ж) роль жилок в листе;

З) название растения

2. Учитель открывает фотографии листьевраздела «Результаты» (Альбом простых листьев) ГлобалЛаб https://globallab.org/ru/project/results/morfologija_prostogo_lista.ru.html#.WBdinjWqCSo . Каждая группа выбирает один лист и составляет его портрет по предложенному выше алгоритму.

Аналогично по сложным листьямhttps://globallab.org/ru/project/results/morfologija_slozhnogo_lista.ru.html#.WBdjmzWqCSo

3.Сделайте вывод по гипотезе.

Групповая работа

1.Ставят гипотезу.Например: «Все листья одинаковы по типу и внешнему строению».

2.Планируют пути реализации предложенного учителем алгоритма.

3.Используют информационные источники, комнатные растения.

4.Заполняют результат алгоритма в тетради для выступления и оценки.

5.Высказывают новые появившиеся затруднения и говорят о преодолении возникшего ранее затруднения.

6.Выступают с результатом по заданиям №1 и №2.

7.Обосновывают гипотезу. Делают выводпо гипотезе.

Л – смыслообразование

П – мыслительные операции

П- выдвигают гипотезы и обосновывают их

П – поиск и выделение необходимой информации

П – установление причинно-следственных связей

П – использование заданий проекта ГлобалЛаб

Р – самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности

К – адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач

К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К – аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации

Выбран ли метод решения проблемы учащихся самостоятельно?

Предложено ли решение проблемы самими учащимися?

Не нарушена ли учителем роль организатора?

Достаточно ли чёток зафиксированный способ действия?

5.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи

Усвоить учащимся новый способ действия

Учитель предлагает алгоритм с проговариванием учащимися про себя: определения понятий (листовая пластинка, черешковый и сидячий лист, прилистники, простой и сложный лист, проводящий пучок, жилка, параллельное, дуговое, сетчатое жилкование).

Алгоритм:

1.Найти в§ 6 выделенные курсивом понятия и сформулировать определения, проговаривая про себя.

2.Рассказать определения соседу по парте.

3.Ответить на вопросы 1-4 на стр.36. § 6

Парная работа

Выполняют заданный алгоритм.

Ответы должны быть полными.

П – извлечение предметного текста необходимой информации

П – осознанное и произвольное речевое высказывание

П – построение логической цепи рассуждений и доказательств

Успешно ли справились с предложенным заданием?

Согласован ли процесс решения задания и его комментирование?

Грамотна ли речь по предмету?

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Интериоризировать (формирование собственного опыта ребёнка) учащимся новый способ действия и провести рефлексию достижения цели пробного учебного действия

Самостоятельная работана новый способ действия с созданием ситуации успеха для любого ребёнка.

Для групповой работы

Форма №1:

1.Составить двустишие или четверостишие к выбранному пункту § 6 учебника. Критерий: отобразить признаки листьев и их тип.

2.Выступление групп.

3.Поддержка в коррекции стихов.

Индивидуально

Форма №2

1. Тест в проекте ГлобалЛаб «Морфология простого листа»

Поощряется активность в коррекции ответов.

Кто не набрал на положительную отметку, может подготовиться и повторно выполнить тест. Любой ученик может повысить свою отметку, выполнив дополнительный тест или другое самостоятельное задание.

Групповая работа

Форма №1

1.Составляют двустишия и четверостишия к выбранным пунктам § 6учебника. Говорят о затруднениях и при необходимости просят помощи у других групп.

2.Выступают. Дают оценку выступлениям групп (главный критерий: в стишке должны быть отображены признаки листьев и их тип).

3.Фиксируют на оценочных листах результаты своих действий (знаково: +,-)

4.Участвуют в коррекции стихов в соответствии с критериями.

5.Взаимооценивание.

6.Самооценка (в тетради: участвовал в работе, не участвовал, сделал, ответил, помогал, не понял, нужно ещё почитать § и др.)

Индивидуальная работа

Форма №2

1.Выполняют все тестовые задания проекта ГлобалЛабhttps://globallab.org/ru/project/media/morfologija_prostogo_lista.ru.html#.WBmuhzWqCSoна листах, осуществляют самопроверку по эталону и получают количество баллов с оценкой.

Все учащиеся участвуют в корректировке ответов, выявляют ошибки и обсуждаютправильные ответы.

К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П – познавательные +контроль, коррекция, оценка

Какая часть учащихся выполнила верно самостоятельную работу?

Организована ли корректировка знаний учащихся, не справившихся с работой?

Создана ли ситуация успеха для каждого учащегося?

7.Включение в систему знаний и повторения

Включить новый способ действий в систему знаний. Повторить и закрепить ранее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов.

Организация заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученным.

Организация тренинга ЗУНов ранее сформированных доведением их до автоматизма.

1.Выполнение задания №23, 24,25 в рабочей тетради. 2.Задание №26. Заполнить таблицу на основе выполнения лабораторной работы по гербарным листьям. Задание №27.

2. Участие в проверке, корректировке. Учитель и учащиеся определяют критерии оценки.

3.Выполнение заданий презентации учителя о внешнем строении листа.

Определи на листьях комнатных растений

4.Ответ на проблемный вопрос урока с выводом: «В чём главные отличия во внешнем строении простых листьев от сложных?»

Выполняют задания индивидуально, применяя полученные знания.

1.В рабочей тетради выполняют задания.

2.Корректировка.

3.Оценивание.

Фронтально

4.Выполняют задания презентации учителя.

5.Делают вывод на проблемный вопрос урока.

Все познавательные УУД + Р - контроль, коррекция, оценка

+КУУД 1-4 этапов + К - постановка вопросов +

Все ЛУУД с 1по 4 этапы

Какая часть учащихся включена в решение задач на повторение?

Реализованы ли в процессе выполнения запланированных заданий действия и цели повторения?

8.Рефлексия деятельности

Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий.

Организация рефлексии

Вопросы классу:

1.Какова была цель урока?

2.Достиг ли урок цели?

3.Что нового узнали, чему научились?

4.Что вас удивило на уроке?

5.В чём испытывали затруднения?

6.Как их преодолевали?

7.Где вам пригодятся полученные знания и умения?

Самооценка собственной деятельности

Вопросы:

1.Я на уроке…..

2.Я в группе….

3.Я понял материал…..

4.Я могу объяснить однокласснику…

5.Я помог….

6.Я желаю…..

7.Мне ещё нужно…

8.Я оцениваю свою работу на….

9.Мне на уроке было….

Домашнее задание с элементами выбора и творчества.

Дома:На выбор любые задания. Выполнить исследовательский проект на ГлобалЛабhttps://globallab.org/ru/project/cover/morfologija_prostogo_lista.ru.html#.WBXAGTWqCSo и (или) https://globallab.org/ru/project/cover/morfologija_slozhnogo_lista.ru.html#.WBXMBDWqCSo, задание «Подумайте», задание на составление гербария листьев. § 6 учебника

Соотносят цель и результат учебной деятельности.

Фиксируют степень соответствия.

Намечают цели дальнейшей деятельности и отвечают на вопрос: «Как тебе помогают проекты ГлобалЛаб изучать ботанику?»

П – рефлексия способов и условий действий

Р – контроль и оценка своей деятельности

Л – самооценка на основе критерий успешности

К – адекватное понимание успешности или неуспешности

К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К – планирование успешного сотрудничества

Л – следование моральным нормам и этическим требованиям

Правильно ли дети зафиксировали полученные на уроке знания?

Проведена ли самооценка своей деятельности и каков итог.

Посмотреть психофизическое и эмоциональное состояние учащихся.

Опубликовано в группе «Технологические карты к урокам биологии по ФГОС»


Комментарии (1)

Буньков Андрей Владимирович, 12.02.19 в 17:02 1Ответить Пожаловаться
замечательный ресурс!!!!!!!!!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.