Технологическая карта урока по биологии в 6 классе по теме «Внешнее строение листа»
Технологическая карта урока открытия новых знаний
Учитель: Чухрий В.В. МОУ СОШ №9 г. Буй, Костромская область.
Тема урока: «Внешнее строение листа».
Класс: 6
Учебник: В.В. Пасечник «Многообразие покрытосеменных растений», §6 «Внешнее строение листа».
Форма взаимодействий: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Опорная часть урока: Проекты ГлобалЛаб «Морфология простого листа»https://globallab.org/ru/project/cover/morfologija_prostogo_lista.ru.html#.WBW-XTWqCSo,
«Морфология сложного листа» https://globallab.org/ru/project/cover/morfologija_slozhnogo_lista.ru.html#.WBm3zDWqCSo
Задачи урока:
1.Образовательная
Изучить особенности внешнего строения листа. Отличать простые листья от сложных.
2.Развивающая
Развивать умения самостоятельно получать знания, наблюдать, анализировать.
3.Воспитательная
Учиться взаимодействовать с учащимися и учителем. Находить красоту в многообразии листьев.
Проблемный вопрос: «В чём главные отличия внешнего строения простых листьев от строения сложных листьев?»
Роль учителя: организатор
Этапы урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД Л – личностные П – познавательные Р – регулятивные К - коммуникативные |
Обратить внимание |
|||||||||||||||
1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) |
Выработка внутренней готовности на личностно значимом уровне выполнения нормативов учебной деятельности. |
Задание для фронтальной работы: 1.Посмотрите на картинку проектаГлобалЛаб «Морфология простого листа» https://globallab.org/ru/project/cover/morfologija_prostogo_lista.ru.html#.WBXAGTWqCSoНазовите растение. 2.Прочитайте информацию о проекте. Какие признаки листа вы можете назвать? 3.Рассмотрите повторно картинку листьев осины и постарайтесь дополнить признаки листа. Сколько листовых пластинок на одном черешке? 4.Подумайте и предложите ответ на вопрос: «Зачем такие признаки необходимы листу осины?» 5.Посмотрите на листья в другом проекте https://globallab.org/ru/project/cover/morfologija_slozhnogo_lista.ru.html#.WBXMBDWqCSo «Морфология сложного листа». В чём отличие? 6.О чём бы вы хотели узнать сегодня на уроке и чему научиться? 7.Что для этого вам нужно? 8.Что вы можете сделать на уроке? Во внеурочное время? |
Выполнение 1.Рассматривают картинку листьев осины. Называют растение. 2.Называют признакилистьев: листовая пластинка, жилки, край листа, расчленённая пластинка. 3.Отвечают. Естьу листа осины черешок, край листа неровный, лист прикрепляется к стеблю, хорошо виды жилки. На черешке одна листовая пластинка. 4.Предлагают свои суждения. 5.Называют отличия: количество листовых пластинок другое, общий черешок. 6.Хочу! Узнать, какие ещё бывают простые листья у других растений, найти чем они отличаются. Какие бывают сложные листья, чем отличаются от простых.Научиться работать в группе, работать с гербарием, выполнять задания. 7.Надо!Прочитать §6 «Внешнее строение листа». Выполнять разные задания. Узнать дома дополнительную информацию о признаках листьев из других источников. Научиться отличать простые листья от сложных. Провести исследование для выполнения проекта на сайте ГлобалЛаб. Сделать вывод. Выполнить тест. Для выполнения задач нужно объединиться в группы. 8.Могу!На уроке: прочитать §, выполнить задания, сделать вывод, выполнить тест. Дома: выполните по желанию (в течение месяца) исследовательский проект https://globallab.org/ru/project/cover/morfologija_prostogo_lista.ru.html#.WBXAGTWqCSo, или (и) https://globallab.org/ru/project/cover/morfologija_slozhnogo_lista.ru.html#.WBXMBDWqCSo , задание «Подумайте».Ответьте на вопросы 1-4, внимательно прочитайте §6 «Внешнее строение листа» и найти отличия простых от сложных листьев. |
Л – самоопределение Л – смыслообразование П – целеполагание К – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Наблюдается ли готовность обучающихся к учебной деятельности? |
|||||||||||||||
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности |
Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий. |
Задания для пар на применение нового знания. Надо, хочу, могу. Называйте все затруднения. №1 Отнесите листья гербария к определённой группе: простые или сложные листья. Обозначьте карандашом простые листья нечётными цифрами, а сложные чётными цифрами. Определите по листьям названия растений. №2 Занесите данные в таблицу, примените знак +. №3. Рассмотрите рис.23 § 6 и найдите такие же части во внешнем строении гербарных листьев. Сделайте вывод о выполнении заданий. |
.Работают в парах с гербарным материалом «Простые и сложные листья». Используют § 6 учебника. .Выполняют задание самостоятельно на применение нового знанияв форме таблицы в тетради.
.Рассматривают, сравнивают. .Все затруднения громко называют. .Пытаются сформулировать вывод. |
П – мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение) П – извлечение необходимой информации из текста П – использование знаково-символических средств (схемы - последовательности) П – осознанное и произвольное речевое высказывание Р – выполнение пробного задания Р – фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии Р – волевая саморегуляция в затруднении К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью К – аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации |
Соответствует ли задание содержанию урока. Свободно ли владеют дети предложенным содержанием задания. Выявляют ли причины ошибок. Является ли парная деятельность проблемой. |
|||||||||||||||
3.Постановка учебной задачи |
Цель учебной деятельности: научиться различать простые и сложные листья, устанавливать особенности внешнего строения листа. Способ реализации: выполнить учебные исследования Средства реализации: дидактический материал, информационные источники, проекты ГлобалЛабhttps://globallab.org/ru/project/cover/morfologija_prostogo_lista.ru.html#.WBXAGTWqCSo и https://globallab.org/ru/project/cover/morfologija_slozhnogo_lista.ru.html#.WBXMBDWqCSo |
Сформулируйте цель урока. Сформулируйте тему урока. Используйте учебник. |
.Формулируют конкретную цель своих будущих действий, устраняющих причину возникшего затруднения: «Научиться различать простые и сложные листья, определять признаки внешнего строения листьев». .Тема урока: «Внешнее строение листа» |
Л – самоопределение Л – смыслообразование П – мыслительные операции П – самостоятельное выделение и формирование цели П – поиск и выделение необходимой информации |
Указали ли учащиеся самостоятельно причину затруднений? Выявлен ли существенный признак нового алгоритма или понятия? Достаточно ли чётко зафиксирована цель и тема урока? |
|||||||||||||||
4.Постановка проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания) |
Построение нового способа действий и формирование умения применять его как при решении заданий, которые вызвали затруднения, так и при решении других заданий такого же типа |
Новый способ действия Учитель создаёт условия. Задания с использованием материала учебника§ 6. №1 (алгоритм) У листьев комнатных растений определите: А) тип листа; Б) край листа; В) прикрепление к стеблю; Г) наличие прилистников; Д) жилкование; Е) класс растения; Ж) роль жилок в листе; З) название растения №2. Учитель открывает фотографии листьевраздела «Результаты» (Альбом простых листьев) ГлобалЛаб https://globallab.org/ru/project/results/morfologija_prostogo_lista.ru.html#.WBdinjWqCSo . Каждая группа выбирает один лист и составляет его портрет по предложенному выше алгоритму. Аналогично по сложным листьямhttps://globallab.org/ru/project/results/morfologija_slozhnogo_lista.ru.html#.WBdjmzWqCSo 3.Сделайте вывод по гипотезе. |
Групповая работа 1.Ставят гипотезу.Например: «Все листья одинаковы по типу и внешнему строению». 2.Планируют пути реализации предложенного учителем алгоритма. 3.Используют информационные источники, комнатные растения. 4.Заполняют результат алгоритма в тетради для выступления и оценки. 5.Высказывают новые появившиеся затруднения и говорят о преодолении возникшего ранее затруднения. 6.Выступают с результатом по заданиям №1 и №2. 7.Обосновывают гипотезу. Делают выводпо гипотезе. |
Л – смыслообразование П – мыслительные операции П- выдвигают гипотезы и обосновывают их П – поиск и выделение необходимой информации П – установление причинно-следственных связей П – использование заданий проекта ГлобалЛаб Р – самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности К – адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью К – аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации |
Выбран ли метод решения проблемы учащихся самостоятельно? Предложено ли решение проблемы самими учащимися? Не нарушена ли учителем роль организатора? Достаточно ли чёток зафиксированный способ действия? |
|||||||||||||||
5.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Усвоить учащимся новый способ действия |
Учитель предлагает алгоритм с проговариванием учащимися про себя: определения понятий (листовая пластинка, черешковый и сидячий лист, прилистники, простой и сложный лист, проводящий пучок, жилка, параллельное, дуговое, сетчатое жилкование). Алгоритм: 1.Найти в§ 6 выделенные курсивом понятия и сформулировать определения, проговаривая про себя. 2.Рассказать определения соседу по парте. 3.Ответить на вопросы 1-4 на стр.36. § 6 |
Парная работа Выполняют заданный алгоритм. Ответы должны быть полными. |
П – извлечение предметного текста необходимой информации П – осознанное и произвольное речевое высказывание П – построение логической цепи рассуждений и доказательств |
Успешно ли справились с предложенным заданием? Согласован ли процесс решения задания и его комментирование? Грамотна ли речь по предмету? |
|||||||||||||||
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. |
Интериоризировать (формирование собственного опыта ребёнка) учащимся новый способ действия и провести рефлексию достижения цели пробного учебного действия |
Самостоятельная работана новый способ действия с созданием ситуации успеха для любого ребёнка. Для групповой работы Форма №1: 1.Составить двустишие или четверостишие к выбранному пункту § 6 учебника. Критерий: отобразить признаки листьев и их тип. 2.Выступление групп. 3.Поддержка в коррекции стихов. Индивидуально Форма №2 1. Тест в проекте ГлобалЛаб «Морфология простого листа» Поощряется активность в коррекции ответов. Кто не набрал на положительную отметку, может подготовиться и повторно выполнить тест. Любой ученик может повысить свою отметку, выполнив дополнительный тест или другое самостоятельное задание. |
Групповая работа Форма №1 1.Составляют двустишия и четверостишия к выбранным пунктам § 6учебника. Говорят о затруднениях и при необходимости просят помощи у других групп. 2.Выступают. Дают оценку выступлениям групп (главный критерий: в стишке должны быть отображены признаки листьев и их тип). 3.Фиксируют на оценочных листах результаты своих действий (знаково: +,-) 4.Участвуют в коррекции стихов в соответствии с критериями. 5.Взаимооценивание. 6.Самооценка (в тетради: участвовал в работе, не участвовал, сделал, ответил, помогал, не понял, нужно ещё почитать § и др.) Индивидуальная работа Форма №2 1.Выполняют все тестовые задания проекта ГлобалЛабhttps://globallab.org/ru/project/media/morfologija_prostogo_lista.ru.html#.WBmuhzWqCSoна листах, осуществляют самопроверку по эталону и получают количество баллов с оценкой. Все учащиеся участвуют в корректировке ответов, выявляют ошибки и обсуждаютправильные ответы. |
К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью П – познавательные +контроль, коррекция, оценка |
Какая часть учащихся выполнила верно самостоятельную работу? Организована ли корректировка знаний учащихся, не справившихся с работой? Создана ли ситуация успеха для каждого учащегося? |
|||||||||||||||
7.Включение в систему знаний и повторения |
Включить новый способ действий в систему знаний. Повторить и закрепить ранее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. |
Организация заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученным. Организация тренинга ЗУНов ранее сформированных доведением их до автоматизма. 1.Выполнение задания №23, 24,25 в рабочей тетради. 2.Задание №26. Заполнить таблицу на основе выполнения лабораторной работы по гербарным листьям. Задание №27. 2. Участие в проверке, корректировке. Учитель и учащиеся определяют критерии оценки. 3.Выполнение заданий презентации учителя о внешнем строении листа. Определи на листьях комнатных растений 4.Ответ на проблемный вопрос урока с выводом: «В чём главные отличия во внешнем строении простых листьев от сложных?» |
Выполняют задания индивидуально, применяя полученные знания. 1.В рабочей тетради выполняют задания. 2.Корректировка. 3.Оценивание. Фронтально 4.Выполняют задания презентации учителя. 5.Делают вывод на проблемный вопрос урока. |
Все познавательные УУД + Р - контроль, коррекция, оценка +КУУД 1-4 этапов + К - постановка вопросов + Все ЛУУД с 1по 4 этапы |
Какая часть учащихся включена в решение задач на повторение? Реализованы ли в процессе выполнения запланированных заданий действия и цели повторения? |
|||||||||||||||
8.Рефлексия деятельности |
Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий. |
Организация рефлексии Вопросы классу: 1.Какова была цель урока? 2.Достиг ли урок цели? 3.Что нового узнали, чему научились? 4.Что вас удивило на уроке? 5.В чём испытывали затруднения? 6.Как их преодолевали? 7.Где вам пригодятся полученные знания и умения? Самооценка собственной деятельности Вопросы: 1.Я на уроке….. 2.Я в группе…. 3.Я понял материал….. 4.Я могу объяснить однокласснику… 5.Я помог…. 6.Я желаю….. 7.Мне ещё нужно… 8.Я оцениваю свою работу на…. 9.Мне на уроке было…. Домашнее задание с элементами выбора и творчества. Дома:На выбор любые задания. Выполнить исследовательский проект на ГлобалЛабhttps://globallab.org/ru/project/cover/morfologija_prostogo_lista.ru.html#.WBXAGTWqCSo и (или) https://globallab.org/ru/project/cover/morfologija_slozhnogo_lista.ru.html#.WBXMBDWqCSo, задание «Подумайте», задание на составление гербария листьев. § 6 учебника |
Соотносят цель и результат учебной деятельности. Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности и отвечают на вопрос: «Как тебе помогают проекты ГлобалЛаб изучать ботанику?» |
П – рефлексия способов и условий действий Р – контроль и оценка своей деятельности Л – самооценка на основе критерий успешности К – адекватное понимание успешности или неуспешности К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью К – планирование успешного сотрудничества Л – следование моральным нормам и этическим требованиям |
Правильно ли дети зафиксировали полученные на уроке знания? Проведена ли самооценка своей деятельности и каков итог. Посмотреть психофизическое и эмоциональное состояние учащихся. |
Буньков Андрей Владимирович