Урок по биологии в 6 классе «Клеточное строение листа»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: дать представление о клеточном строении листа, о связи особенностей строения клеток с их функциями, углубить знания о растительных тканях; установить связь строения клеток и тканей листа с функциями, выполняемыми листом; продолжить формирование умения самостоятельно готовить микропрепараты; отрабатывать навыки работы с микроскопом.
Оборудование и материалы: силуэты листьев (по 15 на каждого ученика), небольшие деревянные палочки, пластилин, гербарии листьев различных растений, живые комнатные растения, рельефная таблица «Клеточное строение листа», таблицы: «Строение цветкового растения», «Внутреннее строение листа», «Клеточное строение растений», «Основная ткань растений», микроскопы, готовый микропрепарат поперечного разреза листа камелии.
Ключевые слова и понятия: кожица листа (эпидерма), устьица, устьичная щель, замыкающие клетки, кутикула; мякоть листа (мезофилл), столбчатая ткань, губчатая ткань; сосуды листа, проводящая ткань — ксилема (древесина), проводящая ткань — флоэма (луб), сосуды, ситовидные трубки.
Игра «Биологический конструктор»
Для проведения игры учителю необходимо заранее подготовить вырезанные из цветного картона или плотной цветной бумаги силуэты листьев размером примерно 2 х 3 см. Необходимо подготовить около 15 листьев на каждого ученика. Можно дать задание учащимся вырезать по 15 листочков по трафарету.
На небольшие деревянные палочки (можно использовать зубочистки) при помощи пластилина учащиеся прикрепляют листья в порядке, указанном учителем.
Например, учитель просит собрать тройчатосложный лист. Детям дается полминуты на выполнение задания, после чего учитель проходит по рядам и оценивает качество выполненной работы. Далее учащиеся собирают парно- и непарно-перистый лист и т. д.
Этот метод позволяет задействовать весь класс. Кроме того, учителю сразу становится видно, кто из учеников усвоил материал хорошо, а кто не очень.
При нехватке материала можно провести эту игру в виде индивидуального задания. Для этого трем или четырем ученикам дается задание сконструировать те или иные формы листьев (задание можно оформить в виде карточек). Через несколько минут учитель проверяет качество выполненного задания.
Работа у доски
(Три ученика получают карточки с заданием и выполняют его у доски (если в игре задействован весь класс, работа у доски может проходить во время игры).
Желательно организовать весь процесс так, чтобы ученики друг друга не видели.)
Карточка 1
Нарисуйте побег с очередным листорасположением. Приведите примеры растений с таким листорасположением.
Нарисуйте лист с дуговым жилкованием. Какие растения имеют такие листья?
Нарисуйте листья с овальной, яйцевидной, стреловидной листовой пластинкой. Приведите примеры растений с такой формой листовой пластинки.
Нарисуйте непарноперистосложный лист. Какие растения имеют такие листья?
Карточка 2
Нарисуйте побег с супротивным листорасположением. Приведите примеры растений с таким листорасположением.
Нарисуйте лист с параллельным жилкованием. Какие растения имеют такие листья?
Нарисуйте листья с ланцетной, обратнояйцевидной, копьевидной листовой пластинкой. Приведите примеры растений с такой формой листовой пластинки.
Нарисуйте парноперистосложный лист. Какие растения имеют такие листья?
Карточка 3
Нарисуйте побег с мутовчатым листорасположением. Приведите примеры растений с таким листорасположением.
Нарисуйте лист с перистым жилкованием. Какие растения имеют такие листья?
Нарисуйте листья с продолговатой, округлой, почковидной листовой пластинкой. Приведите примеры растений с такой формой листовой пластинки.
Нарисуйте пальчато-сложный лист. Какие растения имеют такие листья?
Рассказ учителя с элементами беседы
На прошлом уроке мы с вами говорили о внешнем виде и строении листьев.
Но что же у листа внутри? Из чего он состоит? (Ответы учащихся.)
Лист, как и любой другой орган растения, состоит из клеток.
А как вы думаете, все ли клетки листа одинаковые? (Ответы учащихся.)
Клетки листа различаются по форме и размерам.
С чем связано различие формы и размеров клеток листа? (Ответы учащихся.)
Это связано с различием выполняемых функций.
Как называются группы клеток, сходных по строению и выполняемым функциям? (Ответы учащихся.)
Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям, называется тканью.
Как вы думаете, какая ткань расположена на поверхности листа? (Ответы учащихся.)
На поверхности листа находится покровная ткань.
Какова функция покровной ткани? (Ответы учащихся.)
Ее функция заключается в защите листа от механических повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных микроорганизмов.
Самостоятельная работа учащихся с учебником
Клеточное строение листа
На зва ние части листа |
На звание ткани |
Описание клеточного строения ткани |
Значение ткани |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Кожица |
Покровная |
Образована одним |
Защита |
Поверхность ко- |
слоем живых плот- |
листа от ме- |
жицы покрыта |
||
но соединенных |
ханических |
восковой кути- |
||
прозрачных клеток |
поврежде- |
кулой, дающей |
||
с утолщенной про- |
ний, высы- |
дополнительную |
||
зрачной стенкой. |
хания, про- |
защиту. Устьица |
||
На нижней стороне |
никновения |
обычно нахо- |
||
листа расположены |
болезне- |
дятся на нижней |
||
замыкающие клетки — |
творных |
части листа, |
||
парные зеленые клет- |
микроор- |
у водных расте- |
||
ки, способные менять |
ганизмов. |
ний — на верх- |
||
свою форму, отодви- |
Функция |
ней, у листьев, |
||
гаясь друг от друга |
устьиц — га- |
расположенных |
||
или сближаясь. Обра- |
зообмен ли- |
вертикально, — |
||
зовавшаяся щель на |
ста с внеш- |
на обеих сторо- |
||
зывается устьичной |
ней средой |
нах |
Мякоть (мезофилл) |
Столб чатая |
Образована плотно прилегающими друг к другу вытянутыми клетками с большим числом хлоропластов |
Фотосинтез, газообмен |
Чем больше света получает листовая пластинка, тем более развита у нее столбчатая ткань. У листьев, погруженных в воду или освещенных равномерно с двух сторон, нет четкой дифференциации на столбчатую и губчатую ткани |
||||
Губча тая |
Образована округлыми или неправильной формы клетками с большими межклетниками, заполненными воздухом. В клетках содержатся хлоропласты, но количество их меньше |
Газообмен, фотосинтез |
||||||
Жилки |
Проводящая ксилема (древесина) |
Представлена сосудами, состоящими из неживых клеток с разрушенными мембранами в местах соприкосновения друг с другом |
Передвижение воды с растворенными в ней минеральными веществами от корня к листьям |
Проводящие пучки окружены механической тканью, придающей им эластичность и прочность |
||||
Проводящая флоэма (луб) |
Представлена ситовидными трубками, образованными живыми клетками, вытянутыми в длину и с множеством мелких отверстий в местах соприкосновения друг с другом. По бокам расположены клетки-спутницы |
Проведение растворов сахара из листа ко всем органам растения |
(Учитель проверяет выполнение задания. Для этого у нескольких учащихся берет тетради на проверку, другие отвечают устно по 1—2 колонкам.)
Творческое задание. Изготовить биологический конструктор «Клеточное строение листа». Вырезать из зеленой клеенки очертания клеток столбчатой и губчатой тканей, замыкающие клетки. Из светлой клеенки вырезать клетки покровной ткани. Из красной и синей клеенки — сосуды и ситовидные трубки. Размер клеток должен быть равен примерно 1/2 тетрадного листа. Чем больше клеток будет вырезано, тем интереснее. Вместо цветной клеенки можно использовать старые обложки от учебников и дневников. Собрать схему клеточного строения листа березы, кувшинки, пшеницы. В чем различия клеточного строения этих листьев?
Клеточное строение листа
6 класс Внутреннее строение листа
Строение листьев зеленых растений
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций