12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лысова Александра367
олодой инициативный педагог с хорошими организаторскими способностями. Всегда заинтересована в развитии и обучении, что стараюсь привить как своим ученикам, так и их родителям, а также педагогам, с которыми общаюсь!
Россия, Алтайский край, Барнаул

Класс: 6

Тема урока: Возвратное местоимение «себя»

Цели (задачи) урока: ознакомить учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимения «себя».

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: создать условия для формирования умения употреблять местоимение в нужной форме, повторения изученного о местоимении.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, развивать умения определять особенности употребления местоимения «себя» в устной и письменной речи.

Тип урока: комбинированный урок

Основные методы: проблемный метод.

Оборудование: учебник «Русский язык» 6 класс Ч.2, Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.

Этап урока, стадии, время, виды работы

Ход урока (деятельность учителя и учеников)

Организационный момент

1 мин.

 

 

- Добрый день, ребята! Сегодняшний урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Александра Александровна.

(Визуально проверяю готовность учеников к уроку).

Введение в тему

6 мин.

- Запишите ответы на мои вопросы в тетрадь через запятую:

-В каком местоимении два звука, но буква одна? я

-Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? ямы

-Сколько личных местоимений в слове семья? 7

-Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте: якорь

-Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. Тыква

- Местоимения какого разряда встретились в выполненном задании? (Личные).

- Какие грамматические признаки личных местоимений вы можете назвать? (Лицо, число, род у местоимений 3 лица, падеж).

- Сегодня мы изучим еще один разряд местоимений. Чтобы узнать. Какое местоимение к нему относится, выполним следующее задание:

- Запишите под диктовку предложение в стихотворной форме (у доски один человек):

Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

- Из какого предложения взяты эти строки? (Из басни И. А. Крылова «Зеркало и Обезьяна»)

- Выделить изученные орфограммы и пунктограммы:

1)кумушек – суффикс –ек-, потому что при склонении класный выпадает (кумушки, кумушка)

2) «трудиться» и «оборотиться» с «ь», потому что в вопросах у слов «делать» есть «ь» - Что делать? Что сделать?

3) запятая после глагола «трудиться» поставлена, так как это однородное сказуемое.

4) перед и после слова «кума», потому что это обращение.

5) вопросительный знак в конце предложения, потому что предложение содержит вопрос.

3. Изучение нового

11 мин.

Стадии данного этапа:

1.Предъявление – восприятие (учитель предлагает обратиться к язык.материалу, приведенному в задании) 2 мин.

- Подчеркните в предложении местоимение (подчеркивают местоимение «себя»).

- К какому разряду относится это местоимение? (ответы детей)

 

2.Разъяснение – осознание (учитель/ученик – школьники) 6 мин.

 

- Это возвратное местоимение. Особенность этого разряда в том, что он состоит только из одного местоимения «себя».

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (познакомиться с возвратным местоимением, с грамматическими признаками местоимениями, особенностями его склонения и ролью в предложении).

- При изучении слов какой части речи употребляется слово «возвратный»? (Если не ответят сразу, то можно привести примеры: умываться, бриться, мыться).

-Как мы определяем, что глагол возвратный? (по постфиксу «-ся»).

В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе(позднее себя) и ся, они указывали на предмет, близкий к говорящему. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в постфикс глагола: бриться, т. е. брить себя, мыться-мыть себя, одеваться--одевать себя, купаться--купать себя. Я моюсь--я мою себя. Ты моешься--ты моешь себя.

3.Организация запоминания – запоминание – соотнесение с учебником. 3 минуты

Параграф 78 на странице 444, прочтите теоретический материал для себя. Расскажите друг другу в парах, что вы узнали о возвратном местоимении «себя». (Спросить одного ученика для того, чтобы рассказал о возвратном местоимении себя).

4.Закрепление

Цель этапа:Формировать умения или совершенствовать умения по нахождению языкового материала, аргументированности своего выбора, употребление языкового явления в собственных высказываниях.

18 минут

Стадии этапа:

1.Нахождение изученного явления в тексте с одной деформацией.

2.Нахождени языкового явления в тексте с несмешиваемыми деформациями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Нахождение языкового явления со смешиваемыми деформациями

- Прочите шутливое стихотворение Владимира Орлова из упр. 445 на стр. 70 учебника и определите падеж всех форм местоимений «себя».

- Попробуйте определить число и род местоимения «себя» в тексте. Каким членом предложения является местоимение «себя»?

- Что заметили? (Это местоимение не имеет именительного падежа, рода и числа. У местоимения «себя» лишь одна синтаксическая роль – дополнение).

 

 

 

- Обратите внимание на упр.446 на стр. 70. Прочтите задание для себя. Выполним его по цепочке, начиная с первого ряда. Ученики записывают предложения, вслух по очереди объясняя выбор формы употребления возвратного местоимения «себя», указывают его падеж.

- Запишите словосочетания: вижу самого себя, довольна самой собой, рассказывали о самих себе.

- Что вы заметили в таком употреблении местоимения «себя»?

Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом «самый».

Три человека у доски выполняют изменение словосочетаний по падежам: 1 ряд – «самого себя», 2 ряд – «самой собой», 3 ряд – «самих себя».

И.п. - - -

Мужской род

Женский род

Множественное число

Р.п. (кого?) себя

самого себя

самой себя

самих себя

Д.п. (кому?) себе

самому себе

самой себе

самим себе

В.п. (кого?) себя

самого себя

саму себя

самих себя

Т.п. (кем?) собой (-ою)

самим собой

самой собой

самими собой (-ою)

П.п. (о ком?) о себе

о самом себе

о самой себе

о самих себе

- Местоимение «себя» часто встречается во фразеологизмах. Вспомним, что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову).

Записать значение фразеологизма: Прийти в себя - успокоиться, выйти из себя – разозлиться, взять себя в руки - успокоиться, себе на уме – хитрить, скрытничать, не по себе – волноваться.

В домашнем задании вам нужно будет выполнить обратную задачу: заменить словосочетания фразеологизмами с местоимением «себя».

5. Домашнее задание 2 мин.

Выучить теоретический материал по теме урока; с.71, упр. 449 (по заданию).

6. Итог урока 2 мин.

Фронтальный опрос, рефлексия.

-Чем отличается местоимение «себя» от личных местоимений? К какому разряду относится местоимение «себя»?

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.