12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Лысова Александра367 олодой инициативный педагог с хорошими организаторскими способностями. Всегда заинтересована в развитии и обучении, что стараюсь привить как своим ученикам, так и их родителям, а также педагогам, с которыми общаюсь! Россия, Алтайский край, Барнаул |
Конспект урока «Возвратное местоимение «себя»
Класс: 6
Тема урока: Возвратное местоимение «себя»
Цели (задачи) урока: ознакомить учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимения «себя».
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: создать условия для формирования умения употреблять местоимение в нужной форме, повторения изученного о местоимении.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, развивать умения определять особенности употребления местоимения «себя» в устной и письменной речи.
Тип урока: комбинированный урок
Основные методы: проблемный метод.
Оборудование: учебник «Русский язык» 6 класс Ч.2, Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.
Этап урока, стадии, время, виды работы | Ход урока (деятельность учителя и учеников) | ||||||||||||||||||||||||
Организационный момент 1 мин.
| - Добрый день, ребята! Сегодняшний урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Александра Александровна. (Визуально проверяю готовность учеников к уроку). | ||||||||||||||||||||||||
Введение в тему 6 мин. | - Запишите ответы на мои вопросы в тетрадь через запятую: -В каком местоимении два звука, но буква одна? я -Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? ямы -Сколько личных местоимений в слове семья? 7 -Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте: якорь -Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. Тыква - Местоимения какого разряда встретились в выполненном задании? (Личные). - Какие грамматические признаки личных местоимений вы можете назвать? (Лицо, число, род у местоимений 3 лица, падеж). - Сегодня мы изучим еще один разряд местоимений. Чтобы узнать. Какое местоимение к нему относится, выполним следующее задание: - Запишите под диктовку предложение в стихотворной форме (у доски один человек): Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? - Из какого предложения взяты эти строки? (Из басни И. А. Крылова «Зеркало и Обезьяна») - Выделить изученные орфограммы и пунктограммы: 1)кумушек – суффикс –ек-, потому что при склонении класный выпадает (кумушки, кумушка) 2) «трудиться» и «оборотиться» с «ь», потому что в вопросах у слов «делать» есть «ь» - Что делать? Что сделать? 3) запятая после глагола «трудиться» поставлена, так как это однородное сказуемое. 4) перед и после слова «кума», потому что это обращение. 5) вопросительный знак в конце предложения, потому что предложение содержит вопрос. | ||||||||||||||||||||||||
3. Изучение нового 11 мин. Стадии данного этапа: 1.Предъявление – восприятие (учитель предлагает обратиться к язык.материалу, приведенному в задании) 2 мин. | - Подчеркните в предложении местоимение (подчеркивают местоимение «себя»). - К какому разряду относится это местоимение? (ответы детей)
| ||||||||||||||||||||||||
2.Разъяснение – осознание (учитель/ученик – школьники) 6 мин.
| - Это возвратное местоимение. Особенность этого разряда в том, что он состоит только из одного местоимения «себя». - Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (познакомиться с возвратным местоимением, с грамматическими признаками местоимениями, особенностями его склонения и ролью в предложении). - При изучении слов какой части речи употребляется слово «возвратный»? (Если не ответят сразу, то можно привести примеры: умываться, бриться, мыться). -Как мы определяем, что глагол возвратный? (по постфиксу «-ся»). В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе(позднее себя) и ся, они указывали на предмет, близкий к говорящему. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в постфикс глагола: бриться, т. е. брить себя, мыться-мыть себя, одеваться--одевать себя, купаться--купать себя. Я моюсь--я мою себя. Ты моешься--ты моешь себя. | ||||||||||||||||||||||||
3.Организация запоминания – запоминание – соотнесение с учебником. 3 минуты | Параграф 78 на странице 444, прочтите теоретический материал для себя. Расскажите друг другу в парах, что вы узнали о возвратном местоимении «себя». (Спросить одного ученика для того, чтобы рассказал о возвратном местоимении себя). | ||||||||||||||||||||||||
4.Закрепление Цель этапа:Формировать умения или совершенствовать умения по нахождению языкового материала, аргументированности своего выбора, употребление языкового явления в собственных высказываниях. 18 минут Стадии этапа: 1.Нахождение изученного явления в тексте с одной деформацией. 2.Нахождени языкового явления в тексте с несмешиваемыми деформациями
3. Нахождение языкового явления со смешиваемыми деформациями | - Прочите шутливое стихотворение Владимира Орлова из упр. 445 на стр. 70 учебника и определите падеж всех форм местоимений «себя». - Попробуйте определить число и род местоимения «себя» в тексте. Каким членом предложения является местоимение «себя»? - Что заметили? (Это местоимение не имеет именительного падежа, рода и числа. У местоимения «себя» лишь одна синтаксическая роль – дополнение).
- Обратите внимание на упр.446 на стр. 70. Прочтите задание для себя. Выполним его по цепочке, начиная с первого ряда. Ученики записывают предложения, вслух по очереди объясняя выбор формы употребления возвратного местоимения «себя», указывают его падеж. - Запишите словосочетания: вижу самого себя, довольна самой собой, рассказывали о самих себе. - Что вы заметили в таком употреблении местоимения «себя»? Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом «самый». Три человека у доски выполняют изменение словосочетаний по падежам: 1 ряд – «самого себя», 2 ряд – «самой собой», 3 ряд – «самих себя».
- Местоимение «себя» часто встречается во фразеологизмах. Вспомним, что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову). Записать значение фразеологизма: Прийти в себя - успокоиться, выйти из себя – разозлиться, взять себя в руки - успокоиться, себе на уме – хитрить, скрытничать, не по себе – волноваться. В домашнем задании вам нужно будет выполнить обратную задачу: заменить словосочетания фразеологизмами с местоимением «себя». | ||||||||||||||||||||||||
5. Домашнее задание 2 мин. | Выучить теоретический материал по теме урока; с.71, упр. 449 (по заданию). | ||||||||||||||||||||||||
6. Итог урока 2 мин. Фронтальный опрос, рефлексия. | -Чем отличается местоимение «себя» от личных местоимений? К какому разряду относится местоимение «себя»? |