Конспект урока окружающего мира в 1 классе «В декабре, в декабре все деревья в серебре»
Урок по окружающему миру в 1 классе
Подготовила и провела
Козел Вера Владимировна
учитель начальных классов, учитель I кв.категории
МОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи»
Саратовской области.
Тема урока «В декабре, в декабре все деревья в серебре»
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель урока: Создать условия для уточнения представлений о признаках зимы; способствовать развитию мыслительной деятельности на основе наблюдений за объектами природы.
Задачи урока: познакомить учащихся c основными изменениями в природе в декабре, учить детей делать выводы, анализировать, наблюдать.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: научатся кратко характеризовать зимние наблюдения, строить высказывания на основе наблюдений за объектами природы
Метапредметные
Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.
Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
предметные – уточнять представления о признаках зимы; строить высказывания на основе наблюдений за объектами природы.
Коммуникативные: взаимодействие – слушать собеседника; управление коммуникацией – оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.
Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
Методы обучения: частично- поисковый, элементы проблемного метода.
Формы организации: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.
Программные средства: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова.- М. Вентана- Граф, 2012
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Ф. Виноградова – М.: Вентана- Граф, 2012
Этапы урока, учебные задачи |
Деятельность учителя |
|
1.Организационный момент Цель – настроить учащихся на работу. |
- Добрый день, уважаемые гости! Мы приветствуем гостей — Мы гостей сегодня ждали, И с волнением встречали. Хорошо ли мы умеем: Активно работать и отвечать? Не судите очень строго, Ведь учились мы немного! |
Проверяют рабочее место |
2.Актуализация знаний. Целеполагание и мотивация |
Окружающий нас мир Интересно познавать! Его тайны и загадки Мы готовы разгадать! - Сравните своё настроение с природными явлениями. - К какому времени года относится это природное явление? - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «Зима»? |
Настраиваются на урок. Зима. |
3.Постановка проблемы, определение темы урока, постановка цели урока |
- Ребята, а кто назовет зимние месяцы? - Правильно, декабрь – первый зимний месяц, второй месяц – январь – середина зимы, третий месяц – февраль - конец зимы. - Скажите, а в каком месяце мы сейчас живем? - Кто догадался, какая тема нашего урока? - Сегодня мы говорим о первом зимнем месяце - декабре. |
Декабрь, январь и февраль Декабрь «Декабрь» |
4. «Открытие» новых знаний детьми. Изучение нового материала. |
- В старину декабрь называли лютый, хмурень, студень. Как вы думаете, почему? - Давайте посмотрим познавательный мультфильм, в котором тетушка сова подробно расскажет нам об этом месяце. - Наш урок сегодня- необычный, мы проведём его в форме «Устного журнала».
- Кто любит читать журналы? - Все вы любите читать журналы, узнавать из них много интересной, полезной информации. - Каждый журнал имеет своё название, а как называется наш журнал, вы узнаете, отгадав загадку: Году конец, и начало зиме. Вот так загадку задали мне. Морозы и вьюги, и снег на дворе К нам в гости приходит зима в …декабре Наш журнал называется « В декабре…» - Подумайте о чем этот журнал? Что нового, интересного можно узнать, читая его? 1 страница журнала « Прогноз погоды» . - Перед нами 1 страница нашего журнала, называется она:___ - Выскажите предположение, о чём мы будем говорить, читая эту страницу? (о погоде) - Посмотрите, давайте расскажем какая погода за окном? - Представьте, что мы идём по зимним улицам. Что же у нас под ногами? Правильно, снег. Что мы можем сказать про снег, какой он бывает? - Каким бывает снег в морозную погоду? - Какое небо? - Светит ли солнышко? - Что можно сказать о температуре воздуха? - Крепкий ли мороз? - А дует ли сильный ветер? - Какие наблюдательные, молодцы! - А сейчас поиграем в игру « Знатоки народных примет» ( детям нужно узнать примету по картинке)) Дым из трубы поднимается столбом (к морозу) Кошка прикрывает лапой нос (к лютым морозам). Собака или кошка, валяющиеся в снегу (к вьюге). Итак, 1 страницу нашего журнала мы переворачиваем и оказываемся на 2 странице. 2 страница устного журнала « Растения зимой» - Я вам предлагаю отправиться в виртуальную экскурсию по зимнему парку. Откройте учебник на с. 87. Рассмотрите изображение. - Давайте понаблюдаем за жизнью растений зимой. - Как зимуют травы? - Как зимуют деревья? - Даже если в начале зимы принести в комнату веточку берёзы и поставить в воду, то она не проснётся, её почки не набухнут и не развернут листиков. Дерево спит. - Посмотрите на ель и сосну, изменяется ли внешний вид этих деревьев с приходом зимы? - Всем известна загадка о ёлочке: «Зимой и летом одним цветом». Но почему же она в течение года одного цвета? Секрет в том, что хвоинки живут три-пять лет и опадают с дерева постепенно, а не все сразу. Ежегодно на дереве появляется новая хвоя. Дерево и стоит зелёным круглый год. - Как вы думаете, что могло бы произойти с деревьями, если бы они не сбросили листву? ( рассуждения детей) Закройте учебник, уберите на край парты. |
Просмотр видеофильма. В декабре мягкий, липкий, рыхлый, твёрдый, хрустящий, гладкий, шершавый, упругий Сухой, рассыпчатый, колючий, из него плохо лепить В оттепель. Из него хорошо делать снеговика, крепость. Ниже нуля. под снегом находятся в состоянии покоя Ветки под тяжестью снега обломятся |
5. Физкультминутка |
- Продолжим урок после небольшой разминки. - Я буду называть различные признаки погоды. Если вы услышите то, что характерно для декабря нужно присесть. Признаки: дождливо, морозно, слякотно, жарко, снежно, холодно, студено, сыро. |
|
6. Продолжение изучения новой темы |
3 страница нашего журнала- « Птицы зимой» - Каких зимующих птиц вы узнали? - Что страшнее птицам зимой холод или голод? - Как человек может облегчить жизнь птиц зимой? - Пока я буду читать стихотворение, рассмотрите какие бывают кормушки разные-разные. Учитель читает стихотворение З. Александровой «Кормушка» Мы кормушки смастерили, Мы столовую открыли, Воробей, снегирь- сосед, Будет вам зимой обед! В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во вторник посмотри , Прилетели снегири. Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краёв- Стая жадных воробьёв. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. А субботу на пирог Прилетело семь сорок. - Зимой птички часто гибнут не от холода, а от голода, поэтому не нужно забывать ежедневно подкладывать корм в кормушки. 4 страница журнала « Звери зимой» - Что объединяет этих животных? ( на слайде волк, рысь, лиса, кабан) - Что объединяет ежа и медведя? - Что может произойти, если животное выйдет из спячки раньше положенного времени? - Как зимует белка? - Все звери зимуют по- разному, но тревожить животных во время спячки нельзя, т.к. они могут погибнуть из-за отсутствия корма. 5 страница журнала « Зимние забавы» - Расскажите, а какие изменения происходят в жизни людей с наступлением зимы? - Как люди готовятся к зиме? Самостоятельная работа в тетради. Задание « Соображалки» с. 35. - Зима - прекрасное время года для укрепления организма и занятий зимними видами спорта. - Давайте попробуем отгадать загадки о зимних развлечениях . 1. Во дворе с утра игра, Разыгралась детвора. Крики: «Шайбу!», «Мимо!», «Бей!» — Значит, там игра... (хоккей). 3. Я бегу на них зимой, 4. Два стальных блестящих братца По катку кругами мчатся. Лишь мелькают огоньки. Что за братики? (Коньки) 5. Они сами едут с горки, А на горку не хотят. То их тянут за веревку, То они везут ребят. (Санки) 6. Меня хлопали лопатой, Меня сделали горбатой. Меня били, колотили, Ледяной водой облили. (Ледяная горка) |
Ворона, снегирь, воробей, сорока, дятел. Голод Изготовить кормушки. - Эти звери бодрствуют зимой. - Они впадают в спячку. - На зиму ежи устраиваются в укромное место в сухих листьях и траве, сворачиваются клубочком и спят до весны. «На дереве у белок свой домик - дупло. Оно выстлано мхом, сухими листьями. Там тепло. Бывает в сильные морозы, несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув мхом вход. В отдельном месте лежат беличьи запасы, которые она заготовила себе еще летом и осенью. |
7. Первичное закрепление. Цель – зафиксировать знания по теме |
«Верные и неверные утверждения»
-Если утверждение верное, то хлопните в ладоши, а если неверное отрицательно кивайте головой.
1. Мы сегодня говорили о декабре. (+) 2. Декабрь- последний зимний месяц. (-) 3. Декабрь-студенец. (+) 4. Декабрь приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет,- В лесу подснежник расцветет. (-) 5. В декабре ночи длинные, морозные. (+) 6. Поле белым-белым стало, Падает пушистый снег. А еще похолодало, Льдом сковало воды рек.(+) 7. Снегири зимой ловят мошек и мух. (-) 8. В декабре бывает дождь и слякоть. (-) Самооценка. с. 35. Самостоятельная парная работа в тетради. Задание « Соображалки» с. 34. |
Оценивают свою работу на уроке. |
8. Рефлексия. |
Зима- прекрасное время года, она дарит нам много прекрасных моментов. У вас на партах символ зимы - снежинка, а на доске 2 снеговика с разным настроением- грустный и весёлый. Вы можете подарить любому из них свою снежинку. |
Работают. Выходят к доске, размещают снежинки в соответствии с настроением. |
Подведение итогов урока. |
- Я благодарю вас, ребята, за работу на уроке. - Урок окончен! - Спасибо всем! |