12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шилкова Оксана34

Технологическая карта урока

Класс

1 класс

Предмет

Окружающий мир, литературное чтение, технология

Тема урока

Окружающий мир - «В декабре, в декабре все деревья в серебре »;

Литературное чтение – «Развитие восприятия художественного произведения. В. Сутеев «Ёлка»

Технология – «Технологические операции ручной обработки материалов (создание аппликации)»

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Цель урока

формирование представлений о сезонных изменениях, происходящих в природе зимой; развитие восприятия художественного произведения; наблюдение зависимости технологии изготовления изделия от свойств используемого материала.

Задачи урока

Сформировать умение наблюдать и характеризовать основные признаки времени года, устанавливать зависимости между изменениями в неживой и живой природе.

Развивать овладение навыками смыслового чтения, умение отвечать на поставленные вопросы, анализировать, обобщать, делать выводы.

Развивать наблюдательность, внимание, интерес к исследовательской деятельности.

Воспитывать познавательный интерес к предметам, сотрудничеству в паре,

самостоятельность и аккуратность в учебной деятельности, уверенность в своих силах.

Планируемые результаты

Предметные:

формировать представления о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе зимой; осуществлять смысловое чтение; работать с текстом и информацией различного вида.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий- УУД):

Регулятивные: целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.

Познавательные: общеучебные– выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение; работать с текстом учебника; находить необходимую информацию; интерпретировать информацию.


 

Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; работать в парах; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; планирование учебного сотрудничества – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


 

Личностные: нравственно - этическая ориентация – ориентироваться в поведении на принятые моральные нормы; проявлять учебно­познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к оценке своей учебной деятельности.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Окружающий мир

Литературное чтение

Технология

Учебные пособия: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Часть 1– Издательский центр «Вентана - Граф», 2014, с изменениями.


 

ИКТ: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, планшеты iPad , программа Keynote (для создания презентаций).

Фронтальная; индивидуальная, парная, групповая.

Ход урока

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

осуществляемые действия

Формируемые УУД

I. Этап Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

1.Включить детей в деятельность.

2.Организовать самооценку предстоящей деятельности

3.Воспитывать культуру

поведения

на уроке.


 


 

 

- Прозвенел звонок для нас. Вы зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво. Повернитесь-ка друг к другу. Улыбнётся друг пусть другу. Да и мне улыбка ваша очень-очень уж нужна.

- С наступлением нового дня!

- Пусть он будет таким же радостным и солнечным, как ваши улыбки.

- Предлагаю девизом нашего урока считать слова:

Слушать – внимательно!

Думать – быстро!

Отвечать - правильно!

Работать - дружно!

Приветствуют учителя.

Личностные Самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;

Метапредметные(регулятивные) самоконтроль.

Предметные Предметная готовность к предстоящей деятельности.

II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.


 

1. Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности.

2 Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.

Отгадайте загадку:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом -

Всё покрылось серебром.

О каких трёх скакунах идёт речь в загадке?

- Какие зимние месяцы вы знаете?


 

Просмотр видеоролика (стих в с. Я. Маршака «В декабре в декабре все деревья в серебре»)

- Ребята, о каком месяце идёт речь в стихотворении?

- Предположите тему нашего урока?

-А если мы тему урока назовём «Декабрь», мы покажем всю красоту природы этого месяца?

- Предлагаю вам немного посочинять и дополнить строки.

В декабре, в декабре

Все (деревья) в (серебре).

-Какие цели мы поставим перед собой. Составим план урока.

Слайд № 2

Зима.

О зимних месяцах.

Декабрь, январь, февраль.

Слайд № 3

О декабре.

Предположения детей.

Нет.

Слайд № 4

Выявить основные признаки времени года зима

Пронаблюдать за сезонными изменениями в живой и неживой природе.

Личностные. Активизируется самостоятельность, создается ситуация успеха.

Регулятивные. Выполняют учебные действия, осуществляют контроль.

Личностные. Мотивированы на достижение цели познания.

Коммуникативные. Формируют собственное мнение.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

III. Работа с пословицами и значением новых слов.

Формировать умение объяснять значение слов и выражений.

-Про декабрь говорят: «Декабрь год кончает, а зиму начинает». Почему?


 


 

На экране появляется кластер:


 

- В старину декабрь называли «лютый», «хмурень», «студенец», «ветрозим», «хвостик года». Как вы понимаете значение данных слов.

(Учитель корректирует ответы детей)

Слайд № 5

Рассуждения детей.

Вывод: декабрь-первый зимний месяц и последний месяц в старом году.

Слайд № 6


 


 


 


 


 


 


 


 

Дети поясняют значение.

Регулятивные.

Принимают и удерживают цель задания в процессе его выполнения.

Познавательные: понимают значение слов и выражений, делают вывод..

IV.Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Развивать умение сохранять учебную задачу.

- Назовите признаки зимы, декабря?


 


 


 


 


 


 


 


 

- А какой признак будет самым главным?

 

- Рассмотрим, как сказываются эти признаки на объектах живой и неживой природы и заполним нашу корзинку знаниями.

Приём «Корзина идей»

Предполагаемые ответы детей:

1. Солнце низко на небосклоне.

2. Дни становятся короче.

3. Приходят морозы.

4. Замерзают почва и водоёмы.

5. Земля покрывается снежным покровом.

Слайды № 7,8

Наступление мороза.

На магнитной доске появляется корзинка.

Регулятивные. Сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль.

Познавательные. Анализируют материал, Выделяют главное.

Коммуникативные. Формируют собственное мнение.

V. Развитие умений – применение знания. Осмысление.

1.Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.


 


 


 

2.Активизировать знания, умения и навыки по теме урока.

Природные явления зимой.

- Какие явления природы можно наблюдать зимой?

- Я предлагаю вам посмотреть рубрику «Это интересно»

Просмотр видео о снежинках и снеге.

Обсуждение:

- Сколько лучиков имеют все снежинки?

- Почему снежинки разной формы?


 


 

- А почему снег белый?


 

- Когда идёт пушистый снег?

- А мокрый снег?

- В какую погоду лучше работать со снегом и лепить фигуры снежные?

Слайд № 9

Рассуждения детей, работа с иллюстрацией в учебнике стр. 87, презентация.

Шесть

Они меняют свою форму, пока летят до земли в зависимости от температуры и влажности.

Снег состоит из воды и большого количества воздуха, поэтому имеет белый цвет.

В морозную погоду.

Когда тепло.


 

В тёплую погоду, когда снег липкий.

Регулятивные.

Сохранение учебной задачи.

Познавательные:

Применяют для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение обобщение, анализ, доказательства.)

Физминутка «Снежок»

 

Выпал беленький снежок.
Соберем его в кружок.
Все потопаем,
Все похлопаем.
Будем весело играть,
Будем ручки согревать.

Чтобы стало нам теплей,
Будем прыгать веселей.
Все попрыгаем,
Все попрыгаем.

Мы в снежинки превратимся

И на место приземлимся.


 

Дети выполняют движения

 

V. Развитие умений – применение знания. Осмысление.

1.Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.


 


 


 


 


 


 


 


 

2.Активизировать знания, умения и навыки по теме урока.

Приметы декабря.

- В давние-давние времена люди не могли узнать прогноз погоды, посмотрев выпуск новостей.

А ведь людям всегда хотелось заглянуть в будущее, ну, хотя бы предсказать зимой, какое будет лето, или летом предсказать о том, холодная ли будет зима.

Поэтому, они внимательно наблюдали за различными погодными явлениями и находили в них закономерности. Такие закономерности называются народными приметами.

А ты знаком с ними? Давай проверим!

Анализируются приметы.

Растения зимой.

- Как зимуют растения? Вспомните наблюдения во время экскурсии.

Вывод: Зима – период покоя в жизни растений. Лиственные деревья и кустарники сбросили листву. Хвойные – стоят зелёные. Травы желтеют.

Жизнь зверей зимой.

- Как изменилась жизнь животных зимой?

Инсценировка «Как живётся нам зимой»

Вывод на слайдах презентации.


 

Жизнь птиц зимой.

- Вспомните, на какие группы делятся все птицы?

Работа в парах: «Обсудите вместе»

Коллективное обсуждение ответов детей.


 

Жизнь людей. Зимние забавы.

Дидактическая игра «Зимние забавы». Найди 10 отличий.

Коллективная проверка.

- Ребята, посмотрите, мы пополнили нашу корзину новыми знаниями и я надеюсь, что эти знания вам пригодятся и в будущем.

Слайды № 10 - 13


 


 


 


 


 


 


 


 

Просмотр слайдов. Рассуждения детей.

Слайды № 14,15

Рассуждения детей

Работа с иллюстрацией в учебнике стр. 87 (составление описания)

Слайды № 16-21

Выходит ребёнок с картинкой животного и рассказывает о жизни в зимнее время (картинки зайца, белочки, лисы, медведя, ёжика).

Слайды № 22-26

Перелётные, зимующие, осёдлые, кочующие.

Слайды № 27-28

Дети готовят ответы на вопросы.

Учащиеся работают в парах на карточках.

Проверка: слайды № 29-30

Познавательные. Работа с информацией в разной форме.

Регулятивные. Пошаговый контроль.

Коммуникативные. Учатся владеть речью.

Личностные. Проявляют интерес к новому.


 


 


 


 


 


 


 


 

Метапредметные:

Умение представить информацию в разном виде; принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения.

VI.Закрепление знаний. Итог урока.

1. Умение решать поставленные задачи.

2.Уметь проверить результат работы.

3. Почувствовать себя успешным.

-А сейчас проверим вашу внимательность и умение слушать.

Рефлексия. «Верные и неверные утверждения»

Мы сегодня говорили о декабре. (+)

Декабрь-последний зимний месяц. (-)

Декабрь-студенец. (+)

Декабрь приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (-)

В декабре ночи длинные, морозные. (+)

Поле белым-белым стало,

Падает пушистый снег. (+)

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек, (+)

Звери и птицы готовятся к зиме? (+)

Растения зимой разноцветные, красочные? (-)

У людей появляются зимние забавы? (+)

Молодцы, ребята!

Зима- прекрасное время года, она дарит нам много прекрасных моментов. Я желаю вам много зимних радостей, быть наблюдательными и  внимательными к природе.

Если утверждение верное, дети хлопают в ладоши, а если неверное, то топают ногами.

Регулятивные. Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия.

Личностные. Проявляют интерес к новому.

Коммуникативные. Формулируют собственное мнение, контролируют действия товарищей.

I.Разминка

Активизировать внимание и интерес.

На слайде слова:

-С каким предстоящим праздником можно связать эти слова?

- Да, действительно, мы сейчас все находимся в ожидании этого грандиозного праздника, готовимся к нему. И хотелось бы, чтобы погода нас тоже не подвела. Очень хочется, чтобы выпало много снега и можно было покататься на санках, слепить снеговика, поиграть в снежки.

Слайд № 31

Учащиеся хором читают слова.

Рассуждения детей.

Метапрдметные: Развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы.

II. Актуализация знаний и постановка новой учебной задачи.

Развитие умения принимать учебную задачу и сохранять её.

Игра «Отгадай загадки»

 

- Настоящего снега я вам сегодня на уроке не обещаю, но предлагаю поиграть с новогодними снежинками. Эти снежинки необычные, на каждой из них есть загадка и номер. Отгадав загадку, вы сможете открыть одну букву вот в этом «спрятанном» слове, а номер на снежинке вам подскажет, какую по счету букву вам можно открыть (Приложение 1)

 

 

Появляется слово:

 

 

С

у

т

е

е

в

 

 

Дети разгадывают

загадки и появляется слайд № 32

Метапрдметные:

Формирование умения слушать собеседника и вести диалог.

III. Изучение нового материала.

Активизировать знания, умения и навыки по теме урока.

Знакомство с творчеством В.Г. Сутеева.

Рассказ об авторе.

Владимир Григорьевич Сутеев родился в 1903 году в Москве, в семье врача. Отец его был одаренным человеком: он долго колебался, какую специальность ему выбрать – петь в опере или стать врачом. Он стал врачом и сделал важное открытие в медицине, пел в любительских концертах, а также хорошо рисовал и написал книжку об одном талантливом скульпторе.

Владимир Григорьевич тоже соединил в себе два таланта. Он стал писателем и художником. В школе он был самым весёлым и остроумным мальчиком. Он постоянно рисовал весёлые рожицы и изрисовывал всё, что попадалось ему под руку.

Бывает так – работал человек художником: рисовал картинки к детским книжкам. А потом стал рисовать мультфильмы. А потом еще и и писать начал сценарии к мультфильмам. А однажды подумал, подумал и стал писателем, решив, что весёлых авторов намного меньше, чем весёлых художников. А может всё было в его секрете: ведь писал он правой рукой, а рисовал левой. Хорошо, когда обе руки заняты делом!

Обсуждение услышанного текста.

- Кем же был В.Сутеев, кроме того, что был писателем?

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним произведением В.Г. Сутеева, которое называется «Ёлка».

Слушают информацию об авторе.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Художником-иллюстратором, режиссером и сценаристом мультфильмов.

Метапрдметные:

Формирование умения слушать, анализировать полученную информацию, отвечать на поставленные вопросы.

Регулятивные. Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия.

Личностные. Проявляют интерес к новому.

Коммуникативные. Формулируют собственное мнение, контролируют действия товарищей.

IV. Работа с текстом.

Развитие восприятия художественного текста.

Знакомство с произведением Сутеева В.Г, «Ёлка» (просмотр аудиокниги).


 


 


 

Анализ произведения. Восстановление событий сказки.

- Для того, чтобы вы лучше запомнили содержание сказки, представьте себя мультипликаторами. Подумаем, кого из героев сказки мы поместили бы в каждый кадр?

- Ответить на эти вопросы вам помогут иллюстрации .

-В какое время года начинаются события в сказке?

-Кому написали письмо дети? О чём просили?

-Как появился главный герой?

-Как работали ребята?

-С кем отправился в путь Снеговик?

-Что случилось в пути?

-Кто взял письмо?

-А кто помог Бобику и спас Снеговика?

-Кто вернул письмо?

-Как Дед Мороз выполнил просьбу ребят?

-Чем закончилась сказка?

-Почему сказка называется «Ёлка»?

Слайд № 33

Дети внимательно слушают сказку и смотрят аудиокнигу.


 


 


 


 


 


 


 

Дети отвечают на вопросы и выбирают подходящие иллюстрации.

(На доске появляется схематический план сказки).

Регулятивные. Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия.

Личностные. Проявляют интерес к новому.

Коммуникативные. Формулируют собственное мнение, контролируют действия товарищей.

Метапредметные:

Формирование умения отвечать на поставленные вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Физминутка.


 

Зимняя физминутка

Выполняют движения.


 

Работа с текстом сказки: моделиро-вание обложки.

Формирование умения представлять информацию схематически.

-Что мы прочитали?

-Кто автор этого произведения?

-Как называется?

-Составьте модель обложки данного произведения. Докажите свой выбор.

-Сравним наши обложки.

- Что общего?

-Чем отличаются?

ВЫВОД: мы прочитали сказку. Эта сказка о детях и о животных. В.Г.Сутеев пишет сказки о детях и о животных.

Сказку

В. Сутеев

«Ёлка»

Учащиеся составляют модель обложки.


 

Выходят несколько учащихся с моделями обложки.

1 вариант: сказка о детях.

2 вариант: сказка о животных.


 

Метапредметные:

Формирование умения представлять информацию в разном виде, обобщать, сравнивать, делать выводы.

V. Закрепление.Итог урока

Развивать умение обобщать и делать выводы, определять основную мысль произведения.

Итог урока

-Прочитайте слова на доске про себя.

Ребята щенок Бобик

Заяц лиса

Медведь белочка

Снеговик волк

Дед Мороз сорока

- Кто из героев сказки вам понравился больше всех?

-Кого можно назвать «отрицательным героем»? Почему?

- А как вы думаете, смог бы снеговик в одиночку доставить письмо Деду морозу?

- Кто помогал снеговику?

- Благодаря своим друзьям, их помощи, снеговик смог выполнить просьбу детей.

Только дружба и взаимовыручка способны творить чудеса!

Обобщение:

- Чему учит вас эта сказка?

- Что полезного вы возьмёте для себя из этой сказки?

-К этому уроку я выбрала пословицу: « Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Объясните почему?

- Молодцы, ребята! Вы справились с заданиями. Я желаю вам волшебного Нового года и чудес!!!


 

Слайд № 34

Дети читают слова.


 


 


 


 

Рассуждения детей.


 

Рассуждения детей.


 

Нет.

Щенок Бобик, зайцы, белки, медведь, сорока, Дед Мороз.


 


 


 


 

- Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, преданными и смелыми, учит помогать друг другу.

Слайд № 35

Рассуждения детей.


 

Регулятивные. Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия.

Личностные. Проявляют интерес к новому.

Коммуникативные. Формулируют собственное мнение, контролируют действия товарищей.

I. Мотивация к творческой деятельности


 

-Ребята, а почему Новый год можно назвать волшебным?

-Что происходит в праздник Новый год?

-Ой, ребята, совсем забыла, вам Дедушка Мороз прислал письмо. Давайте прочитаем!

Письмо Деда Мороза

-Здравствуйте, дорогие ребята!

Знаю, в вашей школе вы многому научились и сможете выполнить моё задание: создайте аппликацию к новому году для своих родных в подарок. Отправляю вам урок по изготовлению данной аппликации.

С наступающим Новым годом!


 


 


 


 

Слайд № 36

Познавательные:

Формируем умение извлекать информацию из текста.

Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.

Формируем умение делать выводы.

II. Постановка учебной задачи


 

-Кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Тема урока: «Изготовление аппликации на тему «Зима».

Цель:

Мы продолжим учиться работать с бумагой, выполнять задания по определенному алгоритму, вырезать необходимые детали и работать с ножницами и клеем.

Ответы детей.


 


 


 


 


 

Регулятивные:

Формируем умение определять цель своей деятельности

Формируем умение точно выражать свои мысли

Коммуникативные:

Формируем умение оформлять мысли в устной форме

Формируем умение слушать и понимать других

III. Применение знаний. Выполнение практической работы по алгоритму под руководством учителя


 

- Приступая к практической работе, вспомним правила техники безопасности при работе ножницами, клеем (ответы детей)

Правила работы ножницами:

Передавай ножницы только в закрытом виде коль­цами вперёд.

Не бросай ножницы.

Работай ножницами только на своём рабочем месте.

Когда режешь, не раскрывай широко ножницы и дер­жи их концами от себя.

Режь средней частью лезвий. После работы положи ножницы в свою рабочую папку.

Вспоминают правила работы с ножницами и клеем.

Физминутка


 

Лепит с самого утра детвора снеговика.

Снежные шары катает и смеясь, соединяет.

Снизу самый крупный ком,

Чуть поменьше ком на нем.

Еще меньше – голова, дотянулись мы едва.

Глазки – шишки, нос – морковка.

Шапочку надели ловко.

Яркий шарф, в руках – метла.

И довольна детвора.


 


 

IV. Самостоятельная работа


 

Учитель проверяет этапы выполнения работы по ходу деятельности детей, корректирует, оказывает помощь (по необходимости).

Учащиеся выполняют работу с помощью поэтапной иллюстрированной инструкции, показанной в программе Keynote (для создания презентаций) на планшетах.

Коммуникативные: Формируем умение слушать и понимать других.

Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Умение работать в паре.

V. Выставка. Обсуждение результатов работы


 

Вопросы:

- Расскажи, как выполняли свою работу.

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

- Какие знания и умения помогли тебе сегодня аккуратно выполнить работу?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты сделал всё сам или с помощью товарища?

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Получили ли вы от своей работы удовольствие?

Ответы и рассуждения детей.

Личностные:

Развиваем умение высказывать свое мнение о выполненной работе, выражать свои эмоции.

Оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

1.Рефлексия деятельности на уроке.

2.Самооценка собственной деятельности.

 

- Поаплодируйте себе за работу на уроке!

- Наш урок окончен. Спасибо всем за работу.

Желаю вам волшебного Нового года!


 

Личностные. Уметь оценивать результат своей работы.

Регулятивные. Оценивать свои достижения.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.