Интегрированный урок «В декабре, в декабре все деревья в серебре» (Окружающий мир, 1 класс)
Технологическая карта урока
Класс |
1 класс |
|
Предмет |
Окружающий мир, литературное чтение, технология |
|
Тема урока |
Окружающий мир - «В декабре, в декабре все деревья в серебре »; Литературное чтение – «Развитие восприятия художественного произведения. В. Сутеев «Ёлка» Технология – «Технологические операции ручной обработки материалов (создание аппликации)» |
|
Тип урока |
Урок изучения нового материала. |
|
Цель урока |
формирование представлений о сезонных изменениях, происходящих в природе зимой; развитие восприятия художественного произведения; наблюдение зависимости технологии изготовления изделия от свойств используемого материала. |
|
Задачи урока |
Сформировать умение наблюдать и характеризовать основные признаки времени года, устанавливать зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Развивать овладение навыками смыслового чтения, умение отвечать на поставленные вопросы, анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать наблюдательность, внимание, интерес к исследовательской деятельности. Воспитывать познавательный интерес к предметам, сотрудничеству в паре, самостоятельность и аккуратность в учебной деятельности, уверенность в своих силах. |
|
Планируемые результаты |
||
Предметные: формировать представления о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе зимой; осуществлять смысловое чтение; работать с текстом и информацией различного вида. |
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий- УУД): Регулятивные: целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы. Познавательные: общеучебные– выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение; работать с текстом учебника; находить необходимую информацию; интерпретировать информацию.
Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; работать в парах; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; планирование учебного сотрудничества – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Личностные: нравственно - этическая ориентация – ориентироваться в поведении на принятые моральные нормы; проявлять учебнопознавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к оценке своей учебной деятельности. |
Организация образовательного пространства |
||
Межпредметные связи |
Ресурсы |
Формы работы |
Окружающий мир Литературное чтение Технология |
Учебные пособия: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Часть 1– Издательский центр «Вентана - Граф», 2014, с изменениями.
ИКТ: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, планшеты iPad , программа Keynote (для создания презентаций). |
Фронтальная; индивидуальная, парная, групповая. |
Ход урока
Этапы урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||
осуществляемые действия |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||
I. Этап Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) |
1.Включить детей в деятельность. 2.Организовать самооценку предстоящей деятельности 3.Воспитывать культуру поведения на уроке.
|
- Прозвенел звонок для нас. Вы зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво. Повернитесь-ка друг к другу. Улыбнётся друг пусть другу. Да и мне улыбка ваша очень-очень уж нужна. - С наступлением нового дня! - Пусть он будет таким же радостным и солнечным, как ваши улыбки. - Предлагаю девизом нашего урока считать слова: Слушать – внимательно! Думать – быстро! Отвечать - правильно! Работать - дружно! |
Приветствуют учителя. |
Личностные Самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность; Метапредметные(регулятивные) самоконтроль. Предметные Предметная готовность к предстоящей деятельности. |
||||||||||||
II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи. |
1. Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности. 2 Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке. |
Отгадайте загадку: Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом - Всё покрылось серебром. О каких трёх скакунах идёт речь в загадке? - Какие зимние месяцы вы знаете?
Просмотр видеоролика (стих в с. Я. Маршака «В декабре в декабре все деревья в серебре») - Ребята, о каком месяце идёт речь в стихотворении? - Предположите тему нашего урока? -А если мы тему урока назовём «Декабрь», мы покажем всю красоту природы этого месяца? - Предлагаю вам немного посочинять и дополнить строки. В декабре, в декабре Все (деревья) в (серебре). -Какие цели мы поставим перед собой. Составим план урока. |
Слайд № 2 Зима. О зимних месяцах. Декабрь, январь, февраль. Слайд № 3 О декабре. Предположения детей. Нет. Слайд № 4 Выявить основные признаки времени года зима Пронаблюдать за сезонными изменениями в живой и неживой природе. |
Личностные. Активизируется самостоятельность, создается ситуация успеха. Регулятивные. Выполняют учебные действия, осуществляют контроль. Личностные. Мотивированы на достижение цели познания. Коммуникативные. Формируют собственное мнение.
|
||||||||||||
III. Работа с пословицами и значением новых слов. |
Формировать умение объяснять значение слов и выражений. |
-Про декабрь говорят: «Декабрь год кончает, а зиму начинает». Почему?
На экране появляется кластер:
- В старину декабрь называли «лютый», «хмурень», «студенец», «ветрозим», «хвостик года». Как вы понимаете значение данных слов. (Учитель корректирует ответы детей) |
Слайд № 5 Рассуждения детей. Вывод: декабрь-первый зимний месяц и последний месяц в старом году. Слайд № 6
Дети поясняют значение. |
Регулятивные. Принимают и удерживают цель задания в процессе его выполнения. Познавательные: понимают значение слов и выражений, делают вывод.. |
||||||||||||
IV.Формулирование проблемы, планирование деятельности. |
Развивать умение сохранять учебную задачу. |
- Назовите признаки зимы, декабря?
- А какой признак будет самым главным?
- Рассмотрим, как сказываются эти признаки на объектах живой и неживой природы и заполним нашу корзинку знаниями. Приём «Корзина идей» |
Предполагаемые ответы детей: 1. Солнце низко на небосклоне. 2. Дни становятся короче. 3. Приходят морозы. 4. Замерзают почва и водоёмы. 5. Земля покрывается снежным покровом. Слайды № 7,8 Наступление мороза. На магнитной доске появляется корзинка. |
Регулятивные. Сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль. Познавательные. Анализируют материал, Выделяют главное. Коммуникативные. Формируют собственное мнение. |
||||||||||||
V. Развитие умений – применение знания. Осмысление. |
1.Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
2.Активизировать знания, умения и навыки по теме урока. |
Природные явления зимой. - Какие явления природы можно наблюдать зимой? - Я предлагаю вам посмотреть рубрику «Это интересно» Просмотр видео о снежинках и снеге. Обсуждение: - Сколько лучиков имеют все снежинки? - Почему снежинки разной формы?
- А почему снег белый?
- Когда идёт пушистый снег? - А мокрый снег? - В какую погоду лучше работать со снегом и лепить фигуры снежные? |
Слайд № 9 Рассуждения детей, работа с иллюстрацией в учебнике стр. 87, презентация. Шесть Они меняют свою форму, пока летят до земли в зависимости от температуры и влажности. Снег состоит из воды и большого количества воздуха, поэтому имеет белый цвет. В морозную погоду. Когда тепло.
В тёплую погоду, когда снег липкий. |
Регулятивные. Сохранение учебной задачи. Познавательные: Применяют для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение обобщение, анализ, доказательства.) |
||||||||||||
Физминутка «Снежок» |
Выпал беленький снежок. Чтобы стало нам теплей, Мы в снежинки превратимся И на место приземлимся. |
Дети выполняют движения |
||||||||||||||
V. Развитие умений – применение знания. Осмысление. |
1.Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
2.Активизировать знания, умения и навыки по теме урока. |
Приметы декабря. - В давние-давние времена люди не могли узнать прогноз погоды, посмотрев выпуск новостей. А ведь людям всегда хотелось заглянуть в будущее, ну, хотя бы предсказать зимой, какое будет лето, или летом предсказать о том, холодная ли будет зима. Поэтому, они внимательно наблюдали за различными погодными явлениями и находили в них закономерности. Такие закономерности называются народными приметами. А ты знаком с ними? Давай проверим! Анализируются приметы. Растения зимой. - Как зимуют растения? Вспомните наблюдения во время экскурсии. Вывод: Зима – период покоя в жизни растений. Лиственные деревья и кустарники сбросили листву. Хвойные – стоят зелёные. Травы желтеют. Жизнь зверей зимой. - Как изменилась жизнь животных зимой? Инсценировка «Как живётся нам зимой» Вывод на слайдах презентации.
Жизнь птиц зимой. - Вспомните, на какие группы делятся все птицы? Работа в парах: «Обсудите вместе» Коллективное обсуждение ответов детей.
Жизнь людей. Зимние забавы. Дидактическая игра «Зимние забавы». Найди 10 отличий. Коллективная проверка. - Ребята, посмотрите, мы пополнили нашу корзину новыми знаниями и я надеюсь, что эти знания вам пригодятся и в будущем. |
Слайды № 10 - 13
Просмотр слайдов. Рассуждения детей. Слайды № 14,15 Рассуждения детей Работа с иллюстрацией в учебнике стр. 87 (составление описания) Слайды № 16-21 Выходит ребёнок с картинкой животного и рассказывает о жизни в зимнее время (картинки зайца, белочки, лисы, медведя, ёжика). Слайды № 22-26 Перелётные, зимующие, осёдлые, кочующие. Слайды № 27-28 Дети готовят ответы на вопросы. Учащиеся работают в парах на карточках. Проверка: слайды № 29-30 |
Познавательные. Работа с информацией в разной форме. Регулятивные. Пошаговый контроль. Коммуникативные. Учатся владеть речью. Личностные. Проявляют интерес к новому.
Метапредметные: Умение представить информацию в разном виде; принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. |
||||||||||||
VI.Закрепление знаний. Итог урока. |
1. Умение решать поставленные задачи. 2.Уметь проверить результат работы. 3. Почувствовать себя успешным. |
-А сейчас проверим вашу внимательность и умение слушать. Рефлексия. «Верные и неверные утверждения» Мы сегодня говорили о декабре. (+) Декабрь-последний зимний месяц. (-) Декабрь-студенец. (+) Декабрь приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет. (-) В декабре ночи длинные, морозные. (+) Поле белым-белым стало, Падает пушистый снег. (+) А еще похолодало, Льдом сковало воды рек, (+) Звери и птицы готовятся к зиме? (+) Растения зимой разноцветные, красочные? (-) У людей появляются зимние забавы? (+) Молодцы, ребята! Зима- прекрасное время года, она дарит нам много прекрасных моментов. Я желаю вам много зимних радостей, быть наблюдательными и внимательными к природе. |
Если утверждение верное, дети хлопают в ладоши, а если неверное, то топают ногами. |
Регулятивные. Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия. Личностные. Проявляют интерес к новому. Коммуникативные. Формулируют собственное мнение, контролируют действия товарищей. |
||||||||||||
I.Разминка |
Активизировать внимание и интерес. |
На слайде слова: -С каким предстоящим праздником можно связать эти слова? - Да, действительно, мы сейчас все находимся в ожидании этого грандиозного праздника, готовимся к нему. И хотелось бы, чтобы погода нас тоже не подвела. Очень хочется, чтобы выпало много снега и можно было покататься на санках, слепить снеговика, поиграть в снежки. |
Слайд № 31 Учащиеся хором читают слова. Рассуждения детей. |
Метапрдметные: Развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы. |
||||||||||||
II. Актуализация знаний и постановка новой учебной задачи. |
Развитие умения принимать учебную задачу и сохранять её. |
Игра «Отгадай загадки»
Появляется слово:
|
Дети разгадывают загадки и появляется слайд № 32 |
Метапрдметные: Формирование умения слушать собеседника и вести диалог. |
||||||||||||
III. Изучение нового материала. |
Активизировать знания, умения и навыки по теме урока. |
Знакомство с творчеством В.Г. Сутеева. Рассказ об авторе. Владимир Григорьевич Сутеев родился в 1903 году в Москве, в семье врача. Отец его был одаренным человеком: он долго колебался, какую специальность ему выбрать – петь в опере или стать врачом. Он стал врачом и сделал важное открытие в медицине, пел в любительских концертах, а также хорошо рисовал и написал книжку об одном талантливом скульпторе. Владимир Григорьевич тоже соединил в себе два таланта. Он стал писателем и художником. В школе он был самым весёлым и остроумным мальчиком. Он постоянно рисовал весёлые рожицы и изрисовывал всё, что попадалось ему под руку. Бывает так – работал человек художником: рисовал картинки к детским книжкам. А потом стал рисовать мультфильмы. А потом еще и и писать начал сценарии к мультфильмам. А однажды подумал, подумал и стал писателем, решив, что весёлых авторов намного меньше, чем весёлых художников. А может всё было в его секрете: ведь писал он правой рукой, а рисовал левой. Хорошо, когда обе руки заняты делом! Обсуждение услышанного текста. - Кем же был В.Сутеев, кроме того, что был писателем? - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним произведением В.Г. Сутеева, которое называется «Ёлка». |
Слушают информацию об авторе.
Художником-иллюстратором, режиссером и сценаристом мультфильмов. |
Метапрдметные: Формирование умения слушать, анализировать полученную информацию, отвечать на поставленные вопросы. Регулятивные. Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия. Личностные. Проявляют интерес к новому. Коммуникативные. Формулируют собственное мнение, контролируют действия товарищей. |
||||||||||||
IV. Работа с текстом. |
Развитие восприятия художественного текста. |
Знакомство с произведением Сутеева В.Г, «Ёлка» (просмотр аудиокниги).
Анализ произведения. Восстановление событий сказки. - Для того, чтобы вы лучше запомнили содержание сказки, представьте себя мультипликаторами. Подумаем, кого из героев сказки мы поместили бы в каждый кадр? - Ответить на эти вопросы вам помогут иллюстрации . -В какое время года начинаются события в сказке? -Кому написали письмо дети? О чём просили? -Как появился главный герой? -Как работали ребята? -С кем отправился в путь Снеговик? -Что случилось в пути? -Кто взял письмо? -А кто помог Бобику и спас Снеговика? -Кто вернул письмо? -Как Дед Мороз выполнил просьбу ребят? -Чем закончилась сказка? -Почему сказка называется «Ёлка»? |
Слайд № 33 Дети внимательно слушают сказку и смотрят аудиокнигу.
Дети отвечают на вопросы и выбирают подходящие иллюстрации. (На доске появляется схематический план сказки). |
Регулятивные. Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия. Личностные. Проявляют интерес к новому. Коммуникативные. Формулируют собственное мнение, контролируют действия товарищей. Метапредметные: Формирование умения отвечать на поставленные вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. |
||||||||||||
Физминутка. |
|
Зимняя физминутка |
Выполняют движения. |
|
||||||||||||
Работа с текстом сказки: моделиро-вание обложки. |
Формирование умения представлять информацию схематически. |
-Что мы прочитали? -Кто автор этого произведения? -Как называется? -Составьте модель обложки данного произведения. Докажите свой выбор. -Сравним наши обложки. - Что общего? -Чем отличаются? ВЫВОД: мы прочитали сказку. Эта сказка о детях и о животных. В.Г.Сутеев пишет сказки о детях и о животных. |
Сказку В. Сутеев «Ёлка» Учащиеся составляют модель обложки.
Выходят несколько учащихся с моделями обложки. 1 вариант: сказка о детях. 2 вариант: сказка о животных.
|
Метапредметные: Формирование умения представлять информацию в разном виде, обобщать, сравнивать, делать выводы. |
||||||||||||
V. Закрепление.Итог урока |
Развивать умение обобщать и делать выводы, определять основную мысль произведения. |
Итог урока -Прочитайте слова на доске про себя. Ребята щенок Бобик Заяц лиса Медведь белочка Снеговик волк Дед Мороз сорока - Кто из героев сказки вам понравился больше всех? -Кого можно назвать «отрицательным героем»? Почему? - А как вы думаете, смог бы снеговик в одиночку доставить письмо Деду морозу? - Кто помогал снеговику? - Благодаря своим друзьям, их помощи, снеговик смог выполнить просьбу детей. Только дружба и взаимовыручка способны творить чудеса! Обобщение: - Чему учит вас эта сказка? - Что полезного вы возьмёте для себя из этой сказки? -К этому уроку я выбрала пословицу: « Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Объясните почему? - Молодцы, ребята! Вы справились с заданиями. Я желаю вам волшебного Нового года и чудес!!! |
Слайд № 34 Дети читают слова.
Рассуждения детей.
Рассуждения детей.
Нет. Щенок Бобик, зайцы, белки, медведь, сорока, Дед Мороз.
- Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, преданными и смелыми, учит помогать друг другу. Слайд № 35 Рассуждения детей.
|
Регулятивные. Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия. Личностные. Проявляют интерес к новому. Коммуникативные. Формулируют собственное мнение, контролируют действия товарищей. |
||||||||||||
I. Мотивация к творческой деятельности |
|
-Ребята, а почему Новый год можно назвать волшебным? -Что происходит в праздник Новый год? -Ой, ребята, совсем забыла, вам Дедушка Мороз прислал письмо. Давайте прочитаем! Письмо Деда Мороза -Здравствуйте, дорогие ребята! Знаю, в вашей школе вы многому научились и сможете выполнить моё задание: создайте аппликацию к новому году для своих родных в подарок. Отправляю вам урок по изготовлению данной аппликации. С наступающим Новым годом! |
Слайд № 36 |
Познавательные: Формируем умение извлекать информацию из текста. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов. Формируем умение делать выводы. |
||||||||||||
II. Постановка учебной задачи |
|
-Кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Тема урока: «Изготовление аппликации на тему «Зима». Цель: Мы продолжим учиться работать с бумагой, выполнять задания по определенному алгоритму, вырезать необходимые детали и работать с ножницами и клеем. |
Ответы детей.
|
Регулятивные: Формируем умение определять цель своей деятельности Формируем умение точно выражать свои мысли Коммуникативные: Формируем умение оформлять мысли в устной форме Формируем умение слушать и понимать других |
||||||||||||
III. Применение знаний. Выполнение практической работы по алгоритму под руководством учителя |
|
- Приступая к практической работе, вспомним правила техники безопасности при работе ножницами, клеем (ответы детей) Правила работы ножницами: Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперёд. Не бросай ножницы. Работай ножницами только на своём рабочем месте. Когда режешь, не раскрывай широко ножницы и держи их концами от себя. Режь средней частью лезвий. После работы положи ножницы в свою рабочую папку. |
Вспоминают правила работы с ножницами и клеем. |
|||||||||||||
Физминутка |
|
Лепит с самого утра детвора снеговика. Снежные шары катает и смеясь, соединяет. Снизу самый крупный ком, Чуть поменьше ком на нем. Еще меньше – голова, дотянулись мы едва. Глазки – шишки, нос – морковка. Шапочку надели ловко. Яркий шарф, в руках – метла. И довольна детвора. |
|
|
||||||||||||
IV. Самостоятельная работа |
|
Учитель проверяет этапы выполнения работы по ходу деятельности детей, корректирует, оказывает помощь (по необходимости). |
Учащиеся выполняют работу с помощью поэтапной иллюстрированной инструкции, показанной в программе Keynote (для создания презентаций) на планшетах. |
Коммуникативные: Формируем умение слушать и понимать других. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре. |
||||||||||||
V. Выставка. Обсуждение результатов работы |
|
Вопросы: - Расскажи, как выполняли свою работу. – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? - Какие знания и умения помогли тебе сегодня аккуратно выполнить работу? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты сделал всё сам или с помощью товарища? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Получили ли вы от своей работы удовольствие? |
Ответы и рассуждения детей. |
Личностные: Развиваем умение высказывать свое мнение о выполненной работе, выражать свои эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
||||||||||||
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности. |
1.Рефлексия деятельности на уроке. 2.Самооценка собственной деятельности.
|
- Поаплодируйте себе за работу на уроке! - Наш урок окончен. Спасибо всем за работу. Желаю вам волшебного Нового года! |
|
Личностные. Уметь оценивать результат своей работы. Регулятивные. Оценивать свои достижения. |